prosdo.ru
добавить свой файл
1
Постановка рук: позиции, жесты, упражнения

Современный Ракс Шарки – это порождение двух культур: западной и восточной. Отсюда и специфика работы рук — для ориентального направления характерны, как классические позиции, так положения и жесты, свойственные фольклорному восточному танцу.
Всего известно 5 основных позиций рук и одна подготовительная.
Подготовительная позиция - обе руки внизу;

1 позиция – руки впереди;

2 позиция – руки в стороны;

3 позиция – одна рука вверху, другая в стороне;

4 позиция – одна рука вверху, другая впереди;

5 позиция – обе руки вверху («руки венцом»).

Локти округлены и слегка приподняты, но находятся чуть ниже плеч. Плечи опущены, руки образуют легкий изгиб.
Эти позиции подходят и для арабского танца, разница лишь в положениях запястья – кисть не является продолжением руки, как в классике. Здесь можно назвать базовой для рук позицию «алёнже» (2 позиция с ладонями вниз). Средний палец стремится к большому, ладони закрыты от зрителя. Считается, что танцовщице не следует показывать линии своей жизни, оберегая тем самым свою энергетику.
Часто в танце живота используют позиции рук с согнутыми локтями. Такие положения, как рука за головой, рука на одноименном или противоположном бедре и др. пришли из народного танца.
В арабском танце довольно развит язык жестов. Самый яркий пример, когда танцовщица кистью как бы прикрывает глаза, давая тем самым понять, что она стесняется своего положения. Ведь в мусульманском мире ремесло артистов считается греховным, а женщина, которая осознает это, заслуживает уважения.
Жесты в турецком танце несколько отличаются – они более откровенны, чувственны и сексуальны. Этот танец не являлся храмовым или ритуальным, он черпал свое начало в гаремах, где его единственной целью было соблазнение. Отсюда и такой жест, как, например, медленное опускание рук вдоль лица и груди до уровня талии, которым подчеркивается красота танцовщицы.

Статичные положения рук логично удерживать при активной работе бедер, медленные и пластичные, напротив, отлично будут сочетаться с плавной работой рук. При этом руки должны двигаться в зависимости от характера музыки, подчиняясь мелодии, а бедра – ритму. Учитывая это и помня, что в танце живота все движения изолированы, их темп, как правило, не совпадает.

Работа рук – очень важный элемент. Умение работать руками грациозно и естественно в танце требует бесчисленных и кропотливых тренировок.
Вот несколько упражнений для рук, помогающих развить пластику.
1. Переводим плавно руки из одной позиции в другую. Перемещая руки, представляйте, что натягиваете невидимую нить.
2. Делаем волнообразные движения из 0-ой, 1-ой, 2-ой и 5-ой позиций поочередно каждой рукой, т.е. «волна» руками внизу (обычно с маятниками бедрами), впереди (ее еще называют «вертушка»), «змейка» в стороны (приподнимаем и опускаем поочередно плечо, локоть и запястье), плавные движения рук над головой. Если то же движение делать одновременно двумя руками, то получится что-то похожее на взмахи птицы на взлете.
3. На подвижность в суставах — всевозможные вращения в запястьях по кругу (внутрь и наружу) и восьмерке («египетские руки»). То же в локтевом и плечевом суставах. Как вариант упражнение «цветок лотоса», когда запястья касаются друг друга и одновременно делаются вращения.
4. Упражнения на координацию и укрепление пальцев рук — это, во-первых, веерное раскрытие и закрытие от мизинца к большому пальцу и обратно. Во-вторых, разведение пальцев поочередно (сначала отводим только мизинец, потом 2 пальца и т.д.). В-третьих, «гибкие пальцы» или «волна» («змейка») пальцами и ладонью и др. При выполнении последнего упражнения следите за тем, чтобы пальцы не касались ладони, т.е. не сжимались в кулак. Можно попробовать сделать «змейку» только указательными пальцами, сцепив руки в замок.
5. Для развития координации. И.п.: руки в стороны ладонями кверху. 1 – правая рука к груди, 2 – левая, 3 – ладонь правой руки разворачивается вниз, 4 – ладонь левой руки, 5 – правая рука в сторону, 6 – левая рука в сторону, 7 — ладонь правой руки разворачивается вверх, 8 — ладонь левой руки.

6. Упражнения, развивающие мышечную силу, гибкость и пластику рук на основе воображения. И.п.: кисти перед собой, ладони развернуты друг к другу, начинаем двигать руки в стороны, и представляем, что между ладонями твердая плоскость с гладкой и ровной поверхностью, или течет вода, или легкий шелк и т.д. Также можно представить, что вы погружаете руки в теплый песок, берете горсть песка и медленно его высыпаете.
7. Отлично разрабатывает кисть тряска. Для этого прижмите локти по бокам и начинайте трясти расслабленной кистью, заставляя ее двигаться по кругу то в одну, то в другую сторону.