prosdo.ru 1 2 ... 20 21




ГЛАВА 5. Понятие якоря и якоризации
Перед глубинным погружением в лингвистические тонкости мы с вами остановились на понятии якоря. Подробнее рассмотрим его техники, где он применяется.

Итак, вы разобрались в состоянии клиента и выяснили какой ряд переживаний составляет желаемое состояние. Чтобы перевести его из нынешнего состояния в желаемое, важно располагать достаточным количеством возможностей. Эффективный терапевт выбирает метод или комбинацию методов, лучше всего соответствующих потребностям и особенностям конкретного клиента, графическому содержанию проблемы.

Основная предпосылка вашей работы состоит в том, что люди располагают всеми ресурсами, чтобы совершить желаемые или необхо­димые им изменения. Вы помогаете им получить доступ к своим ресурсам и организовать их. Не имеет значения, верна ли эта предпосылка. Когда вы структурируете свое поведение так, будто она верна, результаты показывают, что она, во всяком случае, полезна.

Понятие ресурса будет часто встречаться вам в дальнейшем. Ресурс - это не помощь извне и не что-нибудь в этом роде. Ресурс находится в личной истории каждого. Это уверенность в себе, способность к самоутверждению, настойчивость, расслабленность, не напряженность, готовность к действию, доверие, нежность, любое ваше переживание ценно и может быть ресурсом.

Некоторые любят давать своим клиентам советы. Каждый раз, когда вы даете совет, это будет менее эффективно, чем если бы вы могли соответствующими ясно сформулированными инструкциями отослать человека к его собственным ресурсам, развивать его собственные альтернативные варианты. Вы – уникальное человеческое сущес­тво; таковы же и ваши клиенты. И соответствие между вами и ими может иметь место, а может и не иметь. Если вы обнаруживаете невероятное соответствие, то можете предложить полезный совет. В этом нет ничего плохого до тех пор, пока вы восприимчивы к реакции, которую получаете, предлагая его. Но даже в этом случае будет более эффективно отослать человека к его собственным ресурсам.


Мы берем на себя смелость утверждать, что всякий, к примеру, постоянно тревожный и напряженный человек, найдет в своем опыте момент, когда он был спокойным и расслабленным; тот, кто считает себя непоправимо рассеянным, хотя бы однажды переживал состояние полной сосредоточенности, внимания и собранности, а именно это вам и нужно! Ваша задача - обеспечить доступ к ресурсам, когда они необходимы. Выполнению этой задачи способствует разработанный авторами НЛП метод якоря.

«Любой человек периодически переживает опыт некоего видения, слышания, чувствования, обоняния или вкуса», - пишет Дэвид Гордон, который немедленно переносит его к какому-либо опыту или событию в его прошлом. Возможно, вам приходилось уловить запах знакомых духов, вдруг напомнивший о давно забытой женщине, а случайно услышанная мелодия окажется той, под которую вы танцевали, только что познакомившись; вы могли глотнуть холодного шампан­ского или увидеть, как на заснеженной улице продают ярко-оранжевые апельсины — и с неожиданной остротой вспомнить какой-нибудь Новый год в далеких семидесятых и чудную рождественскую сказку для взрослых, показанную по телевизору...

Эти якоря прошлых опытов воскрешают тем или иным образом приятные полезные опыты вашей жизни. Конечно, якорь может извлечь наружу и другой опыт, который является не только болезнен­ным, но и бесполезным теперь.

У якорей есть еще одно важное свойство. Для того, чтобы они работали, далеко не обязательно их осознавать. Якоря ежедневно и ежечасно приводят каждого из нас к каким-либо предшествующим опытам. Многие из наших ежедневных ощущений и восприятий, которые мы переживаем и с необходимостью игнорируем, оказываются такими якорями. И тогда мы вдруг вспоминаем «то путешествие», не подозревая, что где-то над нами сейчас пролетел самолет, звук которого был явно слышен.

«Якоря вездесущи», — говорят Бэндлер и Гриндер. Один из них на семинаре вспомнил о школьном классе и жестом изобразил царапанье ногтями по классной доске, получив реакцию типа «скрип ножа по тарелке»: «Многие в аудитории вздрагивают и морщатся. Что вы делаете? Вы - сумасшедшие. Здесь нет доски. Каково в качестве якоря?»


Все, кто занимался семейной терапией, наблюдали следующее: пара сидит и разговаривает очень мирно, и вдруг кто-то из них «взрывает­ся». Если вы не уловили характерный тон, незначительное изменение позы или движение рук второго партнера, то происшедшее останется для вас загадкой. Что случилось? Никто не знает. Якорь, на который люди реагируют неадаптивным поведением, обычно находится вне их сознания.

Таким образом, якоря могут быть средством быстрого возвращения к прошлым эмоциям и поведению, доставляя приятные и волнующие переживания. Но часто они «включают» чувства и реакции, которые в настоящее время вас вовсе не радуют.

Якоря могут использоваться сознательно и намеренно. Подобно тому, как определенные внешние стимулы становятся связанными с прошлым опытом, вы можете произвольно создать ассоциацию стимул» с определенным опытом. Если такая ассоциация возникла, вы можете произвольно вызвать переживание (аналогично работает язык).

Для того чтобы клиент надлежащим образом описал некоторый опыт, он в первую очередь должен репрезентировать его, по крайней мере, в одной из сенсорных систем. Во время воспоминания (репрезен­тации) он на каком-то уровне переживает его, поскольку «репрезента­ция опыта» и «опыт» являются идентичными процессами. Поэтому человек в действительности (в большей или меньшей степени) переживает поведение и эмоции, о которых он сообщает.

Когда по внешнему виду, словам, интонации клиента вы заключа­ете, что он полностью «вернулся», вы можете использовать этот момент для якоризации. Произвольный ввод (при соблюдении необходимой осторожности) нового стимула, когда человек наиболее полно пережи­вает свой прошлый опыт, связывает новый стимул с воспоминаемым переживанием. Этот новый стимул может быть кинестетическим (при­косновение), аудиальным (изменение интонации и пр.), визуальным (очевидное и резкое движение); даже запахом, по утверждению Лесли Кэмерон. Трудно понять, как запах бывает произвольным, но вы пофантазируйте.


Если момент выбран удачно, воспроизведение стимула приводит к воспроизведению переживания. Это и называется якорем. Будучи повторен один или два раза, якорь приобретет способность «перевызывать» якорированный опыт, также, как и настоящий (естественный) якорь. Реакция на использование якоря может быть минимальной, но тем не менее, в опыт клиента вводится некоторое влияние.

Важная особенность вновь созданных якорей состоит в том, что они находятся под контролем терапевта. Пока клиент описывает пережива­ния, относящиеся к его проблеме, терапевт устанавливает якоря для каждого из тех опытов, над которыми он хотел бы иметь контроль с целью вызова определенных реакций. Всякий раз, когда клиент конгруэнтно выражает один из этих опытов, терапевт повторяет свои действия по установке якоря, чтобы убедиться, что он включен сюда.

Для эффективного установления якоря вам нужно умение опреде­лить, когда человек получил доступ к значимому переживанию. Поскольку вы не можете точно знать, какое внутреннее состояние он переживает, вы зависите от своих чувств в определении внешнего выражения внутреннего опыта и отличии одного опыта от другого. Важные области, на которых стоит сосредоточиться — цвет кожи, тон, голоса, объем губ, тонус лицевых мышц, температура кожи, тип и частота дыхания. Они достаточно заметно изменяются, и за ними легко уследить.

Вы можете вызвать различные интенсивные реакции, просто пред­ложив вспомнить ряд эмоций. Например, когда клиент был в последний раз испуган? Взволнован? Смотрите, слушайте, улавливайте измене­ния.

Если вы их не различаете или они вам представляются незначительными, проверьте две вещи:

1. Конгруэнтны ли ваши собственные слова, голос и лицо по отношению к той реакции, на которую вы рассчитыва­ете? Если вы просите клиента вспомнить переживание страсти, вряд ли вам поможет скучающее выражение лица, тусклый голос и интонации, с которыми вы обычно обсуждаете дома ваши финансовые дела. Успех в постановке якоря значительно зависит от гибкости поведения, поскольку, чем более вы сами выразительны, тем большую выразитель­ность вызовете.


2. Проверьте, как клиент вспоминает требуемое переживание: находясь в картине или видя себя в ней со стороны. Вы помните, что второе — это конструкт? Часто его можно распознать по соответствующему ключу доступа. Если вы не уверены, спросите клиента прямо. Это важно выяснить. Видя себя со стороны, человек не переживает чувств, связанных с прошлым опытом, он переживает чувства по поводу его. И естественно, вы не можете поставить на якорь те сильные чувства, которые были бы у него внутри картины. Предложите войти в нее, почувствовать то, что он чувствовал тогда, услышать те звуки, увидеть, что он тогда видел.

Будучи способным вызывать и замечать различные переживания, вы сможете и поставить их на якорь. Наблюдая момент полного выражения (внешнего представления внутреннего переживания), полезно­го в терапевтическом процессе, вы вводите стимул, с которым это выражение ассоциируется.

Использование техники постановки на якорь открывает вам доступ к различным внутренним состояниям человека. Клиенты с психически­ми нарушениями часто изменяются в плане того, кто они, что они такое и в каком состоянии находятся, что сбивает с толку, словно флюгер, который вам почему-то предлагают вместо четкого дорожного указате­ля к интересующему вас городу. Якорь поможет стабилизировать эмоциональное состояние, давая терапевту возможность идти к наме­ченной цели.

Три правила, которым вы следуете для успешной постановки на якорь:

1. Дайте клиенту получить доступ к требуемому переживанию (или вызовите его) так ярко и полно, как только возможно.

2. Введите добавочный стимул в момент наиболее интенсивной реакции, выбор момента является решающим.

3. Позаботьтесь о том, чтобы выбранный стимул мог быть воспроизведен совершенно точно, только при этом условии он вызовет достаточное воспроизведение внутреннего состояния. Установление якоря может быть описано как прикосновение к колену, плечу, тыльной стороне руки, но имейте в виду, что это вполне специфическое прикосновение, воспроизводите его совершенно точно вплоть до интенсивности давления. Проверьте сами какие допустимы отклонения.


Триггеры

По сути, якоря и триггеры - это две взаимодополняющие части одного и того же процесса. Различение может показаться излишним, но это не так. В то время как якорь - это восприятие человеком какого-либо события в его окружении, триггер выступает в роли самого этого события. Хотя в качестве триггеров может действо­вать что угодно, события и факты окружения не являются триггерами до тех пор, пока они не якорируют определенный опыт. Это уточнение важно, поскольку оно обращает ваше внимание на то, что повторяющи­еся события окружения являются неотделимой частью эмоций и поведения; при обработке проблемы мы можем изменить либо окруже­ние (триггеры), либо опыт о нем (якоря), либо последующую реакцию. Изменения, возникающие на любом из этих уровней, будут обобщаться (генерализоваться) и на двух других, но работа с клиентом на уровне этого опыта мира является наиболее жизнеспособным выбором в боль­шинстве терапевтических случаев.

Использование триггеров может быть включено в процесс терапии. Когда клиент специфицирует для вас характеристики проблемной ситуации, вы часто будете замечать, что в его окружении есть одно особенное событие (триггер), которое всегда действует эффективно для извлечения этого опыта. Такими триггерами могут быть конкретные слова или сочетания слов, какое-нибудь имя, грубый голос, указующий жест, запах сигарет и так далее. Будучи уверенным, что обнаруженный триггер отвечает за извлечение неприятных или, по меньшей мере, бесполезных эмоций и поведенческих реакций, вы можете переключить его на закрепление совершенно другого опыта, чем и измените проблемную ситуацию.

На семинаре Гриндер и Бэндлер работали с женщиной, желавшей избавиться от неприятного переживания, кстати, так и не названного. Они применили кинестетический якорь — прикосновение. Изменение прошло успешно, но при этом было сделано существенное замечание: «У нас нет возможности быть постоянно рядом с ней, чтобы держать ее за плечо, поэтому мы должны сделать триггером нового поведения то, что раньше вызывало неадаптивные реакции. Если звук голоса ее начальника заставляет ее чувствовать себя беспомощной, сделайте именно этот звук триггером для переживания уверенности в себе и т.п. Иначе уже существующие старые якоря окажутся сильнее новых, которые вы создали».


Переформирование триггера — мощное «оружие» для клиента, пос­кольку оно обеспечивает его средством немедленного возвращения к соответствующему усвоенному опыту точно в тот момент, когда он в нем нуждается.

Подобно якорям, триггеры бывают естественными — сейчас мы говорили именно о них, — и искусственными. И те, и другие могут быть использованы для инициирования изменения в дальнейшем. Это нужно учитывать, когда природа проблемы клиента указывает на то, что актуальный процесс изменения будет наилучшим образом обеспечен, если он произойдет в контексте действительной проблемной ситуации. Все, что здесь необходимо сделать, — отобрать в качестве триггера одно из различных событий в окружении клиента, характеризующее актуальную проблемную ситуацию, и затем эксплицитно включить его в качестве триггера для происходящих изменений.

Как терапевт вы можете установить и контролировать триггеры, пользуясь этим, чтобы инициировать изменение. Но мы обращаемся не только к терапевтам и не исключаем того, что все эти вещи вам покажутся не очень ясными. Поэтому давайте уточним еще раз.

Итак, якоря могут быть естественными, неизбежно возникающими в ходе жизни, и искусственными, которые вводятся по необходимости терапевтом. Это дополнительные стимулы в одной из репрезентатив­ных систем. Триггер и якорь можно осознать, но чаще они являются неосознаваемыми. «Триггер» буквально означает спусковой крючок, механизм и связанное с ним действие. Он и впрямь «запускает» действие якоря. Естественный якорь - это детерминатор, фрагмент прошлого опыта, в свою очередь, вызывающий положительное или отрицательное переживание (покой, напряженность и т.д).

Допустим, человек пережил когда-то бурную, резкую ссору с женщиной, крайне уязвившей его. Выражение лица партнерши при этом было характерно ироническим, и какая-то его деталь отпечаталась в памяти. И после того, как эта сцена давно забыта, у него случаются, казалось бы, немотивированные вспышки сильной раздражительности. Триггер в этом случае — высоко поднятые брови партнерши, у которой время от времени может появляться такое выражение лица безо всякого намерения затеять ссору; якорь - воспоминание об этой сцене; (результат - воспроизведение неприятного переживания.

Последовательность выглядит следующим образом: триггер — якорь - внутреннее эмоциональное состояние — поведенческая реак­ция.

Знание триггера и якоря вам необходимо, чтобы полноценно работать с процессом изменения.


следующая страница >>