prosdo.ru
добавить свой файл
1
Примечательны и данные языка. Несмотря на то, что современные балканские болгары, сохраняя тюркский этноним, слились со славянами и приняли еще в средневековье их язык, в болгарском языке обнаруживается множество тюркских слов, имеющих общие корни со словами современного туркменского языка. Приведем некоторые из них.


БОЛГАРСКИЙ - ТУРКМЕНСКИЙ

ама - но, однако эмма - но, однако

аслан - лев арслан - лев

артык - с излишком артык - с излишком

ачик - очевидный, явный ачык - открытый, очевидный, явный

баджана - свояк баджа - свояк

байрак - знамя байдак – знамя

баш - первый, главный баш - главный

бюрек - пирог бёрек - пельмени

кавърма - мясное кушанье ковурма - жареное мясо

кьосе - безбородый косе - безбородый

кюкюрт - сера кукурт - сера

макам - мелодия мукам - народная мелодия

сап - ручка сап - ручка

эски - старый эски - старый.

Это всего лишь поверхностное сравнение двух языков. Нет никаких сомнений, что чисто языковедческое исследование даст превосходный материал для сопоставления исторических путей двух народов.

Необычайно интересными являются выводы российских филологов. Например, А.П.Ковалевский отождествляет сам этноним "болгар", "булгар" со средневековым огузским племенем бурказ, по аналогии "болгар" - "боргар" - "борказ".

В.В.Полосин, специально исследовавший этноним "болгар", определил, что арабская графика дает четыре схожих написания - булгар, булкар, бургаз, буруджан. Он считает, что все эти слова являются одним и тем же названием народа не только по написанию, но и по указанию географического расположения племен и полагает, что правильно прочтенная форма - "бургаз", а также часто встречающаяся в исторических источниках форма "булгар" являются диалектными формами общего древнего этнонима "бургар", упомянутого у византийского автора Закария Ритора (VI в.). Диалектные изменения "бургар" - "булгар" и "бургар" - "бургаз" может быть объяснено исторической фонетикой тюркских языков.

Итак, сам этноним "болгар" встречается у туркменского народа, у которого до сих пор существует род бурказ (в составе текинцев). не случайно арабский путешественник Ибн Фадлан (X в.) отмечал, что туркмено-огузский военачальник Этрек Катаган называл царя волжских болгар Алмуша своим зятем.


В начале XIII в., когда монголы разрушили Волжскую Болгарию, большое количество болгар, а также огузов и кыпчаков, не желая подчиняться захватчикам, нашло убежище в Дунайской Болгарии, Венгрии и Литовском княжестве.

Конечно, в Болгарию еще до нашествия монголов проникали огузо-кыпчакские роды. Заняв большие пастбища на нижнем Дунае, Добрудже и на северо-востоке Болгарии, они активно поддерживали болгар в борьбе против их врагов. Когда в 70-х гг. XII в. болгарский народ поднялся на борьбу с Византийской империей, то движение возглавили два брата - огузо-кыпчакские ханы Асен и Петр. После победы Асен I стал царем Болгарии (1187 г.). Так появилась династия болгарских царей Осеней, имя родоначальника которой этимологически связывается с создателем империи Гек-туркменов Ашиной (Асень-шад). Болгары беспрепятственно впускали на свою территорию ушедших от монголов огузов, кыпчаков, своих мусульманских сородичей - волжских болгар. Общее происхождение и сострадание к попавшим в беду братьям с Востока оказались сильнее различия в вере.

Часть волжских болгар оставалась на своих прежних местах, приняв подданство монголов. Исследователи болгарских погребений на Волге В.Ф.Генинг и А.Х. Халиков отмечают, что в составе государства Волжских Болгар находились башкиры, печенеги, огузы.

Таким образом, шел процесс этнического взаимопроникновения огузов и болгар. Интересно, что на бывшем болгарском кладбище в Поволжье обнаружен надгробный камень (XIV в.) с надписью: "Торкман Мухаммед, сын Якуба".

Тюркский народ болгары играл большую роль в истории Поволжья, Приднепровья, Северного Кавказа, Балкан. Как утверждают исследователи, именно болгары, совместно с огузами, явились родоначальниками северокавказских тюрков-болгар. Болгары вошли в состав казанских татар, чувашей, мишарей, башкир. Теперь можно добавить: и туркмен!

В 1886 г. группа офицеров эмигрировала в Российскую империю. Один из них - Георгий Вазов, имевший военно-инженерное образование, был направлен в Туркменистан, где в это время прокладывались железнодорожные линии. Десять лет Г.Вазов проработал в солнечной стране, а в 1897 г. вернулся в Болгарию. В 1912 г. именем Г.Вазова названа одна из улиц в городе Серхетабат (бывш. г.Кушка).


В Туркменистане у Г.Вазова, который пребывал тогда в чине капитана, было много друзей. Одним из них был поручик - туркмен Николай Йомудский (будущий герой первой мировой войны). Перед отъездом Г.Вазова в Болгарию Н.Йомудский подарил ему османскую саблю и пистолет. В 1913 г. генерал Г.Вазов был назначен военным министром Болгарии. Подарки туркменского друга хранились в семье болгарского генерала как бесценные реликвии. В ноябре 2000 г. экспертная комиссия Военно-исторического музея в Софии идентифицировала их и приняла решение: "Оружие имеет коллекционную стоимость". Вот и вновь протянулась связующая нить между Туркменистаном и Болгарией.

Овез ГУНДОГДЫЕВ (Туркменистан),

Богдан ОГАРЧИНСКИЙ (Болгария)