prosdo.ru
добавить свой файл
1 2
Введение



Практика является одним из этапов подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Практикой предусмотрено посещение предприятий для ознакомления с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия в современных условиях хозяйствования. Ознакомиться с производственной и организационной структурой предприятия, изучить технологический процесс изготовления продукции.

Задачи практики:

­изучить опыт управленческой и маркетинговой деятельности отдельной структурной единицы предприятия или предприятия в целом в современных условиях хозяйствования, степень его адапта­ции к рыночным отношениям;

­получить представление о характере и особенностях рабо­ты по избранной специальности;

­изучить функции и роль управленческой структуры предприятия;

­ изучить организацию производственной деятельности, структуру управления, экономику предприятия;

­изучить и проанализировать ряд экономических показателей деятельности предприятия за определенный календарный период (месяц, квартал, год);

­изучить функции и роль службы маркетинга на предприятии.

Целью учебной практики является дальнейшее углубление и получение знаний в процессе обучения в институте, а также приобретение практических и организационных навыков самостоятельной работы в освоении профессии.

Объект практики - ОАО «Хоум Кредит Банк».

Предмет практики - банковская деятельность.

1.Обязательная программа

1.1 История становления и развития ОАО «ХоумКредитБанк», его отраслевая принадлежность, форма собственности, тип производства, специализация

Открытое акционерное общество «Хоум Кредит Банк» - (ранее Открытое акционерное общество «Лоробанк») является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, имеющим на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности. Один из лидеров белорусского рынка потребительского кредитования. Банк начал свою работу по выдаче кредитов физическим лицам в декабре 2007 г.


«Хоум Кредит Банк» входит в состав Группы «Хоум Кредит» (Home Credit B.V. и ее дочерние компании). Компании Группы «Хоум Кредит» осуществляют свою деятельность на финансовых рынках Центральной и Восточной Европы.  В некоторых странах Группа успешно оказывает услуги розничного банка. Клиентская база Группы насчитывает 4,5 миллиона активных клиентов (по состоянию на 30 июня 2011 года). Группа «Хоум Кредит» успешно работает на рынках потребительского кредитования Чешской Республики (с 1997 года), Словацкой Республики (с 1999 года), Российской Федерации (с 2002 года) и Республики Беларусь (с 2007 года). Также бренд «Хоум Кредит» представлен в Казахстане с 2005 года, где Home Credit B.V. является миноритарым акционером ОАО «ХоумКредитБанк».

Группа «Хоум Кредит» полностью принадлежит PPF N.V. (PPF), одной из крупнейших инвестиционных и финансовых групп Центральной и Восточной Европы. Активы PPF составляют около 12,7 млрд. евро (по состоянию на 30 июня 2011 года), охватывая различные сферы бизнеса, такие как банковская розница, страхование, недвижимость, энергетика, добыча полезных ископаемых, крупнейшая российская сеть бытовой электротехники. Деятельность PPF ведется на рынках Центральной и Восточной Европы, а также в России и Азии.

Используя успешную бизнес-модель «Хоум Кредит» в Европе, PPF под брендом «Хоум Кредит» развивает свои услуги в области потребительского кредитования в Азии: в Китае (с 2007 года) и Вьетнаме (с 2009 года) и рассматривает возможность дальнейшего расширения своего влияния на развивающиеся рынки данного региона.

Основной целью деятельности Банка является получение прибыли в процессе осуществления предпринимательской деятельности для удовлетворения экономических интересов его акционеров.

Специализация ОАО «ХоумКредитБанк» заключается в осуществлении банковских операций. Банк вправе осуществлять деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь и на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, выданного Национальным банком Республики Беларусь, Банк для реализации целей, определенных настоящим Уставом, осуществляет следующие банковские операции:


- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

- валютно-обменные операции;

- выдача банковских гарантий;

- доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;

- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;

- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

- предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).

Помимо банковских услуг ОАО «ХоумКредитБанк» в соответствии с законодательством Республики Беларусь вправе осуществлять:

- поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;

- доверительное управление драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- лизинговую деятельность;

- консультационные и информационные услуги;

- выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;

- деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы;

- иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Банк вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность для собственных нужд, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Банк вправе осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых определяется действующим законодательством Республики Беларусь, только на основании специального разрешения (лицензии).


В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальные разрешения (лицензии), Банк осуществляет следующие виды деятельности:

- банковская деятельность;

- профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам;

- деятельность в области связи.

ОАО «ХоумКредитБанк» является Акционерным обществом – это самая распространенная форма собственности банков на данный момент. Собственный капитал ОАО «ХоумКредитБанк» формируется за счет продажи акций.

Акционерные банки подразделяются на отрытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций всем желающим, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц собственного капитала. Уставный фонд ОАО «ХоумКредитБанка» сформирован в размере 144 786 960 000 (Сто сорок четыре миллиарда семьсот восемьдесят шесть миллионов девятьсот шестьдесят тысяч) белорусских рублей. Уставный фонд Банка разделен на 603 279 (Шестьсот три тысячи двести семьдесят девять) акций (далее – акция) номинальной стоимостью 240 000 (Двести сорок тысяч) белорусских рублей каждая. Привилегированные акции не выпускаются. Все акции Банка являются именными. Выпуск акций Банка осуществляется в виде записей на счетах.

Основной операцией ОАО «ХоумКредитБанк» является кредитование. При организации кредитных операций усилия коммерческих банков направлены на то, чтобы избежать или хотя бы минимизировать возможные потери от неисполнения клиентами своих обязательств по кредитному договору. Этой цели подчинены действия сотрудников банка на всех стадиях кредитного процесса.

Кредитный процесс – это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.

Обычно выделяются следующие стадии (этапы) кредитного процесса:


- рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком;

- оценка кредитоспособности заявителя;

- изучение достаточности, приемлемости и ликвидности материальных и нематериальных ценностей в качестве обеспечения кредита;

-структурирование кредита и заключение кредитного договора;

- предоставление кредита;

- обслуживание кредита;

- погашение кредита.

Этап 1. Рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком. Так называемая предварительная информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной заявке, а в основном пополняется и аргументируется клиентом в ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте и его мотивах обращения в банк за кредитной поддержкой. Методом интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе. Только при личной встрече с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с порядком предоставления кредитов в данном банке и со списком необходимых дл продолжения кредитного процесса документов. Заявление клиента регистрируется в кредитном подразделении банка. Начальник кредитного подразделения получает заявление и расписывается в книге регистрации, после чего определяется менеджер, ответственный за обслуживание клиента.

При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, т. е. общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики. В случае несоответствия кредитной заявки первичным критериям банка менеджер по кредитам готовит заключение невозможности предоставления кредита, согласовывает его с начальником кредитного подразделения и направляет заявителю письменное уведомлении об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают ко второму этапу кредитного процесса.


Этап 2. Оценка кредитоспособности заявителя. Данный этап начинается с изучения учредительных документов потенциального заемщика. Определяется его юридический статус, совместно со службой безопасности оцениваются деловая репутация, кредитная история. Такие действия особенно важны, если клиент для банка новый либо обслуживается в другом банке. В случае кредитования клиента с длительной историей его взаимоотношений с банком, когда дополнительных сведений о репутации заемщика не требуется, менеджер по кредитам приступает к финансовому анализу. Источником информации для финансового анализа выступают данные бухгалтерской отчетности заемщика. На основании рекомендаций центрального банка по вопросам оценки кредитоспособности заемщика и используемой в банке методики расчета финансовых показателей оцениваются финансовое состояние и перспективы его изменения на период кредитования. Часто в банковской практике при оценке кредитоспособности в целом и финансового состояния в частности используются методики рейтинговой оценки, основной целью которых является приведение к единому виду процедуры анализа и создание информационной базы для сравнения различных категорий заемщиков. Помимо количественного анализа финансовых коэффициентов все большее распространение в банковской практике кредитования получает качественный анализ уровня менеджмента на предприятии-заемщике, а также внешних рыночных факторов. Несомненно, два этих основных направления анализа не должны противопоставляться. Они призваны органично дополнять друг друга и усиливать обоснованность принятия решений по кредиту.

Если результаты оценки кредитоспособности заемщика признаны удовлетворительными, менеджер по кредитам переходит к рассмотрению вопроса использования тех или иных форм исполнения обязательств по кредиту.

Этап 3. Изучение обеспечения кредита. Основными формами исполнения обязательств по кредитам выступают: залог материальных и нематериальных ценностей, финансовые гарантии правительства, предприятий и организаций, поручительства частных лиц.


В качестве гаранта по кредитной сделке могут выступать правительства, если речь идет о кредитовании проекта государственного значения, предприятия и организации (например, страховые компании, банковские учреждения и др.). Менеджер по кредитам проверяет наличие гаранта в списке организаций-гарантов, утвержденном кредитным комитетом. При отсутствии гаранта в списке менеджер по кредитам готовит заключение о кредитном рейтинге организации-гаранта и обращается в кредитный комитет с вопросом о приемлемости такой гарантии. При положительном решении кредитного комитета гарантия ставится на учет в банке. В случае недостаточности суммы гарантии или ее неприемлемости вообще кредитный работник сообщает об этом потенциальному заемщику и требует дополнительного обеспечения.

Поручительство частных лиц как форма исполнения обязательств по кредиту чаще всего используется при кредитовании населения. В практике кредитования одновременно могут применяться различные формы исполнения обязательств по кредиту (например, залог имущества может быть усилен поручительствами частных лиц или гарантия может сопровождаться предоставлением залога). Оценка залога производится экспертом соответствующего кредитного подразделения банка, чаще всего службы по оценке залога. После заключения эксперта о приемлемости залога или других форм исполнения обязательств по кредиту менеджер по кредитам приступает к этапу структурирования кредита и подготовки кредитного договора.

Этап 4. Структурирование кредита и заключение кредитного договора. Кредитный договор может быть заключен в виде договора о кредитной линии, когда заемщик кредитуется достаточно продолжительный период отдельными траншами в пределах установленного лимита и стандартного, не связанного с другими обязательствами кредитного договора. Процесс подготовки кредитного договора предполагает достижение согласия между субъектами кредитной сделки (кредитором и кредитополучателем) по следующим принципиальным вопросам: объекту кредитования, цели кредитования, размеру кредита, срокам кредитования и погашения кредита, процентной ставке за пользование кредитом, обеспечению кредита, ответственности сторон за невыполнение договорных обязательств экономическим санкциям со стороны банка за нецелевое использование кредита.


Проекты кредитного договора, договора залога и других сопроводительных документов передаются для согласования в юридическую службу юристу кредитного подразделения. Работа юриста проводится с целью выяснения и подтверждения соответствия формы и содержания представленных документов действующему законодательству, правоспособности заемщика, правомочности сотрудников кредитных подразделений, подписавших документы по кредитной сделке. Специалист юридической службы визирует документы или возвращает их на доработку менеджеру по кредитам. Затем в зависимости от уровня делегирования полномочий менеджер по кредитам либо самостоятельно принимает решение о приемлемости кредита и подписывает кредитный договор у начальника кредитного подразделения, либо представляет подготовленные документы на рассмотрение кредитного комитета. Последний принимает окончательное решение, санкционируя выдачу кредита, отправляя документы на доработку или отказывая в предоставлении кредита. Если принято положительное решение, менеджер по кредитам приступает к следующему этапу кредитного процесса.

Этап 5. Предоставление кредита. Предоставление кредита сопровождается открытием ссудного счета, от правильного установления вида которого во многом зависит успех кредитной сделки. При этом обычно используют следующие виды ссудных счетов: отдельный (простой), специальный, контокоррентный.

При предоставлении кредитов в оборотные (текущие) активы, как правило, используются отдельные ссудные счета. В банке по месту получения кредита заемщику открывается один или несколько ссудных счетов в зависимости от количества объектов кредитования. В данном случае заемщик может обслуживаться в одном банке, а получать кредит в другом. При этом банк, дающий кредит, уведомляет банк, в котором открыт текущий счет кредитополучателя, о размере и сроках погашения кредита.

Возможен также вариант открытия специального ссудного счета, который не дает кредитополучателю возможности обслуживаться в разных банках. Специальный ссудный счет может быть открыт только в банке по месту нахождения текущего счета заемщика. Кредитование по специальному ссудному счету разрешается обычно предприятиям, занимающимся розничной и оптовой торговлей товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения.


Кредит по контокоррентному счету предоставляется для обслуживания текущей производственной деятельности, осуществления всех видов товарных и нетоварных платежей с использованием различных форм расчетов. Контокоррентный счет представляет собой единый активно-пассивный счет, на котором отражаются все потоки денежных средств: поступления и платежи. Он открывается клиентам, на протяжении длительного времени обслуживающимся в банке и отличающимся высокой кредитоспособностью и значимостью для данного учреждения. Дебетовое сальдо по контокоррентному счету характеризует долг банку или задолженность по ссуде, а кредитовое сальдо – поступление средств, ресурсов или задолженность банка перед клиентом.

После определения вида ссудного счета менеджер по кредитам готовит и направляет в операционный отдел распоряжение на открытие ссудного счета и выдачу кредита. Кредитный процесс переходит на новый этап обслуживания уже предоставленного кредита.

Этап 6. Обслуживание кредита. Часто финансовые возможности заемщика и уровень риска кредитной сделки меняются за период от предоставления ссуды до окончательного ее погашения. Поэтому процедура обслуживания кредита направлена в первую очередь на осуществление менеджером по кредитам контрольных функций. Различают следующие направления контроля:

- за целевым использованием кредита;

- достаточностью обеспечения кредита;

- своевременным погашением основного долга и процентов;

- платежными документами заемщика.

Менеджер по кредитам обеспечивает также наблюдение за финансовым состоянием заемщика и тенденциями к его изменениям, периодически анализирует кредитоспособность клиента, совместно с кредитополучателем обсуждает в случае необходимости вопросы изменений и дополнений к кредитному договору, касающиеся изменения процентных ставок, пролонгации кредита и т. д., ведет кредитное досье заемщика, пополняет его новой документацией, обеспечивает надежность хранения и коммерческую тайну. Все эти меры направлены на успешное завершение сделки погашение кредита.


Этап
7. Погашение кредита. Переход к последнему этапу и успешное окончание кредитного процесса возможны только при правильной организации всех предыдущих этапов. Большинство кредитов погашаются своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями кредитного договора. Вместе с тем в среднем около 15 % банковских ссуд становятся проблемными с точки зрения возможности их возврата. Поэтому если заемщиком нарушены сроки погашения кредита, менеджер по кредитам приступает к процедуре востребования непогашенных процентов и основного долга. Открываются счета просроченных ссуд, оформляются инкассовые распоряжения, обсуждаются меры воздействия на заемщика совместно с юридической службой и службой безопасности. Конечной целью кредитных подразделений банка является обеспечение возврата ссуженных средств и запланированной доходности вложений.

Организация работы по долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов происходит в рамках описанного кредитного процесса и не может коренным образом отличаться от краткосрочного кредитования. Вместе с тем существуют определенные специфические особенности, вызванные главным образом более высоким уровнем риска кредитования и необходимостью отвлечения банковских ресурсов на продолжительное время. При этом достаточно сложно встретить два похожих друг на друга инвестиционных проекта. Каждый из них требует индивидуального подхода, учитывающего особенности планирования бизнеса, государственного регулирования инвестиционной деятельности и др.

Таким образом, традиционно отдел (сектор) кредитования в коммерческом банке:

- принимает участие в формировании резерва на возможные потери по ссудам, находящимся в компетенции отдела; осуществляет классификацию ссудной задолженности, находящейся в ведении отдела; контролирует полноту и правильность создания резерва на возможные потери по ссудам в отделениях области;

- осуществляет методологическое и информационное обеспечение кредитующих отделений области (методическими, нормативными, инструктивными и аналитическими материалами) по всем основным направлениям деятельности отдела;


- контролирует работу отделений области по кредитованию юридических и физических лиц и финансированию проектов, в том числе путем проведения целевых проверок на местах, а также проведения аттестаций сотрудников кредитных служб отделений области;

- принимает участие в организации мероприятий по повышению квалификации сотрудников отделений области;

- формирует статистическую и иную установленную отчетность по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

В области проведения кредитных операций:

- в рамках установленных лимитов осуществляет следующие виды кредитования: на пополнение собственных оборотных средств и финансирование расходов по основной производственной деятельности; коммерческих операций клиентов отделения; коммерческих программ и контрактов клиентов отделения,; внешнеторговых операций, в том числе использования аккредитивной формы расчетов, овердрафтное, кредитование физических лиц;

- проводит экспертную оценку целесообразности предоставления кредитов, выдачи банковских гарантий и в других случаях, требующих утверждения предложений отделений области соответствующим коллегиальным органом территориального банка.

В области инвестиционного кредитования и проектного финансирования:

- изучает региональные рынки и формирует отраслевые и региональные приоритеты для инвестиционного кредитования и проектного финансирования, совершенствует критерии отбора проектов;

- проводит поиск, экспертизу и отбор инвестиционных проектов, наиболее полно отвечающих критериям и приоритетам инвестиционной политики банка, готовит заключения для соответствующего коллегиального органа территориального банка;

- по решению кредитно-инвестиционного комитета осуществляет средне– и долгосрочное кредитование в рублях и иностранной валюте инвестиционных проектов корпоративных клиентов отделения банка при обеспечении приемлемого для территориального банка уровня кредитных рисков;


- обеспечивает реализацию лизинговых сделок;

- проводит сопровождение инвестиционных проектов в течение всего срока действия кредитных договоров.

Традиционная схема организации работы банков по обслуживанию клиентов – потенциальных кредитополучателей долгое время строилась как «многоконтактная» модель сотрудничества клиента с различными кредитными подразделениями в банке.

В такой модели процедуры принятия заявки на кредит, анализа кредитоспособности, подготовки кредитного договора, контроля за проведением платежей и погашением кредита, а также другие функции выполняются разными специалистами банка. В результате, с одной стороны, утверждается принцип функциональной специализации кредитных подразделений, а с другой – увеличивается количество согласований, растут операционные расходы, теряется оперативность принятия решений по различным вопросам кредитования. С точки зрения удобства для клиента такая схема не всегда является предпочтительной для использования, особенно в крупных банках, обладающих значительными финансовыми возможностями и разнообразной клиентурой. Клиент банка, особенно корпоративный заемщик, страдает в этом случае от необходимости контактов с множеством сотрудников банка на разных уровнях управления: от банковского служащего, принимающего кредитную заявку, до менеджеров высшего управленческого звена.

В качестве альтернативы может применяться механизм «уполномоченного менеджера по кредитам», или, другими словами, схема одноконтактного обслуживания клиента банка.

Такой механизм обычно используется, если этапы бизнес-процесса сложны и их не удается объединить силами небольшой команды в рамках одного функционального подразделения банка. Уполномоченный кредитный менеджер обеспечивает единую «точку контакта» между клиентом-кредитополучателем и банком и является центральным звеном в цепочке подразделений, ответственных за его обслуживание. Чтобы выполнить эту роль на высоком профессиональном уровне, менеджер по кредитам должен быть способен отвечать практически на любые вопросы клиента без обращения к другим должностным лицам банка. По сути, менеджер ведет себя с клиентом так, как если бы он отвечал за все обслуживание этого клиента.


1.2 Технологичные процессы, применяемые в производстве

Коммерческая деятельность – важнейшее направление работы ОАО «ХоумКредитБанк». Главные составные части этой деятельности – привлечение вкладов, кредитование и, конечно, расчетные операции. За истекший год банк укрепил свои позиции на рынке коммерческих услуг. Примечательны успехи в пластиковом бизнесе, где ОАО «ХоумКредитБанк» принадлежит лидерство по целому ряду показателей. Располагая наиболее динамично развивающейся филиальной сетью в стране и продолжая активное продвижение в регионы, постоянно совершенствуя предлагаемые клиентам продукты и услуги, банк тем самым закладывает основу дальнейшего развития. Банк сумел продемонстрировать впечатляющие темпы роста клиентской базы, доказав тем самым эффективность своей стратегии.

Существуют и другие источники привлечения средств – Западные рынки капитала и остатки на счетах корпоративных клиентов.

Средний бизнес – главный резерв ОАО «ХоумКредитБанк». Разница между ставкой кредитования и ставкой привлечения постоянно снижается. При постоянном снижении доходности операций банки могут добиться успеха, увеличивая объемы привлечения и снижая себестоимость банковских продуктов и услуг.

Наращивание ресурсной базы – одна из важнейших задач, стоящих перед Банком. В первую очередь речь идет о работе по развитию бизнеса с действующими клиентами. Последние, как правило, ограничиваются приобретением трех-четырех видов услуг – расчетно-кассового обслуживания, льготного режима, конвертации.

Клиентские блоки – первая ось в системе координат коммерческой деятельности. Вторая ось – продуктовые блоки: Центр электронного бизнеса (то есть пластиковые карты) и кредитный, куда сегодня входят и торговое финансирование, и работа с долгами.

Среднегодовой рост привлеченных от крупных клиентов средств составил 147,7%. За тот же период рост кредитов крупным клиентам составил 745,3%.Практика предоставления продуктов Банка не исключает возможности принятия индивидуальных решений, учитывающих особенности бизнеса отдельно взятого Клиента.


В этом году стало возможным оформление кредитной заявки через Интернет, что экономит время потенциального заемщика. Кроме того, Клиент теперь может воспользоваться такими услугами, как овердрафт, размещение денежных средств на депозит с плавающей ставкой или на накопительный депозит.

По объему частных вкладов ОАО «ХоумКредитБанк» занимает лидирующее место среди белорусских Банков, значительно отставая лишь от некоторых других Банков. Остатки рублевых и валютных вкладов населения на счетах Банка за год выросли на 74,8% .

В области бизнеса пластиковых карт ОАО «ХоумКредитБанк» продолжает работу по увеличению объемов продаж и расширению спектра карточных продуктов, поддерживая высокий уровень обслуживания клиентов. За последние несколько лет Банк упрочил свое положение на пластиковом рынке по таким показателям, как эмиссия карт, оборот по эмитированным картам, размер остатков на карточных счетах и некоторым другим.
1.3 Организационная структура ОАО «ХоумКредитБанк»

Высшим органом Банка является общее собрание Акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров Банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

Общее руководство деятельностью Банка осуществляет Совет Банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой Правления Банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности Банка, рассматривает проекты кредитных и других планов Банка, утверждает, планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов Банка и другие вопросы, связанные с его деятельностью, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.

Непосредственно деятельностью коммерческого Банка руководит Правление. Оно несет ответственность перед общим собранием Акционеров и Советом Банка. Правление состоит из Председателя Правления (Президента), его заместителей (вице - Президентов) и других членов.


Заседания Правления Банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решения Правления воплощаются в жизнь приказом Председателя Правления Банка. При Правлении Банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики Банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету Банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого Банка. Правление Банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет Правлению Банка.

В целях обеспечения гласности в работе Банка и доступности информации об их финансовом положении годовых балансов, утвержденные общим собранием Акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) не наделены правами юридических лиц и действуют на основании положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы Банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс Банка.

Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом, Председателем Правления Банка, филиалы (отделения) – управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре.

Подразделения и службы банка формируются с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению: подразделения бухгалтерского учета и отчетности, подразделения по обслуживанию юридических и физических лиц, кредитно-экономические службы, финансовые службы, подразделения технического и программного обеспечения банковской деятельности, подразделения по работе с финансовыми инструментами, юридические службы, службы безопасности и защиты информации, отдел кадров.


В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов Банка, территориально удаленных от места расположения Банка, он может организовывать филиалы и представительства.

В состав ОАО «ХоумКредитБанк» входят такие основные подразделы:

1) управление активно-пассивными операциями, в которое входят такие основные отделы:

- кредитный;

- отдел ЦБ;

- валютный;

- отдел по работе с населением, которое содержит сектор по работе с пластиковыми карточками.

2) управление учета, отчетности и кассовых операций. Отделы:

- операционный;

- отдел кассовых операций;

- отдел сводной отчетности и экономического анализа;

- бухгалтерия;

- отдел учета валютных операций.

Этот подраздел Банка отвечает за бухгалтерское отображение всех банковских операций

3) административно-хозяйственное управление. Отделы:

- отдел автоматизации и информационно-технического обеспечения;

- юридический;

- служба безопасности;

- отдел кадров;

- отдел развития и работы с клиентами (маркетинговая служба);

- хозяйственный отдел.

Кроме основных подразделов существуют и другие подразделы Банка:

Кадровая комиссия - это консультативный орган при Правлении банка. Задача комиссии - проведение конкурсов на замещение вакансий и проведение аттестации сотрудников банка один раз в год. Ее выводы имеют лишь рекомендательный характер.

Отдел аудита - это основной контрольный подраздел банка, который выполняет такие функции:

1)контроль соответствия всех банковских операций действующему законодательству;

2)координация отношений банка с налоговыми органами;

3)решение всех бухгалтерских и юридических дискуссий в границах банка;

4)проверка достоверности информации, которая предоставляется руководству банка;


5)управление рисками.

Организационная структура ОАО «ХоумКредитБанк»



1.4 Функция и роль экономической службы ОАО «ХоумКредитБанк».

Финансовая экономическая служба (ФЭС) занимает особое место в организационной структуре Банка и играет особую роль в ее системе управления. Финансовая экономическая служба является, с одной стороны, исполнителем одного из основных бизнес-процессов – процесса проведения расчетов, а с другой – оператором одновременно двух важнейших подсистем управления: подсистемы планирования деятельности и подсистемы управленческого и бухгалтерского учета. В таком качестве ФЭС является уникальным элементом организационной структуры. Двойственный характер решаемых ФЭС задач требует корректного распределения различных по характеру работ в рамках ФЭС и формирует определенные требования к ее организационной структуре.

Важной задачей финансовой службы предприятия является правильная организация расчетов за готовую продукцию и постоянный контроль за выполнением плана по реализации продукции и прибыли. Большое значение при организации финансовой работы в Банке имеет своевременность расчетов с бюджетом, правильность расчетов с рабочими и служащими, контроль за соблюдением норматива оборотных средств.

Организация эффективной финансовой службы (финансово-экономической службы, или ФЭС) является одной из главных задач, стоящих перед  финансовым директором (вице-президентом по финансам). Структура финансовой службы зависит от финансовой стратегии, от конкретных задач, стоящих перед компанией. Организация финансовой службы начинается с определения функций и задач, присущих ФЭС. Функции и задачи финансовой службы стандартны и универсальны, но при этом должны учитывать  специфику деятельности предприятия и требования собственников.




следующая страница >>