prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Каноническое право


IV курс 2-е полугодие

22.01.2000

Состояние мирян, состояние клириков, состояние монашеское - 3 состояния.

1. О монашестве и о монастырях

"Монашество" и "монастырь" происходят от слова "монах" - "монахо,с" - уединенный, - подчеркивает происхождение и сущность монашества, что человек, который принял для себя решение стать монахом, он принимает решение об уединенной жизни. Если он принимает посвящение в монашество, он дает 3 обета, которые подчеркивают уединенный характер его образа жизни. Даже пребывая в монастыре, где коллективная жизнь, состояние монашества подчеркивает его уединенность: келейное правило, личный подвиг, которым он может заниматься персонально под руководством. Дает обеты безбрачия, послушания и нестяжания.

Монашество - это скорее не особое сословие в составе Церкви. Хотя они объединяются в составе Церкви, но это не то, что состояние мирян и клириков: миряне не посвященные, а клирики посвященные. Монашество некоторые канонисты расценивают как особое состояние.

Корни монашества связаны с теми временами, когда христианство стало официальной религией Византийской империи, но и период гонений также побуждал некоторых вести уединенный образ жизни, когда люди в любой момент должны были быть готовыми вынести испытание. Когда христианство стало официальным, мирские начала стали более интенсивно проникать в жизнь христианского общества, и это неизбежно. Христианство призвано к тому, чтобы постепенно облагодатствовать все стороны человеческого бытия, особенно ум, чувства и волю, а также разные стороны человеческого общества. Но процесс идет и в обратном направлении: еще не облагодатствованная стихия стремится обмирщить христианское общество. Некоторые поэтому уходили из городов в горы и пустыни. Сначала они одни уходили, потом отшельников обреталось много, и они объединялись в монашеские общества, что тогда называлось "киновийным проживанием", т.е. совместное проживание, чему положил основание прп. Пахомий Великий. Часто монашество рассматривается как удаление и разрыв с миром, но на практике получается иначе: отшельники удаляются от мира, а потом видимая дистанция преодолевается представителями мира, и мир направляется к ним за наставлениями, за советами, посмотреть на их образ жизни как на образец, и эта практика существует и до наших дней.


Из числа монашествующих могут быть клирики, и причисляются к сословию клириков.

Есть определенные каноны и в отношении монастырей, они были выработаны через практику жизни монастырей.

Основание монастырей обязательно должно осуществляться с согласия правящего архиерея, и архиерей освящает этот монастырь или по его благословению это осуществляет благословленное на то священное лицо. Эта практика постепенно нормализовалась. Первоначально монашество было стихийным, и понадобилось время, чтобы ввести его в русло управления епископской власти. Сама жизнь в монастырях постепенно стала складываться по определенному уставу.

Над жизнью монастырей после основания наблюдает епископ (4-е правило Халкидонского Собора), и когда необходимо, епископ творит суд по возникающим вопросам.

Монастырь не может быть превращен в мирское жилище (1-е правило Двукратного, 24-е IV Вселенского, 49-е VI-го Вселенского, 13-е VII Вселенского Собора).

Некоторые монастыри имеют ставропигиальный статус. Практика получила начало в XVI или даже в XVII веке. Основали некоторые монастыри патриархи. Термин "ставропигиальный": "ставро,с" - крест, "пи,гион" - основание - основал первоиерарх. В синодальный период некоторые монастыри имели статус ставропигиальный (5-6 монастырей), в настоящее время статус ставропигиальных монастырей более широк, появляются и приходы с таким статусом.

08.02.2000

2. Органы церковного управления

3. Высшая власть Вселенской Церкви

Первая формулировка подразумевает, что будут рассматриваться и вопросы о Вселенской Церкви, и о Поместных Церквах. Всё, что имеется в распоряжении Церкви, имеет в своем итоге максимально высшую отдачу для каждого члена в составе Церкви.

Состав Церкви: миряне, клирики и монашествующие. Миряне и монашествующие, с одной стороны, по образу избираемого жития отличаются друг от друга в тех случаях, когда человек принимает на себя постриг, дает обеты. Но это не значит, что без того, чтобы давать обеты по чину, содержание обетов не могло бы осуществляться в других условиях - в состоянии мирян (20-е годы о. Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру). Каждый человек в своем внутреннем мире должен созидать крепость, устойчивость. Главное, чтобы был настрой в этом направлении. В любом служении путь нелегок, поэтому подвиг в одном и другом пути - это подвиг. Клир - лучшие представители из христианского общества. Прошедши через определенную подготовку и испытание, клирики получают посвящение и становятся низводителями благодати на всех остальных. Взаимоотношения между мирянами, монашествующими и клиром должны исходить из христианской любви без превозношения одних над другими. Горделивое начало может разорять трудно достигнутые результаты трудов. Другое дело, что миряне и монашествующие должны уважать священный сан клириков.


Состав каждой Поместной Церкви, каждой малой Поместной Церкви (т.е. епархии) тот же самый, что и Вселенской: клир, миряне, монашествующие. Приходы названы "малыми Церквами" впервые в итоговом документе - во введению к Приходскому Уставу Собора 1917-18 годов. Раньше было: община верующих людей: объединенных вокруг храма или вокруг священника, или как часть Епархии, или где имеется возможность получать таинства. А подойти к приходу с определением, что это - Церковь - было сделано не сразу. Далее - семья - малая Церковь, и отдельные христиане.

По составу Церковь объединяет всех верующих. Высший же управляющий орган - Вселенский Собор. Мы знаем 7 Вселенских Соборов, но если посмотреть их деяния, то в этих деяниях нет таких канонов, которые бы давали определение о составе Вселенских Соборов, об их полномочиях, условиях их созыва и о созывающей инстанции, потому что Соборы созывались, когда назревали условия в жизни Церкви. Основные черты Вселенских Соборов можно выделить из определения их деяний. Важная сторона: деяния не всех Соборов, которые желали именовать себя Вселенскими, были потом приняты церковной полнотой. Казалось бы, народ Божий, который стоит в стороне от этого органа, в конечном итоге служил критерием соборного авторитета. Сложно дать определение этому. Еп. Василий (Кривошеин) говорит, что эти моменты нужно параллельно сравнить с жизнью внутри Святой Троицы. Мы не можем осветить всей полноты картины в жизни Святой Троицы, так и в жизни Вселенской Церкви не всё так просто и ясно мы можем иметь в представлениях. Но чувствовать своим внутренним миром мы можем.

19.02.2000

Не были выработаны формально правила созыва Вселенских Соборов.

Первое Родосское Совещание - 1961 год. Выяснилось, что ещё не готовы к созыву Собора, отсюда - формализация подготовок, нет ещё какой-нибудь большой опасности, ради чего собирать Собор. РПЦ испытала такую опасность от гонений - Собор 1917-18 годов - определил, как нужен собираться Поместный Собор и в каком составе. Но внешние причины не позволяли собраться РПЦ, разрешали только обновленцам.


Вопросы, ......:

1. Решение догматических вопросов

2. Дисциплинарные определения (отсюда канонические правила)

3. Суждения о статусе и границах Поместных Церквей (например, возникновение КП Церкви: 2-е II Всел.: 28-е IV-го - от территории Римской Церкви были выделены 3 диоцеза, которые были переданы в ведение КП Патриарха)

4. Суд над предстоятелями Поместных Церквей.

5. Принятие критериев вселенскости (не все соборы, называвшиеся Вселенскими, признаны Вселенскими, некоторые вошли в историю как разбойничьи)

6. Вопрос о числе Вселенских Соборов.

7. Некоторым Поместным Соборам (как 879 года - его правила вошли в состав канонического сборника) - придание статуса Вселенского Собора.

8. Что такое папизм и цезаропапизм. 8-е 3-го - знаменательное предостережение (которое было сделано ещё на Карфагенском Соборе - письмо папе Целестину: "Да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову" - о притязании Римского епископа); 8-е правило: "Да не вкрадывается под видом священнодействия (т.е. священного авторитета) надменности власти мирские, да не утратим помало неприметно тоя свободы, которую даровал нам кровию своею Господь наш Иисус Христос".

22.02.2000

Вселенские Соборы высказывали и суждения о том, что некоторым определениям Поместных Соборов и некоторых святых отцов предан вселенский статус, т.е. полномочия Вселенского Собора - переводить дисциплинарные правила Поместных Церквей, а также творения или правила, или послания некоторых святых отцов для общего руководства.

Барсов писал о кодификации канонов. Во время работ Поместного Собора 1917-18 годов проф. Шахматов (впоследствии академик), видный текстолог, сделал продолжение обобщений Барсова и ещё более полный обзор по вопросу кодификации церковных правил РПЦ. В нашей библиотеке есть оба труда. Сейчас для нас деяния этого Собора - действующее право, а не памятники права.

Римский Епископ имел большое влияние в Древней Церкви, особенно среди африканских епископов - там он играл роль третейского судьи.


Запрещается другим архиереям принимать клириков или мирян без отпускных грамот правящих архиереев. Т.е. переходить могут, но должны сначала обратиться к правящему архиерею и получить отпускную грамоту. Т.е. вопрос упорядочивается.

Между правящими архиереями в митрополичьих округах вопросы решаются или епископом области или на митрополичьих Соборах.

А между автокефальными Церквами в конфликтах вопросы можно было бы решать на Соборах Поместной Церкви? Но - практика обращения к Епископу Рима. Понятно поэтому, почему в 424 году отцы Африканского Собора возражают папе Римскому в отношении этой практики. Поэтому слова "Да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову" весьма знаменательны. Видимо, под влиянием данного места отцы III Вселенского Собора (431) 8-е правило: "да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирския, да не утратим помало неприметно тоя свободы, которую даровал нам кровию своею Господь наш Иисус Христос".

По сей день Римская Церковь является и государством - это очень крепко входило в те времена - смешение принципов власти мирской и духовной. Отсюда - подходы в "политике" (или в отношении) к другим христианским Церквам при всей любезности, с какой Римо-Католическая Церковь заявляет себя перед православными, всех православных они считают схизматиками.

В 1870 году провозглашается догмат о непогрешимости папы в делах веры, когда говорит "ex cathedra". Это и есть наше главное расхождение.

С другой стороны, византийский и российский период дали образцы цезарепапизма.

Канонист проф. Суворов подчеркивал цезаропапизм: император может высказываться по всем церковным вопросам. Все определения Синода подписывались императором, и главой Церкви во всех определениях подавалось имя императора. Это противоположная крайность тому, что на римской почве сложилось в виде папизма.

2-е Трулльского говорит об общеправославных источниках: перечислены все правила из оглавления Книги правил.


28-е правило (у отца Владислава Цыпина неточность - написано 30-е правило) - о хранении местных обычаев. "Понеже уведали мы, что в различных церквах, по некоему усилившемуся обычаю, виноград к алтарю приносится, и священнослужители, соединяя оный с бескровною жертвою приношения, сим образом обоя купно разделяют народу: того ради необходимым признаем, да никто из священнослужителей впредь сего не творит, но да преподают народу едино приношение, во оживотворение и грехов отпущение: приношение же винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляя оный особо, да преподают просящим, во благодарению Подателю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются. Если же кто из чина учинит вопреки заповеданному: да будет извержен от своего чина".

29-е правило: "Правило отцев Карфагенскаго собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единаго в году дня, в который вечеря Господня совершается. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: яко не подобает в четыредесятницу, в четверг последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым четыредесятницу бесчествовать". Но они не обращаются к Карфагенской Церкви с требованием отменить правило.

Общение между Церквами:

- литургическое (вместе могут совершать Литургию).

С Римо-Католиками такого общения нет. Можно лишь в смертельных случаях, и были отдельные случаи сослужения - нить как бы не совсем прервана.

Есть ещё общеправославная комиссия по подготовке к будущему общеправославному Собору. Т.о. между Православными Церквами есть связь по важным вопросам.

26.02.2000

4. Церковь и территория

С этим связан вопрос о православной диаспоре. С древних времен по мере распространения Церкви Христовой учитывается гражданское или государственно-административное деление межгосударственное и внутригосударственное. Во времена Константина Великого: несколько префектур, каждая префектура делилась на диоцезы. Италия - 3 диоцеза, Галлия 4, Иллирик 2, Восточная 5. Были административно-государственные должности: префекты (во главе префектов) и викарии (во главе диоцезов). КП патриархат был образован из нескольких диоцезов: Понтийский, 2 от Восточной и 2 от Западной префектуры.


По мере распространения Церкви появляются другие Церкви: Антиохийская, Коринфская, Римская, Александрийская. С этими городами связано возникновение епископий. Сначала они обымали только городскую территорию, по мере численного распространения Церкви проповедь распространялась на предградия, в села.

В понятие "Церковь" входит территория, а также паства. На этом покоится понятие "Церковь" и понятие "юрисдикция". Была попытка на уровне префектур иметь экзархаты, а на уровне диоцезов митрополичьи округа (каждый диоцез имел несколько епископов). При распространении Церковь развивалась от епархии к митрополии, и митрополия была первой Поместной Церковью.

29.02.2000

4.1 Экстерриториальность в церковной жизни и практике

Как в человеке сочетается тело и душа, так и в Церкви есть сверхъестественное начало (Господь) и земной, естественный элемент: люди и территория. Понятие "Церкви" невозможно рассматривать без этих составляющих. Когда мы обозревали источники права, мы говорили, что каноны развивались в динамике, по мере пребывания Церкви в тех или иных исторических условиях для оберегания своих членов.

Проблема, что границы часто перекраиваются. До 1917 года была Российская Империя, включающая Польшу, Финляндию. После 1917 года эти территории, на которых были епархии РПЦ, отошли от России.

Принцип территориальности зафиксирован в 38 правиле VI Вселенского (Трулльского): "Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: Если царскою властью вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределением да следует и распределение церковных дел". Зафиксировано как существующее разделение, так и то, которое может возникнуть впоследствии.

"КП епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть Новый Рим" (3-е II Всел.).

IV Всел. Соб. обосновывает это более подробно. 28-е: "Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима". Обратите внимание, место второе, но равные преимущества.



следующая страница >>