prosdo.ru 1 2 ... 5 6
  1. Развитие представлений о воспитательной роли искусств в древнем мире и в средние века



Умение понять смысл художественного произведения, понять, как знаковую систему- основная задача постижения видов искусств.

Предпосылки педагогических исследований воспитательой роли музыки: одновременно с возникновением самого вида искусства.

Искусство как средство воспитания использовалось во всех педагогических системах (стремление к гармоническому развитию личности, но гармония\ рассматривается по-разному).
Древний Китай – конфуцианство.

Приципы гармонического развития- строгое подчинение низших слоев высшим. Средство перевоспитания людей - музыка.

Природа - единство 5 добродетелей (первоэлементы природы- дерево, металл, огонь, вода, земля):

1)человечность

2)справедливость

3)предусмотрительность

4)воспитанность

5) искренность

Политическая система превратила музыку в средство социального регулирования.
Широкое распространение воспитания искусством в Древней Греции- определили практику европейской светской традиции.

6 в до н.э. Пифагор - утверждение гармонии личности с окружающим прирдным миром.

Катарсис- очищение.

Для тела- это вегетариантсво, для души (небесная гармония)- приобщение к музвкальной гармонии сфер.

Звучащие сферы космоса состоят в гармонии с человеческой душой.

При помощи инструмента можно настроить и душу на гармонический лад.

Душа может освободиться от гнева, аффекта, вожделения, страха => природная гармония.

Платон, Аристотель- умственно-художественной деятельностью могут заниматься только свободные граждане.

У каждого сословия свои функции.

Общество должно быть озабочено развитием граждан, так как человек социален.

Функции:

  1. физиологического воздействия
  2. нравственного воспитания


  3. интеллектуального развлечения

Все виды искусства входили в программу, но только у свободных граждан.

Основные средства воспитания: музыка и гимнастика (действуют совместно).

Сущность человека - его душа.

Идеальное государство Платона. Музыка- средство воспитания души высших социальных классов (мудрецам и войнам).

Подходят 2 музыкальных лада:

1)фригийский

2) дорийский

Лад начинался с ноты «ля». «ля»- центр космической гармонии, все оркестры настраивались на эту ноту.

В Индии количество ладов опирается на 4, в зависимости от аудитории.

Философы- педагоги-музыканты-врачи (в течение 10-15 лет один учитель мог готовить одного ученика).

Для воина- 1 лад, для мудреца- другой лад.

Художественное воспитание не нужно.

Древний Рим

Эпикурейство, стоицизм, скептицизм:музыка и искусство не должно производить сильного эмоционального воздействия и переживания.

Социальное значение музыки принижено.

Стоики (диоген, вавил)-музыка способна создавать настроение= вкусовым ощущениям=> обучение пению и игра на музыкальных инструментах отсутствуют.

Самое важное- ораторское искусство.
Христианство. Патристика.

Музыка на низшем положении в иерархии духовных ценностей и только потом включается в часть свободных наук.

Музыка= наука НЕ РАВНО искусство.
Европа: есть музыка, есть богослужебное пение- 2 разных явления.

Богослужебное пение происхродит от ангельского пения –его слышали адам и Ева до грехопадения.

Человек может воспринимать ангельское пение- аскетично живущие по христианским укладам. Но автор- не человек!!! (настраивается на волну)

До 16 века (до эпохи возрождения) без авторства!!!

Музыка придумана людьми.

Придумал Иувал (отец всех поющих и играющих на гуслях).

Петь НЕ РАВНО молиться.

Светское направление НЕ РАВНО воспитанию.
Средние века.

Религиозно-нравственное воздействие. Музыка воспитывает нравственность (музыка церковная), смягчает характер.

Катарсическое значение храмовой музыки.
Западно-европейские философские традиции.

Природа человека рассматривается отдельно от тела и души, либо как единство (тело-форма духовной субстанции у Фомы Аквинского).

Светская народная музыка как связанная с языческими традициями отвергается.



  1. Развитие представлений о воспитательной роли искусств в Европе в XVI – XIX веках

Европа 16 век.

Развитие наук.

Рационалисты- первостепенная роль- мыслительная деятельность человека.

Сенсуалисты- чувственное начало в человеке.
Вторая половина 17- 2 половина 18 (Барокко)

Эпоха противоречий.

В произведениях-господство мышления, формы и чувства одновременно, воспевание жихни и неизбежность смерти.
Просвещение.

Интелеект. Ясность.

Приоритеты ясности, изящности, изменение чувства прекрасного.

Немецкая философия- целостность личности.
Декарт

Дуализм души и тела- физические и духовные качества выступают как автономные.
Джон Локк- отвержение теории Декарта

Гармоничное развитие индивида, все виды искусства на последнем месте в ряду воспитания.

Гармоничное развитие личности с природой, избавление от нравственных пороков, с использованием музыки.

???? проверить
Дидро (18 век), Вольвах-принципы всеобщего воспитания и образования

От классич. Воспитания.

Гармония личонсти:-истина, -доброта,- красота.

Музыка- огромное значение

Ж.Ж. Руссо- природная среда человека.

Кант- эстетическое начало- средство соединения чувств и рациональной сферы человека.

Гегель- «феноменология духа». Духовно-содержательная торона музыки.


Эпоха эллинизма- духовный дух достиг истинной формы.

Провление- в слушании музыки слышим звучание души

Труды способствуют развитию эмоционального мира человека.
18-19в. Нем

Гарм л. – эстетическое воспитание

Бетховен- расширил возможности музыка под влиянием французских материалистов

Влияние общественной и природной среды.

Физические, умственные и нравственные качества.

Фурье- главная- опера (совокупность всех материальных проявления гармонии.
Филос- иррац.

Шеллинг- искусство выше философии (преодал. Разрыв между сознанием и бессознат.)

Шоппенгауэр – искусство преодолевает беспредельный эгоизм человека. В иерархии выше всго музыка.

Хектор (?)- личность моет найти свободу только в религии (дания)

Таким образом, поиски направлены на разрешение противоречий в индивидуальном сознании.

Стремление к духовному обновлению.
Романтики

Разум ошибается, чувства - никогда.


  1. Развитие представлений о воспитательной роли искусств в западной Европе в XX веке


Культура Западной Европы второй половины XX века — это культура переходного периода, культура смены парадигмы. Мир стоит перед выбором: либо погибнуть, не справившись со сложнейшими проблемами, которые остро стоят перед человеком уже сегодня, либо осуществить прорыв в принципиально новые области духа и бытия, творческих возможностей личности, знаменуя этим открытие новых возможностей и перспектив человечества.
В начале XX веке уже с первых его десятилетий вызревали основные тенденции, которые и определили культуру Западной Европы второй половины XX века как переходную, где происходит глубинная переоценка ценностей.

Специфика художественной культуры XX века в отличие от предшествующих периодов истории заключается в ее принципиальном переходном характере: формируется новое видение мира, новые подходы к языку и мышлению, а также новое самосознание человека в мире, его отношение к предметам искусства и реалиям бытия. Этот процесс характеризуется бурным поиском изобразительных приемов и экспериментальной попыткой создания нового стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению. XX век стал переломным также и вследствие мощного скачка научно-технического прогресса.

В панораме культурной жизни Западной Европы второй половины XX века выделяется направление, где силен порыв к духовности. Художественно-эстетические искания Западной Европы второй половины XX века представляли собой ценный опыт человечества по осознанию себя в новых социокультурных условиях. Этот опыт помогает современному человеку выйти из мира — «музея», где все разложено по полочкам, где каждый экспонат описан, пронумерован, изучен и «оправдан», в мир креативный, мир творчества, где человек в большей степени проявляет свою свободу, самостоятельность и творчество.
Для культуры Западной Европы второй половины XX века важна идея плюрализма культур. В многообразии культурных традиций видится достоинство и высшая ценность ее существования.
Модерн, авангард, поп-арт

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АВАНГАРД И МОДЕРНИЗМ

Модернизм – (современное). Течения и направления первой половины 20 века (кубизм, сюрреализм, дадаизм и т.д.).

Стал утверждением веры в традиции нового. Нужно жить в настоящем, действовать в настоящем, а что будет завтра не важно (связано с кризисом: войны, революции).

Неразрешимость противоречий современной эпохи. Сарт, Комю, Кафка.

Возвращение к первобытному, детскому творчеству, к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в мире.

Мир не такой, каким мы его видим, на самом деле он бессмыслен и абсурден.

Авангард – обобщённое название экспериментальных течений, идей в искусстве 20 века.

Стремление к созданию нового искусства, не имеющего ничего общего со старым.

В сравнению с модернизмом, авангард склонен к демонстративному отрицанию исторической преемственности в искусстве.

Если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать – главная формула.

Я зык авангарда не выработан, художники сами объясняли свои позиции.

ХН и ХТ первой половины 20 века:

- фовизм

- кубизм

- футуризм

- дадаизм

- конструктивизм

- абстракционизм

- экспрессионизм

- сюрреализм

ХН и ХТ второй половины 20 века

- поп-арт

- кинетическое искусство

- минимализм

- гипперализм

- концептуализм


  1. Развитие представлений о воспитательной роли искусств в России в XVII – XIX веках




  1. Развитие представлений о воспитательной роли искусств в России на рубеже XIX – XX веков

Единство искусства "серебряного века" — в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. Иначе говоря, в художественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений.
Родилась символистская и фугуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, метафизическая и декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный модерн.
Нравственность есть высшая цель развития культуры!!!

Изменился "социальный статус" искусства. Кажется, никогда ранее российские художники не создавали такого количества объединений по интересам. В столицах — Петербурге и Москве сложилась особая художественная среда — элита, взгляды которой влияли на общественную жизнь и вкусы. Огромную роль в развитии идей "культурного ренессанса" сыграли журналы "Весы", "Новый путь", "Мир искусства", "Северный вестник", "Золотое руно", "Перевал"

(Из конспекта) …труды мыслителей конца 19 нач 20 в имели большое значение для развития современного представления о воспитательном потенциале искусства. Носители русской идеи, философы, педагоги отстаивали мысль о свободном братстве людей. Единение на основе истины, добра и красоты (В.С.Соловьев-, философ,богослов, публицист, литературный критик; почётный академик петербургской академии наук, по Разряду изящной словесности). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала 20в, . В.В.Розанов, К.Д.Ушинский, Достоевский) педагоги развивали идеи гуманизации школы, идеи духовно-нравственного воспитания, гражданской солидарности сословий и классов, гармонизации межнациональных отношений (И.Ф.Анненский, Н.В.Бунаков, П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, М.И.Демков, К.Д.Ушинский и др.).

….Вне православия нет русского искусства, культуры, педагогики. (…..?)

Розанов видел проблему школы в отстраненности церкви, семьи и других важных институтов от процессов воспитания -говорил о книжности образования, о лишении такого образования духовности.

Рапатская (Ценности русской художественной культуры)


  1. Приоритет духовного начала над материальными благами

  2. Единство истины, добра и красоты

  3. Народность как выражение общих соборных идеалов

  4. Единство всего сущего

  5. Правдоискательство

  6. Сострадание к обездоленным и униженным

  7. Веротерпимость, открытость диалога с инакомыслящими

  8. Нравственная ответственность творца за плоды своего труда

  9. Учительский характер произведений искусства

Славянофилы (Аксаков, Самайгин) Нравственное воспитание является основой всего процесса формирования личности-его сердцевиной….(?)

  1. Развитие представлений о воспитательной роли искусств в отечественной педагогике XX века

Отечественная педагогика XX века ориентирована в основном на приобщение к труду и коллективной деятельности.

Начиная рассматривать особенности роли искусства в Отечественной педагогике XX столетия стоит вспомнить об одном из выдающихся русских педагогов.

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) Надежда Константиновна считала, что в советской школе воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Крупская постоянно учила, что воспитанник советской школы в результате овладения основами наук должен быть материалистом-атеистом, хорошо понимать истинный характер религии и уметь разоблачать антинаучные положения, бороться с предрассудками. Надежда Константиновна ставила на первый план эстетическое воспитание в формировании личности ребенка, разъясняла, что искусство организует детей, служит средством более тесного их сближения с коллективом. Она хотела, чтобы искусство стало составной частью жизни, чтобы дети знали искусство других народов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено», она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе.


Иван Александрович Ильин (1883-1954) – русский философ, писатель и публицист – в своих трудах уделял особое внимание такой категории, как «талант». Он считал, что каждый ребенок в короткий срок может обнаружить и развить свой талант и каждый воспитатель (педагог или родитель) способен в этом оказать ему нужную помощь. Талант есть дар, который дается всем, только в разной мере. Эту меру призван определить взрослый вместе с самим ребенком. Пока этого не происходит, потому что семья, школа и общество решили, что им не до детской талантливости: есть более важные задачи. Эта ложная установка приводит к тому, что детская преступность растет, растет черное злодейство по масштабам, ранее невиданным. Иван Александрович видит выходом из этой ситуации «спасение только в детях, воспитанных по-новому (или очень по-старому, в духе благочестия!)». Отсюда и упование на педагогику любви и свободы, на развитие детской и собственной талантливости каждого - и учителя, и родителя. Спасение он раскрывает в форме приобщения детей к различным областям искусства. И для того, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, надо "сводить ребенка во все места, где можно найти и пережить нечто божественное": Это и красота отдельных уголков природы, таинственных и благодатных, это и та чудесная глубина благородной радости, какую дают нам искусство и сострадание, это и мужество национального героя или гения с их одинокой борьбой и жертвенной ответственностью, а главное - молитвенное обращение к Богу. Ильин также делает акцент на том, что «высший смысл воспитания как раз и состоит в обнаружении и развитии вкуса к совершенству».

Беседа, как форма подачи нравственно-эстетических идей воспитания, является ведущей в работах украинского советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Он считал, что Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. По мнению Сухомлинского, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. «Музыка - могучий источник мысли». "Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека". Василий Александрович, как педагог, стремился развивать образное мышление своих учеников с раннего детства. В этом убеждении он основывался на трудах выдающихся физиологов И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова. В раннем детском и школьном возрасте проявляется больше всего эстетических чувств и наклонностей, они наиболее ярки и гораздо богаче, чем в течение всей его последующей жизни. Воспринимая и впитывая красоту именно в этом возрасте, ребенок может стать чутким ценителем прекрасного, гармонично включить его во всю последующую жизнь как необходимый элемент мировоззрения. Поэтому формирование эстетических чувств детей, их эмоциональной культуры – одна из важнейших задач воспитания. В своих работах В.А. Сухомлинский указывал те факторы, которые положительно влияют на формирование чувства прекрасного. Это яркие художественные картины, выразительно прочитанные стихи, народные сказки, родная природа, музыкальные звуки. В.А. Сухомлинский большое значение придавал живописи и музыке. “Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в развитии человека. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы. Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах”. На лучших образцах живописи и музыки, считал В.А. Сухомлинский, воспитывается любовь к подлинно человеческой красоте. Благодаря музыке и живописи в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Создавая произведения искусства, человек видит в природе источник красоты, источник радости и вдохновения.

В заключении, хотелось бы подытожить и обозначить основную тенденцию воспитательной роли искусства в отечественной педагогике XX века. Во время Великой Отечественной Войны известное положительное значение имели мероприятия по установлению порядка посещения учащимися кино, театров и других зрелищных предприятий. Если приводить краткую характеристику анализируемого материала, то можно выявить следующее:
1. Крупская Н.К. (эстетическое воспитание; пение, рисование);

2. Ильин И.А. (талант, развитие вкуса к совершенству, искусство как спасение);

3. Сухомлинский В.А. (беседа, музыка, живопись, сказка).



следующая страница >>