prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский федеральный университет»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Математические методы в исторических исследованиях

Направление подготовки

030600 «История»

Профиль подготовки

Историко-культурный туризм / Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная



УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _______________
_______________________________

«____» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методической
комиссии факультета _____________

_______________________________

«____» ______________ 20____ г.


Ставрополь 2012
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины Математические методы в исторических исследованиях является формирование целостного, системного представления о возможностях использования математических и информационных технологий в исторических исследованиях, формирование у студентов соответствующих умений и навыков.

Задачи освоения дисциплины:

1) изучить особенности возникновения «количественной истории» в зарубежных странах и России (СССР), охарактеризовать основные этапы ее развития;


2) ознакомиться с современными возможностями информационных технологий, соотнести эти возможности с основными принципами работы историка-исследователя и историка-преподавателя;

3) закрепить полученные знания на уровне умений и навыков во время практических занятий.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина Математические методы в исторических исследованиях включена в базовую часть математического и информационно-технологического цикла по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация «Бакалавр»).

При освоении данной дисциплины необходимы «входные» знания, умения и готовности обучающегося, приобретенные в результате освоения предшествующей дисциплины базовой части математического и информационно-технологического цикла – «Информатика» и вариативной части математического и информационно-технологического цикла – «Историческая информатика».

Учебный курс предполагает предварительное знание основ информатики и владение основными приложениями и возможностями ОС Windows на уровне обычного пользователя.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины

В результате освоения дисциплины Математические методы в исторических исследованиях у студентов формируются следующие компетенции:

1. Общекультурные компетенции (ОК):

- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13);

- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

- имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);


2. Профессиональные компетенции (ПК):

- способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

- способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

- способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать:

- основные термины и понятия, относящиеся к предмету дисциплины;

- возможности использования математических методов в исторической науке;

- возможности использования информационных технологий для решения профессиональных задач;

- историю возникновения, состояние и тенденции развития «количественной истории»;

  • Уметь:

- квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения математических методов в исторических исследованиях;

- адекватно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютерных систем;

  • Владеть:

- навыками работы с компьютером;

- навыками поиска исторических источников и литературы в тематических сетевых ресурсах и базах данных, методикой работы с ними;

- навыками использования математических методов в исследовательской и учебной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.



п/п

Раздел дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу, и трудоемкость

(в часах)

Формы

текущего

контроля

успева

-емости
(по неделям

семестра)

Форма про-

межуточной аттестации

(по семестр.)

Лекции

Практ.

зан.

Самост работа

1

Методы исторического исследования. Использование математических методов в исторической науке

3

1,2

4

4

4

Подготовка реферата

2

Исторические источники и методика работы с ними

3

3,4

4

4

6

Индивидуаль-ное собеседование

3

Математико-статистический анализ исторических источников

3

5,6

4

4

6

Подготовка реферата

4

Технология исторического исследования

3

7

2

4


6

Индивидуаль-ное собеседование

5

Интернет-ресурсы по истории

3

8

2

4

6

Составление каталогов исторических сайтов

6

Электронные информационно-библиотечные системы по истории

3

9

2

4

6

Составление каталогов библиотек

7

Использование количественных методов

в работах по экономической и социальной истории

3

10,11

4

4

6

Подготовка реферата

8

Математический инструментарий исторической хронологии

3

12,13

4

4

4

Решение задач

9

Использование информационных технологий в исторической географии

3

14

4

4

4

Составление каталога электронных карт

10

Математические методы в исторической демографии


3

15

4

4

4

Подготовка реферата

11

Компьютерные технологии в архивоведении и музееведении

3

16

2

2

4

Виртуальная экскурсия

12

Математическое моделирование исторических процессов

3

17

4

2

4

Индивидуаль-ное собеседование




Всего







40

44

60

Экзамен

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1. Методы исторического исследования.

Использование математических методов в исторической науке
1.Предмет и функции исторической науки.

2.Специфика исторического познания и его принципы (историзм, конкретность, всесторонность, системность, объективность, опора на исторические источники, историографическая традиция и др.).

3. Общенаучные методы в историческом исследовании (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, мысленное моделирование и др.).

4.Специальные методы исторического исследования (сравнительно-исторический, историко-генетический, ретроспективный, историко-типологический, историко-системный, биографический, метод диахронического анализа и др.).

5.Роль математических методов в историческом исследовании.

Рекомендуемая литература

Биск И.Я. Методология истории: Курс лекций. Иваново, 2007 // http://www.scribd.com/doc/88172385



следующая страница >>