prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Профессиональная речь юриста. Вопросы к зачёту.



  1. Предмет и система риторики.

Риторика появилась в Древней Греции в пятом веке до нашей эры, сложилась в систему в 3-2 веках и получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме в период поздней Республики. В основу риторики положены достижения психологии, лингвистики, этики, педагогики. Первоначально под риторикой понималось красноречие - ораторское искусство. Риторика возникла из практики общественно-политического красноречия и судебных речей. Соответственно она появилась как умение хорошо говорить и как искусство убеждения.

Направление риторики - логическое (Аристотель). Он считал хорошей речью убедительно-логическую речь, ту, которая способа завоевывать признание (вызывать согласие, сочувствие, симпатию) и заставлять слушателя действовать определенным образом.

Второе направление - литературное (Исократ). Хорошей речью является красивая, богатая речь, построенная по законам эстетики).

После падения демократических форм правления в Греции и Риме снижается роль политического красноречия и большее внимание уделяется торжественным, церемониальным речам.

В период средних веков такое положение сохраняется. Риторику рассматривают как искусство устроения письменной и устной речи, поскольку она была ориентирована на составление писем и проповедей. Гомилетика - наука о составлении проповедей. Она использует арсенал риторики, отграничиваясь от нее и объявляя еретической.

В период Возрождения риторики воспринимались как элемент высокой культуры, как неотъемлемая часть знания, распространила влияние на литературу.

17-19 век - риторика есть искусство аргументации письменной речи, поскольку значение ораторской речи сократилось, а роль письменной литературы возрастает. Преобладают декоративно-эстетские формы риторики, отрыв от речевой практики, которая становится бесцельной.

20 век - неориторика. Основа - законы логики, теория аргументации. Это теория практического дискурса.


Риторика - научная дисциплина, которая изучает закономерности возникновения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Система риторики - общая, изучающая универсальные принципы и правила, построение хорошей речи, вне зависимости от сферы речевой коммуникации. Здесь - учение об ораторе, аргументации, риторическом каноне.

Частное - система правил построения речи применительно к отдельным видам человеческой деятельности. Это общественно-политическая, социально-бытовая, научная, богословская, судебное красноречие.

Выделяют также теоретическую риторику и прикладную (оратория).


  1. Основные категории риторики (риторический канон).

Риторический канон - система правил, которые определяют выбор темы выступления, его последовательность и способы изложения. Разработал Аристотель, состоит из частей:

- инвенция - нахождение или избрание материала речи, либо текста. Представляет собой систему правил, которые связаны с выборов темы выступления, способами ее раскрытия, доводами, аргументами в пользу тезиса.

В юридической речи тема выступления всегда заранее определена, поскольку она связана с материалами конкретного дела, ограничена предметом и пределами доказывания. Риторики рекомендуют выбрать спорный основной пункт, вокруг которого строить свою речь. Он проверяется при помощи статусов определения, квалификации и установления. К способами раскрытия темы относится, как будет тема подаваться в аудитории (описательно или проблемно, эмоционально или логически и т.д.).

Это модусы убедительности - этос, пафос, логос.

Этос - убеждение на основе обращения к моральным принципам. Поскольку все моральные принципы заранее известны оратору, остается лишь выбрать те принципы, которые близки к конкретной аудитории, и на их основе строить свою речь.

Пафос - возбуждение страстей, на базе которого строится убеждение.

Логос - апелляция к рассудку.


Диспозиция - учение о расположении частей речи. В учении о диспозиции лежит учение о композиции. По Цицерону - обращение к суду, изложение обстоятельств дела с позиции (фабулы), перечисление всех доказательств по делу, повторение самых сильных аргументов, выводы по делу.

Элокуция - словесное выражение, либо дикция. Эта часть связана с лингвистикой, рассматривает организацию языкового материала, вплоть до подбора слов.

Словесное выражение должно соответствовать определенным критериям (правильности речи, изящности, уместности).

Мемория – запоминание

Акцио - произношение речи.


  1. Понятие юридической риторики и её место в системе юридических знаний.

Ораторское искусство вообще понимается как комплекс знаний и умений по подготовке и произнесению публичной речи, умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения, умение доказывать и опровергать, убеждать, это речевое мастерство.

Судебное красноречие, основное назначение которого – установление (формальной?) истины по делу, имеет свою специфику. Она обусловлена нормами права (прежде всего, процессуальными), предполагает оценочно-правовой характер речи.

Судебное ораторское искусство – комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями процессуального закона, умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, умение воздействовать на сознание людей.

Юридическая речь - система требований, предъявляемых к профессиональным участникам судопроизводства - лицам, на которых возложены обязанности публично обосновать сущность и значение заявленных требований. (в УПЦ - прокурор, представители потерпевшего и обвиняемого, в ГПЦ - представители истцов-ответчиков, судья - там, где дела слушаются присяжными)

Юридическая речь возможна только в рамках процессуальной формы - условий, формирующих процесс, определяющих положение участников судопроизводства, порядок действий, цель судопроизводства и т.д. Форма определяет юридическую речь.


Место в системе знаний – судебное ораторское искусство можно рассматривать как прикладную науку (наряду с криминалистикой, судебной психологией, медициной и т.п.). На нее оказывают влияние нормы материального права и процесса (например, в Средние Века ораторское искусство было совершенно иным в том числе и поэтому – нужно было тщательно фиксировать вопросы, реакцию на них обвиняемого, а не произносить выразительные речи, уличающие его, например, в колдовстве, поскольку обвинение находилось в более выгодном положении исходя из существовавших на тот момент норм. Поскольку обвиняемый никогда, как правило, не являлся профессионалом, это почти всегда срабатывало)

Здесь также можно сказать о влиянии ТГП, других наук гуманитарного плана (философии, истории, этики и т.п.)


  1. Ораторское искусство в Древней Греции.

Юридическая речь возникает в рамках древнегреческой системы судопроизводства, когда в процесс допускались лица, способные обосновать фактическую и юридическую сущность спора. Выступления их не носили узконаправленного характера, были общими, пространными, были ориентированы на публику, а не на суд. В более поздний период (расцвет афинской демократии) - появляется особый класс юрисконсультов, которые оказывали профессиональную помощь гражданину по судебному делу. Это логографы, синегоры, прагматики.

Логограф - пишущий оратор. Это составитель речи, который писал речь, формировал доказательства по делу, указывал на судебную инстанцию, где дело должно рассматриваться, желаемые наказания. Эта деятельность оплачивалась. Самый известный - Лисий (многие речи опубликованы, некоторые ему приписываются). Функции обвинения и защиты не разделялись.

Синегор - говорящий оратор. Это лицо, искушенное в ораторском искусстве, произносящее речь в защиту клиента. (как правило, написанную логографом) Здесь оценивалось качество устного выступления.

Прагматик - практикующий оратор. Юрисконсульт, сопровождавший синегора и клиента в суд, консультировавший их по различным тонкостям процесса.


Потребность афинского общества в судебных ораторах привела к возникновению целого социального направления - софистика. Софисты - за плату обучали красноречию.

Структура речи, как правило, включала в себя вступление, рассказ о событиях – с целью заставить судей поверить в правдивость, здесь использовались художественные элементы речи, далее – доказательство, эпилог.

Софистское направление представлял Горгий. Они считали, что истина относительна, следовательно, цель ораторского искусства не выяснение истины (что невозможно). Цель – заставить слушателей поверить в любое положение. Считали, что любое положение можно доказать и опровергнуть. Речи Горгия славились выразительными средствами (горгиевы фигуры – симметричные фразы с рифмой в конце). Слово – средство достижения власти над людьми.

Исократ – писал тексты судебных речей, обучал искусству, сам выступал мало. Считал, что нельзя смешивать риторику с софистикой. Оратор должен быть образованным, талантливым. Необходимо выбирать слова, тщательно готовить речь. Периодическая речь – делится на большие периоды. Разработал композицию выступления – введение, убеждение в своих доводах, опровержение чужих, заключение.

Демосфен - главное – работа над навыками оратора. Огромное значение придавал форме выступления, доводя слушателей до неистовства.


  1. Ораторское искусство в Древнем Риме.

В Древнем Риме разделяются функции обвинения и защиты. Ораторское искусство переживает расцвет в период поздних лет Республики (хотя и позднее появляются образцы искусства – апологии – речи в защиту христианства)

Развитию римского судебного искусства способствовало влияние греческой культуры.

На процессе мог выступить любой свободный гражданин Рима.

Марк Порций Катон Старший – историк, полководец и государственный деятель – родоначальник латинского красноречия. В речи всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки, говорил эмоционально, используя жестикуляцию. Основные качества речей – точность, краткость, изящество стиля. И да – Карфаген должен быть разрушен 


Гальба – умел собирать и располагать в речи доказательства, произносил защитительные речи.

Разрабатывается теория судебной речи на базе греческого наследия. Делилась на вступление, изложение обстоятельств дела, доводов в пользу тезиса, опровержения тезиса противника, заключения. Начало речи – скромное, все самые действенные приемы – заключение.

Также стоит отметить Марка Антония, Марка Лициния Ркасса, Квинта Гортензия Гортала – ввел приемы разделения, где перечислял, о чем будет говорит, заключения – напоминал доводы.

Марк Туллий Цицерон – лучший из римских ораторов. Воспринял греческую диалектику, изучал римское право. На первый план выдвигал труд, работу над голосом. Считал важным познание наук – логики, дабы правило выстроить речь, этики – выбор приема для слушателей, философии, истории, литературы – для яркости, интересности речи.

Наиболее важное условие успеха – убежденность оратора, стремление убедить суд.
Сформулировал ряд теоретических положений, новую композицию материала – вступление (с целью подготовить слушателей) – план выступления (основные доводы) – изложение события преступления – доказательства – повторение решающих доводов – подведение итогов.

Придавал особое значение форме речи. Был признан римлянами «царем адвокатуры»

Марк Фабий Квинтилиан - учитель красноречия. Формирует научные основы риторики, в т.ч. судебной (требования к оратору, как его обучить и воспитать).


  1. Развитие юридической речи в период Средневековья и Возрождения.

Средневековье - меняется процессуальная форма. Судопроизводство делится на светское и церковное. В светском судопроизводстве - законодательство требует специальных знаний как норм материального права, так и процесса. Уголовный и гражданский процесс дифференцируются из единого процессуального права. Гражданские правоотношения становятся разветвленными, появляются торговые, земельные, налоговые правоотношения, которые требуют специальных знаний. Появляется фигура консультанта, который мог составлять юридически значимые документы и выступать в судах. Обвинительная власть в светском судопроизводстве была представлена самими судьями, и преимущество обвинения состояло в том, что вопросы подсудимому формировались и задавались исключительно судьей. Адвокаты могли обращаться к потерпевшему и свидетелю. (инквизиционный процесс, характерен сращиванием обвинения и суда).


В период СВ появляется адвокатура (иерархическое подчинение, цеховая организация).

В церковных судах - развитие письменной речи в ущерб устной. Особое внимание уделяется развернутому предложению, его религиозной сущности, дословному описанию ответов подсудимых.

Ренессанс - появляется новый элемент в системе судопроизводства - суд присяжных. Первые суды присяжных - в Англии в XVI веке. (коронный судья выезжает в место совершения преступления, из числа местных жителей формирует коллегию присяжных. адвокаты должны были убедить присяжных в невиновности подзащитного => меняется юридическая речь, развивается лишь в отношении логики аргументов и искусства убеждения, юридическая сущность спора отходит на второй план).

Особо стоит отметить французских судебных ораторов. В процессе развития французского права на всей территории Франции стали применяться нормы рецепированного римского права, и это не могло не сказаться на росте мастерства судебных ораторов. Появляются сочинения, посвященные теории красноречия – Луазель «Диалог об ораторах», целая плеяда мастеров судебного слова, сравнимая разве что с дореволюционной адвокатурой Российской Империи – Леместр, Патрю, де Саси и др. Речи отличаются изяществом формы, ясностью изложения. В них нет противоречий, длинных и тяжелых фраз.


  1. Особенности русского судебного красноречия.

О развитии русского судебного красноречия можно говорить начиная с 1864 года, когда была проведена судебная реформа, принят Устав уголовного судопроизводства.

До этого – розыскной процесс, до 1722 – производство ведется в рамках Разбойного и Преображенского приказов, его исход зависит, как правило, не от применения средств судебного красноречия, а от положения человека в обществе, отношения к нему приказных чиновников, наличия/отсутствия подношений и т.п. Допускались ходатаи, которые, опираясь на общее образование, обосновывали претензии сторон.

1722 – учреждение прокуратуры. Прокуроры получают право поддерживать государственное обвинение и давать заключения по сущности обвинения.


1802 – система коллегий заменяется системой министерств, появляется МинЮст, в составе которого – чиновники особых поручений, занимающиеся расследованием.

1864 – «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашались и реализовывались принципы гласности, состязательности суда, процессуального равноправия сторон, всесословности суда. Судебная реформа дала институт мировых судей (основная идея - примирение сторон, судья убеждает стороны закончить дело мировым соглашением). Вводился суд присяжных, появляется адвокатура (институт присяжных поверенных). Появляется целая плеяда адвокатов, которые определили ее образ. (французская адвокатура - выразительность, немецкая - точность, русская ближе к Франции).

Среди них следует назвать Анатолия Кони, Владимира Спасовича, Николая Карабчевского, Федора Плевако и еще ряд других ораторов (Урусов, Арсеньев, Бобрищев-Пушкин, Пржевальский и др.)
Они различались по своему стилю – Плевако отличался выразительностью речи, Кони, Спасович, Карабчевский – разбором обстоятельств дела, анализом доказательств, логикой рассуждений, психологическим анализом действий подсудимого.

Адвокаты того времени отличались правовой и общей эрудицией, богатством мыслей, тщательным анализом доказательств, широкой образованностью. «Судите ближнего как самого себя. Не делайте различия между эллином и иудеем» - Карабчевский на деле Менахема Бейлиса (кровавый навет на евреев) – уже одна эта фраза подтверждает, насколько хорошо дореволюционные адвокаты владели словом.

Очень многие из них занимались литературным творчеством. Анатолий Кони – автор очерков о русских писателях и поэтах, Владимир Спасович – статьи по истории русской и мировой литературы.

Адвокаты отличались также гражданской позицией, раскрывая в своих речах противоречия общественного строя – Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, Александров по делу Засулич, Карабчевский – Сазонов, Гершуни и тот же Бейлис.

1910 г. - первый учебник судебного красноречия прикладного характера. Автор - П.С.Пороховщиков (П.Сергеич) "Искусство речи на суде"




следующая страница >>