prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5

2. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА3
2.1. Стратегические цели

Курганский государственный университет должен кардинально изменить в лучшую сторону свои позиции в научном и образовательном сообществе, в Курганской области и Уральском федеральном округе.

Университет должен стать известен и уважаем за вносимый им вклад в развитие науки, высокое качество образования, масштабное и эффективное участие в общественной жизни, социально-экономическом и культурном развитии региона.

Университет должен стать предметом гордости курганцев. Работа в КГУ должна быть высоко престижной. Выпускники курганских средних учебных заведений должны стремиться продолжить свое обучение в КГУ.

КГУ должен выйти на такой уровень, чтобы органы власти и управления, хозяйствующие субъекты Курганской области стремились к максимальной широкому взаимодействию с университетом в научно-инновационной деятельности, к повышению квалификации своих сотрудников на базе КГУ, к привлечению на работу выпускников университета.

Для сотрудников университета КГУ должен стать максимально благоприятной средой реализации их возможностей в научно-исследовательской, педагогической, организационной деятельности, оплачиваемой на достойном уровне.

Для студентов университет должен стать площадкой всестороннего личностного роста, формирования профессиональных и социальных компетенций такого уровня, который позволит строить успешную жизненную траекторию в максимально широком социальном и географическом пространстве.

2. 2. Цели развития университета на пятилетний период:

2.2.1. Преодоление негативных тенденций в развитии университета.

2.2.2. Существенное улучшение имиджа вуза, рост его авторитета в глазах населения, органов власти и управления, бизнеса, профессиональных сообществ.

2.2.3. Усиление влияния на процессы социально-экономического и гуманитарного развития региона


2.2.4. - Формирование системы механизмов, обеспечивающих значительное повышение качества образования.

- Оптимизация номенклатуры направлений подготовки, переход к многоуровневой подготовке с открытием магистратур естественнонаучных, социогуманитарных и технических направлений.

- Решение проблемы набора и усиление студенческого контингента, значительное повышение позиции в рейтинге качества приема.

- Развитие системы дополнительного образования.

- Последовательное уменьшение учебной нагрузки.

- Повышение доходов от образовательной деятельности не менее чем в два раза.

2.2.5. - Увеличение вклада университета в развитие науки и его веса в научном сообществе.

- Формирование максимально благоприятных условий для научного роста, реализации творческого потенциала сотрудников вуза.

- Наращивание объема доходов от научной и научно-инновационной деятельности не менее чем в 3 раза.

2.2.6. Построение комплексной системы международной деятельности с целью повышения потенциала научных исследований, качества образования, академической мобильности, культурной и социальной компетентности и т.д.

2.2.7. Создание единой современной информационно-коммуникационной среды на основе соответствующего оборудования и программного обеспечения, позволяющей использовать новые технологии образования, взаимодействия с научным сообществом, оптимизировать документооборот и систему управления в целом.

2.2.8. Значительное обновление материально-технической базы.

2.2.9. Существенное усиление собственной финансовой базы университета, продвижение в направлении финансовой самостоятельности, устойчивости и уменьшения зависимости от бюджетного финансирования.

2.2.10. Развитие системы стимулирования деятельности сотрудников университета, направленной на позитивное развитие вуза

2.2.11. Формирование реальной действенной системы студенческого самоуправления, вовлечение студенчества в совместную работу по повышению качества образования, интенсификации социальной жизни и других направлений деятельности университета.


2.2.12. Позитивные изменения в нравственной и психологической атмосфере университета. Возрождение уважения к личности преподавателя, сотрудника, студента. Развитие общих университетских традиций, системы ценностей, позитивного корпоративного духа, университетского патриотизма.

2.2.13. Усиление социальной защищенности сотрудников и студентов, превращение социальной тематики в одно из основных направлений деятельности вуза. Стабильное повышение зарплаты превышающими инфляцию темпами за счет собственных доходов университета, улучшение условий труда, учебы, отдыха и оздоровления.

2.2.14. Формирование основ самовоспроизводящейся системы процессов, взаимоотношений и норм университетской жизни, стабильно обеспечивающей позитивную динамику развития вуза.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
3.1. Оптимизация системы управления
Целью оптимизации системы управления является восстановление нормальной, эффективной системы управления. Эффективная система управления должна стать ключевым фактором формирования и осуществления прогрессивного тренда развития университета.
3.1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ. Управление университетом должно осуществляться на основе комплексного планирования. В основе его должна лежать система стратегических целей развития вуза и достаточный набор плановых документов (целевых программ, расписанных по времени планов развития тех или иных направлений, подразделений и т.п.).

Планирование деятельности университета должно носить опережающий характер с учетом целей и задач, формулируемых Минобрнауки РФ, тенденций и прогнозов развития общества, образования, науки, технологий, региона и т.п.

3.1.2. ОТЧЕТНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Эффективное управление университетом предполагает систематическую отчетность о выполнении принимаемых планов и программ. Важнейшую роль при этом играют отчеты руководителей перед коллективом вуза, начиная с ректора, несущего личную ответственность за развитие университета.


Предполагается ежегодный отчет ректора о своей деятельности на открытом расширенном заседании Ученого совета университета с участием членов советов факультетов. Отчет ректора публикуется на сайте университета. Проректора также отчитываются ежегодно. Форма и аудитория их отчета, в том числе перед общими собраниями преподавательского состава факультетов, определяется в годовом плане работы вуза.

Отчеты предполагают не только оглашение достигнутых или не достигнутых результатов, но и тщательный анализ, выявление причин неудач, их устранение, внесение корректив в дальнейшую деятельность.

3.1.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ХАРАКЕР УПРАВЛЕНИЯ. Общий принцип распределения полномочий заключается в том, что на вышестоящий уровень управления передаются лишь те полномочия, которые не могут осуществляться на нижестоящем. При этом осуществление полномочий сопровождается соответствующим материальным обеспечением.

Вмешательство вышестоящего уровня в полномочия нижестоящего недопустимо за исключением экстраординарных случаев.

Взаимоотношения уровней управления должны строиться на принципах уважения, ответственности и доверия. Заведующие кафедрами, преподаватели университета, как правило, являются специалистами, исследователями, педагогами очень высокого квалификационного уровня, нередко более высокого, чем у их административных руководителей. Характер деятельности и кадровый состав вуза исключает управление в формате командования.

Ключевой структурой организации учебной и научной деятельности университета является кафедра. Роль кафедр в системе управления университетом должна быть значительно повышена.

3.1.4. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ И ПРОЦЕДУРНАЯ КОРРЕКТНОСТЬ принятия решений.

Эффективность управления университетом в значительной мере зависит от качества работы Ученого совета университета, который, согласно законодательству РФ, должен осуществлять общее руководство вузом. В настоящее время порядок работы Ученого совета надлежащим образом нормативно не регламентирован, в результате чего он фактически не выполняет законодательно закрепленной за ним функции.


Ученый совет КГУ не должен ни остаться машиной для голосования, штампующей решения, фактически ранее принятые ректоратом, ни превратиться в арену бесконечных и бесплодных споров. Продуктивная деятельность Ученого совета возможна при условии надлежащей подготовки рассматриваемых вопросов, обеспечиваемой процедурной корректностью. Для этого следует принять Положение об Ученом совете КГУ, предусматривающее, в частности

- наличие в составе Ученого совета ряда профильных комиссий (как это принято в большинстве университетов), осуществляющих предварительную проработку решений;

- исключение возможности вынесения на Совет университета вопросов, касающихся отдельных подразделений или относительно автономных направлений деятельности, без их предварительного обсуждения соответствующими подразделениями и структурами;

- предварительную публикацию проектов решений;

- анализ исполнения принятых решений и т.д.

Аналогичным образом должна быть построена работа советов факультетов.

Ректор, проректора, деканы осуществляют непосредственное текущее управление согласно направлениям, определяемым соответствующими коллегиальными органами.

3.1.5. ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ. ВСЯ управленческая информация является открытой4 и может быть затребована любым работником или учащимся университета. Основная управленческая информация, в том числе финансовая, публикуется на сайте университета.

Открытыми являются заседания Совета университета и Советов факультетов.

На сайте университета размещаются блоги ректора и проректоров, предусматривающие возможность прямого обращения сотрудников и учащихся.

3.1.6. МИНИМИЗАЦИЯ бюрократической составляющей. Основной работой преподавателей является учебная и научно-исследовательская деятельность, а заведующих кафедрами – ее организация. Отвлечение профессорско-преподавательского состава от основной деятельности должно быть сведено к минимуму. В университете должна быть сформирована единая информационная база, минимизирующая необходимость в запросах информации с факультетов и кафедр. Перечень отчетов и иных документов, запрашиваемых вышестоящими структурами, подлежит строгому ограничению. Не допускаются запросы какой-либо информации у учебных подразделений при ее наличии в общеуниверситетских структурах.


В университете будет введена система электронного документооборота.

3.1.7. ПОМОЩЬ, А НЕ ЗАПРЕТ являются основной функцией общеуниверситетских структур по отношению к факультетам, кафедрам и преподавателям. Они должны не мешать, а помогать находить механизмы решения проблем, возникающих в учебной, научной и иной деятельности подразделений и сотрудников.

3.1.8. РАБОТА С КАДРАМИ является важнейшей составляющей деятельности управления.

Подбор руководящих кадров должен осуществляться на основе не личной преданности, а компетентности, ответственности, работоспособности, порядочности, а также с учетом представленности в руководящем корпусе университета всех его основных учебно-научных составляющих (естественнонаучных, технических, гуманитарных).

Кадровая работа предполагает формирование кадрового резерва и его обучение.
3.2. Оптимизация системы внешних отношений
Университет как целое входит в более крупные системы: система высшего образования РФ, система социального управления и социальных отношений Курганской области, образовательная система Курганской области и т.д. Отдельные подразделения университета (факультеты, кафедры) входят в соответствующие профессиональные сообщества. Кроме того, университет взаимодействует с другими вузами, бизнес-структурами, промышленными предприятиями, учреждениями культуры, общественными движениями и т.д. Правильное позиционирование и адекватное поведение в системе всех этих отношений является важным фактором повышения эффективности деятельности университета.

3.2.1. Министерство образования и науки РФ.

Университет должен быть, в первую очередь, КОМПЕТЕНТЕН в своем взаимодействии с Минобрнауки. Руководство вуза должно быть в курсе всех направлений деятельности Министерства и его подразделений, затрагивающих интересы КГУ. Ректорат университета должен находиться в регулярном личном контакте с работниками Министерства, курирующими различные аспекты деятельности университета. Университет должен стремиться участвовать в работе ВАК, общественных советов и иных совещательных органов, действующих при Минобрнауки.


3.2.2. Правительство и иные органы власти Курганской области и местного самоуправления.

Университет должен налаживать максимально широкое взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти Курганской области. Обладая наиболее высоко и разносторонне квалифицированным кадровым потенциалом в области, университет мог бы вносить гораздо больший вклад в развитие региона, чем сейчас.

Университет должен увязывать свою деятельность с сегодняшними потребностями области и со стратегическими направлениями ее развития, включаться в процесс обновления промышленного и социально-экономического потенциала Курганской области. Совместно с органами власти должен быть сформирован пакет задач, который может быть решен коллективом КГУ в интересах области и муниципальных образований. Это касается как научных исследований, так и образования, включая дополнительное.

Интересы развития региона должны быть в постоянной повестке дня университета. Проблематика перспектив регионального развития в целом и его различных аспектов должна находить отражение в тематике диссертационных исследований вуза, дипломных и курсовых работ, а также коррелировать со структурой специальностей, направлений подготовки, программ дополнительного образования. Университет должен стать соисполнителем, а в отдельных случаях основным исполнителем проведения исследований и разработки различных программ развития области и муниципальных образований. В целом университет должен значительно повысить уровень влияния на развитие области, обновление ее промышленного и социально-экономического потенциала.

Университет должен занять центральное место в системе образования области, формировать перспективы его развития, работая в этом отношении в тесном взаимодействии с Главным управлением образования. Университет должен стать приоритетной площадкой продолжения образования выпускников школ и средних специальных учебных заведений Курганской области, завершая «образовательную пирамиду». Университет должен системно организовывать взаимодействие со средними специальными учебными заведениями области на основе договоров, координации учебных планов, совместных образовательных программ и иных форм интеграции.


3.2.3. Участие в деятельности профессиональных сообществ.

Университет должен возобновить свое участие в Ассоциации классических университетов и в Ассоциации инженерного образования России. Эти ассоциации играют огромную роль в формировании и реализации образовательной политики РФ в целом и в соответствующих профессиональных сферах. Прекращение участия КГУ в их работе привело к изоляции университета от соответствующих профессиональных сообществ, к значительному снижению компетентности руководства и вуза в целом в сегодняшней и завтрашней повестке дня развития высшего образования.

КГУ должен предпринять усилия для формирования регионального вузовского сообщества, интегрированной научно-образовательной среды высшей школы Курганской области. Организационным инструментом для этого может выступить Совет ректоров Курганской области, который с избранием его председателем ректора КГУ фактически прекратил работу.

Ряд кафедр университета активно участвует в деятельности организаций, объединяющих соответствующие профессиональные сообщества (Российское философское общество, Российское психологическое общество и др.). Эту работу следует приветствовать и расширять с целью роста эффективности исследовательской и образовательной деятельности преподавателей университета.

Университет должен продолжать и развивать свое участие в деятельности УМО по всем специальностям и направлениям подготовки, действующим в КГУ. Средства на участие в УМО должны выделяться в достаточном объеме.

Обладая мощным техническим и экономическим блоками, КГУ должен активно участвовать в деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России» и иных объединений хозяйствующих субъектов.

На сегодняшний день КГУ не участвует в работе каких бы то ни было организаций бизнес-сообщества и иных профессиональных сообществ Курганской области, образовав вокруг себя социальную пустоту и ситуацию изолированности, которую преодолевают лишь некоторые руководители факультетов и кафедр по собственной инициативе. Это положение дел неприемлемо, работает против вуза и должно быть преодолено.


3.2.4. Существенно важным направлением является подготовка создания и организация деятельности попечительского совета университета. Такие советы существуют во многих российских университетах и включают в свой состав высокоавторитетных представителей власти и бизнеса. Наиболее эффективны советы, возглавляемые губернаторами соответствующих субъектов РФ. Наличие такого совета показывает уровень значимости университета в области.

3.2.5. Университет не замкнутая корпорация, а открытая система, и его эффективная деятельность возможна только в широком взаимодействии с внешней социально-экономической и культурной средой.


<< предыдущая страница   следующая страница >>