prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
Вопрос 21. Экономическое равновесие на макроуровне.

Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них

Спрос предъявляют не только физические, но и юридические лица. Поэтому в экономической науке анализируется не только спрос на отдельном товарном рынке, но и совокупный спрос.

Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.

Он включает:

  1. Совокупный спрос домохозяйств на товары и услуги (С);

  2. Спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей (И);

  3. Спрос на товары и услуги со стороны государства (Г);

  4. Спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств (чистый экспорт – ЧЭ).

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:

С + И + Г + ЧЭ.

На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относят:

  1. Эффект процентной ставки. При росте общего уровня цен повышаются и процентные ставки. Юридические лица совершают покупки в основном за счет заемных средств. Поэтому рост общего уровня цен приводит к увеличению спроса на кредитные ресурсы, повышению процентных ставок, а соответственно к сокращению спроса на товары и услуги со стороны потребителей, и наоборот.

  2. Эффект богатства. При более высоком уровне цен реальная покупательная способность накопленных финансовых активов, находящихся у юридических и физических лиц, уменьшится. Они станут беднее и будут предъявлять меньший спрос на товары и услуги, и наоборот.
  3. Эффект импортных закупок проявляется там, где имеет место изменение соотношения цен на отечественные и импортные товары. Если цены на отечественные товары будут выше цен за рубежом, то покупатели данной страны будут приобретать больше импортных товаров вместо отечественных. В то же время иностранцы будут приобретать меньше товаров этой страны, что приведет к уменьшению ее экспорта. Другими словами, при прочих равных условиях повышение уровня цен в данной стране вызовет увеличение ее импорта и сокращение экспорта, что в конечном итоге сократит чистый объем экспорта в совокупном спросе этой страны.


К неценовым факторам совокупного спроса относят:

  1. Изменение потребительских расходов:

а) благосостояние потребителей;

б) ожидания потребителей;

в) задолженность потребителей;

г) налоги.

  1. Изменения в инвестиционных расходах:

а) процентные ставки;

б) ожидаемые прибыли от инвестиций;

в) налоги с предприятий;

г) технология;

д) избыточные мощности.

  1. Изменения в государственных расходах.

  2. Изменения в расходах на чистый объем экспорта:

а) национальный доход в зарубежных странах;

б) валютные курсы.

  1. Изменение себестоимости производства продукции (изменение цены на факторы производства). Если затраты на производство снижаются, увеличивается объем производства (увеличивается объем предложения).

  2. Другие источники получения прибыли. За их счет предприятие может увеличивать производство продукции, а значит, увеличивается объем предложения.

  3. Изменение количества продавцов или покупателей.

  4. Перспективы ожидания производителя (будущих доходов). Можно прогнозировать цену, а значит и увеличение производства продукции для последующего получения прибыли в будущем.

  5. Налоги и субсидии (целенаправленная помощь государства). За счет поступления субсидий увеличивается объем производства, т.е. объем предложения. Рост налогов влечет за собой уменьшение производства и объем предложения.

  6. Уровень эффективности производства и НТП.

  7. Состояние природных ресурсов.



Вопрос 23. Понятие экономического цикла, фазы цикла.

Социально-экономические последствия кризисов

Различают два состояния, свойственные макроэкономике:
  • состояние стабильности, когда общественное производство и общественное потребление развиваются достаточно спокойно, устойчиво, внутренние и внешние механизмы не противоречивы;


  • состояние нестабильности, при котором нарушаются нормальные связи и пропорции в национальной экономике, наступает ее кризисное состояние.

Исследователи заметили повторяемость чередований спадов и подъемов производства в рыночной экономике. На основании чего был сделан вывод о цикличности макроэкономического развития. Первый экономический кризис разразился в Англии в 1825 году. В последующем кризисы стали характерным явлением и других стран с рыночной экономикой. Мировой экономический кризис разразился в 1929-1933 гг.

Экономический цикл присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики.

Экономический цикл состоит из четырех последовательных фаз:

  1. спад (кризис);

  2. депрессия (дно);

  3. оживление (расширение);

  4. подъем (бум).

1. Исходная фаза - спад (кризис) означает, что производство сокращается, безработица растет, доходы снижаются. Однако цены не сразу поддаются тенденции к снижению, они уменьшаются только тогда, когда спад становится серьезным и длительным, т.е. возникает депрессия (нижняя точка спада). Следовательно, кризис, сопровождающийся падением производства, занятости, доходов, ведет, в конечном счете, к удешевлению средств производства и последующему стимулированию инвестиций в новые предприятия, технологии и оборудование.

Спад – это: падение уровня и темпов производства, сокращение масштабов выпуска продукции; массовые банкротства промышленных и торговых предприятий; рост безработицы; расстройство рынка ценных бумаг; значительный рост нормы банковского процента.

2. В фазе депрессии (от лат. «depressio» - понижение) производство, занятость, достигнув самого низкого уровня, начинают постепенно оживать на основе новых пропорций.


При депрессии: приостанавливается спад производства и занятости; приостанавливается падение цен; устанавливается равновесие между спросом и предложением.

3. Наступает оживление: производство расширяется, пока не станет работать на полную мощность, занятость возрастает до уровня полной занятости, уровень цен начинает повышаться. Фаза оживления характеризуется началом расширенного воспроизводства и ростом выпуска продукции до уровня докризисного периода.

Итак, в период оживления: наблюдается незначительный рост производства; сокращается безработица; постепенно начинают повышаться цены; увеличение объемов кредита приводит к снижению ставки процента.

4. В фазе подъема вступают в строй новые предприятия, сокращается безработица, растут заработная плата, инвестиции. Из-за быстрого расширения производства, спроса на кредит повышаются ставки ссудного процента до уровня средней нормы прибыли. Пик цикла означает, что в экономике имеется полная занятость, производство работает на полную мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению, рост деловой активности прекращается. Фаза подъема заканчивается бумом, за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.

В период подъема: стремительно растет производство; выпуск продукции превышает предкризисный уровень; безработица сокращается до минимальных размеров; лихорадочно растут цены; активизируется рынок ценных бумаг; рост объемов кредита обусловливает снижение процентной ставки.

Кризис имеет две стороны:


  1. разрушительную, которая связана с ломкой сложившихся диспропорций;

  2. оздоровительную, поскольку выходом из кризиса становится обновление основного капитала, позволяющее перейти на новую технико-технологическую базу производства, удешевление производства товаров.

Продолжительность экономических циклов

Короткие циклы связаны с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке.


Цикличность развития экономики выступает как механизм саморегулирования рынка – происходит перепрофилирование производства, создается новая структура экономики на основе уже сложившихся производительных сил. Такие циклы протекают обычно 3-4 года.

Средние циклы (промышленные) связаны с изменением спроса на оборудование и сооружения. Направление и величина спроса зависят от достижений научно-технического прогресса, применения нового технического и технологического способа производства. Его внедрение обычно осуществляется за 8-12 лет, в течение которых устанавливается новый уровень экономического равновесия системы.

Большие циклы (50-60 лет) связаны с неравномерностью научно-технического прогресса. Периодически в экономике происходит внедрение значительных базовых нововведений, существенно изменяющих как набор предлагаемых покупателю продуктов, так и установившийся технологический уклад. Внедрение базовых нововведений вызывает бурный рост производства в передовых отраслях, а это стимулирует рост и структурную перестройку всей экономики.

Антикризисное регулирование

К настоящему времени накоплен определенный опыт антикризисной политики.

Разрушительные последствия Великой депрессии обусловили поиск путей выхода из кризиса, определения механизмов развития предпринимательства. Ориентир был сделан на политику государственного регулирования экономики, стимулирование предпринимательства с помощью политики эффективного спроса.

Ориентир делался на ускоренный рост производства за счет активности предпринимательской деятельности. При этом в период спада проводились мероприятия, направленные на стимулирование предпринимательства, а в периоды подъемы, наоборот, проводилась политика дестимулирования предпринимательства.

Вопрос 24. Рынок и государство

Экономические функции государства

В экономической литературе существуют два основных направления по вопросу экономической роли государства и отношения государства к рынку: классическое и кейнсианское.


Классическое направление (А. Смит) полагает, что рынок способен к автоматическому саморегулированию. «Невидимая рука» рынка сделает все, что нужно обществу. Цены и заработная плата – гибкие инструменты рынка – могут свободно меняться, отражая всегда равновесие спроса и предложения. Государство может повлиять лишь на уровень цен, но не на уровень занятости в стране и не на объемы производства. Если же государство не будет вмешиваться в рыночный механизм, потребители сами найдут на рынке то, что им нужно. Великая депрессия 1929-33 гг. дискредитировала эту идею и похоронила иллюзию об идеальном саморегулировании рыночной экономики.

Кейнсианское направление исходит из того, что рыночная система может долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы. Цены и заработная плата не являются идеально гибкими инструментами рынка. Дж.М.Кейнс полагал, что в помощь «невидимой руке» рынка нужна другая сила, которая корректировала бы рыночный механизм. В экономическую науку пришло новое положение: государство и рынок.

Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику связана с тем, что рынок порождает целый ряд негативных последствий:


  • Не обеспечивает полного использования ресурсов и нет должной заботы о сохранении невосполнимых ресурсов;

  • Порождает факторы, нарушающие свободу предпринимателя, например, различные формы монополизма;

  • Не разработаны экономические механизмы защиты окружающей среды;

  • Безразличен к производству общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.;

  • Отсутствуют гарантии для труда и доходов;

  • Не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот;

  • Не только обогащает, но и разоряет часть предприятий и часть населения;
  • Ему чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.п.;


  • Подвержен нестабильному развитию, существует опасность экономических кризисов.

Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость, стабильность.

1 Эффективность. Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

2. Справедливость. Государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

3. Стабильность. Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Государство берет на себя решение тех функций, которые не может осуществить сам рынок.

Государственное регулирование осуществляется через правовые регуляторы, административные и экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Цель – обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов всех участников. Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление) базируется на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. Эти методы ограничивают свободу выбора в принятии решений для субъектов рыночных отношений. В то же время носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы. Административные методы: контроль за соблюдением стандартов, установление квот, таможенных пошлин, определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций, развитие функций местного самоуправления и др.


Экономическое регулирование представляет сложное сочетание многочисленных элементов и включает в себя:


  • меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы, а также система государственных закупок;

  • косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную, таможенную и др. политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Цели стабилизационной политики: достижение необходимого уровня занятости, стабильность экономического роста, сдерживание инфляции и др.

Основные направления государственного регулирования:

1. Разработка и утверждение правовых основ экономики.

2. Определение приоритетов и целей макроэкономического развития страны, т.е. какие задачи являются первоочередными, сколько это потребует ресурсов и какой будет отдача.

3. Определение социальной политики. Важно, чтобы экономика служила человеку и социальные цели были реализованы.

4. Регулирование экономических процессов распределения и перераспределения ресурсов.

5. Стимулирование экономического роста в стратегическом плане и в периоды кризисов и социальных потрясений.

6. Охрана окружающей среды.

7. Перераспределение дохода и богатства.

8. Решение вопросов национальной безопасности страны

Вопрос 25. Инструменты государственного регулирования экономики.

Фискальная, денежная, социальная политика

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Каждый из названных инструментов выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.


Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Через правительственные расходы осуществляется не только финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, но и делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП.

Денежная политика – довольно тонкий инструмент, поскольку, влияя на денежную массу, государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым – на инвестиции предприятий и потребление населения.

Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП.

Политика регулирования доходов – один из основных инструментов борьбы с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.

Социальная политика, включающая в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п., направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения и их защиту от разрушительных последствий инфляции.

Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости и др.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Вопрос 26. Сущность и функции денег.




следующая страница >>