prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Реферат

Игры с песком в коррекционно - развивающем процессе


Петрозаводск 2006

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..с. 3

Глава 1: Песочная игротерапия……………………………………………………….с. 4 - 7

Глава 2: Игры с песком в коррекции детей с проблемами в развитии…………….с. 8 - 11

Глава 3: Практическая часть (рекомендации для организации игр с песком)…….с. 12 - 13

Заключение…………………………………………………………………………….с. 14

Список литературы……………………………………………………………………с. 15

Приложение……………………………………………………………………………с. 16 - 21


Введение
Когда песчинки взлетают в небо,

Они превращаются в звезды.

Но когда звезды падают вниз,

Их уже не отличишь от простого песка.

Звезды – это песчинки, которые над головой,

А песчинки - это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин


Благодаря Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в данный момент.

Однако не забывают и мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающих и образовательной работы.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятию. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психологическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Глава 1: Песочная игротерапия


Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку. Особая роль отводиться играм с песком, или «песочная терапия» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными).

Идея «терапии песком» (или «sand-play») была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), описывающим ситуацию собственного душевного кризиса в подростковом возрасте, когда на берегу реки в течение нескольких часов он лепил из песка города и замки и в результате обнаружил, как прояснилось его мышление, освободилась фантазия, и он почувствовал в себе новые силы, энергию жизни и силы разрешить свои проблемы. Однако воплотить эту идею в свою психоаналитическую практику Юнгу не удалось. (1; )

На сегодняшний день данную проблему изучают и отечественные педагоги, и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И.Ю. Оглоблина, Н. Стебенева.

Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. (6; )


Игры с песком
– это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.

Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.


Главная особенность «песочницы» в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микросоциума, ощущая себя его творцом.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. (5; ) Песок поглощает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нерво-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций. (8; )

Основные принципы организации игр с песком:



  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность (для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход)


  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. (реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем)


  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. (на основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений) (3,7; )


Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:


  • Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка)


  • Познавательные (с их помощью познается многогранность мира)



  • Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей) (5; )


Как проводится «терапия» песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между пальцами, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «мне нравится погружать руки в этот песок; «Я чувствую тепло песка; «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно», «Песок теплый, приятный, ласкает пальчики». В последующем детям можно предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь). (6; )

Пальчики «гуляют по песку», «танцуют» на песке, «играют как на пианино», «работают на компьютере», прыгают, выполняют зигзагообразные движения и т.д. Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенку нужно ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке. Коррекционное воздействие песка можно рассматривать как элемент арттерапии. (7; )

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравиться им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия и величину (большой, маленький, средний). Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», перевозить, лепить из него «угощения» ит.д. (6; )

Целесообразно использовать объекты неживой природы, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Игры с песком, с водой, со снегом – это одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Такой подход позволяет детям в процессе игры определять цвет, форму, размер, упругость, запах, вес объектов. Информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным. Кроме того, объекты неживой природы доступны, игры с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий. Детям можно предложить такую игру: взрослый закапывает предмет, а дети в процессе раскопок по открывающей части предмета пытаются догадаться, что же там спрятано. Можно закопать несколько предметов и попросить на ощупь узнавать их (вариант игры «Чудесный мешочек»). (7; )


А также с удовольствием дошкольники играют не только в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), но и в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

«Песочная терапия» - это и возможность обучения предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природного материала (кусочков дерева, веток, шишек, камушков) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентировка, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, «песочная терапия» позволяет:



  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние


  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику


  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность


  • Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую)


  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор


  • Разнообразить способы сотрудничества (6; )


Игры и упражнения с объектами неживой природы успешно используются в работе с детьми с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения. Выбирая материал, важно учитывать не биологический возраст ребенка, а социальный, отражающий уровень его речевого, моторного и психического развития.


В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:


  • Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей

  • Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей



  • Дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка


  • Использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указания на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указательные пути решения, демонстрацию способа решения


  • Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения


  • Создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации


  • Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице(7; )


Методика рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна и групповая работа, при которой группа сверстников оказалась в ситуации совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может происходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предполагать различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей: конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную или заданную тему («Сотворение мира», «Добро и зло», «Наше будущее»).

Как показали исследования и опыт В. Абраменковой и ряда других исследователей, песочная игра обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем. Серия песочных композиций, созданных ребенком, оказывается психодиагностическим средством, позволяющим обнаружить тенденции развития отношений в детский группах, трансформацию образов и поиск механизмов перестройки сознания и поведения ребенка. Было обнаружено следующее: негативные эмоции, внутренние конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках либо в прямом (изображении смерти, убийств), либо в символическом виде (выбор фигурок - монстров) и других символов страха, чрезмерное использование загородок). На начальном этапе почти для каждой детской группы были характерны яркие конфликты, нередко заканчивающиеся слезами (для девочек) или драками (для мальчиков). Спустя некоторое время в процессе совместного создания песочных картин негативные тенденции ослабевали, а затем и исчезали, как бы «уходили в песок», отношения становились более ровными, гуманными. Сами песочные картины меняли свою семантику, гармонизировались и упорядочивались. (1; )


С помощью игр с песком у детей могут успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету. (8; )

Глава 2: Игры с песком в коррекции детей с проблемами в развитии

Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с особенностями развития детей: совместные действия детей и взрослых; действия по подражанию и по образцу; самостоятельные действия, которые отражают их собственный замысел.

Дефектолог и воспитатели организуют игры с песком с группами, в которые входят дети как с примерно одинаковым, так и с разным уровнем развития игровых действий. Игры с песком могут проводиться и в ходе индивидуальной работы. В этом случае дефектолог становится единственным партнером ребенка по игре и сам предлагает ему образец разнообразных игровых действий с песком.

На этапе ознакомления со свойствами песка взрослый показывает детям, как надо брать песок ладошками, просыпать его между пальцами, поливать водой, делая его мокрым. На начальном этапе большое внимание уделяется практическим действиям с песком, поскольку они направлены на развитие координации рук и зрительного прослеживания, на выделение ведущей руки, на формирование тактильного опыта.

Игры с песком рекомендуется проводить в теплом помещении. Перед занятие можно провести массаж рук детей (растирание рук, использование массажера, самомассаж с помощью сосновой шишки, массажного шарика).

Основная цель проведения игр с песком - формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много и мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками. Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность детям на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка, а также выделять отличие мокрого песка: он может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета. (Игра «Печем куличики»). В процессе игр детям предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующих емкостей, трудно.


Таким образом, на начальном этапе обучения играм песком у детей формируются не только представления о свойствах песка: мокрый «лепиться», а сухой распадается на песчинки, - но и пространственные представления. Дети упражняются в рисовании, лепке, конструировании с использованием природного материала.

В играх с песком у детей формируется операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-моторная координация. Они учатся прослеживать взглядом за движениями рук в процессе игры, располагать формочки с песком, выполнять движения пальцами, ладонями на песке.

По мере того как дети овладевают способами взаимодействия с песком, познают его свойства и качества, они все больше используют его в разных видах деятельности – в игре, рисовании, конструировании.

Игры с песком используются в процессе специализированных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме. Включение в игры с песком мелких игрушек, различного природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов) расширяет возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство. В зависимости от предлагаемых взрослым ситуаций ребенок прячет (закапывает) определенное количество игрушек в песок и достает (выкапывает) их из песка. На поверхности песка, насыпанного в таз или в песочный ящик, дети изображают различные геометрические фигуры, цифры. Например, пальцем или палочкой они рисуют цифры, геометрические фигуры, различные изображения, то есть ориентируются в замкнутом двухмерном пространстве песочного ящика или таза.

Если на первом этапе обучения в играх с песком дети знакомятся со свойствами и качествами этого материала, то на последующих этапах у детей формируются действия с математическим содержанием, развивается речь, так как игры требуют речевого сопровождения, диалога с партнером по игре (взрослым или сверстником). Кроме того, игры могут проводиться на фоне чтения литературных произведений, возможно обыгрывание ситуации из них. (Игра «Следы»).


В играх с песком дети учатся моделировать пространственные отношения, представленные в различных ситуациях сказок, стихотворений, задач, располагая игрушки относительно себя (в середине песочного ящика, сверху от середины, с правой стороны от середины ящика, с левой, в правом верхнем углу песочного ящика, в левом нижнем углу).

Играя с песком, дети по просьбе педагога производят различные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительно восприятия. (Игра «Спрячь игрушки»).

Играя с песком, дети учатся сравнивать группы множеств, выкладывая в ряд заданное количество, например, камешков и располагая под ними такое же количество (большее или меньшее) ракушек. Эти же упражнения проводятся на основе тактильного восприятия, когда дети производят различные счетные действия с игрушками с закрытыми глазами, используя только тактильные ощущения.

Так детям старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта требуется длительное время для становления умения создавать игровую ситуацию с математическим содержанием, как с помощью взрослого, так и самостоятельно на основе представлений, полученных ранее. Поэтому в процессе индивидуальной работы педагог, предлагая ребенку самостоятельно поиграть с песком, создает условия для решения проблемных ситуаций, требующих от ребенка элементарных знаний о форме, величине, пространстве и количестве. Например, предлагая ребенку поиграть с формочками, «испечь куличики», педагог дает ему формочки в виде цифр или геометрических фигур. По ходу игры он заинтересованно обращается к ребенку с просьбой научить его «печь» такие же куличики. (Игровая ситуация «Мы печем отличные пирожки-цифры» (геометрические фигуры).

Для детей старшего дошкольного возраста организуются игры с песком, направленные на развитие у них представлений о системе координат (о горизонтали) и формирование способности использовать поверхность стола в качестве системы отсчета. Для этого прозрачные банки с крышками, бутылки с закрывающимися горлышками на четверть наполняются сыпучим материалом. Ребенок должен определить, как будет располагаться песок при различных наклонах банки (бутылки), и обозначить угол наклона песка на рисунках таких же по форме емкостей, изображенных на различных наклонных положениях относительно стола. (Игровое упражнение «Определение наклона песка в банке»).


В играх-занятиях с песком активно развивается барическое чувство. Для этого им предлагается пересыпать песок из мисок в разные по объему непрозрачные банки с крышками. Количество песка в мисках должно значительно различаться по весу. Ребенок пересыпает песок из мисок в банки. Педагог закрывает их крышками, переставляет банки и просит ребенка расставить их по порядку – от самой тяжелой к самой легкой (и наоборот) только на основе барического чувства. Затем ребенку предоставляется возможность проверить свои действия: песок из банок пересыпается обратно в миски, и зрительно определяется его количество.

На поверхности песка насыпанного в прямоугольные подносы, палочкой или указательным пальцем ведущей руки, используя зрительное, слуховое или тактильное восприятие, дети могут рисовать разное количество фигур, прорисовывать различные линии, отличающиеся по длине, ширине, форме (извилистые, прямые). (Игровое упражнение «Рисуем фигуры на песке»).

В процессе игр с песком обращается внимание на развитие речи детей, в том числе на обогащение антонимического словаря, обозначающего:



  • Явления природы (намочить песок - подсушить песок)


  • Физические качества свойства предметов (легкий – тяжелый, большой – маленький комок из песка и т.п.)


  • Количество, порядок, последовательность их расположения (много – мало, первый – последний и т.п.)


  • Движение, перемещение, изменение положения в пространстве (подходить – отходить, подсыпать – отсыпать и т.п.)



При этом необходимо активно развивать речевое и неречевое общение детей и взрослых, друг с другом. Этому способствуют совместные игры с песком, совместное их планирование.

Учитывая роль музыкального воспитания в развитии детей, элементы игр с сыпучими материалами могут использоваться в музыкально-дидактических играх, в ходе которых развиваются серийность и координация движений, восприятие и воспроизведение простейших ритмических структур с ритмическим проговариванием в такт музыке и движениям.


Игры с песком и другим сыпучим материалом могут стать основой для режиссерских игр с объемными игрушками. В этом случае песочный ящик используется как плоскость для моделирования ситуации сказки. Для таких игр подбираются специальные пластмассовые игрушки (по сказкам), веточки (деревья), шишки (деревья, кусты), семена тыквы, камешки, ракушки (из них выкладываются дорожки, река и т.п.) и т.д.

После того как дети познакомились со сказкой, стихотворением, рассказом, проводятся театрализованные игры по их сюжету, в которые вполне можно включить элементы игр-занятий с природными материалами, рукотворными предметами (игрушками, реальными предметами, как натуральными, так и предметами-заместителями). (Сказка «Маша и медведь»).

Природный материал может помочь детям в процессе рассказывания стихотворений или короткий рассказов. В этом случае игры проводятся на основе упражнений, сочетающих речь с движениями. Ребенок в таких играх выполняет действия от имени персонажей. В качестве базового игрового пространства используются песочные ящики, большие подносы, наполненные песком, камешками, листьями и другими природными материалами. Это зависит от содержания стихотворений или рассказов, которые разучиваться, рассказываются детьми. (Игра – занятие «Кукла Маша гуляет по песку»). (2; 42-65)




следующая страница >>