prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Перечень вопросов к зачету по дисциплине


    1. Роль и место информационных систем в бизнесе. Назначение, основные задачи информационных систем в бизнесе.







6.Автоматизация документооборота предприятия.

Причины проведения автоматизации документооборота:

  • документы теряются;

  • накапливается множество документов, назначение и источник которых неясны;

  • документы и информация, содержащаяся в них, попадает в чужие руки;

  • тратится масса рабочего времени на поиск нужного документа и формирование тематической подборки документов;

  • создается несколько копий одного и того же документа - на бумагу и копирование документов тратиться немало средств;

  • на подготовку и согласование документов тратится много времени.


Внедрение системы электронного документооборота позволяет решить :

  • обеспечит слаженную работу всех подразделений;

  • упростит работу с документами, повысит ее эффективность;

  • повысит производительность труда сотрудников за счет сокращения времени создания, обработки и поиска документов;

  • повысит оперативность доступа к информации;

  • позволит разграничить права доступа сотрудников к информации.


Выбор системы электронного документооборота

классы систем:

  • системы автоматизации делопроизводства и документооборота

  • системы управления потоками работ

  • системы организации и управления архивами документов
  • системы электронного управления документами


Каждая система решает определенный класс задач. Так, от системы автоматизации делопроизводства не следует ждать полноценной маршрутизации потоков работ.

Особого упоминания заслуживают системы класса ERP – часто от потенциального заказчика приходится слышать следующие слова: «мы внедряем ERP-систему и не будем внедрять систему автоматизации документационного обеспечения управления (ДОУ)». Бытует ошибочное мнение, что ERP-системы решают все проблемы документооборота на предприятии. Это не так - ERP-системы предназначены для автоматизации производственного документооборота, а не управленческого, и наиболее эффективное решение – интеграция ERP-системы и системы автоматизации ДОУ.

Внедрение – этапы, сроки, деньги.

  • Срок внедрения системы зависит от множества факторов. Основные:

  • Класс системы.

  • Масштаб внедряемой системы.

  • Настраиваемость системы.


Процесс организации документооборота на любом предприятии состоит из нескольких этапов. Основными этапами являют следующие:

  • Обследование организационной структуры предприятия, выявление основных бизнес-процессов, потоков работ и формальное описание схемы движения документов.

  • Составление номенклатуры документов, формирование справочников и классификаторов, составление инструкций.

  • Адаптация системы электронного документооборота на основе информации, полученной на этапе обследования.

  • Установка и настройка программного обеспечения и опытная эксплуатация.

  • Окончательная настройка системы документооборота на предприятии с учетом недочетов, выявленных во время опытной эксплуатации.

  • Обучение персонала организации.

Некоторые их этих этапов могут идти параллельно. Особое внимание следуют обратить на процесс обучения персонала, не следует экономить на нем средства, так как в случае неподготовленности персонала даже самая совершенная система документооборота, идеально подходящая для вашего предприятия, будет малоэффективна.

9.Тенденции развития информационных технологий. Государственная программа информатизации. Программа «Электронная Беларусь».

Выделяют пять основных тенденций в развитии информационных технологий:


  • Усложнение информационных продуктов(услуг). Информационный продукт в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения приобретает стратегическое значение.

  • Способность к взаимодействию. С ростом значимости информационного продукта возможность провести идеальный обмен этим продуктом между компьютером и человеком или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Также эта проблема касается совместимости технических и программных средств. Все проблемы обработки и передачи информационного продукта находились в полном соответствии по совместимости и быстродействию.

  • Ликвидация промежуточных звеньев.

  • Глобализация.

  • Конвергенция.

Исчезают различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием в быту и для деловых целей, информацией и развлечением, а также среди различных режимов работы, таких как передача звуковых, цифровых и видеосигналов.

Основной целью Программы является формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы, предназначенной для сбора, обработки и накопления информации об основных элементах социально-экономических и политических процессов в обществе и формирования соответствующего национального информационного ресурса.

Программа должна обеспечивать информационную безопасность Республики Беларусь, создание и масштабное использование критических ИКТ, в том числе специального назначения.

Реализация Программы рассматривается как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственного управления, укрепления влияния государства в выравнивании социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны в соответствии с программами социально-экономического развития республики.

«Электронная Беларусь» — государственная программа информатизации Белоруссии на 2003—2005 годы и на перспективу до 2010 года, определяющая основные направления развития информационного общества.

Релизовано 107 проектов по информатизации:


  • экономики

  • образования

  • здравоохранения

  • культуры

  • торговли

  • логистики

  • налогов

деятельности государственных органов и органов местного управления.

10.ERP-система: функции и перспективы развития. Применение корпоративных информационных систем.

ERP (планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.

ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.

Модульный принцип организации позволяет внедрять ERP-системы поэтапно, переводя в эксплуатацию один или несколько функциональных модулей на каждом этапе, а также выбирать организации только те из них, которые актуальны для организации.


Кроме того, модульность ERP-систем позволяет строить решения на основе нескольких ERP-систем, выбирая из каждой лучшие в своём классе модули. Разбивка по модулям и их группировка различная, но у большинства основных поставщиков выделяются группы модулей: финансы, персонал, операции.

Основные функции:


  • ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;

  • формирование планов продаж и производства;

  • планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;

  • управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;

  • планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования;

  • оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет;

  • управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации.

Перспективы развития ERP-систем:

Архитектура ERP-систем, предназначенных для решения задач управления промышленными предприятиями завтрашнего дня, все больше будет смещаться в сторону платформ максимально быстро подстраиваемых под конкретные процессы. При этом, чем более простыми в настройке (бизнес-процессов, алгоритмов, экранных форм) будут системы, тем больше они будут востребованы. При этом, конечно, открывать исходный код базовых конфигураций вряд ли будет кто-то из разработчиков.

На будущее ERP-систем окажет стремительное развитие мобильных решений. Для ERP это означает новые интерфейсы для классических операций (например, для оформления заказов или подтверждения поступления товаров на склад), новые категории пользователей, которые до этого не работали с ERP. Переход некоторых ERP пользователей на мобильные устройства приведет к новым требованиям к вендорам по обеспечению интеграции и переосмысливанию всех идеологии пользовательского опыта.

11.Системы управления взаимодействиями с клиентами. Системы бизнес-аналитики.

Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов.
CRM — модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.

CRM-система может включать в себя:


  • Фронтальную часть, обеспечивающую обслуживание клиентов на точках продаж с автономной, распределенной или централизованной обработкой информации

  • Операционную часть, обеспечивающую авторизацию операций и оперативную отчетность

  • Хранилище данных

  • Аналитическую подсистему

  • Распределенную систему поддержки продаж: реплики данных на точках продаж или смарт-карты

Основные принципы

  • Наличие единого хранилища информации, куда собираются сведения о взаимодействии с клиентами.

  • Использование многих каналов взаимодействия: обслуживание на точках продаж, телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи, регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, чаты, социальные сети.
  • Анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих решений — например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании, потенциальном отклике на те или иные промо-акции, прогнозе потребности в тех или иных продуктах компании.



Этот подход подразумевает, что при взаимодействии с клиентом сотруднику компании доступна вся необходимая информация о взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).

Классификация по функциональным возможностям

  • Управление продажами (SFA)

  • Управление маркетингом

  • Управление клиентским обслуживанием и колл-центрами (системы по обработке обращений абонентов, фиксация и дальнейшая работа с обращениями клиентов)

Классификация по уровням обработки информации

  • Операционный CRM — регистрация и оперативный доступ к первичной информации по событиям, компаниям, проектам, контактам.

  • Аналитический CRM — отчётность и анализ информации в различных разрезах (воронка продаж, анализ результатов маркетинговых мероприятий, анализ эффективности продаж в разрезе продуктов, сегментов клиентов, регионов и другие возможные варианты).

  • Коллаборативный CRM — уровень организации тесного взаимодействия с конечными потребителями, клиентами, вплоть до влияния клиента на внутренние процессы компании (опросы, для изменения качеств продукта или порядка обслуживания, веб-страницы для отслеживания клиентами состояния заказа )

Системы business intelligence (системы бизнес-анализа) – это вид информационных систем, которые позволяют превратить накопленные фактические данные в полезные знания с целью принятия эффективных решений для бизнеса. Такие знания могут использоваться для решения любых задач по анализу, управлению, прогнозированию и др.

Где и как используются системы бизнес-анализа

Так как системы бизнес-анализа абсолютно универсальны, они применяются в различных отраслях для решения широчайшего круга задач:

  • Финансовый анализ, анализ доходности и рентабельности;
  • Анализ закупок и затрат;


  • Анализ исполнения обязательств и оперативное управление поставщиками;

  • Анализ и прогнозирование продаж;

  • Управление складскими запасами;

  • Анализ эффективности маркетинговой деятельности и маркетингового планирования; Мониторинг вывода продукта на рынок;

  • Расчет сложных показателей;

  • Ежедневный контроль денежных потоков;

  • Анализ истории платежной дисциплины кредиторов;

  • Оценка рисков в кредитовании;

  • Анализ данных по управлению персоналом;

  • Анализ исполнения и управление заказами;

  • и многое другое.

Платформы BI решений



  • Microsoft BI

  • Sap Business Objects

  • Oracle BI

  • Sybase IQ


12.Этапы процесса внедрения информационной системы в управление предприятием и его структурными подразделениями. Основные критерии выбора информационных систем.

Внедрение информационных систем.

Внедрение информационной системы управления предприятием, как и любое серьезное преобразование на предприятии, является сложным и зачастую болезненным процессом. Первейшим этапом создания системы должно быть проведение работ по предпроектному обследованию (так называемый консалтинг). Цель этой предпроектной работы заключается в том, чтобы разработать представление о будущей системе, описать функционально-информационную модель будущей системы и защитить ее перед заказчиком. Только после этого можно вкладывать деньги в покупку или разработку системы.

Подготовка предприятия к реализации ИС

  • Подготовка нормативно-справочной информации.

    • Разработка методик подготовки и ведения нормативно-справочной информации.
  • Разработка классификации объектов нормативно-справочной информации, их определение и детальное описание их свойств.


  • Формирование рекомендаций по устранению выявленного дефицита данных об объектах нормативно-справочной информации в существующей информационной системе.

  • Аудит процесса подготовки и ведения справочников нормативно-справочной информации на предмет соответствия задачам предприятия и принципам формирования ИС.

  • Выделение категорий затрат, изучение и определение методик расчета себестоимости продукции

  • Подготовка бизнес-процессов.

  • Анализ и формирование рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов планирования операционной деятельности, ее исполнения, а также ведения нормативных данных для поддержки операционной деятельности.

  • Анализ и формирование рекомендаций по достижению соответствия бизнес-процессов рекомендациям методики ИС

  • Разработка моделей бизнес-процессов сбыта, производства, закупок, планирования и других, в соответствии с предметной областью проекта, на различных уровнях иерархии плановых решений, необходимых предприятию Заказчика бизнес-процессов, которые будут поддерживаться системой

  • Выбор программной системы автоматизации планирования и учета на производстве.

  • Анализ рынка программного обеспечения.

  • Разработка системы аналитической отчетности, которую необходимо будет получать средствами системы.

  • Разработка требований к информационной системе.

  • Подготовка технического задания на выбор и внедрение информационной системы.

  • Организация проведения конкурса по выбору программного обеспечения для информационной системы.

Этапы внедрения:

  • 1 этап: Сначала происходит выбор наиболее подходящей ИС.

  • После выбора КИС на этом же этапе осуществляется расчет ожидаемой величины совокупной стоимости владения (ССВ), которая складывается из так называемых явных и неявных затрат.

  • На 3 этапе, проводятся необходимые изменения в работе автоматизируемых подразделений. Параллельно со вторым этапом происходит закупка выбранной КИС. Стороны оговаривают условий сделки, составляется и подписывается договор.


  • На четвертом этапе и происходит непосредственное внедрение модуля. Помимо ИТ-специалистов (инсталляция операционной системы и ПО, настройка оборудования и баз данных, перенос информации из существующей ИС в новую, первичное тестирование и устранение неполадок), здесь задействованы и те работники, для которых предназначена КИС.

Логика выбора информационных систем

  • Диагностика бизнес-процессов

  • Подготовка функциональных требований

  • Составление «длинного списка» ИС

  • Организация конкурса поставщиков программных решений

  • Сравнительный анализ ИС

  • Составление «короткого списка» систем

  • Выбор информационной системы

Группы требований при выборе информационной системы

  • функциональность системы

  • специализированная функциональность

  • средства настройки и адаптации

  • масштабируемость системы

  • сроки и стоимость внедрения риски внедрения и т.д.

Требования к функциональности информационной системы

  • назначение ИС

  • развитие ИС

  • требования к ИС в целом

  • требования к функциональности ИС

  • требования к структуре данных ИС

  • требования к интерфейсу пользователя

  • требования к отчетам

  • требования к средствам разработки

  • требования к интеграции

  • требования к документированию

  • требования к программному и аппаратному обеспечению


Определение критериев выбора информационной системы

В рамках этого этапа детализируются требования к информационной системе. Выделяют четыре группы требований:


  • Фукнциональные требования (специфика бизнеса, стратегические приоритеты, географическая распределенность и т.д.)

  • Ценовые требования (стоимость ПО, стоимость поддержки, стоимость изменений, стоимость проекта и т.д.)

  • Общие требования (интегрированность, поддержка, масштабируемость, гибкость)

14.Документооборот и ведение торговых операций в информационной системе «Складской учет и торговля».

Программа "Складской учет и торговля" предназначена для автоматизации складских и торговых операций в организациях оптовой и розничной торговли. Программа выполняет функции автоматизированного рабочего места (АРМ) для менеджера по продажам, складского работника, а также управленческого персонала. Складской работник может выполнить приход, расход, перемещение товаров между складами, инвентаризации. В любой момент доступна информация о наличии товаров на любом складе, резерве и ожидаемом приходе товара. Менеджер по продажам получает возможность работать с неограниченным числом прайс-листов, каждый из которых отличается своей наценкой, учетом НсП, округлением цены. Управленческому персоналу будут интересны отчеты о движении товаров, выручке и взаиморасчетам с контрагентами, формируемым за любой период. Программа оперирует следующими документами: приходные и расходные накладные, накладные перемещения, акты инвентаризации, счета, счета-фактуры, кассовые ордера, платежные поручения, ведется кассовый журнал. Из программы можно распечатать коммерческое предложение, кассовый и товарный чек, гарантийный талон, ценники на товары. Многие документы создаются на основании других (накладная на основании счета и т.д.). Из сервисных возможностей можно отметить экспорт прайс-листов в MS Excel, импорт справочника товаров, встроенный дизайнер отчетов. С одной базой данных могут работать несколько сотрудников одновременно. В "Руководстве пользователя" подробно описана работа с документами, административные задачи и порядок работы с дизайнером отчетов. Понятный, современный интерфейс облегчит работу неопытным пользователям.


16.Конфигурация системы «1С:Предприятие». Внесение изменений, ведение базы данных.

1С:Предприятие является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счет своей универсальности система 1С:Предприятие может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учета товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами и т. д.

Конфигурируемость
Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией система 1С:Предприятие выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий и классы решаемых задач.
Конфигурация создается штатными средствами системы. Конфигурация обычно поставляется фирмой «1С» в качестве типовой для конкретной области применения, но может быть изменена, дополнена пользователем системы, а также разработана заново.

17.Обзор типовых конфигураций программы 1С-Предприятие. Создание индивидуальной конфигурации «Торговля и склад».

Типовые конфигурации

Программные продукты системы «1С:Предприятие» поставляются с типовыми конфигурациями. Типовые конфигурации реализуют наиболее общие схемы учета и могут использоваться в большинстве организаций.

Разработка конфигураций

В некоторых случаях система учета, принятая в организации, имеет уникальный характер. Тогда типовая конфигурация, входящая в состав программных продуктов системы «1С:Предприятие», может быть взята как образец для создания уникальной конфигурации, полностью ориентированной на особенности вашей организации.

Конфигуратор, входящий в состав программных продуктов системы «1С:Предприятие», позволяет не только изменять элементы типовой конфигурации, но и создать собственную конфигурацию «с нуля».


Конфигурация «1С:Бухгалтерия »

Наиболее известная из всех конфигураций 1С. Предназначена для ведения бухгалтерского учёта (управленческого и/или налогового учёта).

Конфигурация «1С:Торговля и Склад »

Предназначена для ведения торгового учёта. Возможно ведение учёта по нескольким юридическим лицам. Существует возможность подключения внешнего торгового оборудования.

Конфигурация «1С:Зарплата и Кадры»

Предназначена для ведения кадрового учёта и расчёта зарплаты.

Конфигурация «1С:Комплексная автоматизация» (1С:Бухгалтерия+Торговля+Склад+Зарплата+Кадры) Объединяет в себе функционал конфигураций «1С:Бухгалтерия », «1С:Торговля и Склад » и «1С:Зарплата и Кадры ». Предназначена для комплексного ведения учёта на предприятии

Конфигурация «1С:Производство, Услуги, Бухгалтерия»

Предназначена для ведения бухгалтерского учёта на предприятиях, оказывающих услуги или ведущих производственную деятельность.

Другие типовые конфигурации

Существует также множество других, менее универсальных типовых конфигураций.

Конфигурация «Торговля и Склад» разработана на основе компоненты «Оперативный учет» системы «1С: Предприятие» и представляет собой программное решение для создания информационной базы оптово-розничной торговли и автоматизации ее работы.
Основные функциональные возможности «1С: Торговля и Склад»:


  • Складской учет;

  • Гибкий механизм ценообразования;

  • Автоматизация оптовой торговли;

  • Автоматизация розничной торговли;

  • Комплектация и разукомплектация;

  • Работа с подотчетными лицами;

  • Анализ информации;

  • Интеграция с бухгалтерским учетом.

18.Заполнение сведений об организации, справочников сотрудников, оформление приказов о приеме на работу, внесение констант.


Сведения об организации относятся к категории постоянной информации. Но поскольку в конфигурации в одной информационной базе можно вести учет для нескольких юридических лиц, то основные сведения о каждом из них указываются в справочнике «Организации».

Константы

Диалоговое окно Список констант вызываемое из меню Операции командой Константы содержит все константы, определенные и используемые в программе.

Для каждой константы в диалоговом окне Список констант определяются три параметра:

ü код константы, позволяющий ссылаться на нее из других мест программы;

ü наименование константы, являющееся комментарием к константе;

ü значение константы фиксированного типа (строка, число, дата и т.д.).

Можно редактировать значение каждой константы непосредственно в списке.

Панель инструментов диалогового окна Список констант содержит три кнопки, позволяющие для выбранной константы:




следующая страница >>