prosdo.ru
добавить свой файл
1
Часть первая


15 ноября 1978

Слово “ответственность” следует понимать во всем его значении. Слово это происходит от слова «отвечать», то есть реагировать и реагировать не частично, а целиком. Ответственность также значит, что вам нужно обратиться к своему прошлому, к своим корням, а значит, вернуться к вашей обусловленности. В общепринятом понимании слова ответственность – это действие, которое предпринимает человек в соответствии с влиянием, оказанным на него обществом, то есть, в соответствии с его обусловленностью. Культура и общество, в котором живет человек, естественно, ставит свои условия, независимо от того, является ли эта культура родной или культурой другой страны. На события, происходящие вокруг нас, мы отвечаем, исходя из этих условий. И это ограничивает нашу ответственность. Родились ли вы в Индии, Европе, Америке или еще где-то, ваша реакция будет соответствовать религиозным суевериям (организованные религии - это не более, чем структурированная система суеверий), или идеям национализма, или научным теориям. Все это создает условия для реакции личности и, соответственно, делает ее ограниченной и конечной. И из этого всегда возникает противоречие, конфликт и всевозрастающее смятение. Это неизбежно рождает разделение между людьми. А разделение, в конечном счете, рождает не только конфликты и насилие, но и войну.

Если понимать настоящее значение слова ответственность, а так же наблюдать за тем, что происходит в современном мире, то становится понятно, что ответственность нынче стала безответственностью. Понимая, что такое безответственность мы начнем понимать, что есть ответственность. Ответственность должна быть целостной, касающейся не только отдельного человека, семьи, определенной идеи или верования, но касающейся всего человечества.

Различные культуры нашего мира придают особое значение разделению, которое называется индивидуализмом. Это приводит к тому, что каждый делает то, что пожелает или использует свой маленький талант, приносящий большую или не очень пользу его хозяину и обществу. Главы тоталитарных государств хотят, чтобы мы верили, что лишь Государство имеет значение, а не человеческие существа. Государство – это лишь идея, понятие, а человек, хотя он и живет в государстве, - это не просто идея. А страх – это действительность, а не понятие.


Психологически, человек – это все человечество. Он не только представляет его, но сам является всеми человеческими особями. Он – душа человечества. Общество создает иллюзию, что каждый человек различен. На протяжении веков человечество живет в этой иллюзии, которая уже стала реальностью. Если вы внимательно изучите свою собственную психологическую структуру, то станет ясно, что когда вы страдаете, то все человечество страдает в той или иной степени. Если вы одиноки, то одинок весь мир. Все люди в этом мире знают, что такое агония, ревность, зависть и страх. Поэтому, если смотреть изнутри, на психологическую составляющую – мы все одинаковы. Могу быть физиологические и биологические различия. Один низкий, другой высокий, и так далее. Но в общем и целом один человек представляет собой все человечество. Психологически, вы – это мир. Вы ответственны за всех людей, а не только за себя как за отдельно взятую личность. Это лишь психологическая иллюзия. Твой ответ, как ответ представителя всей человеческой расы, должен быть целостным, а не частичным. Таким образом, ответственность приобретает совершенно иное значение. Каждый должен научиться искусству ответственности. Если каждый полностью осознает всю значимость факта, что психологически он есть мир, тогда ответственность станет непреодолимой любовью. Тогда каждый будет заботиться о ребенке, не только присматривая за ним в его нежные годы, но следя за тем, что он понимает значимость ответственности на протяжении своей жизни. Искусство ответственности включает в себя поведение, способ мышления и важность правильных действий. В наших школах ответственность перед землей и природой является частью обучения, мы не делаем упор лишь на академическое образование, хотя оно тоже необходимо.

Затем мы можем задать вопрос – чему учит учитель и что получает от него ученик или, если мылить шире – чему ученик учится у учителя? Какая функция у педагога? Является ли этой функцией лишь обучение физике и алгебре или же пробуждение в ученике, а так же в самом педагоге, огромного чувства ответственности? Можно ли совмещать эти две вещи - академические знания, которые помогут в карьере и ответственность перед всем миром и жизнью? Или их нужно разделять? Если их разделить, то это станет причиной противоречий в жизни педагога. Он станет лицемером и, несознательно или преднамеренно, будет вести две параллельные жизни. Человечество живет в подобном разделении. Поведение человека дома отлично от его поведения на фабрике или в офисе. Мы задали вопрос – можно ли объединять две функции преподавания, возможно ли это. Когда задается подобный вопрос, то мы не должны на него отвечать: «да, это возможно» или же «нет, такого быть не может». Мы должны выяснить истинный смысл самого вопроса. Поэтому очень важно, с какой стороны вы подходите к нему. Если вы рассматриваете его с помощью обусловленной и ограниченной части вашего разума, то и смысл будет понят лишь частично. Нужно рассмотреть этот на вопрос на свежую голову. Только тогда вы обнаружите всю его поверхностность. Потому что если рассматривать его непредвзято, то вы увидите, как два потока сливаются в огромной реке, которая является вашей жизнью, вашей ежедневной жизнью, наполненной ответственностью.


То ли это, чему вы учите? И осознаете ли вы, что педагог – величайшая из профессий? Это не просто слова, это реальность, которую нельзя игнорировать. Если вы не верите этому, то вам стоит подыскать себе другую профессию. Тогда вы продолжите жить в той иллюзии, которое человечество создало для себя.

Поэтому мы снова можем спросить – чему вы учите, и чему учится ученик? Создаете ли вы атмосферу, в которой действительно происходит познание? Если вы поняли всю обширность и красоту ответственности, тогда вы полностью держите ответ за ученика – за то, что он одевает, что он есть, как он говорит и так далее.

Из этого вопроса рождается следующий – что такое познание, обучение? Большинство из нас, вероятно, даже не задавались подобным вопросом. А если и задавались, то отвечали на него традиционно, согласно накопленным знаниям, которые, в сочетании с каким-либо навыком или без него, помогают заработать на жизнь. Это то, чему учат в обычных школах, колледжах, университетах и прочих учреждениях. То, ради чего существуют все эти структуры. Одно из величайших влияний социальной среды - это доминирование фактических знаний, мозг никогда не бывает свободен от них. Мозг, как в смирительной рубашке, заключен в ловушке уже известных фактов. Разум никогда не бывает достаточно свободен для того, чтобы исследовать новые пути жизни, которые основаны на чем-то вовсе не известном. Знания создают узкую или широкую тропинку, и каждый боится свернуть с этой с тропинки, пребывая в уверенности, что она безопасна. Но это безопасность разрушается конечностью и ограниченностью уже познанного. Тем не менее, человек жил и продолжает жить подобным образом.

Так есть ли путь познания, которое не превратило бы нашу жизнь в рутину, в путь по протоптанной колее? Что же такое познание? Каждый должен четко осознавать, каковыми бывают пути познания. Можно сперва получить знание и далее действовать в соответствии с полученными знаниями – будь они техническими или психологическими. Или же, наоборот, сначала действовать и уже затем получать знание. Знание – это всегда прошлое. Возможно ли действовать, не обременяя себя тяжкой ношей накопленных людьми знаний? Да, это возможно. Если воспринимать познание, обучение не так, как мы привыкли, а считать его чистейшим наблюдением. Не продолжительным наблюдением, которое затем превратиться в память, а наблюдением от момента к моменту. Наблюдатель представляет собой саму суть знания, на предмет своего наблюдения он накладывает то, что он получил из своего опыта и сенсорных реакций. Наблюдатель всегда манипулирует предметом своего наблюдения, и в итоге то, за чем он наблюдает, превращается в знание. Поэтому он остается заключен в рамках старых традиций.


Познание – это наблюдение. Наблюдение не только за тем, что происходит вокруг, но и наблюдение за внутренними процессами. Наблюдение без наблюдателя.

1е Декабря, 1978

Вся жизнь – это познание. Не бывает времени, в которое не происходило бы познания. Каждое действие – это познание, и взаимоотношения – это познание. Накапливание знаний – это то, что мы привыкли называть познанием. Это необходимо, в определенных пределах, но именно эти пределы мешают нам понять самих себя. Знания можно измерить, а настоящее познание – нельзя. Очень важно это понять, особенно если вы познали истинный смысл религиозной жизни. Знание – это память. Если вы наблюдаете за моментом, за настоящим – то это не память. Памяти нет места в наблюдении. Настоящее – это то, что происходит здесь и сейчас. Секундой позже его уже можно измерить, потому что оно стало памятью.

Наблюдение за движениями насекомого требует внимания. Если, конечно, вам интересно наблюдать за насекомым или за чем-то другим, что вас интересует. Внимание это нельзя измерить. Педагог должен понимать природу и структуру памяти, ее ограниченность, и он должен помочь ученику увидеть это. Мы учимся у книг или у преподавателя, у которого имеется много знаний о предмете и ум наш заполняется ими. Информацией о природе, о разных вещах, находящихся все нас самих. А когда мы хотим изучить себя, то мы обращаемся к книгам, рассказывающим о нас. Этот процесс бесконечен, и он продолжается и продолжается до тех пор пока, в конечном итоге, мы не становимся второсортными людьми. Ясно видно, что это происходит во всем мире, и что таким образом устроено современное образование.

Как мы уже заметили, познание – это чистое наблюдение, и наблюдение это не заключено в рамках памяти. Мы учимся зарабатывать на жизнь, но не живем. Мы тратим всю нашу жизнь на то, чтобы научиться зарабатывать деньги. У нас не находиться времени на другие дела. Мы находим время на сплетни, на игры, на развлечения, но все это – не жизнь. Существует целое море, которое является жизнью, и все им пренебрегают.


Чтобы человеку научиться искусству жизни, у него должно быть свободное время. Как мы уже говорили в третьем письма, термин «свободное время» понимают совершенно неправильно. В общем и целом это означает не быть занятым теми вещами, которыми мы должны заниматься, например, зарабатыванием средств к существованию, хождением на работу и так далее. И только тогда, когда вы свободны от этих дел, у вас появляется свободное время. Когда оно у вас есть, вы хотите, чтобы вас развлекли, вы хотите расслабиться, вы хотите делать то, что вам действительно нравится. Все занятия, которые мы упомянули, по типу зарабатывания денег, являются противоположностью так называемому «свободному времени». Поэтому всегда присутствует напряжение и попытки убежать этого напряжения. Там, где есть свободное время, не должно быть напряжения. Когда у вас есть свободное время, вы открываете книгу, начинаете читать газету, или занимаетесь пустой болтовней. Это факт, это происходит повсеместно. Зарабатывание средств к существованию – это отказ от жизни.

Таким образом мы пришли к вопросу – что же такое досуг, свободное время? Досуг – это передышка от напряжения, которое мы испытываем, зарабатывая деньги. Давление, оказанное на нас работой, или же давление иного рода мы рассматриваем как отсутствие досуга. Но в нас есть напряжение, которое гораздо сильнее. И этим напряжением являются сознательные и бессознательные желания. Позже мы продолжим говорить на эту тему.

Школа - это место досуга. Вы можете познавать и обучаться лишь тогда, когда у вас есть свободное время, а значит, нет какого-либо давления. Когда на вас нападает змея или вам угрожает иная опасность, то вы испытываете напряжение, из которого можно извлечь урок. Но подобное познание, под давлением – это развитие памяти. В будущем она поможет вам распознать опасность, и вы сможете механически на нее среагировать.

Для досуга необходим свободный ум. Только тогда возможно познавать. Школа – это место не только получения знаний, но и место, где обучают познанию. Очень важно это понять. Как уже было сказано, знания необходимы, и они должны занимать свое место в жизни. К сожалению, они захватили всю нашу жизнь, не оставив места познанию. Мы так заняты зарабатыванием на жизнь, что это забирает всю нашу энергию и занимает все наши мысли. В конце рабочего дня мы так истощены, что нам необходим стимул. И мы восстанавливаемся с помощью разного рода развлечений. Такова жизнь человеческих существ. Они создали общество, которое требует от них всю их энергию, время и жизнь. Не находится свободного времени для познания, и жизнь их становится механической и практически бессмысленной. Поэтому мы должны четко представлять себе значение слов «свободное время». Это время, когда разум ничем не обременен. Это время наблюдения. Лишь свободный разум может наблюдать. Свободное наблюдение – это путь познания. Оно помогает разуму перестать быть механическим.


Так может ли преподаватель помочь ученику понять все, что было сказано о заработке и давлении, об обучении, помогающим вам получить работу со всеми прилагающимися к ней нервами, тревогами и страхами о будущем? Он сам понял суть свободного времени и чистого наблюдения, для него заработок перестал быть пыткой и страданием, преследующим его всю его жизнь. Сможет ли он помочь ученику обрести немеханический разум? Помочь расцвести добру в досуге ученика- это ответственность полностью лежит на плечах педагога. Вот почему существует школа. Потому что это ответственность учителя – взрастить новое поколение, которое изменит структуру общества. Освободит его от необходимости приносить в жертву свою жизнь и свободу, когда дело касается зарабатывания денег. Преподавание становится священным делом.

Часть вторая

1ое ноября 1983

Все люди в этом мире уверены, что педагоги знают о том, что происходит в этом мире. Люди разделяются по их расе, политическим взглядам, экономическому состоянию. Это привносит в мир жуткий хаос, становится причиной войн, политического обмана и так далее. Разделение распространяет насилие в мире и натравляет человека на человека. Такое смятение царит нынче в мире, в обществе, созданном людьми с их культурными, лингвистическими и религиозными отличиями. Все это порождает не только смятение, но и ненависть, враждебность и дальнейшие лингвистические различия. В этой ситуации на педагога возлагается величайшая ответственность. В наших школах он должен воспитать человека, который будет чувствовать свою связь с миром, который не будет националистом и не будет слепо следовать старым отмершим традициям, которые не имеют никакой ценности. Ответственность педагога становится все более и более серьезной, он должен быть максимально предан своему делу и озабочен воспитанием своих учеников.

Что на самом деле делает обучение? Помогает ли оно на самом деле человеку и его детям стать более заинтересованными, мягкими, щедрыми, может ли оно помочь человеку не возвращаться к старым шаблонам, к уродливости и порочности этого мира? Если педагог действительно заинтересован в этом, а он должен быть заинтересован, то он должен помочь ученику установить отношения с миром. Не с иллюзорным миром, романтической и сентиментальной его картиной, а с настоящим миром. А также с животными и природой - пустыней, джунглями или даже несколькими деревьями, которые его окружают. К счастью, животные не националисты, они охотятся лишь для выживания. Если педагог и ученик потеряют свою связь с природой, с деревьями, с волнующимся морем, то они, конечно, потеряют связь с человечеством.


Что такое природа? Ведется множество разговоров и предпринимается множество попыток защитить природу, животных, птиц, китов и дельфинов, очистить загрязненные реки, озера и поля. В нашем уме природа не едина так же, как и религия. Природа – это тигр, удивительное животное с потрясающей энергией и силой. Природа – это одинокое дерево в поле, это рощи и луга, это то, что робкая белка прячет в своем дупле. Природа – это и муравей, и пчелка, и все живые существа на земле. Природа – это река, и не какая-то отдельно взятая река – Ганга, Темза, или Миссисипи. Природа – это горы, покрытые снегом, с темно-голубыми долинами и вереницей холмов, встречающих море. Вселенная – это часть этого мира. Каждый должен ощущать это, а не уничтожать. Не убивать ради удовольствия и для того, чтобы на столе было мясо. Мы убиваем капусту и другие овощи, которые едим, но нужно уметь понимать разницу. Если мы не будем есть овощей, то как же мы выживем? Поэтому каждый должен с умом проводить различие.

Природа – это часть нашей жизни. Мы вырастаем из зерна, из земли, но мы теряем чувство, что мы такие же животные. Посмотри на это дерево, увидь его красоту, услышь звуки, которое оно издает, почувствуй его. Будь чутким по отношению к маленькому растению, к маленькому сорняку, к плющу, который взбирается вверх по стене. Видишь ли ты свет, падающий на листву и множество теней, окружающих ее? Каждый должен быть чутким и чувствовать единение с природой вокруг тебя. Вы можете жить в городе, но вокруг вас все равно будут деревья. Возможно, цветок в соседнем саду увядает, окруженный сорняками со всех сторон, но посмотри на него. Почувствуй себя его частью, частью все живого на земле. Если ты причиняешь вред природе – ты причиняешь вред себе.

Все это уже давно было сказано но, кажется, никто не обращает на это внимания. Неужели мы так застряли в паутине своих проблем, нашего страстного желания боли и удовольствий, что мы попросту не оглядываемся вокруг и никогда не смотрим на луну? Посмотри на нее. Посмотри на нее не только глазами, но почувствуй ее ушами и носом. Наблюдай. Смотри на нее так, как будто видишь ее в первый раз. Если ты сможешь это сделать, то ты увидишь в первый раз дерево, куст, траву. Затем ты сможешь в первый раз увидеть своих родителей, брата и сестру. Вы испытаете удивительные ощущения – удивление, необычность, чудо свежего утра, которое вы никогда не испытывали раньше. Находитесь в единении с природой, не просто на словах. Будьте частью ее, будьте осознанны, почувствуйте, что вы ей принадлежите. Найдите в себе любовь к природе, чтобы восхищаться оленем, ящерицей на стене, сломанной веткой на полу. Посмотрите без слов на вечерние звезды или зарождающуюся луну. Не говорите, что они прекрасны, повернув после этого к ним спину, привлеченные чем-то иным. Посмотрите на звезды и нежную луну так, как вы бы посмотрели на них, увидев в первый раз. Если между вами и природой есть связь, то она будет между вами и всеми людьми. Будет связь с мальчиком, которой сидит рядом, с вашим педагогом, или родителями. Мы все потеряли чувство связи. Связь – это не просто слово, означающее привязанность и заботу, но и чувство невербальной общности. Это ощущение того, что мы все человеческие существа, мы едины, мы не принадлежим ни к какой конкретно взятой группе или расе, или к каким-либо идеалам. Мы все люди и живем на удивительной и прекрасной земле.


Проснувшись рано утром, вы когда-нибудь выглядывали в окно или выходили на террасу, чтобы полюбоваться деревьями в свете весеннего рассвета? Живите с этим. Прислушайтесь к звукам, к шепоту легкого ветра, гуляющего среди листьев. Посмотрите на свет, падающий на листок, наблюдайте за выходящим из-за холма солнцем, освещающим светом долину. Наблюдайте за высохшей рекой, пасущимися животными, овечками на другой стороне холма. Посмотрите на них с чувством любви и заботы, с чувством, что вы не хотите нанести вред ни одному живому существу. Когда у вас есть такая связь с природой, то ваши отношения с другим человеком становятся простыми, ясными и бесконфликтными.

Это является одной из обязанностей педагога – не только научить математике или обращению с компьютером. Гораздо важнее иметь связь с другими человеческими существами, которые страдают, борются, испытывают на себе печаль и тягости бедности, а также с теми, что идут и покупают себе дорогую машину. Если преподаватель заботиться об этой связи, то он поможет ученику стать более чувствительным к печалям других людей, их трудностям, беспокойствам, страхам и ссорам в семье. Ответственностью педагога является воспитание в детях, в учениках чувства связи с миром. Мир может быть слишком большим, но он такой, каков он есть, это наш мир. Забота, любовь, вежливость и поведение по отношению к другим, исключающее грубость, жестокость и вульгарность – во всем этом есть естественная необходимость.

Педагог должен разговаривать о подобных вещах. И не только вербально, прежде всего он сам должен прочувствовать связь с миром, с миром природы и человека. Они взаимосвязаны, и человеку от этого не убежать. Если жить в гармонии с природой и с миром, то эта гармония естественным образом изменит мир.

15е ноября 1983

С помощью наблюдения вы, возможно, узнаете больше, чем из книг. С помощью книг мы можем изучить предмет, будь то математика, география, история, физика или химия. На страницах книг напечатаны знания, накопленные учеными, философами, археологами и так далее. Эти накопленные знания, которые человек изучает в школе, а затем в колледже или университете, если ему повезло попасть в университет, копились на протяжении веков, начиная с древнейших времен. Это знания из Индии, древнего Египта, Месопотамии, Греции, Римской империи и, конечно, Персии. На западе, как и на востоке, эти знания необходимы для карьеры, чтобы выполнять какую-либо работу – механическую ли, теоретическую, практическую, или работу, которая требует изобретательного ума. Эти знания привнесли огромный вклад в развитие технологий, особенно за последнее столетие. Существуют так же знания так называемых “священных” книг - Вед, Упанишад, Библии, Корана и Священных Писаний. Так что существуют религиозные и прагматичные книги, которые могу помочь вам обрести знания, овладеть определенными навыками, являетесь ли инженером, биологом или плотником.


В любой школе, а особенно в этих школах, большинство из нас получают знания, информацию. Это та цель, ради которой до сих пор существуют школы – чтобы собирать огромное количество информации о мире, о небесах, о том, почему море соленое, и почему растут деревья. О людях, анатомии их тел, структуре их мозга и так далее. И также о мире вокруг тебя, о природе, социальном окружении, экономике и еще о многом, многом другом. Такие знания абсолютно необходимы, но они всегда являются конечными. Сколь много бы знания в себе ни содержали, их получение всегда будет конечным. Познание является частью получения этих знаний. Они необходимы для достижения успехов в карьере, для получения работы, которая вам нравится или той, которой вам пришлось заниматься не по своему желанию, а из-за обстоятельств или требований общества.

Но как уже было сказаны, очень многое вы познаете, наблюдая окружающий вас мир. Наблюдая за вечерней звездой, небом, за созвездиями Ориона и Большой Медведицы. Вы познаете, наблюдая не только за окружающими вас вещами, но и за людьми – за их походкой, жестами, словами, которые они используют, за их одеждой. Вы наблюдаете не только за тем, что есть снаружи, но также наблюдаете за собой, почему к вам приходят те или иные мыли, почему вы ведете себя определенным образом, почему ваши родители хотят от вас того и этого. Вы наблюдаете, а не сопротивляетесь. Если вы сопротивляетесь, то вы не познаете. Или если вы приходите к какому-то выводу, вырабатываете мнение и держитесь за него, будучи абсолютно уверенным, что оно верно – вы никогда не познаете. Свобода и любопытство необходимы для познания. Необходимо постоянно наблюдать за причинами поведения людей, причинами их злости и раздражения.

Познание чрезвычайно важно, потому что оно бесконечно. Например, познание причин, побуждающих людей убивать друг друга. Конечно же, в книгах вы можете найти объяснение психологических причин жестокого поведения людей. Все это уже было сотни раз написано видными деятелями литературы в самых разных книгах по психологии. Но вы не являетесь тем, что вы читаете. Наблюдая за самим собой, вы узнаете гораздо больше о причинах своей злости, ревности и депрессий, чем вы можете узнать из книжек, которые пытаются рассказать вам, чем же вы являетесь на самом деле. Но, конечно, гораздо легче прочитать книжку, чем научиться наблюдать за собой. Наш ум привык собирать информацию извне, анализируя действия и реакции, происходящие вокруг. Разве вам не кажется, что гораздо проще следовать чьим-то указаниям, когда вам говорят, что делать? Родители, особенно на востоке, говорят своим детям, на ком им женится и какую выбрать карьеру. Так что ум соглашается с простым путем, но простой путь – это не всегда путь правильный. Вы замечали, что, помимо нескольких художников, археологов и ученых, никто уже не наслаждается своей работой? Обыкновенный, среднестатистический человек не получает совершенно никакого удовольствия от того, чем он занимается. Он подчиняется обществу, родителями и своему желанию зарабатывать больше денег. Поэтому наблюдайте, очень внимательно и аккуратно, за внешним и внутренним мирами.


Существует два способа познания. Первый способ – это сначала получить знания, закончив обучение, а затем действовать с помощью этих знаний. Большинство из нас поступает подобным образом. Второй способ – это сначала действовать и с помощью действий приобретать знания. По сути, эти пути обучения идентичны – вы приобретаете знания либо с помощью книг, либо через действия. Оба способа основаны на знаниях и опыте, которые, как уже было сказано, являются конечными.

Поэтому как педагог, так и ученик должны понять, что же такое познание. Например, вы можете учиться у гуру. Но только у правильного, разумного гуру, а не у того, что путешествует по миру, распространяя свои совершенно не сбалансированные теории лишь с целью прославиться и заработать себе состояние. Выясните, что такое познание. В наше время познание все больше превращается в одну из форм развлечения. В некоторых школах на западе ученики по окончании старших классов не умеют даже читать и писать. А когда вы знаете, как читать и писать и изучили различные предметы, вы становитесь совершенной посредственностью. Вы знаете, что означает слово посредственность? Это значит начать путь на вершину холма и остановиться, достигнув лишь середины. Вот что значит посредственность – никогда не требовать от себя большего, чем то, чего вы уже достигли. А познание бесконечно, у него на самом деле нет конца. Так откуда вы черпаете познание? Из книг? Обучаясь у преподавателя? Или возможно, если вы обладаете ясным умом, то вы познаете, наблюдая? Пока что кажется, что вы познаете мир извне и, приобретя знания, используете их в действии, поднимаясь по карьерной лестнице и так далее. Если вы учитесь у себя или, точнее сказать, учитесь, наблюдая за собой, - за всеми вашими предрассудками, устоявшимися мнениями и верованиями; если вы наблюдаете за всеми тонкостями вашей мысли, за вашей грубостью и чувствительностью, то вы сами становитесь одновременно учителем и учеником. Тогда вы внутренне ни от кого и ни от чего не зависите. Ни от книг, ни от специалиста. Хотя, конечно, если вы заболели, то вам необходим специалист. Но зависимость от кого-либо, как бы хорош этот кто-то ни был, удерживает вас от познания себя. А это очень, очень важно – познать себя. Потому что ваша суть порождает общество, которое столь агрессивно. Общество, в котором каждый ищет для себя выгоду, свой успех, свою самореализацию. Познайте себя, наблюдая за собой, а не за другими. Не заявляя: «Да, я такой и я не смогу измениться, я буду продолжать жить так же, как я жил раньше». Когда вы просто наблюдаете за собой без какой-либо реакции и сопротивления, только тогда это становиться настоящим наблюдением. Подобно пламени, оно сжигает всю глупость и все иллюзии.


Поэтому познание становиться важным. Ум, который прекращает познание, становится механическим. Он подобен зверю, привязанному веревкой к палке – он может двигаться только так, как ему позволяет длина веревки. Большинство из нас невидимой веревкой привязаны к нашему собственному, невидимому столбу. Вы продолжаете бродить в ограниченном веревкой пространстве. Вы продолжаете думать о себе на протяжении всего дня, о своих желаниях, удовольствиях и о том, чем бы вы хотели заняться. Вам ум постоянно занят вами. Это очень, очень сильное ограничение. И оно является причиной конфликтов и несчастий.

Великие поэты, художники и композиторы никогда не довольны тем, что они создали. Они всегда в процессе познания. Если вы успешно сдали экзамены и пошли на работу то это не значит, что вы закончили обучение. В познании – великая жизненная сила и энергия, особенно если это познание себя. Посмотрите на себя внимательно, так, чтобы не осталось ни одного не рассмотренного пятнышка. Наблюдая за собой, вы освобождаетесь от влияния социальной среды, оказанного на вас. Мир разделен на части из-за этого влияния – я индиец, а я американец, он – англичанин, русский, китаец и так далее. Из-за этого разделения происходят войны, убийства, несчастия и жестокость.

Поэтому как педагог, так и ученик глубже познают этот мир. Когда познают оба, то нет ни учителя, ни обучаемого. Остается лишь познание. Оно освобождает разум от мыслей о престиже, социальном статусе и позиции в обществе.

Познание приводит к равенству между людьми.