prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЛЕВЕРИДЖ


Величина прибыли как источника развития предприятия зависит от многих факторов. Изменение объема затрат предприятия может существенно повлиять на величину прибыли. Основными элементами себестоимости про­дукции являются переменные и постоянные расходы, при­чем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры затрат также может существенно повлиять на величину прибыли. Эта взаимосвязь постоянных и переменных расходов ха­рактеризуется категорией производственного левериджа (рычага). Действие этого рычага проявляется в том, что любое из­менение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия Валовая маржа

производственного = ---------------------------------- .

рычага (левериджа) Прибыль предприятия

Валовая маржа представляет собой разницу между вы­ручкой от реализации и переменными затратами пред­приятия. Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и прибылью. Показатель прибыли позволяет выделить и оценить вли­яние изменчивости производственного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы. Если доля постоянных расходов велика в себестоимости, то фирма имеет высокий уровень производственного левериджа. Для подобной фирмы даже незначительное изменение объемов производства реализации может привести к существенно­му изменению прибыли.

Постоянные затраты вызывают непропорционально более высокое изменение суммы прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его деятельности и других факторов. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме производственных затрат предприятия, тем в боль­шей степени изменяется сумма прибыли по отношению к темпам изменения объема производства (реализации) продукции.


Подобная непропорцио­нальная динамика прибыли, обусловленная изменением левериджа, означает производственный риск. Чем выше уровень производственного левериджа, тем выше произ­водственный риск предприятия.

Необходимость в формировании понятия производ­ственного левериджа, разработке методов его оценки воз­никла с появлением процесса формирования бюджетов крупных капиталовложений. Альтернативные проекты могут отличаться по структуре расходов, что предопреде­ляет необходимость расчета критического объема продаж (пороги прибыли). Очевидно, что производственный леверидж как характеристика технической и технологической сторон деятельности предприятия оказывает существенное влияние на структуру источников средств.

Рассмотренный общий принцип действия механизма производственного левериджа характеризует потенциаль­ную возможность влиять на прибыль путем изменения структуры затрат и объема выпуска (реализации) продук­ции.

В конкретных производственных условиях проявление механизма действия этого рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использова­ния для управления прибылью:


  1. Положительное воздействие операционного леве­риджа проявляется только после преодоления пред­приятием точки безубыточности (порог прибыли).

  2. Наибольшее положительное воздействие операци­онного левериджа достигается в зоне точки безубы­точности.

  1. Механизм операционного левериджа имеет и обрат­ную направленность: при снижении объема реали­зации продукции в усиленном режиме будет умень­шаться размер прибыли.

  2. Эффект операционного рычага действует постоянно только в коротком периоде, пока остаются неизмен­ными производственные постоянные затраты.


ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

Существуют ситуации, когда типовые методики управления финансами вряд ли применимы; в частности, это может быть в периоды инфляции. Инфляция - процесс повышения общего уровня цен в экономике, сопровождающийся снижением покупательной способности денег, или их обесценением. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая - в усилении товарного дефицита; первая характерна для рыночной, вторая – для централизованно планируемой экономики.


Инфляция негативна не сама по себе, а лишь в том случае, если ее темпы достаточно высоки. Гиперинфляция - инфляция, характеризующаяся исключительно высоким темпом прироста уровня цен. Перед финансовыми менеджерами и бухгалтерами всегда сто­ит вопрос: нужно ли учитывать влияние инфляции, и если да, то как? Ответ на него зависит от темпов инфляции: если они существенны на протяжении достаточно длительного периода, то ответ утвердителен. Можно выделить как минимум две причины, обусловливающие необходимость учета влияния инфляции в подобной си­туации. Во-первых, использование исторических цен (т.е. цен без учета влияния инфляции) влечет за собой занижение себестоимости продукции (в частности, из-за относительной незначительности ве­личины годовой амортизации) и, следовательно, появление инфляционной прибыли, увеличение налога на прибыль и эрозию собственного капитала. Во-вторых, ориентация на исторические цены приводит к искажению отчетных данных (имеется в виду, что эти данные в условиях инфляции не дают реального представления об имущественном и финансовом положении компании с позиции текущего состояния цен), что затрудняет принятие управленческих решений финансового характера.

Учет инфляции особенно важен для поставщиков финансовых ресурсов, т.е. инвесторов, кредиторов, банкиров. Поскольку количественно их интерес выражается в процентной ставке, именно варьируя ставкой, пытаются противодействовать негатив­ному влиянию инфляции. Осуществляется это путем использования номинальной процентной ставки, превышающей реальную процент­ную ставку, как минимум, на темп инфляции. Введение темпа инфляции в номинальную процентную ставку, что противодействует снижению совокупной покупательной способности предоставлен­ных клиенту финансовых ресурсов, известно как эффект Фишера.

В мировой учетно-аналитической практике известно несколько подходов к учету влияния инфляции; среди них: игнорировать в учете, делать пересчет по отношению к стабильной валюте, пере­оценивать объекты бухгалтерского учета в денежные единицы одинаковой покупательной способности, переоценивать объекты бухгалтерского учета в текущую стоимость и др. Два последних мето­да достаточно распространены.


В условиях инфляции финансовые решения имеют определённую специфику: усложняется планирование, возрастает потребность в дополнительных источниках финансирования, увеличиваются процентные ставки по кредитам и займам, снижается роль заемного капитала как источника финансирования деятельности компании, появляется необходимость тщательной диверсификации собственной инвестиционного портфеля, усложняется интерпретация отчетности потенциальных контрагентов, существенно возрастает значимость методов, стимулирующих ускорение оборачиваемости средств в расчетах.

Основным методом преодоления негативного влияния инфля­ции в отношении основных средств является их переоценка и расчет амортизационных отчислений исходя из восстановительной стоимости. В России такая переоценка делается по усмотрению предприятий с помощью индексов дефляторов или путем приглашения экс­пертов организаций, специализирующихся на переоценках. В усло­виях умеренной инфляции достаточно эффективен метод ускорен­ной амортизации.

Нормативными документами предусматриваются различные способы списания производственных запасов при их потреблении (метод ЛИФО, ФИФО, средних цен). ЛИФО – списание запасов на себестоимость по цене последних партий; ФИФО – списание на себестоимость запасов по ценам первых партий. Метод средних цен занимает промежуточное положение между ФИФО и ЛИФО. В условиях инфляции рекомендуется метод ЛИФО.

Противодействие негативному влиянию инфляции на дебиторскую задолженность осуществляется следующими методами: предоплата, оплата за наличный расчет, оплата с отсрочкой платежа.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Важную роль в планировании составляют различные прогнозы и ориентиры. Финансовый менеджер должен уметь прогнозировать объем реализации, себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям, потребность в источниках финансирования, величину денежных потоков и т. п. Более того, прогнозирование как один из методов управления не должно сводиться лишь к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение; оно понимается в более широком аспекте, в частности, и как метод выявления оптимальных вариантов действий. Окончательный вариант действий выбирается после рассмотрения и сравнительного анализа различных вариантов, в том числе и альтернативного характера.


На практике применяются различные методы прогнозирования: экспертных оценок, экстраполяции, ситуационного анализа, пропорциональных зависимостей, моделирования, коэффициентный.

Использование ситуационного анализа предполагает прогнозирование возможных исходов, в качестве которых могут выступать показатели прибыли, рентабельности, приведенной стоимости и др., и присвоение им вероятностей. Выбирается вариант, удовлетворяющий критерию (например, максимизации математического ожидания дохода).

Методы экспертных оценок применяются для определения некоторых прогнозов и планов на интуитивном уровне. Современная схема действия этих методов предусматривает многоступенчатый опрос экспертов по заранее разработанным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Эти методы применяются не только для прогнозирования, но и в аналитической работе. Методы временных и пространственно-временных совокупностей различаются между собой по сложности используемых алгоритмов имеющихся в наличии исходных данных.

Чаще всего в практической деятельности менеджера имеется временной ряд, т. е. данные о динамике показателя, который служит основанием для прогноза. Это можно сделать с помощью простого динамического анализа, установив, что прогнозируемый показатель (Y) изменится прямо (обратно) пропорционально с течением времени. Для определения прогнозного значения показателя (Y) строится зависимость типа:

Y=a + bt,

где t — порядковый номер периода.

Параметры уравнения регрессии (а, b) находятся, как правило, методом наименьших квадратов. Для расчета требуемого прогноза следует подставить в формулу значение t. Если по некоторым прогнозам статистические данные у показателей отсутствуют или доказано, что он определяется влиянием некоторых факторов, то в этом случае применяется многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай. Тогда в результате качественного анализа выделяется набор факторов X1 ...Хк, влияющих, по мнению аналитика, на изменение прогнозируемого показателя Y и строится линейная регрессионная зависимость типа:


Y = A0+A1Х1+…+…АкХк ,

где Аi – коэффициенты регрессии, i = 1,…k.

С помощью этой модели производится прогнозирование в условиях наличия пространственной совокупности.

В наиболее сложных ситуациях используется метод построения дерева решений - например, при составлении бюджета капиталовложений, анализе на рынке ценных бумаг.

Широко применяется прогнозирование на основе установления пропорциональных зависимостей между показателями и прежде всего - метод процента от продаж. Он предполагает, что ресурсы предприятия используются полностью и для обеспечения планируемого увеличения объема продаж необходимо в той же мере увеличить текущие затраты, активы и обязательства. Для этого их оценивают в виде процента от продаж отчетного года и умножают на планируемые продажи для получения прогнозных величин статей баланса. Долгосрочные обязательства и оплаченный акционерный капитал переносятся из отчетного баланса. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом чистой рентабельности продаж (в процентах от планового объема продаж) и коэффициента выплаты дивидендов.

В результате расчетов выясняется потребность в дополнительном внешнем финансировании как разность между планируемыми суммами активов и пассивов.

РИСК И ДОХОДНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Принятие решений экономического характера может осуществляться в одной из четырех ситуаций: в условиях определенности, риска, неопределенности и конфликта. В отношении операций с финансовыми активами можно ут­верждать, что они являются, безусловно, рисковыми. Смысл рисковости в данном случае состоит в том, что инвестор, вкладывая свой капитал в некоторые ценные бумаги, обязан отдавать себе отчет в том, что, вероятность неполу­чения дохода тем выше, чем менее защищена с позиции долгосроч­ной перспективы платежеспособность и финансовая устойчивость эмитента.


Риск и доходность находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше обещаемая бумагой доходность, тем выше риск ее неполучения. Поскольку все цен­ные бумаги, за исключением государственных долгосрочных обли­гаций, рассматриваются как рисковые, инвестор, вступая в игру, платит за возможность участия в ней определенную цену, равную величине возможных потерь в случае, если его ожидания не сбудутся.

Рисковость той или иной ценной бумаги зависит от многих факторов: общего состояния экономики данной страны, финансовой солидности и известности эмитента, вида бизнеса, в который вложены основные ресурсы эмитента, результатов его текущей дея­тельности, его инвестиционной политики, дивидендной политики, структуры источников финансирования, потребности в дополни­тельных источниках и др. Поэтому очевидно, что на рынке обраща­ются ценные бумаги различной доходности и степени риска.

Основными индикаторами на рынке ценных бумаг, используе­мыми инвесторами, являются: средняя рыночная доходность др, безрисковая доходность дбр, под которой понимают доходность государственных ценных бумаг, ожидаемая доходность ценной бумаги до, целесообразность операции которой анализируется, и коэффициент Д, характеризующий предельный вклад данной акции в риск рыночного портфеля. Разность р — дбр) представляет собой рыноч­ную премию за риск; разность о - дбр) - ожидаемая премия за риск вложения в данную ценную бумагу; два этих показателя связаны прямо пропорциональной зависимостью через β-коэффициент: о - дбр) = β • (др - дбр). Данная модель носит название модели оценки финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, САРМ) и применя­ется, в частности, для прогнозирования доходности любой ценной бумаги, обращающейся на рынке. Как известно, на основе прогнозной доходности и данных об ожидаемых доходах, генерируемых не­которой ценной бумагой, можно рассчитать ее теоретическую стоимость; поэтому модель САРМ часто называют моделью ценообразования на рынке финансовых активов. Каждая ценная бумага имеет свой бета-коэффициент (β), ха­рактеризующий ее рисковость. Этот показатель является мерой ры­ночного риска акции, показывая изменчивость доходности акции по отношению к доходности на рынке в среднем (т.е. к доходности среднерыночного портфеля). Поскольку в среднем по рынку β=1, ценные бумаги, имеющие β=1, β<1 и β>1, характеризуются соот­ветственно как имеющие среднюю степень риска, менее рисковые и более рисковые; рост β в динамике означает увеличение риска дан­ной ценной бумаги. Бета-коэффициенты регулярно рассчитываются по статистическим данным о доходности ценных бумаг и публику­ются в финансовой прессе. Для произвольного портфеля ценных бумаг, структура которого в точности равна структуре рыночного портфеля, β = 1. Бета портфеля представляет собой взвешенное сред­нее значений β-коэффициентов включенных в портфель активов.




следующая страница >>