prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4 5

Основные внешние угрозы

1. Ужесточение аккредитационных требований со стороны государства к университетам и вузам;

2. Демографическая «яма» и, как следствие, снижение набора студентов;


  1. Неустойчивая платежеспособность населения и предприятий (угроза снижения набора коммерческих студентов и потери заказчиков образовательных и научных услуг).

  2. Общая нестабильность и противоречивость правового регулирования деятельности вузов.


Общий вывод из оценки ситуации

Все внешние и внутренние вызовы, с одной стороны, являются реальной угрозой для университета, с другой стороны - они все преодолимы и могут стать стимулом к активным действиям. Более того, Курганский госуниверситет, обладая очевидными преимуществами перед другими вузами и филиалами области, может и должен использовать эти вызовы в жесткой конкурентной борьбе. Стратегия выживания - это стратегия слабых, стратегия проигравших. Только идеология развития и движения вперед принесет результаты. И на

этом пути мы должны быть сильными!
Цель Программы

Обеспечение устойчивого и эффективного развития Курганского государственного университета, выход на новый уровень качества образовательной и научной деятельности, создание условий для продуктивной работы всего коллектива и уверенности в завтрашнем дне каждого сотрудника и студента университета. Создание университетского комплекса инновационного типа. Укрепление позиций университета как основного образовательного, научного и культурного центра региона, лидера в инновационном развитии.

Кадровая политика

  1. Совершенствование системы мотивации персонала, включая различные способы стимулирования (материального и иных способов);
  2. Создание «режима наибольшего благоприятствования» для преподавателей университета, включая применение прогрессивной шкалы снижения аудиторной нагрузки;


  3. Обеспечение активного участия кафедр в разработке программ реализации дополнительного образования и привлечении слушателей.

  4. Модернизация системы повышения квалификации, используя внутренние возможности университета, обучение и стажировки в ведущих российских вузах, а также за рубежом;

  5. Совершенствование системы подготовки молодых специалистов и формирование кадрового резерва;

  1. Создание системы карьерного роста.

  1. Разработка программы здоровьесбережения, создание комфортных условий труда и отдыха работников университета.


Образовательная деятельность

  1. Обеспечение высокого уровня качества образования

  2. Завершение перехода на многоуровневую систему подготовки выпускников в соответствие с ФГОС третьего поколения;

  3. Обеспечение дальнейшего развития системы маркетинга образовательной деятельности, постоянного мониторинга потребностей и выявление приоритетных направлений и уровней подготовки и переподготовки кадров, а также анализа востребованности образовательных программ и выпускников предприятиями и организациями региона, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями;

  4. Оптимизация спектра реализуемых образовательных программ и обеспечение открытия междисциплинарных специальностей по новым перспективным направлениям;

  5. Совершенствование условий для инновационной деятельности выпускающих кафедр, оперативной смены их специализаций, освоения новых образовательных программ;
  6. Активизация внедрения инновационных образовательных технологий с использованием принципов непрерывного уровневого образования: довузовская подготовка, базовое высшее образование (бакалавры, специалисты, магистры), послевузовское образование (аспиранты, докторанты), дополнительное образование (второе высшее образование, повышение квалификации и профессиональная переподготовка, дополнительная квалификация);


  7. Осуществление постоянного мониторинга нормативно-правовой базы, регламентирующей образовательную деятельность в рамках университетского комплекса и создание системы, обеспечивающей ее постоянную актуализацию;

  8. Создание гибкой системы согласования образовательных программ разного уровня, обеспечивающую расширение доступа к разным уровням образования и высокое качество подготовки;

Научно-исследовательская деятельность

  1. Усовершенствование механизмов инновационной политики университета в сфере научной деятельности, ориентированной на потребности регионального и международного рынков с учетом интеграции вузовской, академической и отраслевой науки.

  2. Увеличение внутреннего финансирования научных исследований путем создания системы внутренних грантов.

  3. Продолжение работы по открытию хозяйственных обществ на базе технопарка КГУ. Продолжение и завершение процесса интеграции университетского технопарка с технопарком Курганской области.

  4. Сохранение и совершенствование системы поддержки действующих и формирование новых научных школ университета и укрепление их материальной базы, связей с академической наукой, отечественными и зарубежными научными центрами и фондами.

  5. Расширирение спектра фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям. Создание условий для исследований в области высоких технологий.

  6. Создание ресурсных центов коллективного пользования уникальным научным, учебным и производственным оборудованием.

  7. Увеличение количества направлений подготовки научных кадров высшей квалификации через аспирантуру и открытие докторантуры. Повышение эффективности системы подготовки научных кадров высшей квалификации.

  8. Активизация работы советов молодых ученых университета, завершение работы по формализации их юридического статуса.

Инновационная деятельность


  1. Совершенствование инновационной среды вуза на основе парка технологий, создание условий для ускоренного развития инноваций в различных сферах деятельности университета.

  2. Разработка и внедрение технологий продвижения инноваций.

  3. Дальнейшее развитие перспективных направлений инновационной деятельности, оценка имеющихся ресурсов и возможностей университета по их реализации.

  4. Объединение и координация работы интеллектуальных, информационных и материально-технических ресурсов университета, подразделений, субъектов инновационной деятельности по перспективным направлениям.

  5. Подготовка высококвалифицированных кадров вуза, привлечение их к активной работе в области инноваций.

  6. Укрепление связей с ведущими институтами, научными школами, инновационными центрами, промышленными предприятиями для обмена опытом и совместной реализации проектов.

  7. Участие в инновационных программах областного, регионального и федерального уровней, привлечение инвестиций в инновационную сферу университета.

  8. Внедрение инноваций и результатов научных исследований в образовательные программы, социальную сферу, производство; коммерциализация знаний и технологий.


Социальная поддержка обучающихся и работников
Курганского государственного университета


  1. Постоянное совершенствование комплексной системы стимулирования труда работников университета в области инновационной и творческой работы, повышения качества подготовки специалистов, конкурентоспособности и престижности университета.

  2. Сохранение адресного подхода в оказании материальной поддержки обучающихся и работников университета.

  3. Улучшение здоровых и безопасных условий труда и обучения через внедрение программы здоровьесбережения.
  4. Улучшение жилищных условий работников университета путем использования региональных и федеральных программ, создание благоприятных условий проживания в общежитиях.


  5. Использование программы развития имущественного комплекса для улучшения социальной среды университета: ремонт и модернизация общежитий; развитие лагеря «Бараба»; восстановление лагеря «Ёлочка».

  6. Развитие системы оздоровления и отдыха работников и обучающихся университета.

  7. Совершенствование системы поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, неработающих пенсионеров - бывших работников университета.

  8. Дальнейшее развитие системы трудоустройства выпускников.



Международная деятельность Курганского государственного университета
Новые реалии объективно потребовали от классического университета провести переоценку его концептуальных приоритетов стратегического развития, а именно существенно повысить роль всех аспектов международного сотрудничества. Курганский государственный университет, образовательное учреждение приграничного региона, в настоящее время рассматривает международную деятельность как одно из ключевых направлений своей работы и реализует ее в решении следующих задач:

  1. Разработать комплексный подход к развитию международной деятельности университета.

  2. Повысить международную студенческую мобильность и академические обмены.

  3. Совершенствовать сотрудничество в области научно-исследовательской деятельности.

  4. Устанавливать международные связи в сфере экспорта образовательных услуг.


Развитие информатизации университета

  1. Расширение сети телекоммуникаций и повышение эффективности функционирования корпоративной сети во всех учебных корпусах Университета, подключение всех студенческих общежитий к сети Интернет;
  2. Совершенствование системы дистанционного обучения на основе интеграции коммуникационных, мобильных, мультимедиа технологий и системы видеоконференций с целью создания мощного учебно-образовательного портала Университета, обеспечивающего реальное единство телекоммуникационного университетского учебного пространства;


  3. Расширение университетской беспроводной сети доступа WiFi к электронным ресурсам университета с целью повышения информационной мобильности преподавателей и студентов;

  4. Создание университетского IP-телевидения и радио и его использование в деятельности университета;

  5. Завершение создания единой автоматизированной информационной системы управления университетом.


Модернизация экономической деятельности университета

  1. Создание системы поддержки инициатив структурных подразделений и любых категорий работников по привлечению денежных средств (бизнес-инициатив);

  2. Активное использование преимуществ принципа субсидированного финансирования;

  3. Постоянный поиск альтернативных источников финансирования;

  4. Создание центра маркетинговых исследований;

  5. Совершенствование системы мероприятий по коммерческому продвижению результатов научно-исследовательской деятельности и преодоление диспропорции в доходности образовательной и научной деятельности;

  6. Совершенствование системы оплаты труда с целью достижения максимально эффективного использования фонда оплаты труда;

  7. Формирование в рамках бюджета вуза «фонда развития» основных стратегических направлений.


Система управления университетом

  1. Продолжение политики делегирования в структурные подразделения университета: бюджета, полномочий и ответственности

  2. Завершение внедрения информационных технологий в управленческий процесс;

  3. Создание системы структурной и функциональной зависимости управленческих подразделений от стратегических направлений деятельности вуза;

  4. Совершенствование системы оценки финансово-экономической обоснованности и правомерности принимаемых решений;

  5. Разработка системы мотивации управленческого персонала к поиску конструктивных
    решений;
  6. Следование принципам демократизма и прозрачности принимаемых решений.




В ходе реализации программы планируется обеспечить устойчивое и динамичное развитие Курганского государственного университета, закрепить его положение как основного центра развития образования, науки и культуры в Курганской области, лидера в процессе инновационного развития экономики и модернизации общества.

Шалютин Борис Соломонович,

кандидат на должность ректора
Курганского государственного университета,


д. филос. н., проф., зав. кафедрой философии,

сертифицированный эксперт Рособрнадзора,

депутат Курганской городской думы,

председатель Общественной палаты г. Кургана.
ПРОГРАММА

развития Курганского государственного университета
Оглавление

  1. Общая оценка состояния университета.

  2. Цели развития университета

  3. Основные направления реализации поставленных целей в деятельности университета

    1. 3.1. Оптимизация системы управления

    2. 3.2. Оптимизация системы внешних отношений

    3. 3 .3. Усиление финансовой и материально-технической базы университета

    4. 3.4. Проблема оптимизации структуры факультетов и кафедр

    5. 3.5.Образовательная деятельность

    6. 3.6. Научно-исследовательская, инновационная и научно-производственная деятельность

    7. 3.7. Социальная деятельность

    8. 3.8.Развитие информационно-телекоммуникационной среды

    9. 3.9. Международная деятельность

    10. 3.10. Имиджевая политика

  4. Этико-психологическая составляющая деятельности университета

1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Курганский государственный университет сегодня переживает достаточно сложный период развития. Однако состояние его не может быть охарактеризовано однозначно.

1.1. КГУ был создан в 1995 году на базе соединения Курганского машиностроительного и Курганского педагогического институтов. Оба института достаточно высоко котировались в соответствующей категории вузов. Среди выпускников школ Кургана и области обучение в них считалось достойным, а по ряду специальностей и весьма престижным. Однако оба вуза носили узко специализированный характер. Одной из основных целей создания университета было предоставление молодежи Зауралья возможности получить качественное образование по широкому спектру специальностей без отрыва от дома.


В КГУ были открыты такие специальности как психология, социология, культурология, журналистика и др. Часть из них развивается достаточно успешно. Так, сегодня в КГУ работают 3 штатных доктора и около 20 кандидатов психологических наук, качество подготовки выпускников весьма высокое, подтверждаемое успешным трудоустройством по специальности, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и других мегаполисах.

В то же время ряд университетских специальностей заменил собой соответствующие педагогические: физик вместо учителя физики, химик вместо учителя химии и т.д. в ущерб кадровым потребностям области. Это изначально ошибочное решение приводит, в частности, к угасанию ряда сильных методических школ.

Тем не менее, первые 5-7 лет университет далеко не просто и не безошибочно, но в целом приемлемым образом проходил этап становления. Происходила «притирка» двух коллективов, ректоратом проводилась целенаправленная линия на решение сложной, в том числе в психологическом отношении, задачи интеграции двух разнотипных вузов в единый университет, начали формироваться новые общие традиции. При этом, несмотря на тяжелый экономический период, успешно решался и ряд важнейших социальных проблем, прежде всего жилищная – десятки преподавателей вуза улучшили свои жилищные условия.
1.2. Однако с 2002 года общая динамика жизни вуза стала меняться в худшую сторону. По многим аспектам деятельности вуза постепенно наступила стагнация, а в ряде существенных отношений и деградация.

- В разное время в университете работали диссертационные советы по экономическим, техническим, историческим и педагогическим наукам. Сегодня нет ни одного1.

- В университете нет ни одного доктора наук по математике, ни одного доктора наук по физике, один доктор наук по химии. Самому молодому штатному доктору технических наук 60 лет.

- Средства, получаемые университетом от научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских разработок, минимальны. От грантов и хоздоговоров КГУ получил в 2011 году менее 4 млн. рублей. Для вуза, где только технических специальностей и направлений подготовки более двух десятков, эта сумма не просто мала, а неприлична.


- Ранее на базе университета существовал колледж, дававший среднее специальное образование и фактически интегрированный в университетский комплекс. Сегодня он прекратил свое существование.

- Ранее на базе университета существовал многопрофильный лицей, значительная часть выпускников которого поступала в университет. Сегодня он прекратил свое существование.

- Ранее на базе университета существовал Межотраслевой региональный центр переподготовки и повышения квалификации (МРЦППК). Сегодня он прекратил свое существование.

Основной причиной отмеченных негативных характеристик современного состояния и деградационных тенденций является значительное снижение качества управления2. Отсутствие надлежащего управления приводит к постоянному принятию недоработанных, неточных, неисполнимых, а иногда просто абсурдных решений. К числу последних можно отнести, например, решения: о прекращении набора на высоко востребованную сегодня и в перспективе специальность «технология и оборудование сварочного производства» и расформировании соответствующей кафедры, обладающей высококвалифицированными преподавательскими кадрами; о ликвидации кафедры уголовно-правовых дисциплин, необходимой для качественной подготовки юриста (через год была восстановлена); о слиянии общетехнической кафедры деталей машин и узкоспециальной кафедры гусеничных машин.

Накопление ошибок приводит к сбоям взаимодействия служб и подразделений, к неисполнению даже нужных решений. Так, на сегодняшний день имеет место существенное невыполнение плана перехода на образовательные стандарты нового поколения (до сих пор не завершена работа над созданием учебных планов, рабочих программ, хотя уже полгода идет учебный процесс по этим стандартам). В целом имеет место разбалансирование системы. Общеуниверситетские управленческие структуры начинают восприниматься – и часто справедливо – как препятствия нормальной работе, мешают осуществлению инициатив, направленных на улучшение ситуации. Имеющие место в ряде подразделений позитивные процессы происходят за счет огромных усилий по преодолению внутриуниверситетского бюрократического сопротивления. В результате у значительной части преподавательского состава опускаются руки и исчезает желание работать.


Информация о негативных процессах в крупнейшем вузе области, неизбежно распространявшаяся среди населения, постепенно привела к значительному снижению его престижа в глазах жителей Курганской области. Сегодня отношение к КГУ, к сожалению, в целом негативное. В результате важнейшая социальная задача приблизить к дому качественное образование не решается, т.к. выпускники школ предпочитают уезжать в соседние города даже при наличии тех же специальностей в Курганском университете.

В 2010 году в рейтинге ЕГЭ среди классических университетов КГУ занял 5-е место с конца, оставив позади только Забайкальский, Чеченский, Магаданский и Братский. Однако информация не была доведена до коллектива, ситуация не была проанализирована, и в результате в 2011 году КГУ недобрал 143 из 868 очных бюджетных места. Однако даже этот провал не побудил ректорат к анализу сложившегося положения дел. Ни ректор, ни первый проректор, ни кто-либо еще из руководства университета не представили ни Ученому совету, ни коллективу университета своего видения причин провала и путей выхода.
1.3. В то же время, несмотря на описанные серьезные проблемы, университет сохраняет достаточный потенциал для позитивных изменений и успешного развития. В вузе эффективно работает целый ряд серьезных научных школ, причем в каждой из основных областей наук – естественных, технических и гуманитарных. При государственной аккредитации в 2007 году студенты показали высокий уровень знаний. Хорошее качество подготовки подтверждается постоянным наличием президентских и правительственных стипендий, значительным количеством победителей и призеров олимпиад, многочисленными наградами студентам и аспирантам - участникам различных международных и всероссийских конференций молодых ученых и т.д.

Имеющиеся успехи обусловлены, прежде всего, действием наиболее сильного позитивного фактора в университете – квалифицированных преподавательских кадров, добросовестно и самоотверженно работающих со студентами и аспирантами. Кадровый потенциал университета реально достаточно высок и создает возможности успешного развития. Эти возможности не реализуются в должной мере, прежде всего, в силу серьезных недостатков в управлении университетом.


<< предыдущая страница   следующая страница >>