prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
    1. Политология как наука и учебная дисциплина. Предмет политологии.


Политология – наука о политике во всех ее проявлениях. Политология отвечает на такие вопросы, как: что такое гос-во, формы его проявлении и территориальное устройство; -что такое власть и в чем ее особенности; кто борется за власть, что такое политические партии и их отличие от общественных организаций; кто становится политическим лидером; как складываются международные отношения.

Формирование политологии как самостоятельной науки произошло на рубеже 19-20 вв, а окончательное ее формирование после второй мир. Войны с созданием в 1949 международной ассоциации политической науки. Назначение политологии – делать людей политически культурными личностями, она помогает поглубже понять логику общественного развития, дает знания основ развития полит. Жизни, гос. Устройства, международной политики. Предметом политологии явл изучение полит сферы жизни общества, ее сост. Элементов, а также интегрированный курс наук полит направления. Политика – деятельность по организации совместной жизни людей в обществе. Различают след. Формы политики: -по сферам жизни общества: экономическая, социальная, культурная, национальная, военная;-по направлениям и масштабам: внутренняя, внешняя; -по субъектам: госво, полит партии, профсоюзы. Субъекты политики – это люди и учреждения, принимающие законы, участвующие в политит жизни и ответственные за судьбу страны. Субъектами пол явл:-госво , полит партии, соц общность, человек. Маркс вебер всех людей по их роли в полит жизни объединил в 3 гр:1)человек – как субъект по совместительству(совмещает профессиональную и полит деят), 2) человек – как суб. От сучая к случаю(участие в выборах), 3)человек – как суб по професии. Функции политологии: познавательная, интструменталистская, воспитательно – социальная, диагностическая, функция политической рифлексии, прогностическая. Методы политологических исследований. Научные методы – это способы, приёмы исследования, которые применяются с целью получения достоверной информации и для теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Политология как любая другая наука, имея свой особый объект и предмет исследований, также располагает собственной системой методов. Эта система включает: - универсальные общелогические методы научного познания: анализ и синтез, абстрагирование, дедукция, индукция и др. эмпирические методы исследования, которые включают: а) институциональный метод, посредством которого изучают устойчивые формы организации и нормы функционирования политической власти; б) исторический метод – познание политических явлений в их историческом измерении; в) сравнительно-типологический метод; г) метод психологического анализа; д) метод бихевиоризма (от англ. behavior – поведение) - методы системного и функционального анализа. Они предполагают исследование сферы политико-властных отношений как особой, сложно организованной совокупности отдельных элементов, образующих целостный организм, т.е. систему, которая взаимодействует с окружающей средой.

    1. Политическая власть: сущность, структура, функции.

Власть – основная категория политологии: понятия, природа. Власть – это всегда и в первую очередь есть отношение между людьми, характеризуемое господством и подчинением, приказом и исполнением его. Она возникает как отношение и не существует вне отношений. Власть невозможна без подчинения; Власть и властные отношения – это объективно необходимый фактор, без которого невозможно существование общества. Институты власти – совокупность исторически сложившихся, устойчивых и общезначимых организаций власти, а также норм и правил поведения, которые определяют, кто принимает решение и командует, а кто обязан подчиняться. Основными ресурсами субъектов политической власти являются: физическая сила; знание (владение информацией); вера и страх; материальные богатства; обычаи и традиции; закон и право; организованность и привычка подчиняться; все любые другие средства, способные сообразно ситуации вызвать реакцию подчинения.Роль,которую выполняет политическая власть относительно потребностей общества, определяется следующими действиями политической власти: обеспечивает целостность общества, разделенного на классы, группы и слои,осуществляет авторитарное распределение ценностей (материальных благ и социальных преимуществ); обеспечивает управляемость общества и определяет приоритетные цели его развития; организует массы и мобилизует ресурсы для осуществления определенных целей и защиты общества от внешних угроз.Признание большинством общества или его социально значимой частью необходимости, обоснованности и законности данной политической власти, выраженное в общественном согласии подчиняться ей и установленному ею порядку добровольно, в политологии обозначается понятиями «легитимное господство» или «легитимная политическая власть». Понятие «легитимность» ввел М. Вебер, и он же по критерию мотивов подчинения выделил три основных «чистых» типа легитимности политической власти (господства):Традиционная,харизматическая, рационально-легальный тип легитимности . Различают два типа кризисов легитимности власти: 1) персонифицированный; 2) институциональный. Кризис персональной легитимности связан с утратой общественного доверия к личности политического лидера, главы государства или составу парламента и преодолевается, как правило, посредством очередных или внеочередных выборов в органы представительной власти.


  1. Политическая система общества.


Политическая система – целостная упорядоченная совокупность полит институтов, полит отношений, идей, норм, традиций, осуществляющих полит власть. Характеристику полит системы дал американскй политолог Девид Истин в своей работе «полит система общества». Структура полит системы: 1) институциональная подсистема – совокупность институтов, связанных с функционированием полит власти:госво, полит инфраструктура, СМИ, церковь. 2) идеологическая подсистема – полит идеи, взгляды, представления.3) нормативная подсистема – полит нормы и традиции опрделяющие и регулирующие полит жизнь общва. 4) культурная подсистема – комплекс типичных дл данного общества укоренившихся стереотипов, представлений, ценностных ориентаций и полит поведения. Эффективное функционирование общественной системы позволяет ликвидировать устаревшие общественные отношения, институты и другие её элементы, создать новые. В этом процессе политической системе отводится выполнение определенных задач. В рамках её механизмов происходит формирование новых общественных решений, мобилизация общественных ресурсов и энергии, необходимых для их претворения в общественную практику, создание институтов, контролирующих свертывание старых и образование новых элементов общественной системы. С этой точки зрения политическая система играет роль важного инструмента общественной системы. Она обеспечивает последней относительную прочность, позволяет усовершенствовать её отдельные функции, повысить эффективность методов преодоления противоречий и конфликтов.Функции пол систем: определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности; интеграция всех элементов общества вокруг общих соц-полит целей и ценностей; мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности общества, его полит строя; формирование полит сознания, приобщение членов общества к полит участию и деятельности.
  1. Политическая система Республики Беларусь.

Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику.Реализацией политических решений занимаются органы государственного управления - административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан. Это создает новые проблемы, требующие принятия политических решений. В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях" (октябрь 1994 г.). После перерегистрации 1999 г. в Республике Беларусь официально действует свыше 1300 общественных объединений.Перечислим основные политические партии Беларуси, учитывая их примерную расстановку в политическом спектре от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых "БЭЗ", Белорусская политическая партия "Зеленых", и др. Функция выработки политического курса, стратегии общественного развития. В белорусской политической системе эта функция принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять институты законодательной и исполнительной власти, которые формируют коллективные решения. В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент - Национальное собрание, состоящее из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент рассматривает основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции - принятия законов. Реализация принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организовывают определенные мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - центральный орган государственного управления (Совет Министров). Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:1)административно-управленческий аппарат (администрация): Правительство, министерства, комитеты, ведомства; 2)контрольно-надзорные органы - органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д., особенностью которых является применение принудительных мер [6.с,56].В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды.


Таким образом, система властных органов Республики Беларусь основана на разделении на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и является централизованной в условиях унитарного государства.

На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия (русскому языку наряду с белорусским был придан статус государственного), изменение государственной символики, укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г. Лукашенко (70,5 % населения высказались "за" данную редакцию).

Политическая система является устойчивой, если достигнута легитимность. Легитимность власти - доверие со стороны населения трем основным компонентам политической системы: политическим институтам, политическим лидерам, политическому режиму в целом.



  1. Политические режимы и их разнообразие.

Политический режим – это способы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью. политический режим обеспечивает: и эффективность политической власти; управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей политики, реализацию интересов общественных групп, властвующей элиты. Тоталитарный - – слово, возникшее в 20 в. и применяемое для характеристики таких политических режимов, которые стремятся ради определенных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Характерными чертами тоталитаризма Х. Арендт считала: - единую идеологию; - внутригосударственную политику террора; - чрезмерную бюрократизацию государства; - антисемитизм, расизм. Характеристика тоталитарного режима будет не полной, если не попытаться сделать сравнительный анализ его с режимом авторитарным. Назовем общие характерные черты тоталитаризма и авторитаризма: власть сосредоточена в руках правящей верхушки, принцип разделения властей игнорируется; - не работает принцип выборности властных органов, хотя формально выборы могут и проводиться; политические противники режима подвергаются преследованиям и репрессиям; права и свободы граждан обозначены лишь формально, при этом они значительно урезаны и ничем не гарантированы;Идр.


Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами. Демократический политический режим – это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. Демократический политический режим – не только политическая власть большинства, но и власть, уважающая права большинства.При демократическом режиме гарантированы основные права и свободы граждан, беспрепятственно действуют политические партии, организации, учреждения, отстаивающие интересы различных социальных слоев, а также оппозиция. Политическая жизнь здесь разворачивается на широкой демократической основе: открыто обсуждаются проблемы политики, созданы механизмы, не допускающие чрезмерной концентрации власти в одном центре, определены оптимальные политические права и свободы граждан, формы их политического волеизьявления, установлено всеобщее избирательное право.


  1. Государство как институт политической системы.

Государство – основной институт политической системы: смысл понятия; происхождение; признаки и функции. К числу общих (родовых) признаков, отличающих государство от других политических организаций, относятся: наличие особого класса людей, профессионально занятых управлением и образующих организацию высшей публичной власти, отделенную от общества и не совпадающую с организацией всего населения; суверенитет, т.е. статус верховной и независимой власти; монопольное право на взимание налогов и издание законов, обязательных для всего населения; монопольное право на легальное применение вооруженных сил для физического принуждения и подавления с целью сохранения того или иного политического порядка и законопослушания. прерогатива (исключительное право) выражать, представлять и защищать интересы общества.Обладая названными признаками, государство как организация верховной публичной власти осуществляет следующие основные функции: интегрирует и сохраняет целостность общества; управляет социальными и экономическими процессами, определяя цели развития общества; мобилизует материальные и людские ресурсы для их достижения; регулирует социальные отношения посредством авторитарного распределения ценностей в обществе; обеспечивает государственную безопасность и определенный общественный порядок. Таким образом, государство, являясь организацией, выполняющей важнейшие для жизни общества функции, не заменяет и не отменяет общество. Государство действует в обществе, управляет им и представляет собой организацию – инструмент, с помощью которого общество сохраняет и охраняет себя. Всемирная история свидетельствует – народы, которые не обрели своей государственности или утратили ее, оказались обреченными на дискриминацию, утрату своей культуры, языка и ассимиляцию.




следующая страница >>