prosdo.ru
добавить свой файл
1
ПЛАНЫ-ЗАДАНИЕ С8.


Шаблон для написания плана (задания С8)

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «………….». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


I.Понятие «………..»

II.Основные принципы

1)……………………………

2)…………………………..


III. Специфические признаки (особенности)

1)……………………………


2)…………………………..


IV. Формы (типы, виды, классификации)

1)……………………………

2)…………………………..

V. Основные функции (важнейшие задачи)

VI.Тенденции развития в современном мире, в РФ.

VI.Значение…………….в развитии общества, личности.



ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ИЗ ЕГЭ ЗА 2010-2011 ГОД (в алфавитном порядке) И ОТВЕТЫ


  1. Биологическое и социальное в человеке.

  2. Вертикальная социальная мобильность.

  3. Виды знаний.

  4. Государство в рыночной экономике.

  5. Гражданство РФ.

  6. Деятельность человека в ее многообразии.

  7. Избирательная система

  8. Конституция РФ

  9. Культура в современном мире

  10. Малая социальная группа и ее роль в обществе.

  11. Многовариантность и движущие силы развития общества

  12. Многообразие путей познания мира.

  13. Многопартийность и партийные системы.

  14. Молодежь как социальная группа

  15. Мораль как регулятор социальных отношений.

  16. Налоги в РФ.

  17. Наука в жизни современного общества
  18. Образование как социальная ценность


  19. Общение как форма межличностных отношений

  20. Общественный прогресс.

  21. Общество и его структура (общество как система)

  22. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

  23. Отклоняющееся поведение и его виды.

  24. Познание человеком мира и самого себя

  25. Политическая система и ее роль в обществе.

  26. Политические организации.

  27. Потребности и интересы человека.

  28. Проблема познаваемости мира.

  29. Религия в современном мире.

  30. Рынок и рыночный механизм

  31. Рынок как саморегулирующаяся система.

  32. Рынок труда.

  33. Семья и ее роль в современном обществе.

  34. Система органов государственной власти РФ.

  35. Система российского права

  36. Социализация индивида

  37. Социальный контроль в обществе.

  38. Социальный конфликт и способы его разрешения.

  39. Социальная мобильность.

  40. Экономический рост и развитие.


Биологическое и социальное в человеке.

1)Сущность человечекой природы

2)Основные теории происхождения человека

а)религиозная

б)эволюционная Ч.Дарвина

в)трудовая Ф.Энгельса

3)Биологическое в человеке:

а)инстинкты

б)гены,задатки

в)особенности телосложения

г)темперамент (особенности психики)

4)Социальное в человеке (приобретенное в обществе)

а)культура, нормы поведения

б)характер (индивидуальное сочетание свойств личности)

в)ценности

г)знания и умения

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Вертикальная социальная мобильность.


1)Понятие «вертикальная социальная мобильность»

2)Виды вертикальной социальной мобильности по направленности перемещения.

а)восходящая вертикальная социальноая мобильность

б)нисходящая вертикальная социальная мобильность

3)Виды вертикальной социальной мобильности по количеству совершающих перемещение

а)индивидуальная вертикальная социальная мобильность

б)групповая социальная мобильность.

4)Социальные лифты.

а)армия б)церковь в)школа г)семья

д)профессиональная деятельность

5)Особенности вертикальной социальной мобильности в современной России.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Виды знаний.

1)Понятие «знание»

2)Познание-как процесс получения знаний

3)Основные виды знаний:

а)обыденные знания

б)образно-художественные знания

в)религиозные

г)паранаучные знания

д)научные знания

4)Особенности социального познания (получения знаний об обществе и человеке)

а)совпадение субъекта и объекта познания

б)сложность объекта познания-общества

5)Особенности научного знания:

а)объективность

б)доказательность выводов

в)непротиворечивость

г)наличие эмпирического и теоретического уровня

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Государство в рыночной экономике:

1)Понятие «рыночная экономика».

2)Слабые и сильные стороны рынка

3)Направления государственного регулирования экономики.

а)бюджетно-налоговая политика

б)кредитно-денежная политика

в)правовое регулирование

г)социальноя политика

4)Концепции государственного регулирования экономики:

а)монетаризм (освобождение от опеки государства)


б)кейнсианство (теория государственного регулирования).

Гражданство РФ.

1)Понятие «гражданство»

2)Принципы гражданства РФ.

3)Основания приобретения российского гражданства:

а)приобретение гражданства по рождению

б)прием в гражданство

в)восстановление в гражданстве

4)Прекращение российского гражданства:

а)основания прекращения гражданства РФ.

б)выход из гражданства РФ

в)выбор иного гражданства при изменении границы.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Деятельность человека в ее многообразии.

1)Понятие «деятельность»

2)Особенности человеческой деятельности

3)Структура деятельности

а)субъект

б)объект

в)цель

г)средства

д)результат

4)Два типа деятельности:

а)практическая деятельность

б)духовная

5)Основные виды деятельности в жизни человека

а)игра б)учение в)труд

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Избирательная система

1)Понятие «избирательная система»

2)Основные компоненты избирательной системы:

а)избирательное право

б)избирательный процесс

3)Принципы демократического избирательного права:

а)принцип равенства

б)принцип всеобщности

в)принцип тайного голосования

г)принцип состязательности

д)принцип гласности

4)Виды избирательных систем

а)мажоритарная

б)пропорциональная

в)смешанная

5)Преимущества и недостатки избирательных систем

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Конституция РФ

1)Понятие «конституция»

2)Признаки конституции РФ:


а)высшая юридическая сила

б)прямое действие

в)оснополагающий характер

г)особый характер принятия

3)Структура Конституции:

а)преамбула

б)основы конституционного строя

в)права и свободы человека и гражданина

г)федеративное устройство

д)Президент РФ

е)Федеральное собрание

ж)правительство

з)судебная власть

4)Значение Конституции в правовой системе РФ.

Культура в современном мире

1. Понятие «культура»

2. Виды культуры:

а) материальная

б) духовная

3) Формы культуры:

а)народная

б)массовая

в)элитарная

г)экранная

4. Основные функции культуры:

а)передача социального опыта

б)познавательная функция

в)регулятивная функция

г)ценностная функция

5)Многообразие и диалог культур в современном мире.

6)Тенденции духовной жизни современной России.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Малая социальная группа и ее роль в обществе.

1)Понятие «малая социальная группа».

2)Классификация малых социальных групп по способу образования:

а)формальные

б)неформальные

3)Процессы, происходящие в малых социальных групппах (групповая динамика)

а)сплочение и разобщение групп

б)становление групповых норм

в)образование неофициальных групп внутри формальных

4)Воздействие малой социальной группы на человека и общество:

а)позитивное

б)негативное

5)Психология малых социальных групп.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Многовариантность и движущие силы развития общества

1)Источники и движущие силы развития общества


2)Понятие «прогресс» и «регресс» в развитии общества

3)Современные подходы к пониманию развития общества:

а)формационный подход

б)стадиально-цивилизационный подход

в)локально-цивилизационный подход

4)Формы социальных изменений

а)революция

б)эволюция

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Многообразие путей познания мира.

1) Познание как процесс получения знаний о мире.

2) Различные подходы к проблеме познаваемости мира:

а)признание познаваемости мира

б)отрицание познаваемости мира (агностицизм)

3)Чувственное и рациональное познание

4) Основные пути (формы) ненаучного познания мира:

а) миф как ранняя форма познания действительности;

б) жизненная практика – основной способ познания;

в) обобщение опыта повседневной жизни и народная мудрость;

г) искусство как специфическая форма познания.

5) Научное познание мира и его особенности:

а) теоретический характер знаний;

б) стремление к объективности;

в) доказательность;

г) системность.


Многопартийность и партийные системы.

1)Понятие «партийные системы»

2)Виды партийных систем:

а)однопартийная

б)двухпртийная

в)многопартийная

3)Функции политических партий при многопартийной системе

а)борьба за власть

б)воздейстаие на власть

в)политическое воспитание

г)формирование общественного мнения

е)выражение интересов социальных групп

4) Многопартийность как основа политического плюрализма.

5) Многопартийность в современной России.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


Молодежь как социальная группа

1)Понятие «молодежь»

2)Особенности социального положения молодежи:

а)переходность положения

б)высокий уровень мобильности

в)освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин)

3)Социально-психологические качества молодежи:

а) внутренняя противоречивость

б) неустойчивость психики

в) низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia-терпение)

г) стремление выделиться

4) Критерии перехода от молодости к взрослости:

а)Обеспечивание себя средствами существования

б)Проживание независимо от родителей

в)Психическая и нравственная зрелость

г)Способность отвечать перед законом

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Мораль как регулятор социальных отношений.

1)Понятие «мораль»

2)Развитие норм морали:

а)табу (запрет)

б)обычай

в)правило морали

3)Соотношение морали и права

4)Функции морали в обществе:

а)регулятивная

б)ценностно-ориентационная

в)мотивационная

5)Соотношение морали и нравственности.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Налоги в РФ.

1)Понятие «налог».

2)Классификация налогов по способу платежа:

а)прямые

б)косвенные

3)Функции налогов:

а)фискальная

б)распределительная

в)стимулирующая

4)Налоговые ставки

5)Направления совершенствования налоговой системы РФ

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Наука в жизни современного общества

1)Понятие «наука»

2)Виды наук:

а)естественные

б)социально-гуманитарные

в)технические

3)Специфические признаки науки.


4)Функции науки:

а)культурно-мировоззренческая

б)прогностическая

в)социальная

5)Развитие науки в современном мире

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Образование как социальная ценность

1)Понятие «Образование»

2)Основные тенденции в развитии образования:

а)гуманизация

б)гуманитаризация

в)интернационализация

г)компьютеризация

д)рост продолжительности образования

3)Структура системы образвания РФ

а)дошкольное

б)общее

в)профессиональное

4)Функции образования:

а)экономическая

б)социальная

в) культурная

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Общение как форма межличностных отношений

1)Понятие «общение»

2)Типы субъектов общения:

а)реально существующие субъекты

б)воображаемые партнеры

3)Виды общения.

4) Основные функции общения

а)коммуникативная (передача информации)

б)интегративная (объединение людей)

в) функция самовыражения

5)Факторы, способствующие успешному общению:

а)взаимопонимание

б)солидарность

в)толерантность.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Общественный прогресс

1)Основные подходы к пониманию общественного прогресса

2)Формы прогресса:

а)реформа

б)революция

3)Критерии общественного прогресса

а)уровень развития науки и техники

б)уровень образованности людей

в)уровень удовлетворенности жизнью

г)соблюдение прав человека

4)Противоречивость общественного прогресса.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..



Общество и его структура (общество как система)

1)Понятие «общество»

2)Признаки общества как системы:

а)сложная система

б)открытая система

в)динамичная система

г)саморегулирующаяся система

3)Подсистемы общества

а)экономическая сфера

б)политическая сфера

в)социальная сфера

г)духовная сфера

4)Взаимосвязь подсистем общества

5)Специфика развития современного общества

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

1) Понятие «предпринимательство».

2)Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность

а)Конституция РФ

б)Гражданский кодекс

в)Налоговый кодекс

3)Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

а)индивидуальное частное предпринимательство

б)коллективное предпринимательство

-хозяйственное товарищество (полное и коммандитное)

- хозяйственное общество (ООО, ОДО,ОАО, ЗАО)

- производственный кооператив (артель)

в)государственное предпринимательство (унитарное предприятие)

4)Функции предпринимательства

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Отклоняющееся поведение и его виды.

1)Понятие «отклоняющееся поведение»

2)Причины отклоняющегося поведения

а)влияние семьи и семейного воспитания

б)биологические причины

в)кризисные явления в обществе

г)проблемы социализации молодежи

3)Классификация отклоняющегося (девиантного пведения) по отношению общества

а)позитивное

б)негативное

4)Реакция общества на различные проявления отклоняющегося поведения.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


Познание человеком мира и самого себя

1)Понятие «познание»

2) Различные подходы к проблеме познаваемости мира:

а)признание познаваемости мира

б)отрицание познаваемости мира (агностицизм)

3) Основные формы чувственного познания:

а)ощущение

б)восприятие

в)представление

4) Основные формы рационального познания:

а)понятие

б)суждение

в) умозаключение

5) Связь чувственного и рационального познания.

6) Методы познания мира и самого себя

7) Многообразие форм человеческого знания

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Политическая система и ее роль в обществе.

1)Понятие «политическая система».

2)Структура политической системы. Основные элементы политической системы.

а)политические институты и организации (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения, сми)

б)политические нормы и традиции

в)культурно-идеологическая подсистема

г)политические коммуникации (отношения и взаимодействия между субъектами политики)

3)Функции политической системы

а)определение целей, задач и путей развития общества

б)приобщение людей к политической жизни (политическая социализация)

в)обеспечение безопасности и стабильности общества

г)регулирование деятельности общества.

4)Особенности современных политических систем.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Политические организации.

1)Понятие «политические организации»

2)Виды политических организаций:

а)политические партии

б)общественно-политические организации и движения

3)Классификация политических партий по идеологии:

а)консервативные

б)либеральные

в)социал-демократические

г)националистические

д) коммунистические

4)Отличие политических партий от политических движений.

5)Функции политических организаций

а)борьба за власть

б)воздейстаие на власть

в)политическое воспитание

г)формирование общественного мнения

е)выражение интересов социальных групп

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Проблема познаваемости мира.

1) Различные подходы к проблеме познаваемости мира:

а)признание познаваемости мира

б)отрицание познаваемости мира (агностицизм)

2) Основные формы чувственного познания:

а)ощущение

б)восприятие

в)представление

3) Основные формы рационального познания:

а)понятие

б)суждение

в) умозаключение

4) Связь чувственного и рационального познания.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Религия в современном мире.

1)Понятие «религия».

2)Причины возникновения религии.

3)Ранние формы религии.

4)Мировые религии.

а)буддизм

б)христианство

в)ислам

5)Функции религии:

а)мировоззренческая

б)терапевтическая

в)коммуникативная

г)культуротранслирующая

6)Отношения государства и религии сегодня.

Рынок и рыночный механизм

1)понятие « рынок»

2)признаки рынка.

3)виды рынков

а)рынок товаров и услуг

б)рабочей силы

в)ценных бумаг

г)средств производства

д)информации

4)признаки рыночной экономики

а)экономическая свобода производителя

б)свободное ценообразование

в)свободная конкуреция

г)многообразие форм собственности


5)Сильные и слабые стороны рыночного механизма

6)Функции рынка

а)информационная

б)посредническая

в)регулирующая

г)ценообразующая

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Рынок как саморегулирующаяся система.

1)Понятие «рынок»

2)Спрос и факторы его формирования:

а)сезонность

б)религиозные и культурные традиции

в)стоимость дополняющих и замещающих товаров и услуг

г)интенсивность рекламы и др.

3)Предложение и факторы его формирования.

а)уровень доходов потребителей

б)стоимость факторов производства

в)религиозные и культурные традиции

4)Механизм установления рыночного равновесия

5)Роль конкуренции в формировании цены и регулировании рынка

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Рынок труда.

1)Понятие «рынок труда» (и безработица)

2)Участники рынка рабочей силы:

а)работник

б)работодатель

3) Безработица-характерный признак рынка труда.

4) Основные формы безработицы:

а)структурная

б)фрикционная

в)циклическая

г)сезонная

5)Специфика современного рынка труда

а)возрастание спроса на сложный, квалифицированный труд

б)ответственность государства за уровень безработицы в стране

в)совершенствование трудового законодательства

6)Социальнорее партнерство-основа современного рынка труда.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Семья и ее роль в современном обществе.

1) Понятие «семья».

2) Типы семей:

а) патриархальная семья;

б) партнерская (демократическая) семья.

3) Функции семьи

а)репродуктивная


б)досуговая

в)социально-статусная

г)хозяйственно-бытовая

д)социализации

е)рекреационная

4)Тенденции развития современной семьи.

5) Переживает ли институт семьи кризис?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Система органов государственной власти РФ.

1)Понятие «органы государственной власти»

2)Порядок формирования органов государственной власти РФ.

3) Федеральное Собрание -высший законодательный орган РФ

а) Совет Федерации

б) Государствення Дума

4) Правительство РФ – высший орган исполнительной власти.

5) Высшие органы законодательной власти

а) Конституционный Суд

б) Верховный Суд

в) Высщий Арбитражный Суд

6)Взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Система российского права

1)Понятие «система права»

2)Источники российского права:

а)нормативно-правовые акты (Конституция, законы, подзаконные акты)

б)нормативные договоры

3) Элементы системы права

а)правовые нормы

б)институты права

в)отрасли прва

4)Основные отрасли российской системы права

а)конституционное

б)уголовное

в)административное

г)гражданское

д)семейное

е)трудовое

5)Основные тенденции развития системы российского права.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Социализация индивида

1)Понятие «социализация»

2)Задачи социализации

3)Виды социализации:

а)первичная

б)вторичная

4)Факторы, способствующие успешной социализации

а)агенты социализации

б)социальные лифты

в)социально-экономические и политические условия
Социальный контроль в обществе.

1)Понятие «социальный контроль»

2)Элементы социального контроля

а)социальные нормы

б)социальные санкции

3)Виды социального контроля

а)формальный контроль посредством правовых норм

б)неформаьный контроль посредством моральных норм, обычаев.

4)Функции социального контроля

а)регулятивная

б)охранительная

в)стабилизирующая

5)Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Социальный конфликт и способы его разрешения.

1)Понятие «социальный конфликт»

2) Стадии социальных конфликтов

а)предконфликтная

б)конфликт

в)разрешение конфликта

3)Функции социальных конфликтов

а)негативные функции

б)позитивные функции

4)Способы разрешения конфликтов

а)применение силы

б)арбитраж

в)компромисс

г)переговоры

д)посредничество

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Социальная мобильность.

1)Понятие «социальная мобильность».

2)Виды социальной мобильности по направленности

а)горизонтальная

б)вертикальная

3)Виды социальной мобильности по количеству совершающих перемещение:

а)индивидуальная

б)групповая

4)Социальные лифты.

а)армия

б)церковь

в)школа

г)семья

д)профессиональная деятельность

5)Особенности социальной мобильности в современной России.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Экономический рост и развитие.

1)Понятие «экономический рост»


2)Факторы, обеспечивающие экономический рост

а)количество и качество природных ресурсов

б)капитал

в)технический прогресс

г)инвестиции

3)Типы экономического роста

а)интенсивный экономический рост

б)экстенсивный экономический рост

4)Основные макроэкономические показатели

а)внп-валовый национальный продукт

б)ввп-валовый внутренний продукт

в)ввп на душу населения