prosdo.ru 1


Программа

курса «История всемирной литературы» (Восток, средние века)
Введение

Понятие средневековой литературы и содержание термина. Непрерывное и прерванное развитие литератур древности. Формирование новых литературных регионов. «Молодые народы» средневековья. Расширение границ регионов. Роль великих завоеваний в региональных контактах в эпоху перехода от древности к средневековью.

Значение мировых религий в формировании литературных регионов в средние века. Религиозный канон как основа складывания средневекой книжности. Роль мистических течений средневековья в литературной жизни эпохи. Существенное повышение роли письменного текста. Понятие литературного канона. Закрепление статуса индивидуального автора. Соотношение автора и традиции. Складывание иерархии жанров. Завершение перехода от «дорефлективных» к «рефлективным» (С.С.Аверинцев) формам традиционализма. Основные системы нормативной поэтики; исходные и производные системы.

Духовные открытия литературы средних веков как отражение исторических сдвигов в сознании человека (окончательный переход от родового к классовому обществу, распространение монотеизма, выделение индивидуума из коллектива и осознание индивидуальности – индивидуальная ответственность человека перед Богом, индивидуальная любовь, творческая индивидуальность автора). Любовная лирика и любовный роман – средоточие литературных открытий средневековой эпохи.


Литература

1. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох. – Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

2. Аверинцев С.С. Автор и авторитет. – Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

3. История всемирной литературы. Т.2, 3 (вводные разделы). М., 1984-1985.

4. Куделин А.Б. Автор и традиционалистский канон. – Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.


5. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы (Предисловие, Введение). М., 1983.

Дальний Восток (Китай, Япония)
Понятие литературного мира дальневосточных стран – Китая, Вьетнама, Кореи, Монголии, Японии. Китаецентризм как один из ведущих факторов развития литератур региона. Значение китайского книжного языка (веньяня) и «трех учений» (сань цзяо). Особенности дальневосточной поэтики.

Основные периоды в развитии средневековых литератур Китая и Японии. Их общая сравнительная характеристика (период III-XVI вв.).

Китайская литература Смутных веков (III-VI вв.). Этот период как эпоха «литературного самосознания». Сюань («сокровенное») и цзыкань («самость», «естественность») как категории китайской поэтики. Доминантное значение лирического начала. Два основных этапа в развитии китайской поэзии (ши) того времени: III-IV вв. («Три Цао», «Семь цзяньаньских мужей», «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», «поэзия таинственных речений») и V-VI вв. (пейзажная лирика Тао Юаньмина и Се Линьюня, поэзия придворного стиля). Народная поэзия IV-VI вв. Ее деление на песни Юга и Севера. Характеристика их поэтики.

Китайская литература эпохи Тан (VII-Х вв.). Ее значение для складывания представлений о литературно-эстетическом каноне в странах Дальневосточного региона. Фу гу («Возвращение к древности») как широкое культурное движение и творческое кредо писателей того времени. Четыре основных этапа в развитии танской литературы. «Высокая Тан» (10-е –70-е гг. VIII в.) и «Средняя Тан» (конец VIII – первая треть IX в.) как вершина классической китайской поэзии. Творчество Ван Вэя, Ли Бо и Ду Фу. «Странная поэзия» Хань Юя и поэтов его круга. Социально-обличительная поэзия Бо Цзюйи. Развитие личностного начала в творчестве этих авторов.

Китайский романс (цы) эпохи Сун (X-XIII вв.). Цы как один из основных (наряду с ши) традиционных жанров китайской поэзии. Время его появления и расцвета. Романс как жанр городской поэзии, его основные формы и особенности стихосложения. Лю Юн как новатор этого жанра. Уравнение романса с другими жанрами традиционной китайской поэзии в творччестве Су Дунпо. Сунский романс как поэтическая рефлексия. Цы поэтессы Ли Цинчжао. Особенности раскрытия патриотической темы в романсе XII в. Творчество Синь Цицзи как итог развития этого жанра.


Японская поэзия (ута) эпохи Нара (VIII в.) и Хэйан (IX-XII вв.). Специфические условия ее формирования. Первые японские антологии «Манъёсю» и «Кокинсю». Основные этапы развития японской поэзии того времени. Творчество наиболее крупных авторов (Хитомаро, Акахито, Цураюки и др.). Особенности японской поэтики. Значение эстетического принципа моно-но аварэ («пленительность преходящего»). Сравнение японской поэзии того времени с китайской поэзией III-X вв.: их сходство и различие.

Эссеистическая проза Китая и Японии (IX-XI вв.). Становление и расцвет китайской эссеиситической прозы (гувэнь) и ее наивысший подъем в IX и XI вв. Определение понятия гувэнь и особенности поэтики этого жанра. Творчество крупнейших китайских эссеистов Хань Юя, Лю Цзуньюаня, Оуян Сю, Ван Аньши, Су Дунпо. Эссеистическая проза Японии периода Хэйан. Значение так называемого «женского потока» в ее развитии. Особенности поэтики японской эссеистики в ее сопоставлении с китайской прозой гувэнь. «Дневник путешествия из Тоса» Цураюки и развитие жанра дневника (никки) в японской литературе того времени. Становление эссеистического жанра дзуйхицу («по следам кисти») в произведении «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон.

Повествовательная проза Китая (VII-X вв.) и Японии (IX-XII вв.). Танская новелла (чуаньци) как первая чисто художественная сюжетная проза в Китае. Время ее появления, литературные истоки, основные этапы развития, место в системе жанров и жанровые особенности. Классификация новелл и проблема художественного вымысла. Особенности раскрытия образов персонажей.

Моногатари как наиболее общее определение японской повествовательной прозы. Сравнение этой прозы с танской новеллой. Время появления и особенности эволюции жанра моногатари. Роль стихотворного жанра танка и эссеистической прозы в становлении моногатари. Роман «Гэндзи-моногатари» Мурасаки Сикибу как кульминация в развитии классической прозы Японии. Особенности поэтики этого произведения.


Китайская повесть хуабэнь X-XIII вв. Хуабэнь как жанр городской повествовательной литературы на новом разговорном языке байхуа. Результат коллективного анродного творчества сказителей – шохуажэнь. Новеллистический и исторический как наиболее популярные виды повестей. Особенности поэтики хуабэнь (приемы изображения, архитектоника, включени стихов и роиансов как жанровый признак и т.д.).

Музыкальная драма Китая (XIII-XIV вв.) и Японии (XIV-XVI вв.). Типологически общие черты возникновения театра и драматургии в Китае (сицуй) и Японии (но). Влияние конфуцианства на китайскую драму и роль дзэн-буддизма в театре Но. Югэн («сокровенная красота») как эстетическая категория японского театрального искусства и литературной драмы. Черты сходства и различия эстетики драмы в Китае и Японии (синтетизм, условность изображения, актер как создатель художественного времени и пространства, господство лирического начала и музыки, соотношение серьезного и комического и т.д.). Драма как литературный текст (в Китае – цзацзюй, наньси, в Японии – ёкёку). Особенности определения жанра. Этапы развития драматургии Китая и Японии в названный период.

Книжная эпопея в Китае и Японии (XIII-XIV вв.). Черты сходства в формировании книжной эпопеи – «многоглавого романа» (чжан хуэй сяошо) в Китае и «военной повести» (гунки) в Японии. Участие в ее создании сказителя и составителя-автора. Книжные эпопеи в Китае – «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна и «Речные заводи» Ши Найаня, в Японии – «Сказание о доме Тайра» и «Сказание о великом мире». Общее и особенное в поэтике этих эпопей (идеалы героизма, влияние конфуцианства и буддизма, сочетание черт эпоса, исторической хроники и других жанров и т.д.).

Китайский роман XVI в. Ослабление в новых исторических условиях традиционной иерархии жанров, возрастание роли повествовательной прозы на разговорном языке. Возникновение жанра романа внутри старой книжной эпопеи. «Путешествие на Запад» У Чэньэня как фантастический роман. Фольклорные и литературные источники этого произведения. Различные функции и символические планы его фантастики. «Плавание Трижды Праведного по Индийскому океану» Ло Маодэна как роман о путешествии в далекие страны. Источники его создания: реальные факты морских экспедиций, исторические, географические, литературные источники. Способы обобщения исходного материала в романе. Общая характеристика стиля «Плавания Трижды Праведного». Анонимный роман «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») как первая в Китае эпопея частной жизни. Необычное для того времени композиционное единство произведения. Быт как источник художественного обобщения, особенности реалистичности повествования. Широта в показе нравов эпохи и социальный пафос романа.

Литература

1. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1979.

2*. Бежин Л.Е. Ду Фу. М., 1987.1

3. Горегляд В.Н. Японская литература.VIII-XVI вв. СПб., 1997.

4. История всемирной литературы Т. 2 (раздел «Литературы Восточной и Юго-Восточной Азии, глава первая»), т.3 (раздел «Литературы Восточной и Юго-Восточной Азии, глава первая»). М., 1984-1985.

5. Конрад Н.И. Японская литература. М., 1974.

6*. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979.

7. Литература Востока в средние века. Часть I («Китайская литература», «Японская литература»). М., (МГУ), 1970.

8*. Рифтин Б.Л. Становление китайского романа. – в кн. Генезис романа в литературах Азии и Африки. М., 1980.

9. Семененко И.И. Цзи Кан. Ода о лютне. – в кн. Проблемы восточной филологии. МГУ, 1979.

10. Сорокин В.Ф. Классическая драма Китая в XIII-XVI вв. – в сб. Изучение китайской литературы в СССР. М., 1973.
Тексты

1. Гуляка и волшебник. М., 1970.

2. Китайская пейзажная лирика. М., 1984.

3. Литература Востока в средние века. Тексты. (Китай, Япония). М., (МГУ), 1996.

4. Ло Гуаньчжун. Троецарствие. М., 1984.

5. Манъесю. Избранное. М., 1987.

6. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. Т. 1-2. СПб., 2001.

7. Повесть о доме Тайра. М., 2000.

8. У Чэньэнь. Сунь Укун – царь обезьян. М., 1984.

9. Цветы сливы в золотой вазе. Т. 1-2. М., 1977.

10. Ши Найань. Речные заводи. Т. 1-2. М., 1955.

11. Юаньская драма. М.-Л., 1966.

12. Яшмовая нить. Антология Японской классической литературы. М., 1998.
Индия

Общая характеристика индийской литературы в Средние века. Соотношение исторического и культурного процессов в развитии индийского менталитета. Литературная карта Индии эпохи средних веков. Проблемы периодизации и типологической характеристики индийской литературы. Сохранность памятников и степень их изученности. Значение религий индуизма, буддизма, джайнизма и ислама. Сохранение преемственности культуры по отношению к древности, особая роль санскритской античности. Санскритская, пракритская и персоязычная литература. Становление и развитие литературной традиции на живых языках. Индомусульманский культурный синтез и возникновение литературы урду. Суфизм в Индии. Общее и особенное в истории отдельных индийских литератур, их взаимодействие и взаимовлияние. Место и значение устного народного творчества в художественной словесности эпохи. Религиозно-реформаторское течение бхакти, его этапы на Юге и Севере Индии. Вопрос об эпохе Возрождения.


Индийская литература VI-IX вв., период раннего средневековья

Непрерывность литературного развития при переходе от древности к средневековью. Значение предшествующих типов сознания, мифологий и культур для формирования средневековой картины мира. Доминирующая роль религиозных представлений (индуизма, буддизма, джайнизма, тантризма). Возникновение литературы на пракритах. Символизм и аллегоризм художественного мышления. Его проявление в поэзии на пракритах. Формирование системы и иерархии жанров.

Санскритская драма VII-IX вв. Натика и натака как ведущие жанры придворного театра (Вишакхадатта и др.). Упадок профессионального театра.

Развитие повествовательной литературы. Санскритский роман. Дандин и его «Приключения десяти принцев». Элементы городской сатиры. «Повесть о плутах» Харибадры.

Буддийская и джайнская литература.

Индийская литература X-XIV вв., период зрелого средневековья

Завершение к Х веку процесса формирования феодальнорго общества. Расцвет в этот период средневековой философии, словесности, искусства. Понятие «литература хинди» применительно к эпохе средних веков. Появление жанров, связанных с куртуазным и рыцарским комплексом идей. Возникновение вместе с ними художественной словесности на народных языках. Раджастанскае поэмы расо. Чанд Бардаи (1126-1192) и его «Придхвирадж расо» («Песнь о Придхвирадже»). Установка эпического сознания на отражение подлинных исторических событий и связанные с этим художественные особенности исторических песен. Отражение в них процессов этнической и государственной консолидации в условиях мусульманской агресии. Идеальные герои и отрицательные персонажи поэм расо.

Литература зрелого средневековья на санскрите. Соотношение санскрита и народных языков в разные периоды средневековья, сферы устойчивого применения санскрита (богослужение, теология, поэтология и др.). Постепенное вытеснение санскрита из жанров «массовой» религиозной словесности (жития, видения, проповедь).


Пураническая литература на санскрите. Религиозно-мифологическая поэма «Бхагавата пурана» и сказания о воплощениях Вишну в облике Рамы и Кришны на земле.

Джаядева и его поэма о Кришне «Гитаговинда» (XII в.). Значение этой санскритской поэмыдля бенгальской литературы и литературы Индии в целом.

Персоязычная литература Индии. Поэзия Амира Хосрова Дехлеви (рубеж XIII и XIV веков). Отражение индийской действительности в его произведениях и влияние индийского фольклора на его творчество. Суфийские мотивы в персоязычной поэзии Амира Хосрова Дехлеви. Возникновение литературы урду.

Тамильские вишнуитские и шиваитские поэтические антологии.

Литература XV-XVII вв., периода бхакти и позднего средневековья

Особенности социально-политического развития Индии конца XV-XVII века. Создание империи Великих моголов. Специфика духовной жизни Индии. Развитие мистических учений как реакция на кризис индуистской схоластика и мусульманского прозелитизма. Влияние мистицизма на культуру и литературу.

Общая характеристика литературы бхакти на новоиндийских языках. Бхакти и проблема Возрождения. Гуманизм и мистицизм в индийской поэзии бхакти.

Творческое наследие Видьяпати Тхакура (1352-1448). Поэма «Песни в честь Кришны» бенгальского поэта Чондидоша.

Традиция кришнаитской поэзии на брадже. Развитие устной лиро-эпической поэзии. Жизнь и творчество Сур Даса (1478-1582), его поэма «Сурсагар» («Океан поэзии Сур Даса») и социально-религиозная утопия «Кришнаяны». Близость поэзии Сур Даса к фольклору.

Кабир (1440-1518?) и его вольнодумные песни и стихи. Проблема творческого наследия Кабира. Оценка поэзии Кабира Р.Тагором.

Творчество Тулси Даса (1532-1624). Отражение основных концепций идеологии рамаитского бхакти в его поэме «Рамаяна». Образ Рамы как выражение социально-эстетического идеала эпохи.

Становление поэтической традиции на языке урду на Декане. Влияние персоязычной литературы. Проникновение в поэзию урду маснави, касыды и газели. Мухаммед Кутуб Шах (1580-1664) – выдающийся поэт и государственный деятель Голконды. Развитие светской и суфийской литературы на южном урду (дакхини урду).


Общая характеристика поэзии рити. Бихари (1603-1664) и его поэтический сборник «Сатсаи». Формирование «особого стиля» в поэзии на брадже.

Народное творчество и бенгальский жанр поэм-восхвалений монголкабо. Мукундорам Чокроборти Кобиконкон и его поэма «Песнь о благодарении Чонди».

Индийская средневековая повествовательная проза. Демократический характер обрамленной повести («Семьдеся рассказов попугая», «Двадцать пять рассказов Веталы» и др.). Сатирическая направленность «книг и дураках» («Тридцать два рассказа о монахах» и др.). Значение индийской обрамленной повести как одного из важнейших источников сюжетов мировой литературы и фольклора.

Развитие агиографической и жизнеописательной литературы на новоиндийских языках. «Жития восьмидесяти четырех вишнуитов» Гокульнатха и «Жития двухсот пятидесяти двух вишнуитов» Харирайи.

Мистериальные представления о Кришне (раслила) и Раме (рамлила). Их свзь с народной карнавальной традицией. Бенгальская драма джатра. Синтез мистериальных, фарсовых и буфонно-площадных истоков в раслила – представлениях о проделках Кришны.


Литература

1. История всемирной литературы. Т. 2 (раздел «Литературы Южной и Юго-Восточной Азии»: Введение, глава вторая), т. 3 (раздел «Литературы Южной и Юго-Восточной Азии»: Введение, глава первая). М., 1984-1885.

2. Литература Востока в средние века. Часть I (Литература Индии). М., 1970.

3. Серебряный С.Д. Видьяпати. М., 1980.

Тексты

1. Литература Востока в средние века. Тексты. (Индия). М., (МГУ), 1996.

2. Видьяпати. Песни любви. М., 1977.

3. Дандин. Приключения десяти принцев. М., 1964.

4. Индийская лирика 2-10 вв. М., 1978.

5. Индийская средневековая повествовательная проза. М., 1982.

6. Кабир гранхавали. М., 1992.

7. Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чонди. М., 1980.


8. Сазанова Н.М. Нет жизни без Кришны (из средневековой индийской поэзии). М., 1992.

9. Тулси Дас. Рамаяна или Рамачаитаманаса. М.-Л., 1964.

Ближний и Средний Восток
Доисламская арабская поэзия и ее роль в становлении поэтической традиции в литературах Ближнего и Среднего Востока. Типологическая характеристика доисламской поэзии, ее переходный характер. Племенная поэзия как «особый тип социальной памяти» (П.А.Грязневич). Проблема подлинности доисламской арабской поэзии. Статус автора («автор-в-себе» по С.С.Аверинцеву). Отличия доисламской поэзии от фольклора и от письменного авторского творчества. Протокасыда, ее структура. Жанровый состав доисамской арабской поэзии. Легендарные биографии поэтов и отражение в них уклада жизни родо-племенного общества: Имруулькайс (ум. в сер. VI в.), Антара (ум. ок. 615) и др.

Коран как литературный памятник. Складывание письменной литературы. Трансформация института передатчиков доисламской поэзии (рави) в раннеисламскую эпоху: от хранения к критическому отбору и комментированию. Формирование первых филологических школ.

Эволюция представления о поэте. Первые панегиристы. Узритская и омаритская линии развития арабской любовной лирики. Маджнун как герой романического предания.

Песенная традиция при дворе Сасанидов (VI вв.) и ее место в литературном синтезе. Барбад и его «тридцать песен». Репертуар «царских песнопений», их типологическая характеристика.

Арабское завоевание и его культурные последствия. Ранний этап арабо-иранского литературного синтеза. Арабская поэзия эпохи Аббасидского халифата (IX в.), становление стиля бади‘, роль поэтов-иранофилов в его формировании. Башшар ибн Бурд (714-783), Абу Нувас (762-813). Шуубитское движение и его место в культурной жизни арабского халифата. Значение переводов со среднеперсидского языка в развитии основных жанров прозы адаба. Абдаллах ибн ал-Мукаффа (724-759) и его «Калила и Димна». Распространение жанра обрамленной повести.

* * *

Первые персоязычные авторы. Двуязычие. Рудаки (860-941) – «Адам поэтов Ирана». Героическая эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (ок. 934 – ок. 1021) – восполнение пробела развития иранской словесности в эпоху древности и раннего средневековья. Рудименты древнего сознания в «Шах-наме». Становление института «литературной службы» (З.Н.Ворожейкина) при средневековых иранских дворах XI-XII вв. «Ведомство поэтов», его цеховая структура и способы профессионального обучения. Множественность ролей придворного поэта, их связь с иерархией ценностей средневекового общества. Тематика персидской панегирической касыды в творчестве поэтов газневидской школы. Унсури (род. Между 970 и 980 гг., ум. между 1039 и 1050), Фаррухи (ум. 1037/38), Манучихри (ум. после 1041).

Становление романического эпоса в персидской литературе – от «Вис и Рамин» Гургани (XI в.) до «Хосров и Ширин» Низами (1141-1203). Процесс романизации эпических сказаний. Источники заимствования сюжетов. «Пятерица» Низами и ее место в эпической традиции Ближнего и Среднего Востока. Первый «ответ» на «Пятерицу» в персоязычной поэзии Индии. Феномен индо-иранского литературного синтеза в творчестве Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325).

Развитие мистического направления в литературе на персидском языке в XI-XII вв. Роль суфийской и исмаилитской религиозных доктрин в трансформации канона. Источники формирования символического языка поэзии. Развитие газели как поэтической формы, ее структура. Становление дидактико-философской и аллегорической разновидностей касыды в творчестве Насир-и Хосрова (1002-1088), Санаи (1048 – между 1126 и 1194), Хакани (1120-1199). Язык суфийской газели: символика, персонажи. Суфийский дидактический эпос XII-XIII вв.: «Сад истин» Санаи, «Язык птиц» Аттара (1141 – ок.1229), «Поэма о скрытом смысле» Руми (Мавлави) (1207-1279). Символический язык суфийской лирики как универсальный поэтический язык . Расцвет газели в творчестве Саади (нач. XIII в. – 1292) и Хафиза (20-е гг. XIV в. – 1389).


XV век – период наиболее активного усвоения традиций персидской литература «молодыми» литературами Средневековья. Джами (1414-1492) и Алишер Навои – опыт литературного взаимодействия персо- и тюркоязычной традиций.
* * *

Роль Джалал ад-Дина Руми (Мавлави) в развитии тюркоязычной литературы в Малой Азии. Творчество Султана Веледа (1226-1312). «Ответы» на персидские классические поэмы в творчестве турецкий поэтов XIV в. – «Беседа птиц» Гюльшехри, «Хюсрев и Ширин» Фахри и др. Расцвет турецкой (османской) литературы во второй половине XV – начале XVII в. Ответы на газели Хафиза и Алишера Навои в творчестве Ахмеда-паши (ум.1497) – подключение к «материнской» традиции и ее трансформация в новой языковой и культурной среде. Одновременной усвоение опыта разных этапов развития литературы-образца. Признаки ускоренного развития «молодых» литератур средневековья. XVI-XVII вв. – период выравнивания уровней развития персоязычной и тюркоязычной литератур. Формирование «вторичного стиля» (Д.С.Лихачев) в персидской и турецкой литературах, литературах на новоиндийских языках, прежде всего урду. Ключевые признаки переходности в литературах региона в период XVII-XVIII вв.: усиление роли народной городской литературы, ее влияние на перестановки внутри жанровой системы.
Литература

1. Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока (Введение). М., 1985.

2. Бертельс Е.Э. Избр. труды. Низами и Фузули (монография «Низами»: главы 3-7). М., 1962.

3. Бертельс Е.Э. Избр. труды. Суфизм и суфийская литература (общие работы, с. 13-84).

4. Ворожейкина З.Н. Литературная служба при средневековых иранских дворах . – Очерки истории культуры средневекового Ирана. М., 1985.

5. История всемирной литературы. Т. 2, 3 (раздел «Литературы Ближнего и Среднего Востока: Введение, Главы 2, 3, 4).

6. Куделин А.Б. Романический эпос о Маджнуне и его арабские корни. – Эпос народов зарубежной Азии и Африки. М., 1996.


7. Куделин А.Б. Аравийская словесность VI-VIII вв.: опыт рассмотрения в фольклорно-мифологическом контексте. – Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., 1999.

8. Литература Востока в средние века. Часть II. М., (МГУ), 1970.

9. Рейснер М.Л. Истолкование доисламских календарных праздников в персидской классической лирике X-XII вв. (на примере ноуруза). – Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. М., 1999.

10*. Рейснер М.Л. Эволюция классической газели на фарси (X-XIV вв.). (Введение, главы III, IV, V).

Тексты

1. Абу-л-Фарадж ал-Исфахани. Книга песен. Перевод с арабского А.Б.Халидова, Б.Я. Шидфар. М., 1980.

2. Аравийская старина. Из древней арабской поэзии и прозы. Перевод с арабского. М., 1983.

3. Литература Востока в средние века. Тексты (Иран, Арабские страны, Турция). М., (МГУ), 1996.

4. Калила и Димна. Пер. И.Ю.Крачковского и И.П.Кузьмина. Предисл. И.Ю.Крачковского. М.-Л., 1934.

5. Низами Арузи Самарканди. Собрание редкостей, или Четыре беседы (Глава III – «О природе науки о стихе и о достоинствах поэта» ). Перевод с перс. С.И.Баевского и З.Н.Ворожейкиной. М., 1963.

6*. Хафиз. Вино вечности. Составление, примечания, комментарии, статьи М.Рейснер. М., 1999.

Вопросы
Общие


1. Типологии и периодизации литератур Востока в Средние века.

2. Средневековый Восток на литературной карте мира: специфика формирования литературных регионов.

Китай


1. Особенности классической поэтики стран Дальневосточного региона.

2. Китайская поэзия Смутных веков (III-VI вв.).

3. Поэзия первых японских антологий и ее типологичнское сравнение с китайской поэзией.

4. Книжная героическая эпопея Китая и Японии (XIII-XIV вв.).

5. Китайская поэзия эпохи Тан (VII-X вв.).


6. Эссеистическая проза Китая и Японии (IX-XI вв.).

7. Повествовательная проза Китая (VII-X вв.) и Японии (IX-XII вв.).

8. Китайский романс эпохи Сун (X-XIII вв.).

9. Китайский роман XVI в.

10. Музыкальная драма Китая (XIII-XIV вв.) и Японии (XIV-XVI вв.).
Индия

1. Общая характеристика средневековой индийской литературы.

2. Средневековая индийская обрамленная повесть.

3. Индийский средневековый роман.

4. Средневековая поэзия на санскрите. Стиль кавья. Поэзия антологий.

5. Средневековая любовная лирика на санскрите.

6. Поэзия бхакти. Общая характеристика.

7. Поэзия южноиндийского бхакти.

8. Средневековые варианты «Рамаяны».

9. Кришнаитская религиозная лирика. Гитаговинда и Чондидаш.

10. Кришнаитская религиозная лирика. Творчество Сурдаса.

11. Творчество Кабира.
Ближний и Средний Восток

1. Характеристика эпохи устного творчества в арабской поэзии (статус автора, принципы творчества, основные жанры).

2. Жанровая система арабской и персидской классической поэзии: сравнительная характеристика.

3. Складывание арабоязычной литературы эпохи Халифата (VIII-IX вв.). Арабо-иранский литературный синтез.

4. Ранний этап становления персидской классической литературы. Творчество Рудаки.

5. Особенности раннего этапа формирования персидского классического эпоса. «Шах-наме» Фирдоуси.

6. Придворная поэзия на средневековом мусульманском Востоке (принципы творчества и обучения поэта, основные функции).

7. Литература мусульманского мистицизма (XI-XV вв.). Жанровая система, символика и источники ее формирования.

8. Роль «Пятерицы» Низами в развитии региональных связей литератур Ближнего и Среднего Востока.

9. Формирование «молодых» литератур средневековья на Ближнем и Среднем Востоке в XIV-XV вв. (на примере турецкой литературы).

Составители: Дубянский А.М. (Индия), Семененко И.И. (Китай, Япония), Рейснер М.Л. (Ближний и Средний Восток)



1 Звездочкой в списке литературы обозначены издания, не входящие в число обязательных для проработки и являющиеся факультативными.