prosdo.ru
добавить свой файл
1
Регистрация и реорганизация предприятия


В соответствии с законодательством вновь создаваемые или реорганизуемые предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. В соответствии со ст. 51 ГК РФ, нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Как отказ в государственной регистрации, так и уклонение от такой регистрации учредителей юридического лица могут быть обжалованы в суде. Правоспособность предприятия возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации, и прекращается в момент его ликвидации.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, то индивидуальный предприниматель принимает де-факто статус предприятия. Этот вывод подтверждает содержание ст. 25 ГК РФ о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.

В соответствий с "Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" государственная регистрация предприятий осуществляется при представлении следующих документов:


  1. заявления о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителем (учредителями) предприятия;

  2. учредительного договора или решения о создании предприятия. Если предприятие создается одним учредителем, то представляется решение о создании предприятия;
  3. устава предприятия (кроме хозяйственных товариществ), утвержденного учредителями. В уставе государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, имеющих право на ведение предпринимательской деятельности, обязательно должен быть указан вид деятельности, осуществляемой этими предприятиями;


  4. документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре;

  5. свидетельства об уплате государственной пошлины;

  6. документа, подтверждающего согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную антимонопольным законодательством РФ;

  7. документа о согласовании с соответствующими комитетами по управлению имуществом или уполномоченным органом величины, способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли предприятий-учредителей) предприятия.

Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанного в квитанции об отсылке учредительных документов, указанных выше.

При государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах.

Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрационного органа, номером и датой на первой странице (титульном месте) устава предприятия, скрепляемого подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Отказ в государственной регистрации предприятии может быть сделан при несоответствии представленных документов закону.

Уведомление об отказе в государственной регистрации в 3-дневный срок со дня представления документов на регистрацию направляется заявителю (заявителям) по указанному им адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, с обязательным указанием всех документов или сведений, не представленных на регистрацию.


Если установлены недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, нарушение порядка создания предприятия, а также несоответствие учредительных документов законодательству РФ, регистрирующий орган обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить предприятие о необходимости внесения соответствующих дополнений и (или) изменений в учредительный документ.

Предприятие в течение 7 календарных дней с момента получения им указанного уведомления обязано внести соответствующие дополнения и (или) изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществляющий регистрацию. Если в установленные сроки предприятие не представит сведения о внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы, то орган, осуществляющий регистрацию предприятия, обязан обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) документов предприятия.

Любое заинтересованное лицо вправе в .течение 6 календарных месяцев с даты регистрации предприятия обратиться в суд (арбитражный суд) о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично).

Решение суда или арбитражного суда является основанием для аннулирования государственной регистрации предприятия (предпринимателя). Аннулирование производится в течение 7 календарный дней с даты получения регистрационным органом судебного решения. Регистрационный орган обязан в 3-дневный срок с момента аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить предприятию (предпринимателю) письменное уведомление об этом факте.

Регистрационный орган в недельный срок обязан сообщить налоговой инспекции о регистрации предприятия для включения его в Государственный реестр или об аннулировании государственной регистрации предприятия, для исключения его из Государственного реестра.

Сведения о включении предприятия в Государственный реестр и исключении из него подлежат опубликованию в установленном порядке.


Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде (арбитражном суде).

При соответствии всех представленных на регистрацию предприятием документов установленным требованиям заявители получают временное свидетельство о регистрации. Предприятию необходимо стать на учет в налоговый орган по месту регистрации и получить соответствующий документ, после чего оно может открывать счета в банках:


  • а) расчетный текущий счет по основной деятельности в любом банке. Открывается при представлении подлинника справки налогового органа о постановке на учет;

  • б) валютные счета (по мере необходимости) По каждой валюте могут быть открыты в одном или нескольких банках. Открывается только по представлении подлинника справки налогового органа о намерении открыть в банке соответствующий счет;

  • в) ссудные депозитные счета (по мере необходимости) - при предъявлении справки налогового органа, удостоверяющей факт уведомления налогового органа о намерении открыть в банке соответствующий счет;

  • г) бюджетные счета (по мере необходимости) открываются в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами РФ;

  • д) корреспондентские счета в РКЦ ЦБ РФ и дополнительные корреспондентские счета для банков и иных кредитных учреждений. Открываются только при представлении подлинника справки налогового органа о постановке на учет.

Реорганизация предпринимательской организации


Реорганизация юридического лица является способом прекращения его существования посредством превращения данной предпринимательской структуры в другую. Формами проведения реорганизации являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) предприятия или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Если эти лица не осуществляют реорганизацию юридического лица в срок, установленный в решении о реорганизации уполномоченного государственного органа, суд по иску этого государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.


Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При реорганизации юридических лиц устанавливается правопреемство вновь возникших юридических лиц, которое носит универсальный характер, то есть объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Правопреемство распространяется на обязательства, иные имущественные и неимущественные права реорганизуемых предприятий. Переходят и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те которые на момент реорганизации не были выявлены.

При организации составляются передаточный акт и разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органами, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного предприятия служат основанием для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.


При реорганизации предприятия должны быть защищены интересы кредиторов, поэтому учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия. Если о реорганизации не были уведомлены все или большинство кредиторов, они получают право судебного оспаривания самой реорганизации и признания ее несостоявшейся. Кредитор реорганизуемого предприятия вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения убытков у должника. Если разделительный баланс не позволяет определить правопреемника реорганизованного предприятия, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного предприятия перед его кредиторами. Кредитор имеет право требовать от реорганизуемого предприятия в форме акционерного общества прекращения или долгосрочного исполнения обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления в срок не позднее 30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования или не позднее 60 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме разделения или выделения.

Слияние предприятий приводит к возникновению нового посредством передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий с одновременным прекращением существования последних. Участвующие в слиянии предприятии заключают об этом договор, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и передаточного акта, в котором устанавливается порядок перехода прав и обязанностей общества к новой организации. Утверждение устава и выбора совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества проводятся на совместном общем собрании обществ, участвующих в слиянии. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров устанавливается в договоре о слиянии обществ.


Новое предприятие, образовавшееся в форме слияния, должно в установленном порядке утвердить устав, пройти государственную регистрацию в качестве нового юридического лица и быть внесенным в единый государственный реестр юридических лиц.

При присоединении происходит прекращение деятельности одного или нескольких предприятий с передачей всех их прав и обязанностей другому предприятию. Присоединяемое акционерное общество и общество, к которому происходит присоединение, заключают договор о присоединении, определяющий порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги общества, к которому осуществляют присоединение. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.

Совместное общее собрание акционеров присоединяемого общества (обществ) и общества, к которому происходит присоединение, принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав. Договор о присоединении определяет порядок голосования на совместном общем собрании. В соответствии с передаточным актом все права и обязанности присоединяемого общества передаются обществу, которому происходит присоединение. При реорганизации предприятия в форме присоединения к нему другого (других) предприятий первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При разделении предприятия происходит прекращение его деятельности с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым предприятиям, которые обязаны в установленном законе порядке и сроки осуществить государственную регистрацию в качестве новых юридических лиц, быть включенными в единый государственный реестр юридических лиц, стать как учет в налоговом органе по месту своего нахождения.


При разделении предприятия всего права и обязанности переходят к вновь создаваемым предприятиям в соответствии с разделительным балансом, который утверждается общим собранием учредителей (участников) предприятия или органом, принявшим решение о разделении предприятия. Разделительный баланс представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц в процессе разделения может быть вызван из-за непредставления разделительного баланса или отсутствия в этом документе положений о правопреемстве по обязательствам разделяемого юридического лица.

При разделении АО совет директоров (наблюдательный совет) выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации АО в форме разделения, порядке и условиях этой реорганизации, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого АО в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых акционерных обществ. Общее собрание акционеров принимает решение о реорганизации АО в форме разделения, создании новых АО и порядке конвертации акций реорганизуемого АО в акции и (или) иные ценные бумаги вновь создаваемых АО. Общее собрание акционеров каждого вновь создаваемого АО принимает решение об утверждении его устава и избрании совета директоров (наблюдательного совета). Каждым вновь созданным АО осуществляются процедуры по установлению статуса созданных обществ.

При выделении организации происходит создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения деятельности последней. Установление прав и обязанностей выделенным организациям закрепляется в разделительном балансе, который утверждается общим собранием учредителей (участников) или органом, принявшим решение о реорганизации. Разделительный баланс вместе с учредительными документами представляется для государственной регистрации вновь возникших организации и внесения изменений в учредительные документы существующей организации.


Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения АО выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации АО в форме выделения, порядке и условиях осуществления выделения, о создании нового АО, о возможности конвертации акций АО в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого АО и о порядке такой конвертации. Решение по этим вопросам принимаются на общем собрании акционеров АО, которое также утверждает разделительный баланс, в котором должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемой в форме выделения организации в отношении всех ее кредиторов. Непредставление вместе с учредительными документами разделительного баланса, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизуемой организации приводит к отказу в государственной регистрации. Кроме государственной регистрации, новая организация должна пройти процедуру внесения в единый государственный реестр.

Преобразование предприятия означает переход юридического лица одной организационно-правовой формы в другую.

Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников.

АО вправе преобразоваться в ООО или в производственный кооператив. ООО вправе преобразоваться в АО или производственный кооператив. Хозяйственные товарищества могут преобразоваться в хозяйственные общества или в производственный кооператив. При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течении 2 лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежащих ему долей (акций) не освобождает его от этой ответственности.

Производственный кооператив по единогласному решению его членов может быть преобразован в хозяйственное общество или товарищество.

При преобразовании предприятия одной организационно-правовой формы в другую к вновь возникшим организациям переходят все права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с передаточным актом, содержащим положения о правопреемстве по всем обязательствам преобразованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Непредставление передаточного акта вместе с учредительными документами, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам преобразуемого предприятия влечет отказ в государственной регистрации вновь возникшей организации.