prosdo.ru
добавить свой файл
1
ПОСЛАНИЕ БОГАЧУ, ВНЕЗАПНО СТАВШЕМУ ЩЕДРЫМ


Позвольте мне к вам обращаться на вы. Причина не в моем лебезении перед вами, причина - в вашем возрасте. Вы, вероятно, сейчас пребываете в необычном для вас состоянии, когда у вас неожиданно возникли сомнения касательно правильности вашей жизни, когда во внутрь забралось смутное ощущение, что вас уже ничего в жизни не радует, и что все попробовано, когда вы всерьез обдумываете желание пожертвовать на благие цели деньги, которых у вас уже давно стало больше, чем вы и ваша семья может потратить.

Так вот, это очень важный миг в жизни человека, если задумчивость о прожитой жизни заполняет всего его нутро, если душа требует чего-то особенного, а разум, заточенный под определенный тип мышления, не понимает, что же есть то особенное, чего не достает душе. Это очень важное мгновение для человека, потому что оно может стать отправной точкой жизненных перемен, обещающих душевный покой и утешение. Но нужно торопиться использовать это мгновение, оно крайне непродолжительно. Такое состояние может скоро рассеяться под давлением новых мыслей, забот, желаний, и человек, быть может, навсегда упустит эту редкую инициативу менять свою жизнь, упустит живительные силы для поиска смысла, которые, как влагу, поглотят тлен и суета. Поэтому прошу, разрешите мне говорить с вами, разрешите раздувать вашу внезапную искру альтруизма и жертвенности, и вы, возможно, отыщите ключи к новым дверям, которые вы еще никогда не открывали.

Вы богаты. Вы прожили большую половину жизни, я в этом уверен, иначе ощущение скоротечности времени не посетило бы вас, чувство, что старость дышит своим зловонием вам в лицо, не привело бы вас в смятение. Так пожертвуйте ваши деньги на искусство.

Прошу прощение за прямоту и бестактность, но, поверьте, отсутствие конкретики и юления доставили бы вам больше раздражения.

Вы говорите, что бы эти бездельники занялись нормальными делами, заняли имеющиеся вакансии? Но вы бы так не говорили, если бы знали, как устроена природа художника. Для такого человека физическая работа скучна, многие радости жизни и удовольствия предсказуемы, поэтому безынтересны. Отсюда и стереотип, что художники - это извращенцы и тунеядцы, бесполезные для общества. Но прошу вас, помедлите с выводами! Разве они виноваты, что при распределении судьбой призваний среди людей им достались самое редкое и несправедливое призвание - быть художником? Трагедия заключается в том, что такое призвание сложно реализовать. Пекарю или врачу легче реализовать себя - нужда в их таланте есть всегда, поэтому всегда и будет оплачен их труд, всегда они смогут увидеть благодарность в глазах людей. А нужды в таланте художника не так уж и много среди людей. Чаще народ ждет от него развлечения, но, не получив желаемого, он не выразит благодарности, скорее - нахамит и раскритикует.


Художник не тунеядец, если ему обеспечить комфорт для работы - дать средства к осуществлению замыслов, минимальную оплату труда и нуждающуюся в нем публику. Вот и все, он будет работать на износ, не хуже шахтера. Но в нашем прагматичном мире он лишен всего необходимого для комфортной деятельности и поэтому скитается, бездельничает, спивается или же ищет популярности, хотя при этом может быть человеком совсем не тщеславным. Именно поэтому ваша помощь очень уместна.

Вы не понимаете, зачем вам это? Да вы и не можете понимать, потому что не знаете, что творится в каждой голове, целованной Богом в темя. Если бы вы заглянули в такую головушку, вы бы увидели, сколько там много грез о вас, сколько там обращений к вам, сколько мольбы о вашей помощи.

«О, где же ты щедрый дяденька с деньгами, где же ты покровитель беспризорных талантов, непризнанных гениев, амбициозных творцов, где же ты, спаситель наш?!» - вот что вы прочитаете в голове нашего брата.

Вас уже любят, о вас давно мечтают, вам осталось явить свое лицо и имя миру, чтобы вся эта любовь сосредоточилась на вас. Чтобы люди одаренные смогли совершать свои творческие подвиги, а публика, пережившая катарсис, направила через авторов свое восхищение и вам.

О, щедрый человек, я уже вижу, как ваши глаза на полотне изящно выводит художник, как режиссер экранизирует вашу биографию, как поэт посвящает вам стихотворение. Вам когда-нибудь посвящали произведение? Нет? Вы не представляете, что это за ощущения, когда вы стали причиной вдохновения, когда из-за вас из недр окрыленной души высвобождается поток космической информации, когда вам еще при жизни ставится памятник, высеченный не из мрамора, а из глыбы божественной материи. Любое художественное произведение - это вечный монумент, и дорогого стоит, чтобы на нем было высечено ваше имя. Но это приятно не только для тщеславия. Когда вам посвящают творение, вы попадаете в мир искренности, где нет места прагматике, корысти, злому умыслу. Посвященный вам стих не принесет вам прибыли, но этот с виду неказистый жест способен доставить вам намного больше тепла, чем новость о поступивших доходах. Когда вы подсчитываете про себя прибыль, на вашем лице проявляются морщины от внутреннего усердия и крайней сосредоточенности на расчете, ваш рот расплывается в сытой ухмылке.


Но когда вам какой-нибудь автор посвящают произведение, ваши глаза полны человечности, словно вы стали свидетелем чуда, ваши уста растягивает добрая улыбка, а в душе такая чистота появляется, что находиться в ней место для множества чувств - благодарность, любовь, уважение, дружба, даже кротость. Вы, несомненно, станете робким, вам будет как-то неудобно от проявления такого внимания, вам даже где-то глубоко в душе покажется, что вы не заслужили такого жеста. И вы скажите вслух, что, может, не стоило делать это посвящение, что не надо было автору утруждать себя, тем не менее, внутри вас произойдет торжество, вам будет очень приятен такой подарок.

Вы спрашиваете, почему таланты не идут сами и не просят? Творцы - это гордый народ, они не станут клянчить и побираться, словно нищие, хоть на душе и будет тяжело, хоть в душе будут кричать «помогите!», но они не скажут этого вслух, они будут мужественно терпеть эту внутреннюю пытку и ждать, пока на них первых обратят внимание. Вы спрашиваете, почему они молчат о своих нуждах? Но это же очевидно - они настолько привыкли быть непонятыми, что стали уверены, что если обратятся за помощью, то вновь наткнуться на непонимание, вновь лоб в лоб соприкоснуться с дилетантскими суждениями и аргументами, жалящими сознание. И поэтому каждый из них задает себе вопрос: а зачем вновь проходить через эти муки, испытывать это оскорбление, если все попытки попросить о поддержке останутся безрезультатными? Художник может постесняться высказать свои просьбы еще и потому, что будет чувствовать мнение обывателя, будет ощущать обывательский взгляд на свою проблему, и ему самому эта проблема будет казаться ничтожной в сравнении с проблемами людей, не творческих.

Вы говорите, что падения, неудачи и ошибки закаляют человека, но вы судите в этом вопросе со своей колокольни - человека предприимчивого, стремящегося к достатку. Но ваши неудачи и неудачи человека творческого - совсем разные неудачи. Вы видите цель, вы чувствуете успех, и не хотите, несмотря ни на что и ни на кого оступаться, вы наступите на любую преграду, даже если то будет живая тварь. А у творца нравственный аппарат работает на полную катушку, какую цель ему ставить - денег и славы? Истинный художник побрезгует такой цели. Истинному художнику хочется творить и зарабатывать на жизнь своим творчеством, но чтобы прийти к такому, казалось бы, обыденному положению, необходимо многое преодолеть. Вы скажите, что это достойно стать целью всей жизни, но если художник начнет носиться со своими работами, вы не представляете, насколько это жалкое зрелище будет, и он первый, кто ощутит эту ничтожность, это унижение. Вам после неудачи похлопают по плечу и скажут, давай-давай, у тебя еще все получиться. Над художником посмеются и скажут вслед: «Иди, бездарь, пытай счастье в другом месте». И он с поджатым хвостом вынужден будет уходить, держа в дрожащих руках свои полотна, свои сокровища, труд и смысл всей своей жизни. Но над этим трудом уже посмеялись, его опошлили, и сам автор начинает думать о своих трудах, на которые он потратил полжизни, скверно. Это глубокая трагедия, когда у тебя на глазах обесцениваются твои творенья, которые рождались в поте и недосыпаниях, которые по твоему убеждению должны будут взволновать мир. Эти грезы и не дают творцу забросить свою работу, эта надежда на то, что его труды пригодятся людям, оправдывают все лишения.


Начните помогать творцам, и вы станете супергероем 21 века. Куда там супермену, если есть щедрый богач, или покровитель талантов! Вы будете восстанавливать справедливость. Вы станете давать деньги талантам, которые говорят, что все их проблемы из-за безызвестности. Мы будем давать им известность, будем давать шанс проявить себя, и тогда когда у всех талантов будет то, что им необходимо, тогда вы сможете расставить по справедливости ярлыки - талант, бездарь, самородок, посредственность. Пока у бездаря нет поддержки, он винит во всем отсутствие этой поддержки. Вы дадите поддержку каждому, дадите этот шанс.

Что, вам денег жалко, если творец окажется бездарем? Не жалейте. Отнеситесь к нему, как к блюду, которое вам не понравилось. Вы же не жалеете денег в таком случае, вы себя успокаиваете, что попробовали это блюдо и знаете теперь его вкус. А если вы не знаете кому помогать - помогите по чуть-чуть всем. Пусть уличные танцоры проведут фестиваль, пусть кинематографисты снимут свое кино, а художники организуют выставки своих полотен. Понимаю, вы опасаетесь, что поможете шарлатанам и бездарям, но не бойтесь. Вас окружат люди знающие толк в искусстве, они вас сориентируют в кого можно вкладывать деньги, главное - не давайте вашим советникам денег и гоните прихлебателей - вы их сможете отличить от людей, болеющих за свое дело. Прихлебатели везде имеют одинаковые повадки и ведут себя одинаково.

Представьте, что у вас есть свой инкубатор талантов - мастерские и студии, где взращиваются гении, можно сказать, ваши дети. Вы говорите, что для этого есть шоу талантов, но я не об этих талантах говорю. Шоу талантов производит армии кабачных артистов, призванных развлечь человека во время кушанья и попойки, ваши же таланты будут поднимать культуру страны, будут двигать планку общественного вкуса вверх. Вы будете давать духовное топливо вашей нации.

Вы считаете эталоном искусства - песни о тюрьме и фильмы о войне? Я вас не стану переубеждать. Но позвольте вам посоветовать другое искусство, где другие темы. Вы говорите, что не хотите другого искусства, что вы свободны выбирать, что вам лучше смотреть и слушать. Но позвольте заметить. Свобода - это возможность выбора. Но когда у вас душа закрыта к пониманию другого искусства, когда вы не видите его ценности, значит, вы изначально лишены этой возможности принять другой материал, понять его прелесть, следовательно - у вас и нет выбора. Не сочтите за софистику, но если ваши стопы доросли до 40-го размера, то вы обречены всю жизнь носить обувь сорокового размера, у вас нет возможности выбора - 35 размер либо 45. Но поскольку дух и сознание человека эластичны, то выбор у вас мог бы быть среди искусства любого размера, любого размаха, любой формы. А его нет - вы вынуждены выбирать все время сороковой размер искусства, и тешите себя мыслью, что свободны выбирать.


Что, я вас обвиняю? Господь с вами! Вы не виноваты в этом. Вы, скорее всего, много времени тратили на образование - на получение узконаправленных знаний, годных для вашей профессии. Но прелесть общения с художниками заключается в том, что они обладают очень широкими знаниями жизни, обладают виденьем как раз ее невидимой стороны, и эти знания, помимо тех, которые вам дал вуз, вы сможете почерпнуть у них. И когда вам откроется великолепие иных жанров, боли других проблематик, тогда вы сможете объективно посмотреть на свои былые вкусы в искусстве и жизни в целом и либо вернуться к ним, либо окрестить как «пройденный этап» и устремиться к чему-то более тонкому и глубокому.

Вы не хотите тонкого и глубокого, вы довольны тем, что имеете? Что ж, это ничего. Начните помогать творцам, и вы извлечете другую выгоду из этой помощи - ваши пороки вмиг обратятся в приемлемые деяния. Вы будете продолжать ходить по баням с девками и много вкусно кушать, и вас более не осудят. Ведь кто обычно вас разоблачает, кто вечно выставляет вас в плохом свете, обвиняя в пороках и зле? Это все дело рук нашего брата. Но таланты - благодарный народ. Если вы поможете им, разве станут они вас хулить, и обвинять в злодеяниях? Ваши пороки сразу станут обычными делами, вас станут понимать, мол, каждый не без изъянов. Представьте, как хорошо вам станет! Начните помогать творцам, и вы устраните из искусства тему жадности и чванства зажиточных людей, это останется в прошлом. Все гобсеки и чичиковы станут экспонатами. Представьте, как хорошо сделается всем без исключения. Таланты пристроены, а что касается вас и ваших богатых друзей - то, что бы вы не сделали, над вами уже не будет довлеть ощущение, что вы поступили неправильно. Вы избавитесь от мук совести.

Сколько вы получите с этого? Опять вы за свое! Опять слушаете голос предпринимателя в себе. Задушите его, выключите калькулятор, давайте талантам деньги безвозмездно, будьте меценатом, только так вы сможете себя обеспечить в предсмертные минуты ощущением, что прожили жизнь не зря. Только так на вашей могиле соберутся сотни признательных людей, которым вы дали путевку в жизнь, только так в вашу честь смогут поставить памятник либо назвать улицу вашей фамилией. Если ждать прибыли, то вы опять вернетесь в свою привычную колею заработка, а это, извините за прямоту, не будет гарантировать вам бессмертия.


Вы говорите, что благороднее помогать детям, чем художникам. И этому невозможно перечить, так как несчастья детей - это вершина несправедливости нашей жизни. Но позвольте вам объяснить значение истинного благородства. Это когда вы жертвуете большой суммой, не афишируя при этом свое деятельность, не спекулируя, подобно политикам, на помощи детям. Но мне подсказывает интуиция, что вы хотите сделать пожертвование детям в определенной степени для широты жеста, для укрепления собственной репутации. Вы отводите глаза, стало быть, мои слова не лишены смысла. Что ж тут такого, что благотворительность детским домам стало своего рода модой? Это замечательно, ибо результат такой помощи важнее каких-то там мотивом благотворителя. Но поддержите искусство также как и несчастных деток, и вы увидите, что ваша репутация еще более упрочится, общественное мнение о вас достигнет вкуса патоки, а все потому, что вы печетесь о многих нуждающихся, вы жертвуете не только там, где жертвовать модно, но и там, где царит безразличие.

Вы говорите, вам надо подумать. Конечно, подумайте, никто вас не торопит.