prosdo.ru 1
Правила и принципы организации систем здравоохранения, обеспечивающих гарантированное медицинское обслуживание населения


В странах Европейского союза ДМС не играет такой большой роли в финансировании здравоохранения, как, например, а США, Австралии и Швейцарии. Государственная политика в странах-членах в целом направлена на сохранение принципа финансирования здравоохранения за счет государства или за счет системы социального страхования и его доступности для всех, независимо от материального положения. Такой принцип привел к появлению систем здравоохранения, в целом характеризующихся почти всеобщим охватом населения, обязательным участием, предоставлением всеобъемлющих страховых льгот и пособий и высоким уровнем государственных расходов. Эти особенности во многом определяют характер и масштабы рынков ДМС в странах региона.

Охват населения медицинским страхованием

Во многих странах ЕС, где почти все население охвачено системами здравоохранения, обеспечивающими гарантированное медицинское обслуживание населения, страхователи не испытывают большой потребности в дополнительном покрытии ДМС. В 1997г. Всеобщее право на медицинскую помощь существовало в Великобритании, Греции, Дании, Италии, Ирландии, Люксембурге, Португалии, Финляндии и Швеции, в то время как охват населения, равный не менее 99% (т.е. почти всеобщий) отмечался в Австрии, Бельгии, Испании и Франции. Самая низкая доля населения, включенная в систему здравоохранения, обеспечивающего гарантированное медицинское обслуживание, была на тот период в Нидерландах (74,6%), однако здесь необходимо учесть тот факт, что каждый житель этой страны имел право на долгосрочную помощь, включая лечение в психиатрической клинике и уход по инвалидности. Данные на 1999г. имеются только по Австрии, Великобритании, Дании, Ирландии, Нидерландам, Финляндии и Швеции, но они указывают на наличие в этих странах показателей, аналогичных данным 1997г.

Обязательное участие

Поскольку системы здравоохранения в странах ЕС, как правило, финансируются за счет налогообложения или взносов работодателей и работников по найму, участие в системе здравоохранения, обеспечивающей гарантированное медицинское обслуживание населения, является обязательным. Там, где имеются исключения из этого правила, людям разрешается выйти из государственной системы и в качестве замены приобрести ДМС. В настоящее время такое замещение ДМС доступно лишь определенным группам населения в Австрии, Бельгии, Германии и Нидерландах. В Испании гражданским служащим разрешается между системой здравоохранения, обеспечивающей гарантированное медицинское обслуживание населения, и медицинской помощью, обеспечиваемой за счет добровольного страхования, в то время как в Португалии отдельные лица и группы работников по найму имеют право отказаться от системы здравоохранения, обеспечивающей гарантированное медицинское обслуживание населения, однако, поскольку они не исключаются из системы обязательного медицинского страхования и не высвобождаются от утилиты страховых взносов не подпадают под наше определение замещающего ДМС, этот случай рассматривается отдельно.


Всеобъемлющие пособия и льготы

Правительство большинства государств-членов ЕС предоставляют своим гражданам всеобъемлющие льготы и пособия, сокращая таким образом необходимость дополнительного покрытия ДМС. Однако исключение некоторых видов медицинских услуг из числа подлежащих обязательному возмещению (в частности, стоматологической помощи и предоставления лекарственных средств), а также увеличение совместной оплаты медицинского обслуживания привели к появлению во многих государствах-членах ЕС рынка расширенного ДМС (см. 2.1.2). Распространяется и параллельное ДМС с целью увеличить потребительский выбор и доступ к различным медицинским услугам. Такой вид страхования особенно характерен для стран ЕС с национальными службами здравоохранения (эту систему иногда называют «двойное покрытие»), хотя в той или иной форме он существует в большинстве государств-членов ЕС. Этот тип ДМС обычно обеспечивает более широкий выбор поставщика, более быстрый доступ к лечению и улучшенные условия и удобства при пребывании в стационаре (хотя и не обеспечивает более высокого качества больничного лечения (см. 2.1.2).

Правила и принципы организации систем здравоохранения, обеспечивающей гарантированное медицинское обслуживание населения в ЕС, во многом определяют вид ДМС, предоставляемый в отдельных государствах-членах. Эти факторы обусловливают распространение замещающего ДМС в Австрии, Бельгии, Германии и Нидерландах, преобладание расширенного ДМС в Бельгии, Дании, Люксембурге, Нидерландах, Франции и Швеции и в основном параллельного ДМС в государствах-членах ЕС с национальными службами здравоохранения.

Уровни государственных расходов на здравоохранение

Системы здравоохранения в странах ЕС характеризуются высоким уровнем государственных расходов. В 1998г. государственные расходы в большинстве стран (за исключением Австрии, Греции, Италии и Португалии) составляли не менее трех четвертей всех расходов в этой области, а в Бельгии, Великобритании, Дании, Люксембурге и Швеции данный показатель составлял более 80% общих расходов на здравоохранение.


В последние 20 лет наметился некоторый спад уровня государственных затрат по отношению к общим расходам на здравоохранение. В период 1990-1998гг. этот уровень несколько снизился в Великобритании (-0,03% ), Франции (-0,7%), Дании (-0,8%), Люксембурге (-0,9%) и Испании (-2,3%). Отмечается и более весомое снижение в Финляндии (-6,2%), Швеции (-6,8%), Греции (-9,4%) и Италии (-12,9). Сокращение государственных расходов в Финляндии можно объяснить резким экономическим спадом, который начался в 1991г. и привел к увеличению доли расходов на здравоохранение в домохозяйствах с 13 до 21%. В Италии сокращение государственных расходов было вызвано радикальными переменами в фармацевтической политике, в результате чего государство стало тратить меньшие суммы на лекарственные средства. В 1990г. расходы государства на них составляли 66,3% общих расходов на лекарственные средства, однако к 1997г. этот показатель снизился почти до 40-40,6%. В Греции в 1980-х гг. после введения национальной системы здравоохранения государственные расходы возросли, но консервативное правительство, которое пришло к власти в 1990г. не продолжило его финансирование. Снижение уровня государственного финансирования в 1990-х гг. сопровождалось быстрым ростом частных расходов на медицинское обслуживание. Швеция также пережила относительный сдвиг в уравновешенности финансирования здравоохранения в 1990-х гг. , когда частные расходы на медицинское обслуживание выросли гораздо быстрее, чем государственные, главным образом из-за увеличения совместной оплаты врачебной помощи и лекарственных средств.

Последние изменения в этой области указывают, что некоторые правительства увеличивают ассигнования на здравоохранение. Эта тенденция особенно сильно выражена в Великобритании, где в 1992-1997гг. среднегодовой реальный рост расходов на Национальную службу здравоохранения почти удвоился, увеличившись с 2,6 до 4,7%.

В дальнейшем было предусмотрено увеличить расходы на национальную службу здравоохранения, и в апреле 1999-марте 2004г. реальное увеличение запланированного среднегодового роста должно было достигнуть 6,2%, что значительно выше 3,4% ее реального среднегодового роста за всю 52-летнюю историю.


Государственные расходы на здравоохранение, насколько можно ожидать, возрастают также в тех государствах-членах ЕС, которые стремятся увеличить охват населения систем здравоохранения, обеспечивающих гарантированное медицинское обслуживание, путем распространения этой системы на ранее исключенные из нее группы. В 1992г. правительство Франции приняло закон о всеобщем медицинском страховании, чтобы те, кто лишен пособий и льгот по любому медицинскому страхованию (на 31 декабря 2000г.их насчитывалось 1,1млн. человек), были охвачены системой базового обязательного медицинского страхования, предусматривающего гарантированное обслуживание.

На основании предложений рабочей группы, составленной из ответственный чиновников под руководством ученого и призванной проанализировать социальное обеспечение работающего не по найму населения, правительство Бельгии рассматривает вопрос о распространении страхового покрытия малых рисков или о том, чтобы обязать ее приобретать замещающее ДМС. Голландское правительство объявило о широкомасштабном реформировании своей системы здравоохранения, в частности о намерении обеспечить все население гарантированным медицинским обслуживанием, путем слияния существующих систем страхования здоровья в одну всеобщую государственную систему обязательного медицинского страхования.

Внешние государства-члены ЕС придерживаются принципа государственного финансирования здравоохранения для всех граждан, тем не менее систематичность его финансирования из бюджетных источников остается под вопросом.