prosdo.ru 1
Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций


  • 1.Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций.

  • 2.Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности

Психология катастроф

  • Прикладная отрасль психологии

  • Предмет:

Изучает:

  • эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях

  • психогенные реакции катастроф

  • психологические аспекты терроризма

  • методы регуляции и саморегуляции психических состояний

Психологический аспект ЧС определяется комбинацией пяти критериев

  • возникновение неблагоприятной ситуации, которая вызывает дистресс у людей и в сообществе в целом;

  • причинная обусловленность материальных разрушений, которые существенно меняют среду обитания человека;

  • огромное количество жертв, погибших, травмированных, бездомных, с тяжелыми физическими травмами и психологическими страданиями;

  • ошеломляющее разрушение местных средств, предназначенных для спасения и защиты;

  • приостановка процесса оказания услуг, обычно обеспечиваемого сообществом (обеспечение жильем; производство, распределение и потребление энергии, воды, пищи; медицинские услуги; транспортировка; средства коммуникации; общественный порядок и даже захоронение умерших).

Психические процессы

  • познавательные,

  • эмоциональные,

  • волевые психические

Психическое состояние человека
  • относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией


Виды психических состояний

  • Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возникает под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности

  • Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях

Повышенное

  • Экстремальные условия — условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

  • Экстремальный режим — это работа в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия - вызывают напряжение.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение

  • l) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

  • 2) биологический страх;

  • 3) дефицит времени на обслуживание;

  • 4) повышенная трудность задачи;

  • 5) повышенная значимость ошибочных действий;

  • 6) наличие релевантных помех;

  • 7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

  • 8) дефицит информации для принятия;

  • 9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

  • 10) перегрузка информацией;

  • 11) конфликтные условия, т. е. условия, при которые выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Виды напряжения в соответствии с теми психическими функциями, изменения которых наиболее выражены в благоприятных условиях
  • Интеллектуальное — напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.


  • Сенсорное — напряжение, вызванное оптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

  • Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

  • Политония — напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

  • Физическое — напряжение организма, связанное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

  • Эмоциональнае — напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

  • Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функции в условиях отсутствия деятельности.

  • Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

  • Утомление — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

Психические состояния по времени действия

  • Относительно устойчивые и длительные по времени состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.)

  • Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

  • Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности (предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.)

Стадийность психического и психофизического состояния в ЭС


  • 1- витальные реакции с подчинением поведения императиву сохранения собственной жизни (до 15 мин).

  • 2 – психоэмоциональный шок с явлениями сверхмобилизации и подчинением поведения императиву спасения близких (от 3-5 ч. с последующей, при сохранении семьи, реализацией представлении о службе  и профессиональном долге).

  • 3 – психофизиологическая демобилизация характеризующаяся прогрессирующим снижением функциональных возможностей и физических сил, ухудшением психоэмоционального состояния, значительным уменьшением продуктивности и надежности деятельности, мотиваций к ней.

Динамика поведения людей, подвергшихся воздействию экстремальной ситуации

  • 1. Стадия витальных реакций (до 15 мин, в течение которых поведение направлено на сохранение собственной жизни), переходящих в краткосрочное стояние оцепенения.

  • 2. Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации (длится 3—5 ч). Характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических

  • 3. Стадия психофизиологической демобилизации (длится до 3 суток). Характеризуется наиболее существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием панических реакций, понижением моральной нормативности поведения и пр.

  • 4. Стадия разрешения (продолжительность 3-12 суток после ситуации). В этой стадии стабилизируются самочувствие и настроение, но вместе с тем сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими.

  • 5. Стадия восстановления (начинается с 12-го дня). У пострадавших активизируются межличностные отношения, начинают нормализовываться эмоциональная окраска речи, мимические реакции и пр.

  • 6. Стадия оставленных реакций, которая характеризуется отдаленными последствиями.

Ранняя динамика психопатологических последствий ЧС


  • феномен эго-стресса;

  • болезненные переживания вины, стыда, отвращения как аффекты действия патогенной эго-защиты;

  • эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под воздействием фактора устрашения;

  • возникновение и развитие «вины выжившего», «корпоративной вины» и ожидание наказания за происшедшее;

  • ситуационные фобии и формирование фобического синдрома с элементами нарциссизма и регрессии.

Посттравматические стрессовые расстройства

  • Международный классификатор болезней (МКБ-10) называет в качестве самостоятельной единицы психопатологических последствий чрезвычайной ситуации, наряду с острыми психотическими и непсихотическими реакциями на стресс, также стрессовые расстройства после психической травмы, или посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).

  • Посттравматическое стрессовое расстройство — это состояние, которое развивается у человека, испытавшего стрессовое состояние исключительно угрожающего или катастрофического характера.

Факторы риска развития посттравматических стрессовых расстройств:

  • личностные особенности человека;

  • наличие зависимостей;

  • наличие психических травм;

  • возраст человека (молодой и пожилой);

  • возможность поддержки со стороны значимых лиц.

На протяжении жизни посттравматические стрессовые расстройства развиваются у 1% населения после тяжелых травм.

Посттравматические стрессовые расстройства

Клиническая картина ПТСР

  • Нарушение сна.

  • Социальное избегание — дистанцирование и отчуждение от других, включая членов семьи.
  • Изменение поведения, эксплозивные вспышки, раздражительность или склонность к физическому насилию над другими.


  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками.

  • Антисоциальное поведение и совершение противоправных действий.

  • Депрессия, суицидальные мысли.

  • Высокий уровень тревожной напряженности и психической неустойчивости.

  • Неспецифические соматические жалобы (повышенная напряженность, утомляемость, психосоматические переживания).

Первичные симптомы посттравматических стрессовых расстройств:

  • Повторное переживание травмы (несколько форм):

  • - повторяющиеся ночные кошмары;

  • - психический дистресс, связанный с событием, имеющим сходство с пережитыми событиями;

  • - воспоминания.

  • Эмоциональное отчуждение.

Повышенная возбудимость (расстройство сна, ярость, гнев, тяга к насилию).

Вторичные симптомы ПТСР:

  • Нарушение сердечной деятельности.

  • Нервное истощение.

  • Нарушение в работе желудка.

  • Сексуальные нарушения.

  • Тревожное ожидание сексуальных неудач.

  • Личностные нарушения (эмоциональная недостаточность, раздражительность, неадекватная самооценка).

Нарушение отношений с супругом и детьми.

Виды последствий аварий (на примере аварии на ЧАЭС):

  • 1) Физические последствия – радиоактивное загрязнение территории ряда европейских стран и СССР, в том числе и РСФСР;

  • 2) Медицинские последствия – заболевания взрослых и детей от воздействия радиационного облучения;
  • 3) Психологические последствия – сложившаяся у населения картина катастрофы, эмоциональная реакция на эту картину в форме представления непреодолимости угроз жизни и здоровью самим фактом причастности к катастрофе;


  • 4) Социальные последствия – переселение жителей наиболее загрязненных районов; изменение порядка хозяйствования, проживания, питания, изменение состава населения.

Психические состояния ЧС

  • Тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом способен определятъ объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.

  • Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию (индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избегания. Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков - опасения, боязнь, испуг, ужас:

  • Испуг — безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности возникает медленнее и дольше продолжается.

  • Ужас — более сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Формы эмоциональных решений

  • реакция страха — проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается по механизму обсессивно-оборонительного рефлекса

  • «разумный страх» -

тонизирует кору головного мозга в сочетании с процессами мышления (опасения, тревожность, осмотрительность)

Паника - одна из форм страха

  • Биологический механизм - активно-оборонительный вид рефлекса;

  • отрицательно сказывается на деятельности человека.

  • страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Влияние панического состояния на движения человека

  • Действие не совершается (о подобных случаях говорят: «он оцепенел», «остолбенел» от ужаса либо от неожиданности).


  • В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

  • Реакция в виде инстинктивных защитных движений, которые не соответствуют объективным требованиям защиты.

  • Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Поведение массы людей в условиях паники

  • Основной механизм формирования толпы и развития ее специфических качеств - циркуляционная реакция — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.

  • Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы — ее легкая превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.).

  • Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.), весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника — один из видов поведения толпы

  • Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения, блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.

Социально-ситуативные условия возникновения массовой паники

  • неясность или субъективно низкая значимость общих проблем;

  • низкая сплоченность группы;

  • низкий авторитет инициаторов;
  • общая обстановка психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и пр.);


  • общепсихологические условия (неожиданность, испуг)

Классы причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев

  • Нарушение мотивационной части действий. Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т. п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

  • Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

  • Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Факторы (как порознь, так и в совокупности), потенциально ведущие к панике

1) ограничение пространства, на котором развиваются (или развивались) события, особенно если подобное ограничение «материализуется» стенами, ямами, плотно закрытыми дверьми и прочими физическими препятствиями, затрудняющими немедленный выход из пространства, в котором развиваются (развивались) катастрофические события;
2) отсутствие узаконенных правил, упорядоченных организационных структур, достойного доверия руководства или признанных авторитетов, что не раз наблюдалось в случаях паники на спортивных площадках и стадионах, а также при пожарах в городских гостиницах;

3) недостаток соответствующей внутренней или внешней (например, со стороны администрации) организаторской подготовки к действиям в чрезвычайных условиях


  • 4) реальные опасения, причем трудно поддающиеся точной оценке, большого количества людей за собственные здоровье и жизнь;
    5) наличие некоторой, располагающей к панике «эмоциональной ориентации» масс, которая выражается во всеобщей возбужденности, беспокойстве (со скрытыми и явными формами проявления) и которая может быть усилена вследствие не только реально существующей угрозы, но и (подчас ложными) слухами;


  • 6) обоюдное влияние (так называемое «психическое заражение»), наблюдаемое среди большого скопления людей за счет имевших место демонстраций отдельными индивидуумами страха, пессимизма, иррациональной двигательной активности, а также полной беспомощности в правильной оценке ситуации (указанный эффект«заражения» может исходить и от специально подобранных лиц - так называемых «паникеров»);
    7) недостаточное доверие к компетентности сил, призванных по долгу службы поддерживать общественный порядок во время катастроф, что сильно затрудняет проведение спасательных мероприятий


Психология безопасности

  • Объект - психологические аспекты деятельности.

  • Предмет - психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

  • изучает психологические, т. е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них, проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.

Причины нарушения требования безопасности

  • по незнанию этих требований;

  • по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;

  • в связи с неумением выполнить требования;

  • в связи с невозможностью выполнить требования (по причинам, не зависящим от человека).