prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5

3.3.Усиление финансовой и материально-технической базы университета.
Финансовые средства, которыми сегодня располагает университет, в основном обеспечивают только его текущее функционирование. Некоторые помещения, включая учебные, находятся в неприемлемом состоянии. Во многих подразделениях десятилетиями не меняются оборудование и приборная база. Отсутствует система планирования обновления материально-технической базы вуза. Низкой является медианная5 зарплата преподавателей и сотрудников. Развитие университета возможно только при условии значительного роста финансовой базы. Для этого предполагается следующее.

3.3.1. Министерство образования и науки РФ выделяет значительные средства на развитие материально-технической базы вузов, обновление исследовательского и учебного оборудования. Эти средства реализуются через различные программы на конкурсной основе. В КГУ не организована работа даже по мониторингу таких программ. Игнорирование возможностей привлечения федеральных средств для обновления материально-технической базы университета недопустимо. Работа по мониторингу и подготовке к участию в конкурсах такого рода будет организована и станет одним из важных источников увеличения финансирования.

3.3.2. Университет обладает значительным квалифицированным кадровым потенциалом и определенной материальной базой для того, чтобы стать активным субъектом коммерческой деятельности через оказание различных интеллектуальных и иных услуг населению и юридическим лицам (от психологического консультирования до типографских услуг), а также производство товарной продукции. Эта возможность будет реализована в оптимальных допускаемых законодательством организационно-правовых формах, включая создание малых предприятий на базе кафедр и иных подразделений.

3.3.3. Не менее чем в три раза будет увеличен объем средств, привлекаемых за счет научной и инновационной деятельности (подробнее см. раздел «Наука»).

3.3.4. Значительное увеличение объема финансирования будет обеспечено за счет расширения образовательной деятельности университета на коммерческой основе (подробнее см. раздел «Образование»).


3.3.5. В университете необходимо организовать полностью отсутствующую сегодня маркетинговую деятельность, обеспечивающую грамотное экономическое, в частности, ценовое, поведение вуза в сфере оказания как образовательных, так и иных услуг.

3.3.6. В университете должна быть организована система контроля за эффективным расходованием бюджетных и внебюджетных средств.

3.3.7. Необходимо повысить эффективность использования имеющихся материально-технических ресурсов университета.


    1. 3.4. Проблема оптимизации структуры факультетов и кафедр


Существующее в университете распределение специальностей и кафедр между факультетами сложилась в значительной мере стихийно и требует корректировки. Оно содержит ряд очевидных недостатков, препятствующих нормальному построению научного и методического пространства вуза: специальность «дизайн» отнесена к педагогическому факультету, специальность «социология» к юридическому и т.п. Наиболее удобным временем для реструктуризации было начало перехода на новые стандарты, но эта возможность упущена действующей администрацией, не сумевшей провести необходимую работу. Учебные планы нового поколения в значительной мере унифицированы «под факультеты», и задача корректировки структуры стала еще более сложной.

Процесс оптимизации структуры КГУ не будет начат в ближайшее время. Наряду с рядом ранее принятых ошибочных решений и иными субъективными обстоятельствами, существует объективная сложность задачи построения приемлемой структуры. Это связано с РАЗНОТИПНОСТЬЮ специальностей университета.

Для части специальностей наиболее эффективным является построение образовательного процесса вокруг одной выпускающей кафедры. Для части специальностей необходимо, в том числе нормативно закреплено в образовательных стандартах, наличие нескольких выпускающих кафедр; здесь интегрирующую функцию может выполнять только надкафедральная единица, например (как это сегодня сложилось в КГУ) факультет. Соответственно, характер отношений, распределение полномочий, финансов и др. между кафедрой и факультетом для этих групп специальностей не должны быть одинаковы. В свете этого представляется целесообразной не просто «переброска» некоторых кафедр и специальностей с одних факультетов на другие, а построение более гибкой структуры, отказ от унификации, возможно – выделение таких единиц как отделения, институты и др.


Никакой вариант построения учебных и научных подразделений университета не является самоцелью, он должен быть функционален, то есть приемлемым образом структурировать научное, методическое, финансово-экономическое и организационно-административное пространство университета. Идеального варианта нет. Следует искать наиболее оптимальный. При этом кроме логики классификации наук и специальностей высшего образования следует учитывать кадровую базу, традиции, сложившиеся человеческие отношения. Болезненность и издержки корректировки структуры должны быть сведены к минимуму.

После прохождения аккредитации осенью 2012 года для разработки вариантов корректировки структуры будут сформированы 2-3 рабочих группы под руководством наиболее квалифицированных представителей профессорско-преподавательского состава. Только по достижению консенсуса относительно общих подходов будет начата работа по практической подготовке к изменению структуры. «Дискуссионный» этап должен быть завершен к концу 2012-2013 учебного года. В течение 2013-2014 учебного года будет вестись подготовительная работа. 2014-2015 учебный год предполагается начать в скорректированной структуре.


    1. 3.5.Образовательная деятельность


3.5.1. Следует четко осознать ГЛАВНУЮ на данный момент задачу образовательной деятельности КГУ. Она состоит в предоставлении выпускникам средних учебных заведений Курганской области и близлежащих регионов возможности получить дома или рядом с домом, то есть в социально благоприятных условиях, качественное высшее образование по широкому кругу специальностей как основу для будущего успешного построения жизненной траектории. При этом возможности КГУ с точки зрения количества специальностей ограничены, поэтому вопрос их номенклатуры чрезвычайно важен.

3.5.2. При определении конкретного ПЕРЕЧНЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ следует учитывать ряд факторов:

1) Перспективность специальности в контексте тенденций социально-экономического развития региона, России, в том числе в связи с ее вступлением в ВТО и интеграцией в мировую экономику, современного общества в целом.


2) Традиций, материальных возможностей и кадрового ресурса КГУ.

3) Наличия массовых профессий высшего образования, подготовка которых обязательно должна осуществляться в каждом регионе.

В свете факторов (1) и (2) целесообразно, в частности, расширение подготовки по специальностям, связанным с:

- информатикой, информационным обеспечением производственных и иных технических процессов, телекоммуникациями;

- нанотехнологиями и производством композиционных материалов;

- добычей, переработкой и транспортировкой нефти и нефтепродуктов.

В свете фактора (3) необходимо

- восстановление, сохранение и развитие блока традиционных для университета технических специальностей (технология и оборудование сварочного производства, многоцелевые гусеничные и колесные машины, технология машиностроения и т.д.);

- развитие сохранившейся подготовки по основным педагогическим специальностям (учителя математики, русского языка и др.) и возобновление прекращенной (учителя физики, химии, биологии и др.); если этого не сделать, школы области вскоре ждет кадровая катастрофа;

- открытие медицинского факультета или института в составе КГУ со специальностями «лечебное дело» и, возможно, педиатрия.

Последний пункт требует пояснений. Предложение создания медицинского факультета в КГУ было высказано мною после предварительного изучения вопроса еще в 2005 году и Ученому совету университета, и ряду областных руководителей. Сегодня даже в Кургане, не говоря об области, значительное число врачебных должностей занято фельдшерами. Выпускники школ, направляемые для обучения в медицинские вузы более привлекательных соседних областей, как правило, остаются там. Между тем, КГУ обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения общенаучной основы медицинского образования, а в лечебных учреждения Кургана, в т.ч. в РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова», работает несколько десятков только докторов наук, способных обеспечить преподавание медицинских дисциплин на высоком квалификационном уровне. Открытие медицинского факультета привлечет значительное число сильных абитуриентов и будет существенно способствовать развитию университета в целом.


3.5.3. Важнейшим направлением деятельности университета в образовательной области является организация перехода к многоуровневой подготовке и образовательным стандартам третьего поколения.

3.5.3.1. Университету следует активизировать работу по открытию магистратур; при этом магистратуры должны быть открыты по каждому из основных секторов образовательной деятельности: естественнонаучному, техническому, гуманитарному.

3.5.3.2. Необходимо системно организовать работу по переходу к многоуровневой подготовке к образовательным стандартам третьего поколения, преодолев сложившийся хаотичный характер управления этим процессом.

3.5.3.3. Переход к двухуровневой подготовке и образовательным стандартам третьего поколения требует значительной работы по его методическому обеспечению.

Компетентностный подход, провозглашенный как методология стандартов нового поколения, содержит в себе большой потенциал. Однако этот потенциал на уровне внутренних документов университета – учебных планов, рабочих программ и т.п. - зачастую реализован формально. Задача состоит в том, чтобы реально скорректировать технологию учебного процесса в организационном и методическом аспектах таким образом, чтобы повысить качество образования на основе компетентностного подхода. Это большая и сложная задача. Работа по ее решению займет длительный срок; она должна быть спланирована, надлежащим образом мотивирована и материально обеспечена.

3.5.4. В целом МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА в университете должна быть «оживлена» и выведена на качественно новый уровень.

3.5.4.1. Общее руководство методической работой должен осуществлять подлежащий восстановлению методический совет, деятельность которого в настоящий момент фактически прекращена.

3.5.4.2. Основными направлениями методической работы должны стать:

А. Методическое обеспечение внедрения образовательных стандартов нового поколения.


Б. Создание единого учебно-методического информационного пространства университета, внедрение на его базе информационно-телекоммуникационных технологий оразования и их методическое обеспечение.

3.5.4.3. Широкое внедрение новых образовательных технологий не должно нивелировать уникальности личности преподавателя. Преподаватель сохраняет самостоятельность в определении форм и методов обучения, был, есть и будет ключевой фигурой организации образовательного процесса. Деперсонификация недопустима и может повлечь только снижение качества образования.

3.5.4.4. Подлежит восстановлению утраченная система методических грантов как часть системы материального обеспечения методического развития образовательного процесса.

3.5.4.5. В планах методической работы университета и его подразделений следует предусматривать регулярное проведение внутренних и межвузовских методических конференций и иных форм обмена методическим опытом, в том числе в работе с молодыми преподавателями.

3.5.5. Важнейшим направлением является создание системы непрерывного и дополнительного образования, реализующей переход от принципа образования на всю жизнь к принципу образования через всю жизнь. Эта система должна включать в себя:

- систему профориентации и допрофессиональной подготовки;

- совокупность базовых школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, работающих в тесном взаимодействии с университетом;

- реализацию университетом программ среднего профессионального образования с возможностью последующего сокращенного обучения по программам высшего образования;

- систему оказания дополнительных образовательных услуг студентам со слабой исходной подготовкой и испытывающих трудности в учебе;

- систему дополнительного образования студентов;

- рыночно ориентированную систему повышения квалификации, профессиональной переподготовки, в том числе совместно с заинтересованными предприятиями и с использованием их материальной базы.


Создание системы непрерывного и дополнительного образования станет источником существенного увеличения доходов университета от образовательной деятельности.

3.5.6. Необходимым фактором повышения качества образования является академическая мобильность студентов и преподавателей. Подлежит разработке нормативная база развития академической мобильности, регламентирующая ее организационные и материальные аспекты. В дополнение к преподавательской мобильности должна быть организована широкая практика преподавания в университете крупных ученых и специалистов из других городов и стран посредством телекоммуникационных технологий.

3.5.7. Необходимо существенное усиление языковой подготовки на неязыковых специальностях. Современный специалист без владения иностранным языком невозможен. КГУ в этом отношении имеет большие проблемы и значительно уступает другим университетам.

3.5.8. Очень сложной, но очень важной задачей является снижение ставочной нагрузки, которая сегодня приближается к 900 часам. Для сравнения, у школьного учителя в пересчете на год, она составляет около 700 часов. Преподаватель с такой нагрузкой просто физически не может заниматься научными исследованиями, а если делает это, то за счет своего досуга, выходных, отпуска, ночи – то есть здоровья. Сохранение этой ситуации недопустимо. Ставочная нагрузка в университет будет неуклонно и планомерно снижаться. Это возможно за счет оптимизации учебных потоков и, прежде всего, за счет внедрения новых информационно-телекоммуникационных технологий обучения.

3.5.9. Особое значение для образовательной деятельности университета имеет постоянная работа по повышению качества набора на основные образовательные программы высшего образования. Успешность ее зависит, прежде всего, от улучшения имиджа университета6, а также от системного взаимодействия с региональными и муниципальными органами управления образованием, со средними учебными заведениями, от качества конкретной систематической рекламной деятельности, в том числе в среде internet. Эта работа, особенно с учетом провала 2011 года, должна стать зоной приоритетного внимания на ближайшие годы.

3.6. Научно-исследовательская, инновационная и научно-производственная деятельность
3.6.1. Основными целями развития научной деятельности в КГУ являются:

- Увеличение вклада университета в развитие научных знаний

- «Продвижение» научных достижений университета в целом и его научных школ в научное сообщество

- Повышение авторитета и статуса университета в целом и его научных школ в научном сообществе страны и за рубежом, а также уровня участия и роли в организации научной жизни.

- Кардинальное увеличение масштаба внедрений результатов научной деятельности университета в производство и другие сферы человеческой деятельности России и за рубежом, превращение научной деятельности университета в фактор инновационного экономического развития региона и страны.

- Интеграция научно-исследовательской деятельности в учебный процесс, максимальное использование научного потенциала университета для повышения качества подготовки специалистов.

- Формирование в университете среды, системы максимально благоприятных условий для научного роста, реализации творческого потенциала преподавателей и научных сотрудников вуза

- Превращение научно-исследовательской деятельности в важный источник финансирования университета, роста оплаты труда его работников

- Популяризация научных достижений как механизм улучшения имиджа университета

- увеличение количества, повышение квалификации и оптимизация структуры научных кадров КГУ

3.6.2. Реализация поставленных целей может быть достигнута за счет:

3.6.2.1. Определения приоритетных направлений научной деятельности в университете в контексте перспективных направлений науки, поддерживаемых государством, научным сообществом, а также с учетом потребностей региона и бизнеса, поиска перспективных междисциплинарных направлений исследовательской и инновационной деятельности с учетом наличия в университете высококвалифицированных кадров чрезвычайно широкого спектра научных специальностей;


3.6.2.2. Формирования и осуществления политики популяризации научных результатов через

- материальную поддержку многотиражных публикаций, в т.ч. в ведущих издательствах;

- переводы работ ученых университета на иностранные языки

- создание персональных страниц ведущих ученых КГУ на сайте университета с размещением публикаций (по согласованию)

- повышение статуса университетских изданий, Вестника КГУ (в том числе за счет включения его в число «ваковских» журналов) и т.д., формирование системы распространения через торговые сети РФ и т.д.

3.6.2.3. Существенного расширения возможностей доступа к научной информации, прежде всего посредством сети «Интернет»;

3.6.2.4. Обеспечения современным исследовательским оборудованием подразделений университета, прежде всего, в соответствии с приоритетными направлениями научной деятельности;

3.6.2.5. Организации системы мониторинга отечественных и международных грантов и оказания помощи в подготовке заявок, активного участия в международных, федеральных и региональных инновационных программах и проектах;

3.6.2.6. Создания эффективной инновационной инфраструктуры внедрения и продвижения результатов научных исследований и инновационных технологий, разработанных учеными Курганского государственного университета;

3.6.2.7. Организации собственного мелкосерийного производства наукоёмкой продукции;

3.6.2.8. Расширения возможностей участия ученых университета в научных конференциях, конгрессах и т.п.;

3.6.2.9. Регулярного проведения, как минимум, 1 раз в год, крупных международных конференций с участием ведущих специалистов в соответствующих областях; регулярного проведения всероссийских, региональных конференций, семинаров и т.п. на базе дистанционных технологий;

3.6.2.10. Общего повышения статуса научно-исследовательской деятельности в вузе, формирования отношения к ней как к базовой для университета, обеспечивающей его бренд и успешность, обязательного вхождения руководителей научных направлений в Совет университета, увеличения доли докторов наук в управлении вузом и его подразделениями, повышения материальной обеспеченности кафедр, осуществляющих успешную подготовку научных кадров и т.д.;


3.6.2.11. Создания совета молодых ученых и включения его председателя в состав научного и ученого советов университета;

3.6.2.12. Создания Студенческого научного общества КГУ;

3.6.2.13. Создания системы именных стипендий и премий для молодых ученых за успехи в исследовательской деятельности за счет привлечения бизнес-структур и индивидуальных представителей бизнес-сообщества;

3.6.2.14. Реализации принципа обучения через проведение научных исследований на всех стадиях подготовки специалистов; создания научно-образовательных центров (НОЦ), позволяющих интегрировать научный и образовательный потенциал университета, академических научных организаций и инновационных структур с целью осуществления на базе НОЦ совместных исследований и разработок; привлекательность НОЦ заключается, в частности, в наличии Федеральных целевых программ (в настоящее время ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»), предполагающих их финансирование на конкурсной основе.

3.6.2.15. Решения важнейшей для университета задачи – организации нескольких диссертационных советов на базе КГУ, а также расширения участия в объединенных советах.


<< предыдущая страница   следующая страница >>