prosdo.ru 1
Преподаватель: Кузнецова Е.В.


1 курс ФП

Экзаменационные вопросы по курсу «Психолого-педагогическая антропология»


  1. Предмет антропологии и ее методы. Основные направления антропологии, ее связь с другими науками.

  2. Актуальность антропологического знания для современной теоретической и практической психологии.

  3. Актуальность антропологического знания для современной теоретической и практической педагогики.

  4. Концепция человека в психолого-педагогической антропологии: человек как целостность, как единство материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия.

  5. Философская антропология: проблемы сущности человека и его места в природе.

  6. Основные подходы в философии к осмыслению феномена человека и его происхождения – (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, теория социоцентризма).

  7. Психологическая антропология. Антропологические принципы в психологии.

  8. Педагогическая антропология. Антропологические принципы в организации образовательного процесса.

  9. Представления о человеке в трудах древ­негреческих мыслителей.

  10. Взгляд на человека в эпоху Средневековья. Отражение божес­твенного начала в человеке. Назначение человека в мире.

  11. Взгляд на человека в эпоху Возрождения (отражение гуманистических идей).

  12. Представления на природу человека в эпо­ху Нового времени (Ж.-Ж. Руссо и Т. Гоббс).

  13. Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский о педагогической антропологии.

  14. Концепция человека в гуманистической психологии.

  15. Человек как продукт онтогенетического и филогенетического развития.

  16. Специфические особенности развития вида Homo sapiens.

  17. Проблема становления человека как личности. Понятие социализации.

  18. Понятие интегральной индивидуальности.
  19. Категория «субъект» в современной психолого-педагогической науке.


  20. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы психолого-педагогического познания.

  21. Сущность понятия «развитие».

  22. Возраст как объект междисциплинарного исследования. Антропология возраста.

  23. Понятие психологического пространства личности.

  24. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия.

  25. Взаимосвязь личностно-типологического и индивидуально-личностного уровней развития человека.

  26. Общественное бытие как условие развития человеческой индивидуальности, Понятие социализации личности.

  27. Проблемы самоактуализации и самореализации личности в современных социокультурных условиях.

  28. Воспитание как антропологический процесс. Цели и задачи воспитания в современных образовательных системах.

  29. Общие тенденции гуманистической идеи воспитания и образования.

  30. Парадигмы воспитания и обучения, ориентированные на человека.

  31. Условия эффективного учебно-воспитательного процесса.

  32. Педагог как носитель культуры. Взаимосвязь различных типов культур с особенностями обучения и воспитания.

  33. Педагогика креативности.

  34. Понятие развивающего образования. Антропологическое отношение к ребенку – основа гуманистических педагогических систем.


Критерии оценки знаний на экзамене:
«Неудовлетворительно»


«Удовлетворительно»:

  • студент демонстрирует знание основных терминов и понятий курса;

  • студент демонстрирует знание персоналий;

  • студент демонстрирует умение выделять сущностные характеристики психического явления;

  • в целом ответ носит репродуктивный характер.

«Хорошо»:

То же, что «удовлетворительно», плюс:


  • в ответах используется сравнение, сопоставление психических фактов, явлений;

  • студент демонстрирует умение соотносить теоретические положения с практикой (может привести пример);

  • студент демонстрирует доказательность своих утверждений.


«Отлично»:

То же, что «хорошо», плюс:

  • студент демонстрирует умение устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи;

  • студент демонстрирует глубокое знание первоисточников и дополнительной литературы.