prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
Томский государственный университет


Кафедра социальной и гуманистической психологии факультета психологии


Шабанов Л.В.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

(
Учебно-методическое пособие)

Томск – 2006


ВВЕДЕНИЕ.

Общение, если не вдаваться в подробности теорий и концепции, которые нам предстоит рассмотреть в данном пособии, это обмен информацией. Человек, являясь представителем высших животных, живет в биполярной структуре, определяемой двумя категориями контактов: контакты с природой (деятельность, потребление, культивирование) и контакты с живыми существами (взаимодействие, обмен, общение – суть «продолжение себя в другом»). Общение, как обмен информацией между участниками совместной деятельности может быть охарактеризовано как коммуникация. Общаясь, люди обращаются к языку - одному из важнейших средств общения, однако взаимодействие общающихся – это обмен не только словами, но и действиями, поступками, которые предполагают восприятие общающимися друг друга. Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый актуальными потребностями.

Предмет
психологии общения (с точки зрения А.А. Леонтьева)это исследование самого общения в его становлении и динамике, его механизмов и средств как части деятельности общения. И, наконец, что особенно важно – анализ взаимоотношений общения с другими видами деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью.

Ограничивая предмет психологии общения, мы можем выделить (по Б.Ф. Ломову) следующие основные проблемы: психологические функции общения; формирование и функционирование механизмов и средств общения в их зависимости от функций общения, от особенностей личности и от других психологических факторов; взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.

В последние десятилетия возник целый ряд практических областей психологии общения, остро нуждающихся в теоретических и практических разработках. Это и оптимизация деятельности средств массовой информации и пропаганды: радио, телевидение и т.д. реклама, психология публичного выступления; и существующая проблема использования общения как важнейшего источника информации об особенностях личности, ее эмоциональном состоянии говорящего; и в областях судебной, военной, космической психологии, а также для медицины и психиатрии.


I. Структура и функции общения.

Общение является основной формой специфического взаимодействия человека с другими людьми, которые выступают как члены единого сообщества; именно в общении (прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно, в вербальной или невербальной форме) реализуются социальные отношения людей.

Содержание общения всегда будет составлять информация о наличии потребности в расчете на ее удовлетворение с помощью кого-либо.

Целями общения могут служить различные мотивационные конструкты, поэтому нам проще рассматривать их через соответствующие функциональные задачи, связанные с общением как таковым:


  1. Задачи прагматического характера – взаимодействие в совместной деятельности.

  2. Функциональные задачи, отвечающие за формирование и изменение психического облика человека.

  3. Задачи «подтверждения/ не подтверждения», отвечающие за возможность познать, утвердиться или подтвердить себя через общение.

  4. Функциональные задачи организации и поддержки межличностных отношений (от сугубо деловых до интимно-личностных).

  5. Задачи, связанные с функционированием внутриличностной сферы (внутренняя речь, внутриличностный диалог).

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны:

    • коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

    • интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

    • перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Кроме того, выделяются следующие формы общения:

  1. Прямое


  • Полный психологический контакт (лицом к лицу)

  • Использование антропологических средств общения (жесты, мимика, речь)

  • Наличие обратной связи

  1. Косвенное

  • Отсутствие полного психологического контакта

  • Опосредованность, использование технических средств общения (письмо – бумага, азбука Морзе)

  1. Аутокоммуникация

(общение с самим собой)

  1. Общение в сновидениях

Говоря о видах общения, необходимо отметить, что обычно они делятся на

  1. Межличностное общение (от 2х до 15-17 человек)

  2. Межгрупповое (более 15-17 человек до 100)

  3. Массовое

  4. Общение с самим собой (внутренний диалог или аутокоммуникация)

Средства общения бывают Вербальные (речь, знак) и Невербальные (поза, мимика, интонация)

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

II. Коммуникация, коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Мы можем сказать, что если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась, или, чтобы убедиться в успехе коммуникации, нам необходимо иметь обратную связь о том, как люди нас поняли. Важно то, что в феномене и понятии коммуникации главное – это передача информации, имеющей жизненный смысл. В нашем случае – это передача смысла себя, акцентирующая децентрацию личностной структуры, ее «несамодостаточность» и «несамотождественность», а значит ориентация на самореализацию и саморазвитие в пространстве коммуникативного мира человека (В.И. Кабрин). При этом коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л.А. Петровская).

Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами ухудшения коммуникации и появления ее некомпетентных форм могут быть: а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; б) наивный реализм - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное; в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий); д) фундаментальная ошибка атрибуции, привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п. ж) некомпетентная толерантность при выборе стратегии и тактики общения.


На сегодняшний день весь накопившийся опыт создания и развития коммуникативных теорий можно обобщить в таблице 1.

III. Типы общения, виды коммуникации и стратегии поведения при межличностном общении:

Общение типологизировано через три взаимно противопоставленных концепта, рассматривающих варианты взаимоотношений: Императив; Манипуляция; Диалог (см. таб. 2).

Таблица 1

Авторы, основные теории коммуникации и их содержание

№№

А в т о р

Т е о р и я

С о д е р ж а н и е



Р. Барт

мифологическая

Семантические системы внутри мифа: язык-объект и миф-метаязык. И та и другая системы являются знаками, т.е. наделены функцией «означивания».



М. Бахтин

культурологическая

В модели коммуникации лежат две идеи: диалогичность (как потребность личности) и карнавальность ( как подмена «верха» - «низом»)



Блумер; Кун, Мак-партлэнд; Я. Морено

в символическом интеракционизме

Концепции взаимности, согласованности и совместимости на основе принятия ролей



Ж. Бодрийяр

вещественная

Анализ через дискурс вещей – т.е. вещественная коммуникация (коммуникация через или с помощью вещей) как понимание символического объекта (для чего, с какой целью это можно использовать)




П. Бурдье

социологическая

Коммуникация описывается через контекст, через который проходят виды символических действий (П. Бурдье. Социология политики. М., 1993). При этом коммуникация становится «действующей силой», позволяющей реализовать влияние и власть.



Бъюдженталь; Франкл; И. Ялом; К. Ясперс

экзистенциальная психология

Концепт о возможности обретения и утверждения аутентичного самоопределения и смыслообразующей свободы в подлинной самоопределяющейся (экзистенциальной) коммуникации и самотрансценденции



П. Грайс

прагматическая

Описание коммуникации через категории Количества (насколько информативен вклад участников), Качества (наличие правдоподобности и доказательности), Отношения (релевантеность) и Способа (двусмысленность, ясность, незатянутость).



С. Гингер, А. Гингер; И. Полъстер, М Польстер; Л. Фестингер

гешталыппсихология

Концепции диссонанса, баланса сплоченности и согласия при оценке сочетания (фон - фигура)



С. Гроф, Нойман

трансперсональная психология

Феноменология уровней духовного единства соответственно уровням спектра измененных альтернативных состояний сознания, которыми через «трансцендентальную функцию» субъекты погружаются в трансперсональную коммуникацию по мере «просветления», или раскрытия, включенности, реинтегрированности в трансперсональную (смысловую, духовную) реальность как объективную и первичную относительно реалий физического мира




Дольник; Лоренц

биопсихологическая (в частности, в этологии)

Концепция коммуникации, как движение: контакт - агрессия - дистанция – власть.



Н. Еврейнов

театральная

Коммуникация строится через понятие режиссуры. Именно режиссер должен уметь книжный текст переводить на язык формы, мимики и жестов.



В. Кабрин

транскоммуникативная

Бытийная базовая потребность личности в контекстной связи и дистанцированности от чуждой разрушающей контактности.



Келли, Тибо, Хоманс

поведенческая психология

Концепция выученного обмена, сравнения, справедливости, контроля



Киршбаум, Еремеева

динамическая психология

Концепция нейтральности, контенирования чувств как способа работы с проекциями, переносами, контрпереносами



Ю. Лотман

семиотическая

В основе коммуникации лежит вопрос о принципе порождения нового сообщения (Ю. Лотман. Культура и взрыв. М., 1992). На это влияют создатель (автор), его аудитория, их представления о тексте (которые могут не совпадать).



А. Маслоу; К. Роджерс,

Гуманистическая психология

Концепция эмпатического понимания, конгруэнтного личностного ситуативного и безоценочного принятия и самораскрытия



Ч. Моррис

прагматическая

На основе исследований Ч. Пирса (создателя семиотики), человек рассматривается как животное, использующее нечто в качестве знака (семиозис). Прагматическая коммуникация определяется через отношение знаков к интерпретаторам.



В. Пропп

фольклорная

В структуре волшебных сказок выделяются элементарные составляющие «функции» (не привязанные к какому-либо персонажу), число функций последовательно и ограничено.



З. Фрейд

психоаналитическая

Коммуникация создает культуру и цивилизацию, подавляя естественные инстинкты культурными нормами.



Й. Хейзинга

игровая

Феномен игры является обязательным и одновременно до конца не понятым качеством человеческого существования. Именно игра является предтечей любой эффективной коммуникации.



Т. Шибутани

матричная

Фундаментальный феномен человеческой культуры формирующий и отражающий социальный мир личности.




В. Шкловский

литературная

В основе концепции лежит положение о «остранении», т.е. об умении взглянуть на известный предмет как на абсолютно незнакомый. В этом состоит функция культуры



Г. Шпет

герменевтическая

При возникновении желания отдавать себе отчет о роли слов, как знаков общения, мы сталкиваемся с двумя направлениями - многозначностью интерпретаций этих слов и однозначностью (Г. Шпет. Герменевтика и ее проблемы. М., 1989). Значит необходимо разграничить значения (т.е. многозначный набор интерпретаций) и смысл (то единственное понимание, которое возникло в контексте коммуникации).



К.Г. Юнг

архетипическая

Архетип, в виду своей «принуждающей» силы, идущей от бессознательного» усиливает эффективность сообщения – оптимизируя и развивая коммуникацию (К.Г. Юнг. Попытка психологического истолкования догмата о Троице. М., 1995).



Р. Якобсон

лингвистическая

В статье «Лингвистика и поэтика» выделил факторы речевой коммуникации:

Контекст. Сообщение
Адресант ----------------------------- Адресат

Контакт. Код

Каждому фактору соответствует определенная функция, выполняемая языковыми формами. Эмотивная (экспрессивная) сосредоточена на выражении отношения адресанта к адресату. Конативная – повелительная форма отношения к адресату. Фактическая – целью которой, является поддержание контакта. Поэтическая (эстетическая) сориентирована на сообщении. Метаязыковая – отвечает за код. Референтная основывается на контексте.



следующая страница >>