prosdo.ru
добавить свой файл
1
Российский Государственный Университет Физической Культуры,


Спорта и Туризма

Реферат

по биомеханике
Тема: «Пути повышения эффективности техники прыжка в длину с разбега»

Выполнила: студентка 2-го курса,

специализации ТиМ шахмат

Крыска Лариска


План


1. Основные понятия

2. Цель, задачи прыжка в длину с разбега

3. Факторы, влияющие на результат в прыжке в длину с разбега

4. Основные законы биомеханики, применимые к прыжку в длину с разбега

5. Пути повышения эффективности техники прыжка в длину с разбега

Список источников


1. Основные понятия
Техника прыжков в длину с разбега имеет три разновидности: «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы».

Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части: разбег, отталкивание, полет и приземление.
Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости, которую может развить спортсмен, в отличие от других видов прыжков. Сам разбег условно можно разделить на три части: начало разбега, приобретение скорости разбега, подготовка к отталкиванию.
Отталкивание. Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод, некоторые спортсмены ставят ногу с пятки. В обоих случаях возможно некоторое скольжение стопы вперед на 2 — 5 см, особенно это наблюдается при постановке ноги с пятки, так как на ней нет шипов и она может скользить вперед. Этому способствует также нерациональная постановка толчковой ноги, расположенной слишком далеко от проекции ОЦМ.

Цель отталкивания — перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета тела прыгуна, т.е. придать телу начальную скорость. Оптимальный угол отталкивания находится в пределах 75°, а оптимальный угол вылета — в пределах 22°. Чем быстрее отталкивание, тем меньше потери горизонтальной скорости разбега, а значит, увеличится дальность полета прыгуна.

Полет. После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, где все движения подчинены сохранению равновесия и созданию оптимальных условий для приземления. Отталкивание придает ОЦМ траекторию движения, определяющуюся величиной начальной скорости вылета тела прыгуна, углом вылета и высотой вылета.

Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части: 1) взлет, 2) горизонтальное движение вперед и 3) подготовка к приземлению.
Приземление. Эта заключительная часть прыжка имеет большое значение для его дальности. Подготовка к приземлению начинается в последней части полета, когда ОЦМ прыгуна опускается до высоты его во время отталкивания. Прыгун выпрямляет ноги в коленных суставах, плечи уходят вперед, руки, чуть согнутые в локтевых суставах, отводятся как можно дальше назад. Для эффективности приземления надо удерживать ноги так, чтобы их продольная ось была под более острым углом к поверхности приземления.

После соприкосновения стоп ног с поверхностью приземления (песком) прыгун активно посылает руки вперед, сгибая ноги в коленных суставах и выводя ОЦМ за линию касания песка стопами. Некоторые прыгуны применяют приземление с боковым уходом, т.е. после касания песка стопами прыгун в большей степени расслабляет ту ногу, в сторону которой он будет делать уход, при этом, активно помогая себе руками и плечами, осуществляется резкий поворот в сторону ухода. Поворот выполняется движением через спину, т. е. назад, одновременно выводя другое плечо и руку вперед. Необходимо помнить, что преждевременное выведение рук вперед вызовет опускание ног вниз и приведет к раннему касанию места приземления.

2. Цель, задачи прыжка в длину с разбега
Цель- достигнуть наибольшей горизонтальной длины прыжка с разбега.
Задачи:

Задача 1. Создать представление о технике изучаемого способа прыжка Средства: Объяснение деталей техники прыжка в длину. Демонстрация кинокольцовок, кинограмм и т.п. Показ техники прыжка с полного или среднего разбега.


Задача 2. Научить технике отталкивания. Средства: а) имитация движения рук и ног в отталкивании. И.п. - толчковая нога и разноименная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенос веса тела на толчковую ногу с одновременным подъемом согнутой в колене маховой ноги и сменой положения рук; б) и.п. - то же, только толчковая нога на скамейке, маховая внизу. Выпрямление толчковой ноги с одновременным подъемом маховой и сменой положения рук; в) то же, но с отталкиванием вверх-вперед и приземлением на две ноги; г) и.п. - стоя на расстоянии одного шага от скамейки, маховая нога впереди. 1. - шаг толчковой на скамейку, 2 - шаг маховой на более высокий (по отношению к скамейке) барьер или опору; д) прыжок "в шаге" с двух-четырех шагов разбега с приземлением на маховую ногу; е) то же с приземлением в положение выпада; ж) отталкивание с двух-четырех беговых шагов с напрыгиванием маховой ногой на гимнастический снаряд; з) прыжки "в шаге", отталкиваясь при медленном беге через один шаг и то же, отталкиваясь через два шага на третий. Методические указания. На отталкивание нога ставится сверху на всю ступню. При завершении отталкивания толчковая нога должна полностью выпрямляться во всех суставах. Мах выполняется энергичным движением согнутой в коленном суставе ногой. Туловище необходимо удерживать в вертикальном положении.

Задача 3. Научить технике приземления. Средства: а) прыжок в длину с места толчком двух ног; б) прыжок на возвышение с приземлением на две ноги; в) прыжок в длину короткого разбега через препятствие; г) прыжок в длину с шести-восьми беговых шагов в обозначенное место приземления. Методические указания. Во время приземления стопы ног ставятся параллельно, на ширине плеч. В момент приземления необходимо аммортизационное сгибание ног во всех суставах до положения глубокого приседа. Для предотвращения падения назад нужно голову и плечи наклонить вперед-вниз с одновременным выведением рук вперед.

Задача 4. Научить сочетанию разбега с отталкиванием. Средства: а) прыжки "в шаге", отталкиваясь при быстром беге на каждый пятый шаг; б) пробегание по разбегу шесть-восемь беговых шагов с обозначением отталкивания; в) то же с разметкой последних шагов; г) то же с прыжком; д) прыжки в длину с короткого и среднего разбега. Методические указания. Скорость в разбеге должна нарастать постепенно. Последний шаг несколько короче предпоследнего за счет активной постановки ноги на отталкивание "загребающим" движением. При обучении зона отталкивания должна быть увеличена до 40-50 см.


Задача 5. Научить движениям в полете. Способ "согнув ноги" Средства: а) прыжок с места через препятствие с подтягиванием колен к груди; б) прыжок с места на возвышение с приземлением в положение "сидя"; в) то же с шести-восьми беговых шагов; г) прыжок с шести-восьми шагов разбега через препятствие, расположенное ближе к месту приземления; д) прыжок с шести-восьми шагов разбега через два барьера, расположенных друг за другом; е) прыжки в длину способом "согнув ноги" с различных по длине разбегов. Методические указания. Для уменьшения вращательного момента вперед корпус в полетной фазе необходимо удерживать в вертикальном положении, чему способствует подъем рук вверх. Способ "прогнувшись" Средства: а) имитация полетной фазы: прыжок вверх с подтягиванием стоп и легким прогибанием туловища; б) имитация движения ног в висе на перекладине; в) прыжок с пяти-шетси беговых шагов с опусканием маховой ноги и отведением обеих ног назад; г) то же, но в сочетании с движением рук вверх- в стороны; д) прыжок в длину способом "прогнувшись" с двух-трех шагов разбега, отталкиваясь от возвышения; е) прыжки в длину способом "прогнувшись" с различных по длине разбегов. Методические указания. Прогибание туловища в полетной фазе осуществляется за счет активного движения таза вперед и отведения плеч назад.

Задача 6. Определить длину полного разбега. Средства: а) бег с двумя-тремя наращиваниями скорости, имитирующей набегание; б) разбег с шести-восьми беговых шагов с обозначением отталкивания; в) пробежки по сектору с целью определения оптимального разбега. Методические указания. При выполнении упражнений, имитирующих набегание, скорость наращивается за счет увеличения темпа движений. После разбега с обозначением отталкивания приземление осуществляется на маховую ногу с последующем пробеганием. Скорость разбега равномерно повышается до момента окончания отталкивания.

Задача 7. Совершенствование техники прыжка в длину в целом. Средства: а) бег в ритме разбега с обозначением отталкивания; б) прыжки в длину с короткого, среднего и полного разбега осваеваемым способом.

3. Факторы, влияющие на результат в прыжке в длину с разбега

Длина полета зависит от следующих факторов:


  • начальной скорости вылета ОЦМ;

  • угла вылета;

  • высоты вылета ОЦМ;

  • силы сопротивления воздуха.


Для определения длины полета Н.А. Бернштейн предложил использовать следующую формулу:



где S – длина прыжка, υо – начальная скорость вылета ОЦМ, α - угол вылета, g – ускорение свободного падения тела.

Начальная скорость вылета – это скорость, которую имеет ОЦТ тела в момент окончания отталкивания.

Угол вылета – это угол между вектором начальной скорости вылета и горизонталью в направлении движения. Как показали экспериментальные исследования, велечина угла вылета гораздо меньше теоретически предсказанного, она находится в пределах 18-24 градуса.

Из уравнения видна особая зависимость результата от начальной скорости вылета тела, т.к. эта зависимость квадратичная.

Исходя их того, что скорость вылета в большей степени зависит от скорости разбега, то можно предположить тесную связь между данным показателем и результатом в прыжках в длину.

Улучшение результатов в прыжках связано с повышением скорости бега. Полученные коэффициенты корреляции показывают, что наибольшее значение скорость бега имеет у менее подготовленных прыгунов. Влияние скорости бега в разбеге на итоговый результат прыжка уменьшается с ростом результатов спортсменов. В связи с этим автор считает, что по мере укрепления организма и улучшения специальной физической подготовленности все большее значение приобретает техника, и поэтому результаты прыжков в длину меньше зависят от скорости разбега.

Для достижения более высоких результатов в прыжках в длину необходимы следующие условия: большая скорость бега перед отталкиванием, оптимальный угол вылета после отталкивания, наименьшая потеря скорости после отталкивания (высокая начальная скорость полета). Также этому способствует возможность прыгуна развивать максимальные усилия при отталкивании за минимальное время (большая мощность отталкивания).


Прыгуны высокого класса отличаются способностью создавать более высокий взлет с наименьшими потерями движения вперед, что объясняется их эффективной техникой и главным образом высоким уровнем специальных скоростно-силовых качеств. Чем больше силы приходится на килограмм веса прыгуна (при прочих равных условиях), тем быстрее и эффективнее он может оттолкнуться. Следовательно, прыгунам особенно необходимо повышать силу мышц и скоростно-силовые качества, не имея лишнего веса.

4. Основные законы биомеханики, применимые к прыжку в длину с разбега

В 30-х годах появился способ «прогнувшись», или, как его тогда называли по имени финского прыгуна, «Туулос». После взлета прыгун опускает маховую ногу, присоединяя ее к толчковой. Обе ноги оказываются несколько позади туловища, прыгун прогибается в поясничном и грудном отделах позвоночника, полусогнутые руки быстро отводятся в стороны-назад. В первой половине полета прыгун сохраняет положение прогнувшись. К моменту приземления тело сгибается, туловище наклоняется вперед, быстро выносятся вперед ноги, а руки возвращаются в исходное положение. Недостаток способа «прогнувшись» в том, что прыгун начинает прогибаться еще при отталкивании, снижая тем самым дальность прыжка.
Для обоих рассмотренных способов прыжка характерен резкий переход от одних движений к другим при группировке или прогибе. Поэтому позднее стали отдавать предпочтение прыжку способом «ножницы», где ноги совершают в полете такие движения, как и при беге, делая два с половиной или три с половиной шага. Все движения в таком прыжке естественно следуют одно за другим, и координация движений при разбеге не нарушается.
Оптимизируя двигательную деятельность при прыжке в длину, необходимо увеличивать скорость вылета и правильно выбирать угол вылета. И то и другое осуществляется исходя из тех же закономерностей, что и при метаниях.

Скорость спортсмена в момент окончания отталкивания— наиболее важная из характеристик, определяющих дальность прыжка. Она зависит от скорости, развиваемой спортсменом при разбеге, и потерь скорости, связанных с необходимостью точно попасть толчковой ногой на брусок отталкивания. Таким образом, оптимизация разбега заключается в нахождении компромисса между скоростью и точностью. Поиск такого компромисса осложняется весьма значительными величинами силы действия прыгуна на брусок отталкивания, достигающей нескольких тысяч ньютонов (см. рис. 105).

В последние 3—4 шага перед отталкиванием спортсмен приводит туловище в положение, близкое к вертикальному, и снижает высоту общего центра масс тела. Эти изменения положения тела сопровождаются удлинением предпоследнего шага и соответствующим укорочением последнего.
Назначение отталкивания — сообщить телу вертикальную скорость, сохраняя как можно большую горизонтальную скорость. Здесь спортсмен также встречается с противоречием, разрешение которого суть одна из задач оптимизации. У современных прыгунов экстра-класса при скорости разбега свыше Юм/с время отталкивания составляет 0,11—0,13 с, а угол отталкивания 19—25°, что много меньше оптимального при метаниях (45°).

5. Пути повышения эффективности техники прыжка в длину с разбега
Традиционная методика обучения технике прыжка в длину недостаточно эффективна из-за тенденции к усвоению внешней формы упражнения, подражанию эталону, образцу, а не осмыслению внутреннего содержания двигательного действия.

В этой связи представляет определенный интерес рассмотрение взаимосвязи специальных и специфических координационных способностей с двигательными умениями и навыками, в факторе "техника-координация".

Результаты развития специальных и специфических координационных способностей обобщаются в понятии "общие координационные способности " или "общая координационная готовность".
Специфические координационные способности никогда не проявляются изолированно, а всегда взаимодействуют с другими координационными способностями и часто одновременно с кондиционными, интеллектуальными и волевыми в комплексе.

Увеличения результата в прыжках в длину можно добиться при помощи педагогического воздействия на выявленные комплексы специфических координационных способностей фоновых уровней управления: способностей к динамическому равновесию, дифференцированию и воспроизведению основных параметров прыжка (временного, силового, пространственного). Причем воздействие на временной параметр должно стать ведущим.

http://planetadisser.com/see/dis_83740.html
http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2006N4/p35-38.htm
http://www.fizkult-ura.ru/node/421
http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=6014&p_page=1