prosdo.ru 1 2 3 4
По нашему мнению, это будет характерно и для терроризма, совершенного в форме угрозы, когда место установки предмета повышенной опасности террористами не указывалось. Но только в том случае, если угроза содержала политические требования, и лицо, которому она была передана, воспринял ее реально (лицо может быть как частным, так и представителем организации или учреждения, в том числе представителем средства массовой информации, опубликовавшим данную угрозу в виде статьи).


Однако, для терроризма в форме угрозы характерна и еще одна отличительная особенность: место совершения преступления и место происшествия не совпадают.

При терроризме в форме угрозы, когда есть указание на возможный объект посягательства, только после проведения поисковых действий и предварительного осмотра специалистами обнаруженного предмета повышенной опасности или же имитирующего его, объект угрозы становится местом происшествия.

Местом совершения преступления при угрозе терроризма является место передачи сообщения, последнее, к сожалению, хоть и существует в реальной действительности, но для расследования остается «виртуальным». Как показывает анализ следственной и судебной практики, по делам об угрозе терроризма не известен ни один случай обнаружения места совершения преступления (места передачи сообщения).

В случаях же, когда террористический акт был совершен, опасные последствия имеют место быть, данный объект, бесспорно, будет являться одновременно и местом совершения преступления и местом происшествия.

Общие положения, рекомендации и этапы проведения данного следственного действия достаточно хорошо разработаны в криминалистической литературе, поэтому нами будут рассмотрены лишь особенности этапов и стадий его проведения по делам о терроризме с учетом основных способов и мест его совершения.

Существуют определенные сложности изложения тактики осмотра места происшествия по делам о терроризме. Это связано, прежде всего, с тем, что считать местом происшествия при терроризме, совершение которого, как уже указывалось ранее, возможны в двух формах. Этот факт и определяет специфику производства осмотра места происшествия.

Однако, как показывает анализ следственной практики, по делам об угрозе терроризмом, когда предмет повышенной опасности не был обнаружен или на место установки такого предмета не указывалось, место совершения преступления не было выявлено. Исходя из этого, по нашему мнению, будет целесообразно разграничить этапы осмотра места происшествия в зависимости от формы терроризма, но исключить из рассмотрения вопросы тактики осмотра места совершения преступления, поскольку она будет идентична тактике осмотра места происшествия (совершения преступления) при заведомо ложном сообщении об акте терроризма.


Общей задачей осмотра места происшествия является получение фактических данных об обстоятельствах произошедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему отношение.

Осмотр места происшествия следует производить безотлагательно, сразу после поступления информации об обнаружении признаков преступления. Данное требование продиктована прежде всего тем, что существует возможность необратимого изменения первоначальной обстановки и объектов осмотра, которые могут произойти в результате: деятельности определенных служб по ликвидации последствий террористического акта; умышленного или случайного повреждения или уничтожения следов на месте происшествия; порчи следов преступления под воздействием погодных условий и др. Кроме того, чем скорее будет произведен осмотр места происшествия, тем быстрее будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела и квалификации произошедшего события.

В связи с этим, на подготовительном этапе до выезда на место происшествия следователь должен предпринять ряд организационно-подготовительных мероприятий.

Получив от дежурного по органу внутренних дел сообщение о преступлении, следователю необходимо удостовериться, что приняты меры к обеспечению охраны места происшествия, оказанию медицинской помощи пострадавшим (если они есть), установлению очевидцев, и иные меры, направленные на ликвидацию последствий террористического акта.

После чего следователь необходимо определить состав следственно-оперативной группы, которая будет производить осмотр. В соответствии с требованием уголовно-процессуального закона, в состав СОГ входят обязательные участники - следователь, понятые (в количестве не менее 2-х), факультативные - это, как правило, оперативный работник, специалист - криминалист, инспектор - кинолог, участковый инспектор.

Однако, в зависимости от способа совершения терроризма, объекта, на котором он совершен и его последствий состав участников СОГ определяется окончательно. Так, если известно, что совершен взрыв или обнаружено взрывное устройство, в состав СОГ обязательно должны входить специалист -взрывотехник и дежурный сапер ОМОН. Данные специалисты будут обязательными и в тех ситуациях, когда осмотр места происшествия проводится по сообщениям о заложенном взрывном устройстве. В случае если взрыв повлек за собой пожар, то необходимо помимо вышеназванных участников в состав СОГ включить специалиста в области исследования пожаров. При обнаружении ядовитых веществ или возникновения опасности отравления или заражения местности, в следственно-оперативную группу включают специалистов радиационной, химической и бактериологической защиты Минобороны или специалистов МЧС. Присутствие судебного медика в составе СОГ также является обязательным, если есть человеческие жертвы (одним из последствий террористического акта, как правило, является гибель людей).


Кроме того, если терроризм совершен на объекте повышенной опасности (промышленном или обеспечивающем жизнедеятельность человека) необходимо привлечение специалиста по технологическому процессу данного предприятия или же хорошо знающего конструктивные особенности строения объекта, на котором обнаружен предмет повышенной опасности, дополнительно также могут быть привлечены представителей коммунальных служб (газо-, водо- и электросетей).

Обязательным является привлечение специалистов соответствующих ведомств на осмотр места происшествия, связанного с железнодорожными и авиационными происшествиями и катастрофами.

Таким образом, при совершенном терроризме на место происшествия должна выезжать специализированная следственно-оперативная группа, должна включать в свой состав: следователя (руководитель), двух-трех оперативных работников, эксперта - взрывотехника (специалиста-взрывотехника), специалиста - криминалиста, дежурного сапера ОМОН, специалиста в области исследования пожаров, судебного медика, дополнительно также могут привлекаться представители различных служб, если есть необходимость в их привлечении в качестве специалистов.

После того, как состав СОГ определен, следователь должен определить все необходимые технические средства обнаружения и фиксации следов и удостовериться в исправности. В частности, в распоряжении следователя должны быть: осветительная аппаратура, видеокамера, фотоаппарат, специальные поисковые и аналитические приборы для обнаружения, фиксации изъятия различных следов, слабовидимых и скрытых объектов и микрочастиц (например, щупы, металлоискатели, приборы для поиска трупа и др.)

Мероприятия, проводимые следователем по прибытию на место происшествия, существенно различаются, в зависимости от того, в какой форме совершен терроризм.

Если террористический акт повлек опасные последствия, то по прибытию на место происшествия следователь:

- убеждается, что все неотложные меры для ликвидации последствий происшествия приняты, помощь пострадавшим оказана;


- получает от находящихся на месте происшествия очевидцев первоначальную информацию о произошедшем событии;

- поручает сотрудникам оперативных подразделений установить очевидцев, находившихся на месте происшествия и удалившихся с места происшествия, а также возможных свидетелей приготовления к преступлению;

- получает от оперативных работников сведения о намеченных мероприятиях с целью установления лиц, совершивших преступление, а также поручает им опрос очевидцев для уточнения первичной информации;

- получает информацию об изменениях, внесенных в обстановку места происшествия при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий происшествия;

Если террористический акт еще не совершен, в дежурную часть органа внутренних дел поступила информация об угрозе терроризма или об обнаружении подозрительного предмета, то по прибытию на место происшествия, руководитель следственно-оперативной группы в целях обеспечения безопасности граждан и установления обстоятельств содеянного, должен организовать проведение комплекса эвакуационно-заградительных мероприятий:

- Принять меры по эвакуации граждан с территории объекта, с последующим составлением списка эвакуируемых для облегчения их учета и возможного выявления лиц, причастных к данному преступлению. При этом во избежание паники не следует объявлять истинные причины эвакуации. Кроме того, в целях обеспечения безопасности необходимо осмотреть маршруты эвакуации людей, поскольку нельзя исключать возможность наличия не обнаруженных подозрительных предметов.

- Принять меры по оцеплению объекта на безопасном расстоянии. На открытой местности таковым считается расстояние не менее 300м, при наличии экранирующих капитальных стен и других прочных преград - не менее 50 м. Но, как правило, безопасное расстояние уточняется специалистами в процессе предварительного исследования предметов повышенной опасности и напрямую зависит от объекта его обнаружения и конкретного расположения на нем (например, на объекте, требующим особых мер безопасности -электростанции, химические заводы).


- Одновременно с этим на месте происшествия следует проводить и оперативно-розыскные мероприятия, которые будут направлены на сбор ориентирующей информации как об обстоятельствах, предшествующих обнаружению подозрительного предмета, так и способствующих совершению преступления. Кроме того, за пределами оцепленного объекта оперативными сотрудниками из состава следственно-оперативной группы и приданных сил было бы целесообразно вести скрытое наблюдение с целью выявления лиц, причастных к преступлению.

- В случае, если после проведения поисковых мероприятий будет обнаружен подозрительный предмет, и им окажется взрывное устройство, необходимо выяснить расположение мест складирования взрывоопасных и вредных предметов или веществ для их дополнительной защиты и принять меры к отключению газо-, водо-, электроснабжения объекта с целью снижения вторичных поражающих факторов возможного взрыва.

После того, как необходимые организационные меры по обеспечению безопасности граждан и сохранности места происшествия были приняты, специалистами проводятся мероприятия, направленные на обнаружение предмета повышенной опасности. При чем, при совершенном террористическом акте поиск направлен на обнаружение не приведенных в действие предметов повышенной опасности, а при проверке сообщения об угрозе терроризма или обнаружении подозрительного предмета - на первоначальное их обнаружение.

Как отмечалось нами ранее, основным предметом, используемым преступниками при совершении терроризма, является взрывное устройство, поэтому чаще всего первоначальное обследование места происшествия или объекта угрозы производят специалисты - взрывотехники и саперы. Однако, в практике известны случаи, когда в качестве предмета повышенной опасности применялись сильно ядовитые, заражающие или отравляющие вещества - как отдельно, так и в составе взрывных устройств, поэтому с учетом способа совершения преступления или информации о нем, к поисковым мероприятиям дополнительно могут привлекаться специалисты по радиационной, химической и бактериологической защите Минобороны или МЧС.


Таким образом, вне зависимости от формы терроризма и вида предмета повышенной опасности, первоначально производится осмотр объекта и поисковые действия с целью его обнаружения и обследования с привлечением необходимых специалистов. Под поисковыми действиями следует понимать «познавательный процесс, осуществляемый в административно - правовой форме с риском для жизни и здоровья субъекта путем выполнения однотипных, заранее определенных действий... в условиях неопределенности наличия, местоположения и родовой принадлежности искомого объекта» как с применением научно - технических средств, так и без такового.

Сама тактика проведения поиска на объекте напрямую зависит от типа объекта, где он происходит. Таким объектов может быть жилое или не жилое здание (сооружение или помещение), участок местности или транспортное средство. Криминалистически важным является такие характеристики объекта как: назначение объекта, его планировка или конструктивные особенности, степень насыщенности электронными устройствами, возможности доступа к данному объекту или вовнутрь его. Поскольку в зависимости от этого, определяются тактика поиска, последовательность проведения поисковых мероприятий на объекте, а также решается вопрос о возможности применения тех или иных поисковых технических средств и методов.

Какая бы тактика поисковых мероприятий не была выбрана, должен соблюдаться главный принцип - проведение поиска снаружи внутрь и снизу вверх. Исходя из этого, осмотр любого объекта следует начинать с обследования внешних подступов к нему (в радиусе 10-50 м) с учетом всех объектов, находящихся в непосредственной близости от него (например, осмотр припаркованного автотранспорта); общедоступных мест; а также помещений, конструкций и иных мест технического назначения. При этом части обследуемые объекта осматриваются в статике, и лишь после удостоверения в отсутствии предмета повышенной опасности, его положение может быть изменено (например, только после проверки двери автомобиля на предмет отсутствия замыкателя, дверь может быть открыта и осмотр автомобиля продолжен).


При осмотре объектов, могут применяться следующие методы поиска: визуальный, одорологический, инструментальный. Визуальный поиск состоит в обследовании объектов с использованием возможностей органов чувств человека без применения научно-технических средств. Под одорологическим методом понимается обследование объекта при помощи специально обученных служебно-розыскных собак. Инструментальный метод подразумевает обследование объектов с применением различных научно-технических средств.

Последние делятся на средства поиска по прямым признакам (например, улавливают пары взрывчатых веществ) и средства поиска по косвенным признакам (например, при наличии металлических деталей).

К первой группе средств относятся различные приборы газового анализа и аппараты, работа которых основана на ядерно-физических методах. Среди них можно выделить следующие аппараты газового анализа: дрейфспектометры «Entry-Scan», хроматографы «Эхо-М», «Эхо-МВ», детекторы паров, позволяющие обнаружить и классифицировать пары взрывчатых веществ в помещениях, салонах и багажниках автомобилей. Однако они имеют существенные недостатки: их использование возможно только при положительных температурах воздуха и ограниченный перечень обнаруживаемых взрывчатых веществ. Аппараты ядерно-физического анализа позволяют с достаточно высокой надежностью определить наличие составляющих элементов подозрительного предмета, но, в свою очередь, они обладают большой массой, габаритами и вредным ионизирующим излучением, выделяемым в окружающую среду (например, переносные установки «Репер», «Барьер» и др.).

Ко второй группе средств поиска относятся такие технические средства, как металлоискатели, радиоволновые миноискатели, нелинейные радиолокаторы и др. (например, металлоискатели типа ИМП-2, ММП, ОГФ-Л).

Однако при поиске предметов повышенной опасности не стоит ограничиваться применением одного метода или технического средства, поскольку все они имеют ряд недостатков и не могут быть применимы в любых условиях.


При обнаружении в ходе поиска подозрительного предмета, он с применением различных методов и средств подвергается первоначальному осмотру. Главной задачей является определение принадлежности предмета повышенной опасности.

В этих целях он может быть проверен на предмет наличия взрывоопасных веществ, а также радиационного излучения, химического и бактериологического воздействия. В случае их обнаружения соответствующими службами проводится их обезвреживание.



следующая страница >>