prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4

Каноническую территорию имеют Поместные Церкви, епархии и приходы.

Карфаг. 24-е и 132-е (учитывание воли народа и расстояния близлежащего центра при решении споров, нужен ли новый центр).

Есть исключения из принципа территориальности. В церковном понятии, как и в гражданской жизни, есть понятие "экстерриториальности" - какая-то территория выделена из территориальности. В гражданской жизни - это территории посольств, консульств. На языке церковном - это мето,хии. Иногда на территории митрополии выделялись некоторые епархии в состав автокефалий. Был в истории Церкви случай, когда целая Церковь переселена была в другое место в связи с арабским нашествием (39-е Трулльского): Кипрская Церковь на территорию КП Патриархата.

Есть также другие исключения из принципа территориальности - ставропигии.

Самый большой фактор нарушения принципа территориальности - диаспора.

07.03.2000

38-е 6-го Всел. (см. выше) - повторение уже существовавшего правила 17-го 4-го Всел.: "По каждой епархии, как селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывать под властью заведывающих оными епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридцати лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Если же не далее тридцати лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным Собором. Если же кто будет обижен от своего митрополита: да судится пред экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но Если же царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку". КП престол возник именно таким путем, что вновь устроенный град стал новым центром и по чести как второй столице ему было даровано новое место после Рима. Более пространно это правило было изложено в 28-м правиле 4-го Всел.Соб.

39-е Трулльского Собора. Это исключительный случай: "Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободиться от языческаго рабства, и верно покорствовать скипетру Христианской державы, из упомянутаго острова переселился в Геллеспонсткую область, промышлением человеколюбиваго Бога, и тщанием Христолюбиваго и благочестиваго царя нашего, то мы постановляем: да будут сохранены неизменными преимущества, данныя престолу выше наименованнаго мужа, от Богоносных отец, во Эфесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Костантинополя, и учреждаемый в оном Боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонския области, и да будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю. Ибо и Богоносные отцы наши рассудили, да будут соблюдаемы обычаи каждыя Церкви, и епископ града Кизическаго подчиняется предстоятелю реченнаго Иустинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластых вышереченному Боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну; от котораго, когда потребно будет, и самаго Кизика града епископ да поставляется".


8-е 3-го Всел.Соб.: "Дело, вопреки постановлениям Церковным, и правилам святых Апостолов, нововводимое, и посягающее на свободу всех, возвестил боголюбезнейший соепископ Ригин, и сущие с ним благоговейнейшие епископы Кипрской области Зинон и Евагрий. Чего ради, понеже общественныя болезни требуют сильнейшаго врачества, яко больший вред приносящие, и наипаче, Если и древняго обыкновения не было, чтобы епископ града Антиохии совершал поставления в Кипре, как письменно и словесно возвестили нам благоговейнейшие мужи, к святому Собору пришедшие; то начальствующие во святых Кипрских Церквах да имеют свободу, без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отцов, и по древнему обыкновению, сами собою совершать поставление благоговейнейших епископов. Тоже да соблюдается и в иных областях, и по всюду в епархиях: дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников: но Если кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская; и да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков. И так святому и вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла в чистоте, и без стеснения, сначала принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся. Каждый митрополит, для своего удостоверения, может невозбранно взять список с сего постановления. Если же кто предложит постановление противное тому, что ныне определено: угодно всему святому и вселенскому Собору, да будет оно недействительно".

4.2 Диаспора в Православной Церкви

Наиболее серьезное отступление от территориального начала (по отношению к метохии, ставропигии, переселению ВЦУ с одной территории на другую). "Диаспора" (с греч.) - "рассеяние" - члены одной Поместной Церкви по разным условиям вынуждены покидать территорию Матери Церкви и поселяются на других местах. Православные Церкви есть на всем земном шаре, и те или иные образования в разных местах по юрисдикции принадлежат той или иной Поместной Церкви. Ситуация чрезвычайно усложнилась и стала составлять большую проблему во Вселенской Церкви. Если бы это было как раньше, то рассеяние превращалось бы в Поместную Церковь - принцип территориальный, а не национальный (этнофилия была осуждена). После же 1917 года пошли такие тенденции, что окраинные территории обратились к КП патриарху, чтобы он принял их под свое покровительство, и он их принял. Мало того, ослабли связи с Американской Церковью, там было также много греческих приходов - и образовались епархии с подчинением КП патриархату. КП ныне претендует на всю православную диаспору. В связи с этим новейшая ситуация: Эстония обратилась к КП патриарху, чтобы он принял их под свое покровительство. Он принял, но вся паства не согласилась, некоторые изъявили желание остаться в юрисдикции МП.


КП канонисты 28-е IV Всел.Соб. толкуют расширительно. Где говорится о епископах близлежащих областей, что они поставляются от КП. Русская Церковь образовалась после этого правила. Но по логике распространения Церкви, раз на территории какой-то процветает вера Христова, здесь имеются свои центры, и определенный рост пройдя эти территории могут стать и самостоятельными. С притязаниями КП патриархата на диаспору другие Поместные Церкви не согласны. Здесь бы мог поставить на своё место Вселенский Собор (как он высказывался на притязания Римской и Антиохийской Церквей), но тогда КП пришлось бы голосу Вселенской Церкви подчиниться и его учитывать. Из этих соображений КП не питает особого желания ускорять подготовку к Всеправославному Собору - уже 39 лет готовится.

21.03.2000

5. Автокефальные Поместные Церкви, их происхождение и церковно-канонический статус

Мы говорили, что представляет Вселенская Церковь в своем составе: состоит из Поместных Церквей, Поместные - из епархий, а епархии разделяются на приходы - последняя структура в системе канонического устроения. Вселенская Церковь на сегодня - это вся материковая часть земного шара. Эпитет "Поместный" говорит о связи с местом, с территорией. "Автокефальный" - подчеркивает самостоятельность, независимость в рамках структуры единой Вселенской Церкви.

Окончательно диптих с перечислением кафедр был сформулирован 36 правилом VI Вселенского Собора: "Возобновляя законоположенное сто пятидесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима". По идее, Иерусалим должен был бы быть на первом месте, но христианство развивается вокруг больших центров, поэтому учитывая этот фактор, впереди поставлены более крупные центры.

XVI век - автокефалия Русской Церкви - получила 5-е место.

А кто имеет право учреждать автокефалию. Действует общеюридический принцип: никто не может дать другому прав, чем имеет сам. Т.е. право даровать автокефалию может даровать Вселенский Собор, как высшая структура власти, или сама автокефальная Церковь. КП престол несколько раз даровал автокефалию Болгарской Церкви: в 932, 1234 и 1946 году; Сербской: в 1218 и в 1879 году. Русской Церкви в 1589 году, Элладской Церкви в 1850 году, Румынской в ......, Албанской в 1938? РПЦ даровала автокефалию Польской, Чехословацкой и недавно Американской Церкви - всё это после Второй Мировой войны. Были слияния: в 1920 году три автокефальных Церкви: Сербская, Карловацкая и Черногорская слились в одну Сербскую Церковь. Кто был инициатором дарования автокефалии: от государственной власти или от поместных епископов. Элладская Церковь в 1833 году сама провозгласила свою автокефалию, в 1850 году её признал КП, а раньше это была территория КП. Румынская Церковь объявила автокефалию в 1865 году, а КП признал 1895 году. Польская Церковь в 1923 году провозгласила автокефалию, а автокефалия была признана лишь в 1948 году. Грузины провозгласили автокефалию в 1917 году, признали в 1943. Наша Церковь провозгласила автокефалию в 1448 году, а получила от КП и других патриархатов томос об автокефалии в 1589 году. Но с этими моментами в 1448 году канонисты ссылаются на 15 правило Двукратного Собора, которое предусматривает возможность. В лжеучение могли уклониться миряне, клирики, некоторые из епископов, а иногда и сами первоиерархи. Когда РПЦ провозглашала автокефалию в 1448 году, она имела ввиду это правило: "Что определено о пресвитерах, епископах и митрополитах, то самое наипаче приличествует патриархам..." Т.е. церковная дисциплина принципиально касается всех. "...Посему аще который епископ или пресвитер, или митрополит дерзнет отступити от общения со своим патриархом и не будет возносити имя его... в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его учинит раскол, таковых святый собор определил быти совершенно чуждым всякого священства, аще только обличен будет в сем беззаконии". Как вина первых, так и вторых должна быть доказана. "Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои под предлогом некоторых обвинений отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви, ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденыя Святыми Соборами или отцами, когда т.е. он проповедует ересь всенародно и учит оныя открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя...... не только не подлежат положенной епитимии, но и достойны чести, подобающей православному, ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом ...... единство Церкви, но от раскола.....".


О притязаниях КП.

9-е Халкидонского: "Если который клирик с клириком же имеет судное дело: да не оставляет своего епископа, и да не прибегает к светским судилищам. Но сперва да производит свое дело у своего епископа или, по изволению того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд. А кто вопреки сему поступит: да подлежит наказаниям по правилам. Если же клирик со своим, или со иным епископом имеет судное дело: да судится в областном Соборе. Если же на митрополита области епископ или клирик имеет неудовольствие: да обращается, или к экзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя, и пред ним да судится".

Но это - суд в рамках одной КП Церкви. Это не значит, что представители Римской или Александрийской Церкви должны судиться у КП.

17-е Халкидонского: "По каждой епархии, как селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывать под властью заведывающих оными епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридцати лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Если же не далее тридцати лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным Собором. Если же кто будет обижен от своего митрополита: да судится пред экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но Если же царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку".

Здесь снова аналогия с 17 правилом - решение вопросов внутри Поместных Церквей, которые образовались позже (Болгарская, Сербская, Русская и др.).

6. Высшее управление Поместных Церквей

28.03.2000

Термин "Поместный" иногда касается и епархий, в значении "Малая Поместная Церковь". Мы же коснемся управлением Пом.Ц. как нескольких епархий.

Титулы у главы Церкви могут быть разными: патриарх, митрополит, архиепископ.

Фундаментальным началом является вопрос взаимоотношения предстоятеля Церкви с другими епископами.


Необходимость формулирования канонов связана с тенденцией, что в последующих поколениях ощущение действия благодати Божией постепенно в силу каких-то условий не было таким сильным, как в эпоху святых Апостолов.

Устав об управлении РПЦ раздел 4, п.5 - вопрос отношения Патриарха к Священному Синоду. 12 членов Синода ныне: 6 постоянных и 6 непостоянных, поочередно вызываемых. Есть Синоды расширенного состава, особенно по каким-либо случаям. "Отношения Священного Патриарха и Синода, в соответствии с общеправославной традиции, определяются 34 правилом Святых Апостолов, и 9-м правилом Антиохийского Собора.

34-е свв. Апп.: "Епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать его, как главу, и ничего, превышающего их власть, не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежавших. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух"

9-е Антиохийского Собора.: "В каждой области епископам должно ведати епископа, в митрополии начальствующего и имеющего попечене о всей области, т.к. в митрополию отвсюду стекаются все, имеющие дела. Посему рассуждено, чтобы он и честию преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него, но по древле принятому от отец наших правилу (очевидно, по предыдущему), кроме того токмо, что относится до епархии, принадлежащей каждому из них, и поселений (приходов), состоящих в ея пределах, ибо каждый епископ имеет власть в своей епархии и управляет ею с приличной предусмотрительностью....., и да поставляет пресвитеров и диаконов, да разбирает все дела с рассуждением, далее же да не покушается что-либо творити без епископа митрополии, а также и сей (митрополит) без согласия прочих епископов".

Довольно подробно расписывается власть епископа. Принцип - епископ ничего не делает без первого епископа. Оно говорит о митрополите. Митрополия - это первая форма Поместной Церкви, и здесь описывается взаимоотношение между первоиерархом и епископами.


16-е и 20-е Антиохийского Собора, 19-е Халкидонского о власти митрополичья: 1. созывать Соборы, 2. попечение о вдовствующих кафедрах (4-е и 6-е I Всел.); в Митрополии не менее 3-х епархий: Митрополит и 2 других; 3. право суда митрополитов - кроме митрополитов упоминаются ещё экзархи - более высокая ступень после митрополии - несколько митрополий объединялись бы в один экзархат, в полном виде эти ступени нигде сейчас не отражаются; 4. посещение других епархий даже без предыдущего согласования, хотя на практике обычно согласовываются (право визитации) 63-е Карфагенского; 5. возношение имени первоиерарха за богослужением (14-е Трулльского); 6. избирается митрополит и подлежит суду Собором епископов своей Церкви; 7. священная степень епископа одинакова, кто бы её ни носил (патриарх, архиепископ, митрополит, епископ), но не нужно путать священные полномочия с полномочиями церковно-административными.

01.04.2000

7. Власть Епископа в Церкви Христовой

Некоторые вопросы, относящиеся к епископу, мы уже рассматривали, когда говорили о клире, о кандидатах в клир.




<< предыдущая страница   следующая страница >>