prosdo.ru
добавить свой файл
1
Примерный перечень вопросов к зачету:


1. Деятельность человека и потребность в управлении. Управление как специфический вид деятельности. Система, механизм и процесс управления. Функции управления и их взаимосвязь.

2. Управление и менеджмент. Менеджмент: сущность и содержание. Условия возникновения менеджмента. Инфраструктура менеджмента. Менеджмент как особый тип управления. Роль менеджмента в жизни общества. Инновационный потенциал менеджмента.

3. Особенности управленческого труда. Менеджеры и содержание их труда.

4. Разделение управленческого труда. Процесс управленческого труда. Ролевые функции менеджеров.

5. Система требований, предъявляемых к менеджерам.

6. Организация как объект управления. Основные признаки организации. Ресурсы организации и основополагающие процессы ее жизнедеятельности. Классификация организаций. Описание организации как объекта управления.

7. Внутренняя среда организации. Организационная культура и ее влияние на организационную эффективность.

8. Внешнее окружение организации и учет его требований в менеджменте.

9. Развитие управленческой мысли. Управленческие революции.

10. Школы научного и административного управления. Принципы А. Файоля.

11. Вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук в развитие управленческой мысли.

12. Процессный, системный, ситуационный подходы в управлении.

13. Новая управленческая парадигма. Сравнение парадигмы управления I и II половины века. Современные принципы управления. Формирование парадигмы управления XXI века.

14. Вклад российских ученых в науку управления.

15. Социальная ответственность как философия отношений между предпринимательскими кругами и обществом. Три фазы в понимании и развитии социальной ответственности. Виды социальной ответственности. Аргументы в поддержку и против социальной ответственности.

16. Этика и современное управление. Корпоративная этика. Работа, направленная против нарушения норм корпоративной этики.


17. Планирование как основополагающая функция управления. Содержание планирования. Классификация планов по длительности планового периода и уровням организационного планирования.

18. Необходимость и сущность стратегического управления. Проявление отсутствия стратегического управления. Проблемы и трудности стратегического управления.

19. Составляющие стратегического управления и их краткая характеристика.

20. Анализ среды. Метод SWOT. Формирование альтернатив.

21. Миссия и ключевые цели организации. Классификация целей. Требования, предъявляемые к целям как инструменту управления.

22. Типы стратегий. Общая характеристика.

23. Выработка стратегии фирмы. Матрица возможностей по товарам/рынкам. Матрица БКГ.

24. Факторы, влияющие на изменение стратегии организации.

25. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Достоинства и недостатки. Область применения.

26. Основные тенденции в развитии оргструктур управления.

27. Делегирование, ответственность и полномочия. Линейные и штабные полномочия. Типы штабов. Виды штабных полномочий.

28. Эффективная организация распределения полномочий. Делегирование полномочий и повышение эффективности работы руководителей и подчиненных. Противодействие руководителей и подчиненных эффективному распределению полномочий. Пути преодоления препятствий.

29. Централизованные и децентрализованные организации. Достоинства и недостатки.

30. Мотивация и ее роль в управлении человеком. Основные понятия. Два типа мотивирования. Мотивация и результаты труда.

31. Ранние теории мотивации. Политика кнута и пряника, ее роль в мотивации. Работы Э. Мэйо.

32. Теории содержания мотивации. Теория Абрахама Маслоу. Теория Альдерфера. Общие черты и отличия.

33. Теории содержания мотивации: теория приобретенных потребностей Мак Клеланда, теория двух факторов Герцберга. Теория обогащения труда.


34. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости.

35. Модель Портера-Лоулера. Отличие ее выводов от выводов ранних теорий человеческих отношений.

36. Экономические и неэкономические методы мотивации.

37. Сущность и виды контроля. Процесс контроля.

38. Поведенческие аспекты контроля. Эффективность контроля.

39. Коммуникации в управлении. Процесс коммуникации. Искажения в процессе коммуникации.

40. Коммуникативные сети: понятие, типы, их эффективность в различных ситуациях.

41. Решения и требования, предъявляемые к ним. Классификация решений.

42. Стадии и этапы процесса принятия решения. Методы, используемые на каждой стадии.

43. Значение изучения групповой динамики в менеджменте. Группы: их главные признаки и определения.

44. Классификация групп. Причины вступления людей в формальные и неформальные группы.

45. Управление неформальными группами. Факторы, влияющие на эффективность группы: размер, состав, групповые нормы, конфликтность, статус членов группы.

46. Причины, мешающие эффективному управлению неформальными группами.

47. Групповое давление и его симптомы. Способы нейтрализации негативных проявлений группового давления.

48. Власть и авторитет. Виды авторитета. Источники власти в организации. Власть и партнерство.

49. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Лидерство и руководство. Лидер и менеджер.

50. Теория черт и качеств. Причины, поставившие под сомнение эту теорию. Концепция харазматического лидерства.

51. Концепции лидерского поведения. Концепция трех стилей руководства.

52. Ситуационные теории лидерства.

53. Управление лидерством: выявление людей с прирожденными и сформировавшимися качествами. Критерии определения пригодности к лидерству. Развитие лидерства.

54. Деструктивное лидерство и способы его устранения.


55. Команда и ее виды. Распределение ролей в команде.

56. Классические стили руководства и их характерные черты. Организационная эффективность стилей руководства.

57. Достоинства и недостатки авторитарного и демократического стилей руководства. Условия их применения. Требования к руководителям и подчиненным, определяемые стилем руководства.

58. Одномерные и многомерные стили руководства. Управленческая решетка Р. Блейка, Д. Моутон.

59. Этапы в развитии менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента.

60. Американская модель менеджмента.

61. Особенности японской модели менеджмента.

62. Концепция социального рыночного хозяйства.

63. «Шведская» модель социализма Г. Мюрделя.

64. Особенности российского менеджмента и тенденции его развития. Формирование системы управления отдельной организации в зависимости от черт менталитета.