prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

Правовая информатика и основы информационного права.
Просвирнин Юрий Георгиевич. Профессор кафедры уголовного процесса.

Мы работаем без пятиминутных перерывов.
Основной упор при изучении будет делаться на лекции, поскольку многие материалы устарели – не успели выйти учебники, как они уже устарели.

Кроме того, есть учебное пособие «Информационное право». Просвирнина, его нужно взять.

Кроме того, нам необходимо написать процессуальные акты. Без процессуальных актов к зачёту допускаться не будут. Процессуальные акты проверяется Вячеслав Георгиевич Просвирнин (брат лектора). Два акта – приговор и протокол.

Приговор по статье 272, 273, 274. И протокол осмотра компьютера, жёсткого диска… Нам необходимо будет описать всю файловую систему компьютера. В общем, очень сложно.

Зачёт будет в конце мая.

Поскольку студентов очень много, то зачёт будет проходить не в устной форме, а в виде компьютерного тестирования. Заходим по 15 человек, через 20 минут выходим и знаем свой результат.

Вопросы к зачёту. Всего будет 66 тестов. Максимум – 70. Сколько выносить на зачёт?.. 15 вопросов, по одной минуте на вопрос. Если набрали 8 – считайте, что сдали. Практика показала, что это сложно. В пользу студентов – 7 баллов можно. Для иностранцев – 5 баллов для сдачи зачёта. В редких случаях, за посещения и хорошие процессуальные акты – можно, в редких случаях, и 6. Если пропускали – то больше баллов надо будет набрать.
Опозданий не любит. Очень не любит!!! Пускать не будет.


Правовая информатика и основы информационного права.

Этот курс берёт начало с 1946 году, когда в США с создания первой в мире электро-счётной машины ЭНИА (электронный компьютер и вычислитель). Это официальная версия, хотя по неофициальной версии Колосс английский гениальный учёный, для расшифровки немецких кодов, которые шифровались с помощью машины Энигма – но это недавно расшифрованные данные.

В 1948 году, когда знаменитый учёный Норберт Винер издал книгу «Кибернетика или управление и связь в животном и машине». Впервые Платон употребил слово «кибернетика» как науке об управлении. Винер доказал, что существуют свои сложные динамические системы, в виде которых можно представить технические, биологические устройства, а самое главное – социальные системы (общество, сообщество, группы…).


Кибернетика тут же очень бурно стала развиваться, её стали применять в самых разных науках – хиромантии, астрологии… Поэтому в СССР, наряду с генетикой, кибернетика называлась «буржуазной лженаукой».

И лишь после того, как СССР стал запускать космические корабли на орбиту, понадобились вычислительные машины.

В 1968 году состоялась общая сессия академии наук СССР, на которой с докладом выступил один из министров, который сказал о возможном применении кибернетике в некоторых гуманитарных науках, в том числе и в праве.

В Чехословакии вышла примерно в это время «Кибернетические направления в праве».

В 1985 году у нас в университете Просвирнин стал читать курс по этой учебной дисциплине.

В 1985 году в прессе выступил Виноградов (академик, директор вычислительного центра академии наук СССР), который предложил: давайте от кибернетики (она должна заниматься развитие машины…), а вот приложением в социальной сфере будет информатика.

1961 год – в нашей стране впервые было доказано, что компьютеры могут не только считать, но они могут обрабатывать семантическую, то есть смысловую информацию.

С 1961 года основное, ведущее направление правовой информатики – это разработка информационно-поисковых систем.

А потом появился Интернет, а в нём – поисковые системы… Так что сейчас очень быстро можно найти нужную информацию.

1965 год вышло совместное постановление ЦК КПСС и министров СССР «О внедрении АСУ (автоматизированные системы управления) в народное хозяйство страны». Их стали внедрять достаточно активно, самым первым министерством было министерство внутренних дел, оно уже в 70-х годов создало АСУ МВД, которые насчитывало 104 вычислительных центров… Потом АСУ прокуратуры, потом – КГБ, потом – АСУ юстиции, которое потом преобразовалось в единую систему информационного обеспечения…

А потом ГАСУ – государственные автоматизированные системы («Выборы», «Правосудие», «Персона»…).


Больше всего по стране жалоб в Страсбургский суд из Воронежской области.

ГАС «Правосудие» обеспечивает единообразие практики, обобщение практики…

Потом появились фактографические – информационно-справочные, логические, а после – и экспертные системы (у нас пока нет таких, а вот в США и в Японии есть).

В 1965 году в США совершили первое в мире компьютерное преступление – один программист округлял суммы после нуля. Это было во Флориде. Поэтому был принят первый в мире Акт о компьютерных преступлениях.

В УК РФ нет компьютерных преступлений – у нас есть преступления в сфере компьютерной информации (то есть только против информации, находящейся в базе данных компьютеров, а не всё, что совершается при помощи компьютера).

Правовая информатика – это прикладная наука, изучающая проблемы сбора, регистрации, хранения и распространения социально-правовой информации, информационные процессы и технологии в правовой системе общества с использованием современных средств и методов её автоматизированной обработки и передачи.

Причины появления правовой информатики:

1) Необходимость оптимизации информационных потоков в сфере правового регулирования.

Есть наука метрия, которая подсчитывает скорость развития наук. В 1750-х годах было первое удвоение информации, 1900 год – второе, 1950, потом в 1975 году, а потом американцы со своей в Арпанет, который превратился в Интернет… Уже всё, уже лавинообразно увеличивается информация.

2) Появление ЭВМ и распространение ИКАТЭ (информационно-коммуникационные технологии, или телекоммуникационные ещё можно).

3) Усложнение правового регулирования общественных процессов и необходимость повышения эффективности деятельности юристов.

4) Трансформация традиционных методов правоведения.

Самый старый, традиционный метод правоведения – толкование.

Старейшая профессия в государстве – это профессия юриста. Потому что как только возникает государство (как говорил Фридрих Энгельс) и тут же возникает право, то появляется необходимость в таком сословии людей, которые могут принимать, издавать и толковать право.


Математическое моделирование, статистика…

5) Необходимость разработки методов и средств борьбы с компьютерными правонарушениями (не преступлениями, так как у нас – преступления в сфере компьютерной информации).
Задачи, которые стоят перед правовой информатикой (направление развития):

1. Создание автоматизированных систем для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Организация автоматизированного учёта нормативных актов.

3. Автоматизация обработки правовой информации.

4. Применение вычислительной техники в подготовке юридических кадров. Это создание компьютерных обучающих программ, электронной методической литературы, удалённый доступ.

В 1986 году были коллективные центры электронного пользования.

Яблоко или Apple – это первый персональный компьютер. Создал Джон и Стивен в 1976 году (в гараже своих родителей).

У самых первых была оперативная память 64 килобайта, а жёсткая – 10 мегабайтов.

Поэтому вычисления пошли в массы – приблизились к пользователям.

История идёт по спирали, теперь всё делается за нас в интернете, то есть такого уж мощного персонального компьютера не нужно.

Вначале была механизация (переход от счётов…), потом автоматизация, а потом компьютеризация, а вот когда появляются высокие информационные технологии – пошёл процесс информатизации.

Законы, которые регулировали эти отношения, не существовало.
Особенностями информационного законодательства начального этапа были следующие:

1) Основные решения принимались на уровне партийно-государственных документов. Все основные вопросы, принципиальные вопросы развития государства, решались на съездах КПСС.

2) Законодательство того периода было ведомственное. Это было потому, что вычислительные центры внедрялись в министерства и ведомства и, следовательно, это всё регулировалось приказами и инструкциями министерств и ведомств.


3) Многие нормативные акты носили закрытый характер. Первый закон (именно закон), который появился в информационной сфере – это Закон СССР от 1990 года «О средствах массовой информации». В 1991 году этот закон почти продублировал Закон РСФСР «О средствах массовой информации».

И вот после этого законодательство начинает бурно развиваться.

Два закона в 1992 года – Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон «О правовой охране топологий микросхем».

И впервые в законодательной практике нашей страны стало появляться, что такое ЭВМ, что такое программа для ЭВМ, что такое база данных – и многие другие специальные термины информатики получили легальное определение.

В 1993 году на законодательном уровне был закреплён важнейший информационный ресурс ограниченного доступа – «О государственной тайне», это был закон. А раньше регулировались секретными инструкциями. Впервые на законодательном уровне дали понятия, что такое государственная тайна, кто такие носители этой тайны… На основе этого закона был принят приказ президента «О сведениях, составляющих государственную тайну», Постановления Правительства – и все они публикуются в открытой печати, так как после 1993 года все акты должны публиковаться, если они касаются прав и свобод человека.

В 1994 году патентный закон.

В 1995 (переломном) году был принят Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Впервые было дано легальное определение информации, поставлены границы в защите информации, многие определения даны… В общем, не случайно этот закон в последствие назвали базовым законом для информации. Он просуществовал десять лет.

27 июля 2006 года ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» заменил ФЗ от 1995 года. Его переделали кардинально, убрали термин «информатизация»… Закон больше обратил внимание на информационные технологии, и в частности – информационно-коммуникационные, одной из разновидностью которых является Интернет.


Закон «О персональных данных», «Об электронно-цифровой подписи»… В общем, куча законов – их насчитывают около трёх десятков именно законов, без учёта указов президентов и приказов и инструкций министерств и ведомств.

Таким образом, это привело к тому, что к 2000 году 15 марта Указом Президента был одобрен классификатор правовых актов, где самостоятельной отраслью российского законодательства стало информационное законодательство под рубрикой 12 (120.000.000). А всего – 21 отрасль российского законодательства.

Учитывая все эти тенденции и процессы, которые проходили в нашей стране, завкафедры Московского университета какого-то там (МГЮА) Копылов предложил признать, что появилась новая отрасль права – информационное право.

Правительством в 2000 году был одобрен план, где добавили отрасли права в учебный план – административное, финансовое и информационное право.
Появление информационного права – это социально обусловленный процесс, когда юридическая форма придаётся уже сложившимся отношениям, содержание которых составляют взаимные права и обязанности сторон.

Ещё одна особенность информационных отношений – они иногда возникают в рамках других отраслей права, не в «чистом» виде.

К информационному отношению мы можем причислять те отношения, конечной целью которой является именно получение и передача информации (вопросы информационной безопасности, защиты информационных данных…).
Исходя из всего этого мы можем дать определение:

Информационное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, когда информация является конечной целью правоотношения.
Процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации – это информационные процессы.

Следовательно, предмет информационного права можно определить как общественные отношения в информационной сфере, или среде, то есть сфере деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Институты информационного права:


  1. Общие положения в сфере информации и информатизации.

  2. Управление в сфере информации и информатизации.

  3. Информационные ресурсы и пользование ими.

  4. Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

  5. СМИ (средства массовой информации).

  6. Реклама (реклама является разновидностью публичной оферты, но сама рекламная деятельность – институт информационного права).

  7. Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

И три института являются в информационном праве межотраслевыми, которые регулируются и другими отраслями права: это второй, пятый и седьмой институты (управление, СМИ и информационная безопасность).
Информация.

Существует более двух десятков теорий информации, разные подходы…

Информация – это основополагающая категория нашего бытия, наряду с энергией и материей.

Легальное определение информации.

Информация – это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления.

Но это тоже достаточно общее понятие.

Поэтому появилось новое понятие – «документированная информация».

Документированная информация (или документ) – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или её материальный носитель.

Следовательно, признаками, определяющими легитимное понятие «документ» или «документированная информация» являются:

  1. Наличие материального носителя.

  2. Идентифицируемость зафиксированных на нём сведений.

Электронный документ – это электронное сообщение, подписанное ЭЦП (электронной цифровой подписью) или аналогом собственноручной подписи.

А отсюда вытекает два определения:

Электронное сообщение – это информации, преобразованная в форму, пригодную для передачи и/или хранения с использованием средств вычислительной техники.


Электронная цифровая подпись – это реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации (шифрования), позволяющей идентифицировать владельца сертификата-ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Из этого вытекает определение:

Машинная (компьютерная) информация – это информация, циркулирующая в вычислительной системе, зафиксированная на физических носителях в форме доступной восприятию ЭВМ или передаваемая по телекоммуникационным каналам.

Вычислительная система – это совокупность интеллектуального (софт) и вещественного (арт) носителей и их способность к искусственной деятельности о переработке информации.

Правовая информация – разновидность социальной информации.

Есть множество классификаций информации.

1) По юридической силе: официальная и неофициальная информация.

Официальная информация – все источники права (нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, правовые договоры, правовые обычаи). Сюда же входят акты применения норм права и судебные акты.

Неофициальная правовая информация – это различные статьи, справки, отчёты, учебники и монографии, статистическая информация.

2) В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на: свободно распространяемую информацию, подлежащую предоставлению или распространению, предоставляемому по соглашению лиц и распространение которой ограничивается или запрещается.

3) От категорий доступа: общедоступная и ограниченная информация.

Разновидностью общедоступной являются: а) обязательная информация (то есть предоставляемая в обязательном порядке), перечень устанавливается федеральным законами и б) бесплатная информация, к которой относятся две группы: информация о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, размещённая ими в информационно-телекоммуникационных сетях; вторая – затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица.


В перечне общедоступной информации есть:

1. Информация о правовом статусе организаций и полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления;

2. О деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств.

3. Информация о состоянии окружающей среды.
Формы представления информации:


  • вербальная (устная);

  • буквенно-знаковая;

  • цифровая;

  • графическая;

  • иконическая (образная);

  • магнитная;

  • машинная.


По способам передачи различаются: телефонная, телеграфная, телефаксная, телетайпная (телетайп – это специальное устройство типа шифровальной машины), почтовая, компьютерная, передаваемая лично (правовая информация передаётся через специальную службу фельдъегерская связь (основал ещё Пётр I)).
По способам восприятия: слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая…
По направлению потоков различают горизонтальную и вертикальную правовую информацию.

Горизонтальная функционирует в системе разных видов государственных органов одного (территориального) звена.

Вертикальная информация циркулирует в системе одного вида государственных органов, но его различных звеньев.
Автоматизация обработки правовой информации.
Основной вопрос – методы и способы обработки правовой информации в машинной обработке.

Весь массив правовой информации необходимо представить в машиночитаемом виде.

Машинное слово – это байт (8 бит).

Методы подготовки информации к машинной обработке:

Формализация, метризация и кодирование.

Формализация – это выявление и уточнение содержания правового явления через рассмотрение и фиксацию его формы и оперирование с нею.

Устойчивыми конструкциями, которыми мы можем записывать информацию – это буквы, знаки, символы и тому подобное.


Второй метод – это метризация. Это описание объекта совокупностью числовых характеристик.

Два способа метризации – подсчёт и измерение.

При подсчёте используют натуральные числа, а при измерении – принятые единицей меры (градусы, радианы, граммы, килограммы…).

Третий способ – это кодирование.

Кодирование – это замена каких-либо данных сокращёнными условными обозначениями.

Способы кодирования: ручное, механизированное и автоматизированное.

Ручной способ очень широко сейчас используется – это в виде карточек и других форм типовых документов. Сейчас осуществляется на основании совместного приказа Генеральной Прокуратуры, МВД, МЧС, Министерства юстиции, ФСБ, Минэкономразвития и ФСКН (госнаркоконтроль) от 29 декабря 2005 года. В качестве приложения в этом приказе очень много форм. Форма №1 – статистическая карточка на выявленное преступление…

Механизированное используется не так часто. Используются координатные сетки и точечное и контурное кодирование.

Автоматизированные способы – это при помощи сканера. В последнее время стали использовать голографические способы снятия объёмной информации.

Мы подготавливаем правовую информацию для того, чтобы обработать, а обработка нам нужна для того, чтобы избавиться от рутинной работы.

Информационно-поисковая система – это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи информации по запросу.

Поиск (в самом общем виде) – это процесс извлечения элемента из массива.

Массивы бывают неорганизованные и организованные (организованные ещё делятся на разные классификации, связанные с матрицей и т.д.).

В неорганизованном поиске поиск является случайным. А в организованном массиве поиск детерминированный, то есть предопределённый.

Примером организованного массива является наша библиотека – у нас есть каталоги и алфавитные, и тематические, и по авторам…

По способу поиска информационно-поисковые системы бывают ручные, механизированные и автоматизированные.


Ручные – это человек с его руками (когда мы заходим в библиотеку, берём каталог и начинаем карточки перебирать).

Механизированный – раньше был, когда есть часть и от руки написанное, а есть и элементы механики.

Автоматизированная информационно-поисковая система – это система, реализующая хранение поиска и выдачу информации на базе использования ЭВМ как совокупности языково-алгоритмических и технических средств.

Виды поиска:

1. Путём образа документа. А ещё точнее – создание поискового образа документа. Он представляет собой текст, который на информационно-поисковом языке отражает содержание документа.

Четыре уровня поискового образа документа:


  1. Библиографическое описание (первый и самый низший уровень). В него входит: наименование документа; орган, который его принял (или автор, который его издал); место принятия или издания; дата принятия или издания; объём документа.

  2. Аннотация. Второй уровень. Аннотация – это краткое описание документа (больше, чем библиографическое описание), объёмом не более пятисот знаков (примерно полстраницы машинописного текста).

  3. Реферат (это третий уровень). Это не только описание документа, но и выводы о нём и место в системе других документов. Примерно полторы тысячи знаков, не более.

  4. Четвёртый и самый полный уровень – это текст самого документа.


2. Второй способ поиска. При помощи классификаторов. В нашей стране утверждены порядка двух десятков классификаторов, в правоведении используются три.

Для законодательства и нормативных актов используют классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента от 15 марта 2000 года. В него включается двадцать одна отрасль российского законодательства (именно отрасли законодательства, а не права). У него трёхуровневая структура. 010.000.000 – конституционный строй. 030.000.000 – гражданское право… 120.000.000 – информация и информатизация (информационное законодательство).


Каждая отрасль законодательства имеет свою структуру, состоит из нескольких разделов, которые разделяются на институты, субинституты, конечная единица – нормы.

Семь разделов отрасли информации и информатизации:

120.010.000 – общие положения. 120.020.000 – управление в сфере информации и информатизации.

120.030.000 – информационные ресурсы (пользование информационными ресурсами), разделяется на восемь институтов: 120.030.010 – общие положения; 120.030.020 – документирование информации и делопроизводство; 120.030.030 – обязательный экземпляр документов; 120.030.040 – архивный фонд и архивы; 120.030.050 – информационные ресурсы по категориям доступа; 120.030.060 – информация о гражданах (персональные данные); 120.030.070 – правовая информация; 120.030.080 – предоставление информации и информационные услуги.

120.040.000 – информация и информационные системы. Разделяется на два института. 120.040.010 – информатизация и 120.040.020 – информационная система, технологии и средства из обеспечения.

120.050.000 – средства массовой информации (СМИ).

120.060.000 – реклама.

120.070.000 – это информационная безопасность, защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Ряд институтов является межотраслевыми. Это относится к управлению в сфере информации и информатизации, сфера СМИ (образование и культура) и информационная безопасность (безопасность и охрана правопорядка).

Для научной литературы используются два классификатора: УДК (универсальный десятичный классификатор) и ББК (библиотечно-библиографический классификатор).

УДК – во всём мире, а ББК – у нас.

В УДК код наш: 34 – право и юридические науки. Число кодов больше всего – 4414. Все право и юридические науки состоят из 18 отраслей науки: 348 – церковное право, 349 – специальные отрасли права…

ББК право и юридические науки – состоит из 13 отраслей права. Но у лектора он уже устарел.


1672 закона (месяца два назад так было), которые действуют в нашей стране сейчас. А всего – почти семь тысяч (но это с учётом тех законов, которые вносят изменения в другие законы).
3. По объектам поиска.

Два вида – фактографические и документальные информационно-поисковые системы.

В фактографических информационно-поисковых системах происходит хранение, поиск и выдача различных сведений (или фактов): о личности (в том числе может быть и изображение личности в графических файлах), о преступлении, о следах, о доказательствах и тому подобное.

Все фактографические АИПС подразделяются на три группы: информационно-справочные, информационно-логические и экспертные системы. Разница между ними заключается в характере решаемых задач.

Информационно-справочная система – простейшая из этих систем. Если есть запрашиваемый элемент – вытаскивает и выдаёт, нет элемента – не выдаёт.

Информационно-логическая система – в ней происходит алгоритмическое решение задач по синтезу новых сведений и выдаёт те сведения, которые в явной форме там нет.

Экспертная система вообще может делать выводы, не связанные с информационной базой. Она получает новые знания – она может судить (то есть совершать логические суждения, делать логические выводы, может самообучаться, разговаривать с пользователем…).
Документальные информационно-поисковые системы – они предназначены для описания документа и выдачи поиска с необходимой информацией.

Фактографические АИПС больше используются для экспертиз, опознаний, расследований преступлений, то документальные АИПС прежде всего – для законодательства (Консультант, Гарант, Референт).

Два вида документальных информационно-поисковых систем:

1) Избирательное распределение информации (избирательный вид). Это значит, что каждый сеанс поиска производится по одному и тому же запросу, который отражает постоянные интересы пользователя.

2) Справочные, которые выполняют функции справочного или рестропективного поиска. Здесь каждый сеанс поиска осуществляется по разовым запросам (так чаще всего и происходит).


Есть искусственный язык общения – информационно-поисковый язык, он предназначен для записи и поиска семантической или смысловой информации. Его цель – описание тем, предметов или формальных характеристик поисковых образов документов, а также выражение содержания информационных запросов.

Базируется на естественном языке (в нашем случае – на русском языке) и как и любой язык, состоит из слов, которые бывают двух видов: ключевое слово и дескриптор.

Ключевое слово – это слово, которое отражает содержание документа (от восьми до пятнадцати ключевых слов достаточно, чтобы полностью описать документ). Раньше ключевые слова выделяли интуитивно, а теперь – есть закон «чем реже встречается символ, тем большую информацию он в себе несёт, а чем чаще встречается – тем меньшую информацию в себе несёт». Учёные составили частотный словарь русского языка, где все буквы и слова по степени убывания частотности (наиболее часто встречаемая буква – «о»).

Ключевое слово – это лексическая единица, которая описывает языковую конструкцию, выбираемую из текста.

Дескриптор – это словарная единица, выраженная словом или словосочетанием и связанная с другими словами логическими (семантическими) связями.

Все эти слова (ключевые и десприторы0 включаются в словарь, который называется тезаурус.

Семь видов связей между словами: синонимы, функциональная связь (предприятие – производство), родовидовая связь (машина – автомобиль, компьютер, теплоход…), часть и целое (факультет и университет или институт), ассоциативная связь (подданство – гражданство; найм – раньше только жилищный; устойчивые типичные словосочетания, к примеру «явка с повинной»).

Этапы развития АИПС по законодательству.

1 этап – 1961 год. Создание прообраза АИПС (Ленинградский государственный университет).

Второй этап – первые рабочие АИПС. 1972 и 1975 годы. 1972 год – это Право I, а 1975 год – Хронология.

Право I было создано во всесоюзном научном институте… В общем, чисто ведомственный характер носило.


Хронология была в Эстонии изобретена и носила более универсальный характер.

Третий этап – это 80-е годы. Распространение АИПС в министерствах и ведомствах. Их было создано порядка пятидесяти. Самой большой из них была АИПС «Законодательство» (была создана в НИИ советского законодательства и Минюста СССР и включало около 32 000 нормативных актов общесоюзного значения, там были только акты общесоюзного значения).

Следующий этап – это 90-е годы. Здесь три особенности АИПС по законодательству.

1) Появление АИПС на ПК. Первая такая АИПС была создана в 1989 году в Верховном Совете СССР. Называлась она «Союз».

2) Произошло разделение АИПС на государственные и коммерческие (что связано с появлением новых форм собственности). Самые первые государственные системы – это «Эталон» Минюста, та же «Союз» Верховного Совета РСФСР и позже – преемника – Верховного Совета РФ; НДЦ (научно-технический центр правовой информации) «Система».

Коммерческие системы. Самые первые из них – «Юсис» (Юридическая справочная информационная система, была создана в МГУ; была создана на факультете вычислительной математики и кибернетике; но система была так себе – капризная, искала долго…). Вторая система – «Гарант», затем появилась и заняла почти 70% рынка «Консультант +», затем в Ленинграде появилось «Кодекс», потом «Ваше право», «Референт» (три года назад получило первое место среди АИПС) и другие.

3) Появились АИПС на базе компакт-диска. Очень удобно, можно его нахаляву взять в университете (подойти к Просвирнину на практических занятиях и взять).
Пятый этап – это появление сетевых АИПС. Об этом давно стали задумываться, так как это достаточно удобно (чтобы по разным министерствам не было разных систем).

Первая попытка на основании Постановления Правительства – в 1985 году стали создавать ОГАСПИ (Общегосударственная автоматизированная система правовой информации). В неё вложили большие деньги, но попытка эта провалилась.


Первая преграда – разные операционные системы (шесть разных и равноправных, а не только детище Билла Гейтса). Вторая – проблема с телекоммуникациями, связь была ужасная.

Вторая попытка была предпринята в 1993 году на основании Указа Президента «О концепции правовой информатизации России». И с этого года начало создаваться и сейчас функционирует РАСИПО (Российская автоматизированная система информационно-правового обеспечения правотворческой, праворелиазиционной деятельности, правового воспитания и обучения). В настоящее время РАСИПО в основном сделано и существует. В ней пять уровней:

1 уровень. Высшие органы государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство).

2 уровень. Центральные органы федеральной исполнительной власти. Министерства и ведомства.

3 уровень. Государственные органы власти субъектов РФ.

4 уровень. Региональные органы власти и органы местного самоуправления.

5 уровень. Отдельные предприятия и организации.

Первые три органа – работа постоянно ведётся, они функционируют, на основе этого в общедоступной сети интернет уже выставлены данные.

Четвёртый уровень – не все из них пока имеют выход в Интернет (есть такие глухие места в нашей стране) и не все активно обновляют.

А пятый уровень заглох. Ибо слишком много их, этих отдельных предприятий и организаций.




следующая страница >>