prosdo.ru
добавить свой файл
1
ПРОГРАММА ПАРТИИ «НАРОДНЫЙ АЛЬЯНС»


Мы, граждане России, объединившиеся в партию «Народный Альянс», считаем приоритетным для нашей партии на данном этапе не разработку планов конкретных реформ в деталях, а определение принципов и подходов к тому, как трансформировать архаичную российскую власть в современный институт управления государством, отвечающий вызовам времени. Мы призываем членов партии и всех, кому близки наши принципы, к совместной работе над подробной программой перемен.

Наш подход базируется на двух основных постулатах:

1. Мы считаем, что Россия, безусловно, являясь носителем особой культуры, есть часть европейской, и более широко, западной цивилизации. У этого факта есть исторические, культурные, религиозные корни. Этот принцип должен лежать в основе национального целеполагания и самоосознания на долгосрочную перспективу. Принцип европейского цивилизационного выбора не подразумевает отказа от национальных интересов и скорейшего вступления в какие-либо политические, военные, экономические или валютные союзы со странами Запада.  Для нас европейский выбор – это главенство личных гражданских свобод над государственными, национальными или религиозными соображениями, и вытекающие из этого принципы функционирования демократии, свободных СМИ, независимой судебной системы, рыночных отношений, полной подконтрольности власти обществу.

Мы считаем бесперспективным искать свои, самобытные и особые виды политических и экономических институтов. Наш выбор – внедрение институтов и механизмов, работающих в современном мире.

2. Мы видим «Народный Альянс» как партию, ключевыми ценностями которой являются свобода, самоуважение и ответственность. Мы выступаем за справедливые, общие для всех правила игры в политике и экономике, за эффективно устроенное государство, за социальную защищенность. Нам одинаково чужды как олигархическая, так и государственно-патерналисткая модели государства.

Развитие страны немыслимо без создания благоприятных условий для разнообразных форм экономической, политической, общественной, творческой активности граждан России. Государство должно защищать своих граждан и гарантировать им неприкосновенность их личности, их прав и свобод, их имущества. Нет и не может быть никаких «высших интересов», в жертву которым могли бы приноситься интересы и свободы гражданина России. Приоритетом должно стать создание комфортных условий для жизни россиян, а не погоня за абстрактным «мировым лидерством» в той или иной сфере.


Исходя из изложенных выше принципов, партия «Народный Альянс» предлагает следующую программу государственного и общественного устройства.

Политическая реформа

В настоящее время политическая жизнь в России характеризуется монополией исполнительной власти на выработку и принятие решений, касающихся как непосредственно  политической жизни, так и программ развития страны. Существует сильнейший дисбаланс ветвей власти, в результате которого законодательная и судебная власти стали придатками исполнительной, безропотно исполняя её волю.

Мы считаем, что России необходима полномасштабная политическая реформа. Ее цель и смысл - вернуть всем ветвям власти легитимность, подотчетность и доверие со стороны народа.

Мы выступаем за ограничение полномочий президента и передачу больших полномочий парламенту, а в перспективе – за широкую общественную дискуссию о целесообразности перехода России к парламентской республике, в которой главой исполнительной власти будет избираемый парламентом председатель правительства.

Мы выступаем за ликвидацию искусственных барьеров в политической жизни: за снижение минимального порога для партий для прохождения в Государственную Думу и региональные законодательные собрания до 1-3%, упрощение процедуры регистрации партий, а также за возвращение возможности партиям создавать электоральные блоки. Должны быть обеспечены равные условия допуска к выборам как «парламентских», так и «непарламентских» партий. Избирательные комиссии на всех уровнях должны стать независимы от исполнительной власти и формироваться политическими партиями.

Мы выступаем за безусловную ликвидацию любых фильтров для регистрации на выборах глав регионов и глав местного самоуправления, а также за прямые выборы членов Совета Федерации по регионам.

Мы уверены, что Россия должна планомерно внедрять в политическую жизнь принципы прямой демократии - то есть принимать все больше решений на основе непосредственного волеизъявления граждан.


Борьба с политической и экономической коррупцией — главная структурная реформа, являющаяся ключевым условием для старта прочих реформ. Необходимыми условиями для борьбы с коррупцией являются наличие политической воли, равные правила игры для всех, отсутствие неприкасаемых на любых уровнях власти и неотвратимость наказания. Важнейшие составляющие для искоренения коррупции - это политическая конкуренция, свобода средств массовой информации, независимые суды и децентрализация власти. Снижению уровня коррупции будут также способствовать предлагаемые нами меры по устранению избыточного регулирования, постепенному сокращению роли государства в экономике. Наряду с этим, необходимыми элементами для эффективной борьбы с коррупцией являются создание независимого агентства по борьбе с коррупцией, полная ратификация Конвенции ООН против коррупции (в том числе, статьи о борьбе с незаконным обогащением чиновников) и приведение российского законодательства в соответствие с этой конвенцией.

Экономическая политика

«Народный Альянс» будет придерживаться центристской позиции в экономической политике, избегая абсолютизирования как свободы рынка, приводящей к излишнему имущественному и социальному неравенству, так и всеобщей уравниловки, тормозящей экономический и социальный прогресс.

В то же время в современной российской экономике есть факторы, тормозящие ее развитие вне зависимости от того, на каких экономических принципах, либеральных или социалистических, живет страна. Это многоуровневая система коррупции, избыточное регулирование, излишнее присутствие государства в экономике, слабая защита прав собственности, коррумпированная судебная система, большая доля теневой и «оффшорной экономики», плачевное состояние инфраструктуры. Постепенная ликвидация этих преград на пути экономического роста высвободит значительные резервы, которые приведут к серьезному повышению уровня жизни для подавляющего большинства россиян, позволят сделать социальную политику более эффективной, в то же время освобождая инициативу предпринимательского и творческого классов.


Мы против призывов к абстрактной государственной поддержке и налоговым льготам для отдельных отраслей, проектов или видов деятельности, которые в тот или иной момент кем-то считаются приоритетными. За такого рода изменения правил игры в экономике приходится расплачиваться всем потребителям и налогоплательщикам, как прямыми потерями, так и пониженной эффективностью. Государственная поддержка отраслей и отдельных предприятий – обычно поддержка, в первую очередь, не широких масс работников, а узкого круга владельцев, часто аффилированных с чиновниками. Для социальной гармонии гораздо эффективнее напрямую поддерживать трудящихся, которые могут высвобождаться и переучиваться в ходе изменения структуры экономики и повышения ее эффективности.

Стратегической целью для нас будет разворот сложившегося в последние годы курса на закрепощение и огосударствление экономики, а также на снижение качества привычных людям социальных гарантий, прежде всего в области здравоохранения и образования. Мы считаем важным запустить обратный процесс: либерализацию экономики и восстановление социальных гарантий, в том объеме, который Россия может себе позволить без ущерба для экономического роста и конкурентоспособности.

Налоговая политика

В России сложилось значительное имущественное расслоение по сравнению с другими странами и мы считаем, что это представляет опасность для общества.

Налоговая система является де-факто регрессивной: чем богаче люди, тем меньшую долю своих доходов они отдают в виде налогов. Это происходит из-за того, что значительная часть экономической активности происходит в теневой области, с использованием обналичивания и оффшорных схем.
Приоритетом налоговой политики будет снижение этой регрессивности, за счет ограничения возможностей ухода от налогов, введения справедливого налога на недвижимость и другое имущество и снижения регрессивности социального налога.

В то же время, мы не считаем разумным в настоящее время введение прогрессивной ставки подоходного налога, что стало бы ударом по среднему классу, подавляющую часть доходов которого составляют облагаемые подоходным налогом зарплаты.


Необходимо предпринимать меры, как налоговые, так и административные, направленные на снижение оффшоризации и теневого сектора российской экономики. В то же время необходимо расширить возможности для компаний относить на себестоимость обоснованные расходы, упростить налоговую отчетность и сократить административную нагрузку на бизнес.

Регулирование и роль государства в экономике

Огромным тормозом для экономического роста и повышения уровня жизни граждан России является избыточное госрегулирование и высокая доля государства в экономике. Необходимо прекратить обюрокрачивание и огосударствление экономики, а затем взять курс на быструю либерализацию экономического регулирования и постепенное снижение доли государства в экономической жизни.

Необходима быстрая отмена наиболее одиозных и бессмысленных правил в экономике и бюрократических процедур при предоставлении госуслуг гражданам. Следует создать орган, который будет методично, на научной основе, с широким общественным обсуждением, анализировать различные аспекты регулирования с точки зрения анализа их влияния на экономику. В результе избыточные или вредные нормы регулирования должны быть изменены или отменены. Новое законодательство и нормы регулирования должны проходить в данном органе обязательную экспертизу, результаты который должны быть публичными. Во многих отраслях нужно постепенно переходить на европейские нормы регулирования, принимать стандарты сертификации, принятые в ЕС.

В настоящее время доля государства во владении различными активами (предприятия, недвижимость, земля) избыточна и страдает значительной неэффективностью управления. Мы выступаем за постепенное снижение доли государства, одновременно с наведением порядка в управлении государственной собственностью. В частности, государственные пакеты акций в крупных компаниях мы предлагаем перевести под управление в особый пенсионный фонд, который будет добиваться повышения их стоимости, устранения коррупции и злоупотреблений и обеспечивать их постепенную приватизацию (все доходы, как от дивидендов, так и от приватизации этих компаний должны идти на наполнение дефицита пенсионной системы).


Инфраструктура

Мы считаем, что создание и развитие современной и инфраструктуры является важнейшей задачей государства. С учетом хороших макроэкономических показателей, за счет устранения коррупционной составляющей, привлечения международного опыта, развития практики частно-государственного партнерства Россия может себе позволить в обозримой перспективе выйти на европейский уровень инфраструктуры, в области дорожной сети, аэропортов, другой транспортной инфраструктуры, а также ЖКХ.  

Социальная политика

Пенсионная система

Стабильная, финансово устойчивая пенсионная система в условиях демографического кризиса может быть основана лишь на накопительном принципе. Проблему одновременного накопления средств работающим населением для своих пенсий и выплаты пенсии пенсионерам, так называемую проблему «двойного бремени», можно решить за счет трех источников: 1) создания специального пенсионного фонда из принадлежащих государству долей в крупных компаниях, 2) большее финансирование дефицита Пенсионного фонда из бюджета за счет повышения бюджетной эффективности и 3) повышение доходности инвестиций средств в пенсионной системе за счет расширения инвестиционных инструментов.

Продолжительность жизни в России будет расти, и необходимо стимулирование более позднего выхода на пенсию, для того, чтобы смягчить негативные последствия от повышения пенсионного возраста, которое неизбежно в будущем. Если эту проблему откладывать, то такое повышение однажды окажется резким и болезненным. Но если повышение пенсионного возраста планировать, то этот процесс можно сделать плавным и постепенным, минимизируя социальные издержки.

Здравоохранение и образование

Мы понимаем, что здравоохранение, образование, другие социальные блага в современном демократическом государстве не являются бесплатными, речь идет о том, каким образом и с помощью каких механизмов распределяется бремя по финансированию этих расходов среди всех граждан. В современной России, в дополнение к государственным расходам на эти цели, в которых уже заложена значительная неэффективность, граждане несут еще и коррупционный налог, и оборот взяток в этих областях исчисляется многими миллиардами долларов.


Тем не менее, мы убеждены, что Россия может позволить себе обеспечить всем гражданам доступ к качественному, всеобщему и бесплатному дошкольному, начальному и среднему образованию и здравоохранению. Качество социальных гарантий в этих областях в последние годы неуклонно падало, но этот процесс нужно и возможно остановить, а затем обратить вспять. Целью государственной политики должно стать повышение эффективности совокупных затрат общества на эти цели, обеспечение гарантированного доступа населения к качественному, современному здравоохранению, образованию и другим социальным благам.

Россия может себе позволить повышение расходов на социальные нужды, включая образование и здравоохранение, как доли в ВВП, с соответствующим увеличением заработной платы в данных отраслях. Принципиальной задачей должно стать снижение коррупции в этих сферах.

В качестве необходимых мер мы видим 1) поощрение честной конкуренции за бюджетные средства, выделяемые на здравоохранение, между государственными и негосударственными медучреждениями и 2) введение стандартов и протоколов лечения, максимально приближенных к принятым в европейских странах. В области детского здравоохранения принцип должен быть таков – если ребенка возможно вылечить, государство не должно считаться с затратами. Необходима поддержка из госбюджета негосударственных фондов и организаций, которые накопили большой опыт в помощи детям со сложными заболеваниями.

Доступ к современному образованию, которое дает молодым людям возможность получить хорошее образование и стать востребованными на рынке труда, является одной из приоритетных ценностей для общества. Оплата школьных учителей и преподавателей ВУЗов должна быть поставлена в зависимость от квалификации и качества работы. Мы выступаем за сохранение унифицированного национального стандарта как критерия приема в ВУЗы, совершенствование содержания и качества администрирования ЕГЭ.

Судебная реформа

Реформа судебной системы является для нас одним из основных приоритетов. Ее конкретные детали должны стать результатом профессиональной общественной дискуссии. Нам представляются естественными следующие общие направления реформы, направленные на то, чтобы суд перестал быть подконтрольным исполнительной власти, а стал на деле независимым:


  1. Реформирование системы отбора и назначения судей, запрет на то, чтобы судьями становились выходцы из силовых структур

  2. Уменьшение полномочий председателей судов, введение выборности председателей коллективами судов

  3. Финансовая независимость судов от исполнительной власти

  4. Очистка судов от скомпрометировавших себя неправосудными решениями судей

  5. Подотчетность правоохранительных органов региональным властям

  6. Гуманизация системы уголовного права и системы исполнения наказаний


Общество
Свобода выражать свое мнение, вести тот или иной образ жизни, исповедовать или не исповедовать какую-либо религию является для нас одной из важнейших ценностей.
Мы выступаем за отмену ограничений свободы слова и собраний, за полную свободу ненасильственного выражения любых политических и религиозных убеждений. Не нарушающие законы меньшинства, в том числе, религиозные, политические, сексуальные, должны пользоваться такой же защитой, как и любые другие граждане. Церковь должна быть отделена от государства, а оскорбление религиозных чувств не может быть основанием для уголовного преследования.
Граждане имеют право на объективную информацию, необходимо недопущение всех видов цензуры в СМИ и в Интернете. Государство должно радикально снизить свое участие в средствах массовой информации, прежде всего, в телевидении. При этом управление оставшимися государственными СМИ должно быть передано от органов исполнительной власти под контроль независимых общественных структур.

Региональная политика

Мы выступаем за снижение централизации власти на федеральном уровне и за передачу значительного количества полномочий и бюджетных доходов на региональный и муниципальный уровень.

Мы против любых ограничений на право гражданина жить, работать, получать государственные услуги, в том числе, в области здравоохранения и образования по всей стране, за отмену институтов прописки и регистрации.

Крупные российские города, в первую очередь, Москва, превратились в насосы, которые всасывают в себя человеческие, финансовые и другие ресурсы со всей страны. Это стало проблемой для крупных городов с точки зрения нагрузки на городскую и социальную инфраструктуру, это приводит к обеднению остальных регионов. Для приостановки данного процесса необходимо направить значительные ресурсы на развитие и благоустройство российской провинции. Стоит рассмотреть возможность переноса ряда госучреждений из Москвы в другие города.

Республики Северного Кавказа в настоящее время получают централизованное бюджетное финансирование, которое значительно превышает среднероссийские подушевые показатели. В то же время значительная часть средств не доходит до населения, а разворовывается местными властными кланами. Мы считаем иллюзией тезис о том, что такое финансирование позволяет обеспечить безопасность в данных регионах. Необходимо добиваться эффективного расходования средств и беспрекословного соблюдения законодательства во всех регионах, включая Северный Кавказ. В среднесрочной перспективе надо стремиться к большей региональной бюджетной справедливости.

Миграционная политика

Хотя мы понимаем, что России нужен определенный приток иностранной рабочей силы, мы считаем, что в последние годы его темпы превышает естественную способность российского общества интегрировать приезжих, что ведет к усилению ксенофобии, националистических настроений, повышенной преступности. Помимо негативного влияния на рынок низкоквалифицированного труда, на котором российские граждане вынуждены конкурировать с мигрантами, готовыми на гораздо более низкие стандарты оплаты и условий труда, зачастую нелегальные мигранты формируют настоящую касту рабов, что недопустимо в современном государстве. Трудовая миграция в Россию должна вернуться в легальное русло.

Одной из необходимых мер должно стать введение визового режима со странами Средней Азии, откуда идет основной поток нелегальных мигрантов. Должна быть ужесточена ответственность для работодателей, нанимающих на работу иностранных граждан без надлежащих разрешений, а сам процесс получения таких разрешений должен быть прозрачным и простым. Получение разрешения на работу для иностранного гражданина должно сопровождаться оплатой страховки, в этом случае он должен иметь право на социальную защиту и услуги. Не должно быть ситуации, когда нанимать мигранта дешевле, чем российского гражданина сравнимой квалификации. Государство также должно поддерживать адаптацию легальных мигрантов в российское общественное и культурное пространство, в первую очередь, с точки зрения изучения русского языка.


Внешняя политика

Мы убеждены, что стратегические интересы России в современном мире во многом совпадают с интересами развитых западных стран, в частности, в отношении снижения напряженности в мире, противостояния международному терроризму, обеспечении свободы торговли. Для России естественно быть с ними партнером и союзником, а не антагонистом. В то же время, режимы, которые построены на лжи, насилии и подавлении демократии в своих странах, не могут быть надежными партнерами для нашей страны.

Мы считаем, что Россия может играть особую роль на постсоветском пространстве, но опираться надо, в первую очередь, на исторические, культурные и языковые связи с соседними народами и странами, избегая грубого политического или военного вмешательства в дела сопредельных государств. Отношения с соседями не должны наносить экономический ущерб России, торговля должна вестись на рыночных условиях. Россия должна поддерживать в странах бывшего Советского Союза движение к демократии и гражданским свободам.

Вооруженные силы

В современном мире развитые страны, как правило, комплектуют свои вооруженные силы не с помощью обязательного призыва, а на профессиональной основе, что обеспечивает большую боеспособность в условиях все более сложных систем оружия и боевых тактик. Россия может себе позволить быстрый и безусловный переход на профессиональную армию за счет повышения денежного содержания привлекаемого на контрактную службу рядового состава. Дополнительные расходы составляют небольшую часть от запланированных расходов на перевооружение и не окажут серьезного негативного влияния на государственные финансы, а повышение профессионализма позволит сократить необходимую для обеспечения обороноспособности страны численность вооруженных сил.

Выстраивание разумной внешней политики, стратегическое партнерство, а не противостояние с западными странами позволят снизить военные риски для России и, как следствие, ограничить рост расходов на оборону.