prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 26 27
СТАРОВОЙТОВ М.К., ФОМИН П.А.



Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием
«Высшая школа»

2002


УДК


ББК



Рецензенты
Д.э.н., профессор Н.А. Сафронов

Д.э.н., профессор Л.С. Шаховская

Старовойтов М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. М., Высшая школа, 2002. 266 с.

В монографии в доступной форме излагаются теоретические, методологические и практические основы организации управления промышленным предприятием, включая оценку системы документооборота на предприятии, методику эффективного внедрения системы качества, анализ конкурентоспособности организации, оценку ее производственного потенциала, а также особенности финансового управления промышленным предприятием. В книге приводятся примеры из опыта работы отечественных предприятий.

Издание предназначено для студентов экономических специальностей и будет полезно работникам промышленных предприятий при разработке стратегических, оперативных планов и претворении их в жизнь.

УДК

ББК

ISBN
Отзыв о работе

Успешная деятельность российских предприятий на рынке требует постоянного усилия менеджеров по повышению эффективности управления, в том числе финансами и экономикой. Цель книги – передать руководителям и специалистам предприятий реальные практические технологии (методики), использование которых существенно повышает эффективность управления.

В отличие от множества теоретических учебников, книга служит практическим руководством по освоению системы финансового планирования и контроля на предприятии, методик анализа и принятия ключевых управленческих решений в области управления документооборотом, качеством, механизмами продуктивной стыковки методик финансового и маркетингового планирования и т.д.

В отличие от академических учебников, авторы сознательно пошли на упрощение теоретической подачи материала. Акцент сделан на практических примерах и технологиях управления.


Книга имеет следующую структуру. В Главе 1 «Оценка внешнего и внутреннего окружения предприятия в системе стратегического управления» показана необходимость разработки предприятием стратегии, адекватной внешней и внутренней среде, использования своих ресурсов для перестройки внешней среды, безусловного применения ее благоприятных возможностей и предотвращения таящихся угроз, ориентации деятельности на получение достаточной прибыли в долгосрочном периоде.

Цель главы 2 «Управление информационными потоками промышленных предприятий на основе оптимизации документооборота» – дать руководителю взгляд на систему управления документооборотом в комплексе, осмыслить связь ее элементов, рассмотреть алгоритм анализа документооборота предприятия, позволяющий своевременно выявлять его «проблемные» участки и оптимизировать движение документов в соответствии с рациональной организацией труда.

Своеобразие авторской концепции состоит в целостности взгляда на процесс анализа эффективности сбора, обработки, использования и передачи документной информации, включающего не только определенный набор инструментов и механизмов, позволяющих выявить «проблемные» участки документооборота, но и комплекс решений по устранению выявленных нарушений.

Прочитав главу 2, руководитель сможет оценить, какие элементы системы оценки документооборота присутствуют на его предприятии, а какие необходимо внедрить.

Конкретную организационную методику внедрения системы качества на предприятии, включающую: организацию работ по созданию системы качества; построение бизнес-модели предприятия; документирование внедряемой системы качества; внедрение системы качества; подготовку к сертификации системы качества, раскрывает Глава 3 «Управление внедрением систем качества на промышленных предприятиях».

Особое внимание авторы обращают на необходимость организационной подготовки процесса внедрения системы качества на промышленном предприятии, в связи с чем основные этапы данного процесса разработаны с учетом социально-психологических аспектов, которые не должны рассматриваться как второстепенные. Внимание к ним руководителя должно быть не меньшим, чем к вопросам организации работ, документирования системы, обучения персонала и др.


В Главе 4 «Оценка конкурентоспособности товара промышленных предприятий в условиях рыночной экономики» автором обобщены методические подходы к анализу конкурентных позиций предприятия с применением метода расстановки приоритетов, метода отраслевой оценки. О глубине проведенного исследования свидетельствует апробирование выдвигаемых положений на конкретном предприятии, поэтому все выводы и рекомендации базируются не только на теоретических аспектах, но и скорректированы с учетом практической реализации в российской экономике.

Глава 5 «Оценка производственного потенциала на промышленных предприятиях» раскрывает концепцию оценки производственного потенциала хозяйствующего субъекта на мезо- и микроуровне, внедрение которой позволит повысить устойчивость экономического развития, как отдельного промышленного предприятия, так и региона в котором оно функционирует. Уточняется сущность производственного потенциала, исследуется его структура, производится оценка составляющих производственного потенциала, выявляется взаимозависимость производственных потенциалов хозяйствующих субъектов друг с другом.

Глава 6 «Организация финансового управления на промышленном предприятии» посвящена описанию особенностей построения стратегии организации, в частности, формированию стратегической концепции развития компании с учетом основных тенденций реализуемой государством экономической политики; использованию «системы раннего предупреждения»; качеству реализуемой стратегии.

На основе предложенной прогнозно-планово-бюджетной системы предприятия, рассматриваются и вносятся конкретные предложения по управлению процессом финансового планирования, апробированные на примере компании «Волжский Оргсинтез». Разрабатывается и описывается процесс достижения эффективности в финансовом управлении корпорацией, составной частью которого является наличие гибкой системы внутреннего контроля.

В целом, на наш взгляд, книга станет хорошим помощником руководителя, стремящегося повысить эффективность управления, улучшить финансово-экономическое состояние своего предприятия.

Доктор экономических наук,

профессор Финансовой Академии

при Правительстве РФ

Н.А. Сафронов


Содержание



Введение

Глава 1. Оценка внешнего и внутреннего окружения предприятия в системе стратегического управления

1.1. Основы концепции стратегического менеджмента на российских предприятиях

1.2. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия

1.3. Оценка изменений внешних и внутренних факторов развития предприятия как способ повышения его экономической устойчивости

Глава 2. Управление информационными потоками промышленных предприятий на основе оптимизации документооборота

2.1. Информационные потоки предприятия: структура и особенности построения

2.2. Разработка системы анализа и оптимизации документооборота промышленного предприятия

2.3. Анализ и оптимизация документооборота на примере предприятия машиностроительной отрасли

Глава 3. Управление внедрением систем качества на промышленных предприятиях

3.1. Структура системы качества на промышленных предприятиях

3.2. Разработка этапов внедрения системы качества на промышленных предприятиях

3.3. Совершенствование системного управления качеством на примере предприятия химической отрасли

Глава 4. Оценка конкурентоспособности товара промышленных предприятий в условиях рыночной экономики

4.1. Понятие конкурентоспособности: сущность, формы и методы оценки

4.2. Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке с использованием метода расстановки приоритетов

4.3. Методика исследования конкуренции на рынке отрасли

Глава 5. Оценка производственного потенциала на промышленных предприятиях

5.1. Понятие производственного потенциала в рыночной экономике: сущность, содержание, формы проявления


5.2. Система показателей анализа эффективности использования составляющих производственного потенциала

5.3. Оценка производственного потенциала промышленного предприятия

Глава 6. Организация финансового управления на промышленном предприятии

6.1. Особенности разработки стратегии предприятия в рыночной экономике

6.2. Финансовая стратегия предприятия в системе стратегического регулирования

6.3. Контрольно-информационное обеспечение финансовой политики предприятия

Список использованной литературы



Введение
В условиях рыночной экономики современная организация рассматривается как многофакторная социально-экономическая система, обладающая рядом специфических, присущих только ей особенностей:

- целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

- сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей;

- большой инерционностью, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организаций в будущем;

- высокой степенью надежности функционирования, которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;

- параллельным рассмотрением натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации, системы управления, реализации ее стратегии.

Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности предприятия, являющийся основополагающим принципом стратегического управления. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, оргструктура, система планирования и т.д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.


В этой связи основной задачей управления предприятием становится поддержание равновесия на макроуровне, а также разработка и использование эффективных механизмов адаптации организации к меняющимся условиях окружающей среды.

Например, если внешняя среда относительно стабильна, руководство организации стремится к большей централизации управления, созданию жесткой организационной структуры управления, ориентированной на управленческий контроль по всей технологической цепочке. Когда внешнее окружение нестабильно и в нем происходят постоянные изменения, таящие опасности и несущие новые возможности для организации, – руководство вынуждено больше заботиться о проблеме выживания организации, большей гибкости системы управления. Организационные структуры становятся более децентрализованнными, гибкими, позволяющими быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения.

Одним из основных механизмов адаптации организации к меняющимся условиях окружающей среды является наличие эффективной информационной системы. Стратегия, поддерживающая принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору, обработке и распределению информации, помогает справиться с внутренними и внешними изменениями и провести необходимую корректировку, дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса, сделать верный стратегический выбор и реализовать намеченные цели.

Для более четкой организации системы документооборота на предприятии необходимо внедрение системы качества, которая позволяет более гибко взаимодействовать с внешней средой, принимать более эффективные решения стратегического и тактического характера, управлять персоналом и т.д.

Так, например, концептуальной основой ИСО 9000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Для обеспечения правильного управления процессами, организации взаимодействия между процессами, ИСО 9000 предполагает, что у каждого процесса должен быть «владелец» - лицо, несущее ответственность за данный процесс. Этот «владелец» должен обеспечивать однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочий, должен организовывать взаимодействие при решении проблем, охватывающих несколько функциональных подразделений предприятия.


Эффективное управление деятельностью предприятия также подразумевает реальную оценку своих позиций на рынке. Опыт последних лет показывает, что далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Даже обладание конкурентоспособной продукцией не позволяет многим из них эффективно реализовывать это преимущество из-за отсутствия практики использования всего комплекса средств маркетинга: гибкой ассортиментной и ценовой политики, адекватной организации каналов распределения продукции, эффективных методов стимулирования реализации, различных стратегий для проникновения на внешний и внутренний рынок. Вместе с тем конъюнктурная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границ рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта на российских предприятий часто затруднено из-за его уникальности, отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.

В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, а с другой – особенностям конкретного производства.

Базой для проведения такого рода комплексной оценки является определение текущего состояния предприятия, а именно его производственного потенциала, представляющего собой потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров и их оценку.

Таким образом, современный этап рыночных преобразований в экономике выдвигает на передний план организационно-экономические и учетно-информационные проблемы. В этой связи представляется актуальной и заслуживающей внимания разработка концептуальных основ реализации современных схем управления российскими компаниями.

Все вышеобозначенные проблемы взаимозависимы между собой и требуют комплексного рассмотрения и анализа.




следующая страница >>