prosdo.ru
добавить свой файл
1
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ N6. Сказки А.С. Пушкина.

Задание:


  1. Прочитать все сказки А.С. Пушкина.

  2. Подготовить анализ двух («Сказки о царе Салтане» и «Сказки о рыбаке и рыбке») по плану занятия.

  3. Рассказать об одном из иллюстраторов сказок А.С. Пушкина.


План занятия.

  1. История создания и публикации сказки. Основная идея.

  2. Особенности сюжета и композиции.

  3. Система образов, характеры героев, способы их создания (поступки героев, элементы психологизма, портрет, речь, пейзаж, деталь).

  4. Способы выявления авторской позиции.

  5. Иллюстрации к сказке А.С. Пушкина: В. Конашевича, И. Билибина, М. Врубеля, В. Милашевского и др.

  6. Народность сказок. Конкретно-историческое и общечеловеческое в сказках.



Литература:

  1. Непомнящий В. Поэзия и судьба. – М., 1983, – С. 143-211.

  2. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 30 годы (1833-1836). – Л., 1982. – С. 131-144.

  3. Леонова Т. Г. Русская литературная сказка 19 века в её отношении к народной сказке. – Томск, 1989.

  4. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. – М., 1989.

  5. Шаврыгин С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века. – Ульяновск, 1991. – С. 17-41.

  6. Слонимский А.Л. Мастерство А.С. Пушкина. – М.,1963.

  7. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: в 2 ч. – М., 1999. – Ч.1. – С. 45-75.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ N7. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок».

Задание:

  1. Найти сведения об истории создания сказки и об её авторе.

  2. Выписать из произведения несколько пословиц, поговорок, загадок, устойчивых речевых оборотов.

  3. Индивидуальное задание: сопоставить сказку П.Ершова с народной сказкой «Волшебный конь».


План занятия.


  1. История создания сказки и появления в печати. Народные источники сказки и мотивы народных сказок, вошедшие в сюжет «Конька-горбунка».

  2. Сюжетно-композиционное своеобразие сказки в целом и её первой части. Реализм сказки. Нравственно-философский смысл первой части.

  3. Своеобразие 2 и 3 части сказки. Сатирическое начало в сказке.

  4. Образная система: Иван, конёк-горбунок, братья, царь, образ сказителя. Каков основной философский смысл сказки?

  5. Своеобразие языка сказки (Использовать выписки из текста к заданию № 2).



Литература:

  1. Азадовский М. Автор «Конька-горбунка». // Ершов П. Стихотворения. Л., 1936. – С. 5-38.

  2. Лебедев Ю.В. Русский сказочник. // Литература в школе. – 1990. – №2. – С. 2-12.

  3. Шаврыгин С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века. – Ульяновск, 1991. – С. 41-54.

  4. Лупанова И.П. П.П. Ершов. // Ершов П.П. Конёк-горбунок. Стихотворения. Л., 1976. – С.5-52.

  5. Овчинникова С. «Вся моя заслуга тут…» // Дошкольное воспитание. 1990. – №6. – С. 58-64 (по биографии П.Ершова).

  6. Мадер Р.Д. П.П.Ершов и его сказка «Конек-Горбунок». // Литература в школе.-2001.-№6.-С. 20-22.