prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что рынок труда г.Москвы специфичен, поэтому направление профессиональной адаптации работника к новой выбранной деятельности объективно затруднено в плане освоения и разработки технологий, адаптирующих человека к конкретному рабочему месту и новому коллективу. Однако это не снижает актуальности мер по профадаптации, поскольку, как показывает опыт, с безработным человеком необходимо работать и в направлении адаптации его к жестким условиям рынка труда, к невостребованности его в старом профессиональном качестве, к часто болезненному осознанию себя безработным и т.д.

Опыт исследований в этой области показывает, что безработный человек крайне нуждается в практических технологиях, облегчающих привыкание, приспособление к новым условиям труда (или к их отсутствию), то есть – в мерах профессиональной адаптации, повышающей степень его информированности о “правилах игры” в безработицу, о существующих практических технологиях поиска работы, а также в снижении эмоциональной напряженности и обретении устойчивости эмоциональной сферы.

ЖИЗНЕННЫЕ КРИЗИСЫ ЧЕЛОВЕКА.

Проблема личностно-социальной дезадаптации, с которой сталкивается любой человек в кризисные для себя периоды жизни, состоит в расхождении между требованиями общества к гибко-адаптивным формам поведения человека в быстро меняющихся социальных условиях и недостаточной теоретической и практической разработанностью соответствующих методологических и технических приемов и средств для формирования у него индивидуально-личностных качеств, способных повысить его профессиональную самодостаточность и конкурентоспособность.

Кроме того, профессиональные кризисы человека очень тесно связаны с возрастным психическим развитием человека, которое всегда характеризуется особой сензитивностью или чувствительностью к внешним воздействиям. Это порождает соответствующее инициативное поведение личности или мотивацию. Для возрастного развития характерны кризисные и переходные периоды, в которые личность не должна прекращать своей созидательной работы, так как из актуально существующих противоречий весьма реально возникновение новых продуктивных тенденций личностного и профессионального развития.


Состояния человека в критические периоды жизни, описанные разными авторами в разное время как эмоциональные состояния, как состояния тревоги, как состояния напряженности, как стресс и т.д., тесно связаны с самооценочными процессами и связаны с ситуациями “самооценочной дезадаптации”.

Ситуации самооценочной дезадаптации характеризуются тремя основными особенностями:


  1. резким изменением социального пространства вокруг человека;

  2. резким изменением коммуникативной и оценочной среды;

  3. невозможностью (на основе неумения или нежелания) каким-либо образом выйти из ситуации и необходимостью строить социальное взаимодействие с окружающими.

Известно, что проблемы профессиональной адаптации человека тесно переплетены с главными жизненными кризисами человека, из которых особенно актуальны следующие:

1. Кризис возраста взрослости “Близкие отношения или изоляция”.

В этот возрастной период происходит поиск близости с человеком, с которым предстоит вместе пройти цикл “работа - рождение детей - отдых” для обеспечения детям надлежащего развития. Складывается новое качество: групповое объединение и любовь. Отсутствие подобного опыта влечет за собой изоляцию и замыкание человека на самом себе, что существенно затрудняет адаптивные процессы вступления безработного человека в новую должность при трудоустройстве.

2. Кризис сороколетнего возраста - “Генеративность или застой”.

В этот период актуально развитие чувства сохранения рода (генеративность или производительность), когда возникает интерес к “следующему поколению и его воспитанию”. Высокая продуктивность и созидательность в самых разных областях делает возможным гибкое вхождение безработного человека в процесс привыкания на новом рабочем месте.

Для этого кризисного этапа свойственны следующие аспекты:
  • мудрость как новая форма интеллекта.;


  • социализация вместо сексуализации;

  • сохранение эмоциональной гибкости;

  • поиск новых форм поведения вместо психической ригидности.

Если естественный ход развития кризиса блокируется, человек перестает относиться адекватно к возникающим противоречиям и не осознает их в достаточной мере. Это также существенно затрудняет процессы трудоустройства и профадаптации.

3. Кризис старения - “Целостность личности или отчаяние”.

Завершение жизненного пути характеризуется рефлексией его результатов. Целостность возникает как результат подведения жизненных итогов и невозможность что-либо изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он переживает состояние страха перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново. В этот кризисный период актуально чувство полноценности или неполноценности. Поэтому отождествление безработным человеком себя только со своей профессиональной ролью, особенно если она была успешной и удовлетворяла основные его потребности, усиливает кризис потери работы и обостряет ощущение собственной ненужности обществу и потерянности в жизни.

Для осознания событий прошлого обязательны следующие моменты: переоценка собственного “Я” помимо привычной профессиональной роли, которая у многих остается главной, а также осознавание факта старения тела и ухудшения здоровья с одновременной выработкой “равнодушия” как эмоционального состояния. Исчезновение озабоченности и принятие мысли о смерти также актуальны в период этого жизненного кризиса, однако к процессам профессиональной адаптации прямого отношения имеют только с точки зрения психологической целостности личности.

Из вышесказанного следует, что основные период дезадаптации зрелости, в которые возможны угнетающее несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, потеря чувства нового, отставание от жизни и снижение уровня профессионализма, пониженная самооценка, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей и т.д. - это периоды 28-34 года, 40-45 лет, 50-55лет и после 75. Это годы возможных разочарований, расхождений между уровнем профессиональных притязаний и реальным социальным статусом.


Но вместе с тем – это периоды, в которые возможны и “кризисы взлета”, творчества, индивидуальности и самобытности. Ведь для личного развития всегда имеются безграничные возможности, такие как:


  • совершенствование интеллекта в целом и системы понятий;

  • формирование новых специальных способностей;

  • переход целостной личности на новые уровни развития;

  • возрастание гибкости мышления;

  • овладение новыми гранями профессионализма;

  • вступление человека в новые социальные отношения.

Иными словами, иметь противоречия – это нормально. Важно лишь научиться их продуктивно решать. Рефлексия приобретений и потерь возможна в любом возрасте.

Возможными путями выхода из такого кризиса могут быть:

  • заполнение информационного вакуума знаниями о сути и закономерностях происходящих изменений и рациональных путях выхода из сложившейся стрессовой ситуации;

  • снижение уровня тревожности и эмоциональной напряженности;

  • соотнесение личностных запросов с реальными возможностями личности;

  • рефлексия собственных требований к окружающему миру;

  • повышение компетентности в вопросах социальных отношений;

  • освоение навыков саморегуляции и т.д.

Поэтому для успешного преодоления кризиса трудоустройства, совпавшего с кризисом жизни, в целях включения механизмов адаптации обязательно должна быть проведена работа по актуализации самооценки. И только после того, как дезадаптант решил для себя эту болезненную задачу, возможна профессиональная адаптация в новом рабочем коллективе, поскольку именно самооценка является основным фактором, определяющим скорость и эффективность процессов приспособления человека к изменившимся условиям внешней среды.

Вполне естественно, что такой процесс будет обязательно порождать непривычные нервные напряжения, поэтому одним из обязательных условий успешной профессиональной адаптации человека, переживающего кризисный период стрессовой ситуации вступления в должность при трудоустройстве, является приобретение им практических навыков саморегуляции и ауторелаксации.


Важно помнить, что возрастное развитие – это вероятностный, алгоритмически не управляемый процесс. Работает, живет, болеет, стареет не индивид, а личность, влияющая на все проявления своего возрастного и профессионального развития. Именно поэтому каждому работающему, а особенно безработному человеку желательно знать о профессиональных и личностных качествах, необходимых для отдельных возрастов, чтобы вовремя скорректировать свое развитие, своевременно направить его в нужное русло, повысив тем самым свою конкурентоспособность на рынке труда. Важно также осознавать профессиональные задачи того возраста, в котором он находится, а также задачи профессионального развития предстоящего возраста, чтобы заблаговременно подготовиться к повседневному восхождению к профессионализму и творчеству.

В целом направление профессиональной адаптации, как организующий принцип, представляет собой комплексную, многоуровневую, многоэтапную и динамическую систему взаимосвязанных действий, направленных на приспособление человека, как целостной структуры, к новым для него условиям труда (включает в себя профилактику и коррекцию дезадаптивных состояний).

 

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.

Известно, что термин адаптация (лат. adapto – приспособляю) чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В целом же адаптация проявляется в возникновении приспособительных форм поведения при переменах обстановки. Основой этого приспособления служат изменения, возникающие на всех уровнях – физиологическом, социально-ролевом, психологическом и производственном. Отсюда берут начало четыре направления лекционной и тренинговой работы, направленные на возникновение приспособительных реакций в целях достижения желаемого прогресса.

Уровень физической адаптации.

“ Как бы различны не были отдельные виды полезного труда, или производительной деятельности, с физиологической стороны это – функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д.” К.Маркс, Ф.Энгельс Соч.Т.23 – С.81.


Физическая адаптация (человек адаптируется как организм) – это процесс приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к изменяющимся условиям внешней среды.

Тем самым это - процесс приспособления психо-биологических свойств работника (темперамент, половые и возрастные характеристики) на уровне его организмических реакций к реально существующим условиям профессионального труда, получение физического навыка деятельности в выбранной профессии, в результате чего становится возможным снижение утомляемости, приспособление к физическим нагрузкам и средовым воздействиям на новом рабочем месте и т.д.

Важным условием физической адаптации является время как гарант возникновения приспособительных изменений на молекулярном, клеточном, органном и системном уровнях с целью долговременной перестройки структуры и функции клеток, органов, тканей и систем, участвующих в данных приспособительных реакциях. Общим и необходимым звеном таких приспособительных реакций организма, приводящих к развитию адаптации, является усиление синтеза нуклеиновых кислот и специфических белков, вызывающих долговременную перестройку структуры и функций клеток, органов, тканей и систем, участвующих в этих приспособительных реакций.

В процессе физической адаптации происходит понижение чувствительности рецепторов к постоянно действующему адекватному раздражителю.

Приспособление условнорефлекторной деятельности к вновь возникшим условиям труда является удовлетворением биологической природы человека, что создает оптимальные условия для его профессиональной деятельности, способствует повышению производительности труда и эффективности работы адаптируемого человека на новом рабочем месте.

Анализаторы ощущений.

Ощущениями называются процессы отражения отдельных свойств предметов реального мира, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются первичной формой познания. На основе этих элементарных психических процессов строятся более сложные: восприятия, представления, память, мышление и др. Для их возникновения необходим объект, действующий на анализаторы (или воспринимающие аппараты). И.П.Павлов описал три отдела анализаторов:


1 – рецепторы (органы чувств), в которых расположены периферические веточки чувствительного нерва (зрительного, слухового, обонятельного и т.д.);

2 – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру;

3 – центральная часть анализатора – соответствующие участки головного мозга, в которых факт реального раздражения перерабатывается в психический процесс – ощущения.

В анализаторах различают:


  • экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира (зрительный, слуховой, обонятельный);

  • интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию (голод, жажда, равновесие, движение, состояние внутренних органов и т.д.)

Органом зрительных ощущений, к которым относятся свет и цвет, является глаз - основной источник информации для зрительного анализатора. От него поступает 80% информации из внешнего мира. Ощущаемые им цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) и ахроматические (белый, черный, серый). Цветовой фон, содержащий около 150 переходов, зависит от длины действующей на глаз световой волны.

Слуховой анализатор дифференцирует слуховые ощущения, которые делятся на музыкальные и шумовые. Сами звуки бывают простыми и сложными, состоящими из нескольких тонов: один из тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой – сопутствующим (обертон), определяющим своеобразие (тембр) звука. Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы – в результате нерегулярных колебаний.

Возможны случаи возбуждения слуховых ощущений зрительными и наоборот. Такой синтез индуцируемых ощущений разных анализаторов называется синестезией. Природная синестезия встречается у 12% людей, а феномен “цветного слуха”, при котором звуковое ощущение (шум, тон, аккорд) вызывает зрительный образ, световое или цветовое представление, – у 4% людей.


Огромное значение в процессах физической адаптации имеет развитие кинестетического или двигательного анализатора. Кинестетические ощущения вызываются раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях, а также при перемещении тела в пространстве, что обеспечивает организм необходимой информацией для осуществления координированных и сложных движений.

К кожным ощущениям относятся осязательные, или тактильные (ощущения прикосновения, шероховатости или гладкости), и температурные ощущения. Рецепторы кожных ощущений расположены в коже и в наружных слизистых оболочках.

Органом вкусовых ощущений (ощущений сладкого, горького, кислого, соленого) является поверхность языка и мягкая часть неба.

Обонятельные ощущения у человека тесно связаны со вкусовыми и в связи с высокоразвитыми зрением и слухом, как правило, подавлены.

Приспособление органов ощущений к длительно действующим на них раздражителям называется физической адаптацией. Субъективно адаптация проявляется в привыкании к действию постоянного раздражителя. Это общее свойство всех сенсорных систем.

Положительной адаптацией называется увеличение чувствительности при слабом действии сильных раздражителей. Хуже всего человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.

Физическая адаптация бывает:


  • общей, или глобальной (проявляется в снижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности всей сенсорной системы), например, человек не замечает непрерывного давления на кожу привычной одежды;

  • локальная, или селективная (сводится к снижению чувствительности не всей сенсорной системы, а какой-либо ее части, подвергнутой длительному действию стимула).

Адаптационные процессы начинаются на уровне рецепторов, охватывая и все нейронные уровни сенсорной системы. По скорости данного процесса все рецепторы делятся на:


  • быстро адаптирующиеся, которые после развития адаптации практически вообще не сообщают в мозг о длящемся раздражении;

  • медленно адаптирующиеся, от которых информация о длящемся раздражении передается в мозг, хотя и в значительно ослабленном виде.

Когда действие постоянного раздражителя прекращается, абсолютная чувствительность сенсорной системы восстанавливается.

Регуляция свойств сенсорной системы осуществляется за счет нисходящего влияния на ее более низкие отделы со стороны более высоких. При длительном стрессововм воздействии происходит как бы перенастройка свойств нейронов на оптимальное восприятие внешних сигналов в изменившихся условиях, что приводит к снижению чувствительности и носит тормозной характер. Одним из важнейших свойств, имеющих огромное значение для процесса физической адаптации, является тип высшей нервной деятельности человека или темперамент.




следующая страница >>