prosdo.ru   1 ... 2 3 4 5

3.7. Социальная деятельность
Социальная сторона жизни университета должна стать одной из основных зон ответственности руководства вуза. В университете должна быть выработана и проводиться внутренняя социальная политика. Формирование и реализация социальной политики должны осуществляться совместно администрацией, трудовым коллективом и коллективом учащихся. Университет является крупной корпорацией, которая обладает ресурсом для осуществления социальной защиты и оказания при необходимости социальной помощи сотрудникам и студентам. Потребность в этом обусловлена отсутствием эффективных систем такого рода в современном российском обществе. С целью надлежащего управления социальными аспектами жизни университета будет введена вместо должности проректора по воспитательной работе должность проректора по социальной работе со значительно большими сферой ответственности и полномочиями.

К числу основных целей социальной политики должны относиться:

3.7.1. Рост реальной заработной платы. Уровень медианной заработной платы должен стать ежегодным отчетным показателем университета и его основных подразделений. При этом должен последовательно сокращаться необоснованный разрыв между зарплатой высшего менеджмента университета и большинства сотрудников.

3.7.2. Всем работникам университета должны быть обеспечены достойные условия труда.

3.7.3. На приемлемый современный уровень должны быть выведены условия проживания в общежитиях.

3.7.4. Для сотрудников университета должна быть предусмотрена система льготной оплаты за различные услуги, предоставляемые университетом – от образовательных (включая обучение детей) до пользования бассейном и т.п.

3.7.5. Социальная политика университета должна конкретизироваться применительно к каждой категории трудящихся: преподавателям, учебно-вспомогательному, обслуживающему персоналу. Предметом особого внимания должны стать ветераны университета; должна быть усилена поддержка деятельности Совета ветеранов КГУ и Советов ветеранов факультетов.


3.7.6. В течение 5 лет должно быть в полном объеме восстановлено функционирование лагеря «Бараба» и начато восстановление лагеря «Елочка».

3.7.7. В университете должна быть разработана и осуществляться ясная, справедливая и гласная жилищная политика.

3.7.6. В свете необходимости реализации задач социальной политики руководство университета заинтересовано в значительном усилении деятельности профсоюзных организаций, в наглядных результатах их работы в интересах сотрудников и студентов. Администрация готова к широкому взаимодействию с профсоюзами.

3.7.7. Социальная политика университета должна осуществляться, прежде всего, через систему социальных программ (например, «Здоровье», «Досуг» и т.п.). На их обеспечение должны выделяться средства, размер которых определяется ежегодно. Объем средств должен ежегодно возрастать.

3.7.8. Самостоятельной составляющей социальной политики является работа со студенчеством. Работа со студентами включает в себя, в частности:

3.7.8.1. Обеспечение, совместно со студенческим профсоюзом, социальной защиты и социальной поддержки студентов, включая адресные программы помощи отдельным группам студентов (студенческим семьям, студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.д.), организацию психологической и юридической помощи, предоставление возможности использования на льготных условиях спортивных и досуговых сооружений КГУ и т.д.

3.7.8.2. Формирование системы студенческого самоуправления;

3.7.8.3. Предоставление студентам широкого поля возможностей личностной самореализации в различных формах деятельности.

3.7.8.4. Вовлечение студентов в соуправление жизнью университета, включая вопросы организации учебного процесса. При этом следует иметь в виду, что образовательный процесс включает в себя в качестве существенного компонента предоставление образовательных услуг7, по отношению к которым студент выступает как потребитель. Согласно современным представлениям о менеджменте качества под последним понимается способность удовлетворять потребности потребителя. Соответственно, студенчество должно выступать в роли организованного потребителя, играющего важную роль в повышении качества образования.


В целом работа со студентами, помимо социальной защиты, должна быть нацелена на обретение ими в течение времени пребывания в вузе тех социальных компетенций, которые не могут быть в достаточной степени сформированы реализацией конкретных образовательных стандартов, однако являются важными условиями успешной карьеры и жизнепостроения.
3.8. Развитие информационно-телекоммуникационной среды
Развитие информационно-телекоммуникационной среды представляет собой самостоятельную и чрезвычайно важную задачу. Наличие современной информационно-телекоммуникационной среды открывает кардинально новые возможности в образовательной, научной, управленческой и практически во всех иных существенных направлениях деятельности университета.

Развитие информационно-телекоммуникационной среды должно быть профессионально спланировано с учетом современного состояния и перспектив развития информационно-телекоммуникационной техники и программного обеспечения. План должен включать в себя, как минимум, следующее:

Организация высокоскоростных каналов Интернет для осуществления дистанционного обучения и видеоконференцсвязи.

Обеспечение на территории всех учебных, научно-исследовательских и административных помещений беспроводного доступа в Интернет.

Модернизация мультимедийных комплексов образовательной инфраструктуры.

Внедрение современного программного обеспечения для осуществления образовательной деятельности и научных исследований.

Актуализация и развитие электронных информационных ресурсов подразделений университета.
3.9. Международная деятельность

На сегодняшний день международная деятельность в университете, несмотря на существование международного отдела, фактически сведена к документационному обеспечению обучения студентов из Казахстана. Только в конце 2011 возобновлен договор о сотрудничестве между КГУ (кафедрой английского языка) и университетом им. Лоуренса (г. Эпплтон, США), единственный на сегодня, предусматривающий преподавательские и студенческие обмены и краткосрочные преподавательские стажировки. Международная деятельность отсутствует в каких-либо доступных преподавательскому составу документах внутреннего планирования и отчетности. Такое положение дел недопустимо для классического университета. Развитие международной деятельности КГУ надо начинать почти с нуля. Международная деятельность университета должна быть нацелена на то, чтобы взаимодействие с научными и образовательными учреждениями и организациями стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, стало обыденной практикой для всех специальностей, направлений подготовки и кафедр вуза. Только действуя в среде мирового научного и образовательного сообщества возможно добиться достойного классического университета масштаба и уровня научных исследований и качества образования.


Достижение этой цели невозможно в течение пятилетнего срока. Однако за этот период возможны значительные позитивные сдвиги. Они достижимы только при наличии конкретного комплексного плана развертывания международного сотрудничества. Разработка такого плана является самостоятельной сложной задачей, которая должна быть решена в сроки, позволяющие предусмотреть его финансирование уже в 2013 году.

К 2017 году в университете должна осуществляться систематическая деятельность по международному сотрудничеству, прежде всего, на основе долгосрочных договоров, предусматривающих академические обмены, совместные исследования и образовательные программы, научные конференции и семинары, в том числе на основе информационно-телекоммуникационных технологий и т.п., со странами ближнего и дальнего зарубежья во всех основных областях учебной и научной деятельности: гуманитарной, естественнонаучной, технической.




    1. 3.10. Имиджевая политика



Имидж Курганского государственного университета в силу полного отсутствия имиджевой политики и осознания ее важности, а также в силу ряда привходящих обстоятельств, на сегодняшний день значительно хуже, чем сам университет.

Имидж сегодня является важнейшим фактором привлечения абитуриентов, привлечения инвестиций, установления взаимодействия с лидерами образовательного и научного сообщества, с бизнес-средой. В университете должна быть сформирована комплексная имиджевая политика, направленная на его кардинальное улучшение.

Улучшение имиджа университета должно базироваться на

- пропаганде его лучших достижений в научной и образовательной областях;

- пропаганде ведущих научных школ, ученых, преподавателей;

- информировании внешней среды о проведении крупных научных конференций и иных формах участия КГУ в жизни научного и образовательного сообщества;

- активной деятельности вуза в среде internet.


Особое значение имеет открытость деятельности университета, возможность свободного доступа к части его учебно-методических материалов, просмотра, в т.ч. в on-line режиме, наиболее интересных событий жизни университета, отдельных учебных занятий, лекционных курсов и т.п.

Должны быть разработаны способы оценки эффективности имиджевой политики университета, позволяющие корректировать ее осуществление.

4. Этико-психологическая составляющая

деятельности университета
Всякая относительно автономная система, базирующаяся на деятельности большого числа людей, устойчива и успешна только в том случае, если в основе ее организации лежит сложившееся ядро адекватных ее задачам ценностей и норм. В полной мере это относится и к вузу.

Общая слабость управления, пренебрежение со стороны руководства несомненными для высшей школы ценностями и нормами, непонимание значимости морально-психологической атмосферы привели к серьезным проблемам ценностно-нормативного характера, с чем также в значительной мере связаны негативные тенденции в Курганском университете. Без восстановления системы ценностей и норм, атрибутивных высшей школе, возобновление прогрессивного развития университета невозможно.

Деятельность руководства университета должна быть нацелена, в частности, на укрепление ценностей науки и образования вообще, на формирование общеуниверситетского патриотизма, взаимного уважения друг друга представителями разных групп наук и специальностей, различных категорий работников, взаимоуважения преподавателей и студентов. Особую роль при этом должно играть возрождение уважения к личности преподавателя, т.к. именно его труд является системообразующим началом в высшем учебном заведении.

Работа по этико-психологическому оздоровлению университетской жизни сложна и должна быть целенаправленно выстроена. Она может включать в себя обращение к истории вузов, культивирование традиций, поддержание памяти о наиболее значительных событиях, выдающихся ученых и преподавателях, введение звания почетного профессора, организацию конкурсов на лучшего профессора года (доцента, ассистента), содержательно насыщенное оформление внутреннего пространства университета и массу других конкретных способов действий.


Именно формирование надлежащей системы ценностей и норм вузовской жизни может и должно стать основой устойчивого, независимого от случайных негативных флуктуаций, прогрессивного развития университета.



1 Университет входит в состав одного объединенного совета по педагогике, работающего на базе Челябинского госуниверситета.

2 Cм. также раздел 3.1. «Оптимизация системы управления»

3 Ближайшей непосредственной целью университета является успешное прохождение аккредитации в текущем году. Однако технология подготовки к аккредитации не может быть содержанием данного документа. Далее эта проблема не рассматривается.

4 Если иное не оговорено законодательством РФ.

5 Зарплата человека, находящегося в средине списка, т.е. 50% получают больше, а 50% меньше, чем он.

6 См. раздел 3.10.

7 Хотя и далеко не сводится к этому.



<< предыдущая страница