prosdo.ru   1 2 3 4

Лик святителей, которые официально удостоены в Ц. признания их святыми, т.е. публичная канонизация - зовутся "святители", а миряне и пресвитеры не именуются т.о. Это не значит, что миряне и пресвитеры не содействуют святости, они тоже участвуют в этом процессе, но полнота возможности в этом отношении сосредоточена именно в содержательной стороне епископской власти: святители - содействующие святости. Но чем больше власть человека, тем больше его ответственность перед лицом Божиим. Епископ и епископия - это одна из самых древнейших структурных форм, которая сложилась в жизни Церкви издревле. Уже в посланиях апостолов речь идет о рукоположениях на отдаленных от Иерусалима территориях епископов: Кипр, Крит и др. Толкователи отмечают, что на первоначальном этапе Церкви термины "епископ", "пресвитер" иногда применялись для одинаковой ситуации и были взаимозаменяемыми - когда Церковь была малочисленна. Потом священники стали делегироваться от епископа на отдаленные приходы. И доныне священник - не самостоятельная единица, а только в силу делегирования от епископа. Устойчивость епископской власти проявилась в ХХ веке. Когда в нашей Церкви возникли затруднения в связи с противостоянием властей, то святитель Тихон, имея ввиду могущую быть угрозу для Церкви, издал распоряжение, что в случае затруднения функционирования высшей церковной власти епархии РПЦ переходят на самостоятельное управление.

Основные положения содержания епископской власти:

1. Учитель веры

2. В Епархии первосвященник

3. Рукополагает пресвитеров и диаконов

4. Освящение храмов и антиминсов

5. Освящение мvра (в древней Церкви)

6. Разрешение публично кающихся.

7. Главный правитель епархиальных дел.

8. Выступает в качестве судьи над православной частью населения своей епархии.

Ограничения власти:

1. Призывается действовать только духовной властью, принудительных мер нет (как взятие под стражу)


2. Не позволяется проповедовать и совершать рукоположения в других епархий без благословения правящего архиерея.

3. Не позволяется присваивать приходы других епархий

4. И вообще всякие властные распоряжения вне своей епархии епископу не позволяется

5. Епископ призван принимать распоряжения епископов, принятые коллегиально на Соборе и придерживаться этих определений.

04.04.2000

8. Высшее церковное управление РПЦ

Епископ - источник канонических норм. Другое дело - многообразие конкретной жизни на уровне прихода в области водительства ко спасению. Вглубь проникновения в этой области это осуществляют фактически пресвитеры. Здесь конкретно соприкасается иерархический представитель с самим Божиим народом.

В отношении ВЦУ есть общие черты с другими Православными Церквами, но есть и своя специфика, ибо история Церкви неодинакова в разных странах, поэтому имеют место свои специфичные черты. Если вся Православная Церковь насчитывает 2000 лет, то РПЦ 1000 лет.

1. Первый период бытия РПЦ - когда Церковь управлялась Митрополитами - как Митрополия КП - от 988 года до 1449 (провозглашение Автокефалии).

2. Церковь стала возглавляться независимо как Автокефальная Церковь. И раньше Митрополиты Российские имели номинальные связи с КП - Митрополит посещал КП раз в два года с отчетом, чему способствовала отдаленность территории. Автокефалия провозглашена, но Ц. возглавляет Митрополит - с 1449 года до 1700 (отмена патриаршества). 3 подраздела:

а) возглавление Церкви митрополитом - до 1589

б) возглавление Церкви патриархом - 1589-1700.

в) возглавление Церкви местоблюстителем - 1700-1721 (учреждение Священного Синода)

3. Синодальный период 1721-1917

4. Период восстановленного патриаршества с 4 ноября 1917 года (ВЦУ введено в действие в полном объеме с 1 февраля 1918 года). Этот период продолжается до наших дней. Хотя этот период не такой продолжительный как предыдущие, но по насыщенности также имеет свою специфику. 21 ноября интронизация. Патриарх управлял Церковью до кончины 25 марта (7 апреля) 1925 года. Само патриаршее управление насильственно прерывалось. После смерти патриарха управлял местоблюститель. Очередной Собор по избранию нового Патриарха не удалось созвать по причине препятствий со стороны светской власти. Период продолжался до 1944 года - Патриарх Сергий (Страгородский), и в дальнейшем второй раз восстановленное патриаршество не прерывалось.


То, что предусматривали каноны в отношении специфики проявления высшей церковной власти.

Митрополичий период, когда митрополия была как часть КП патриархата, основанием чего служило 28-е Халкидонского (см. выше), повторяющего 2-е правило II Всел.Соб. об учреждении КП Патриархата. Епископы иноплеменников поставлялись от КП. А епископы областей, где были Митрополиты, должны были поставляться Соборами Поместной Церкви. 28-е Халкидонского послужило каноническим основаниям, чтобы вновь образованная Митрополия наряду с другими областями, поставлялись Митрополиты от КП. А епископы поставляются внутри митрополии - избираться Собором епископов во главе с Митрополитом.

В период автокефалии. До этого Митрополиты в основу полагали общеправославные нормы и законы императоров по делам церковным. Это каноническое русло продолжает свое бытие, но непосредственное внимание КП Патриарха как Предстоятеля Церкви и раньше было минимально, то теперь это внимание совсем утрачивается. Т.о. Церковь переходит на самостоятельное функционирование на самостоятельной канонической основе. Собираются Соборы: 1551 Стоглавый, осуществил кодификацию местных правил в виде 100 глав. 1666-67 года Большой Московский сделал пересмотр постановлений Стоглавого. В Синодальный период Соборы не созывались вплоть до 1917 года.

08.04.2000

9. Высшее церковное управление в синодальный период

Мы условно делили историю нашей Церкви на периоды, и отмечали, что патриарший период завершился в 1700 году. Прекратили созываться Соборы, которые в предыдущий период созывались время от времени по мере необходимости. Был образован новый вид церковного управления - Святейший Синод, хотя это наименование было дано ему не сразу, и синодальный период не сразу стыковался с патриаршим. Было между ними 20 лет местоблюстительства - м. Стефан (Яворский) был местоблюстителем. В этот период у Петра I постепенно созревает мысль о замене патриаршего правления РПЦ, и внутренней мотивировкой было нежелание иметь 2 центра правления с почти равным авторитетом. Петр путешествовал по странам протестантским, где образ церковного управления был отличен и от римского, и от православного. Протестантский тип ВЦУ предусматривал государственное верховенство в делах церковных, и это Петру I импонировало. В 1720 году Феофаном Прокоповичем был составлен Духовный Регламент, а в 1721 году была открыта Духовная Коллегия. В состав коллегии входил Президент м. Стефан (Яворский), 2 вице-президента - архиеп. Феофан (Прокопович) и Феодосий, 4 советника из архимандритов, 4 ассессора из пресвитеров, и 1 из греческих черных священников. На первом же заседании Коллегии произошло переименование Коллегии в Святейший Правительствующий Синод. Этот эпизод знаменателен. Духовная Коллегия существовала наряду с другими государственными коллегиями, во главе президент, наименования других членов Синода тоже из светского правления.


Статус Синоду был усвоен наравне с Сенатом. На гражданском уровне это высокий статус, это носители высшей власти в государстве, но эта власть мыслилась как при Государе - верховном гражданском властителе, и это не то, что было самостоятельным церковным управлением в предыдущий период.

За Синодом признавалась функция постоянного Собора, как это было признано и Восточными Патриархами в грамоте КП Патриарха Иеремии III в 1723 году. При учреждении патриаршества был томос, и сейчас также.

Когда говорят, что синодальный период - неканонический, то это не совсем верно. Действительно то, что он был ущербным. Синодальное правление может быть при каких-то внешних трудностях (как на Балканах или на Кипре). Здесь же внешних трудностей не было. Обычно правители стремились повысить статус церковной власти, а здесь Петр понизил статус.

Замена патриаршей власти и власти Собора Синодом - этим нарушалось 34 правило Святых Апостолов и 9 правило Антиохийского Собора: предстоятель Церкви и все епископы Церкви должны выступать как нечто реально целое. В чем сказалось это подчинение церковной власти светской? В частности, присяга для членов Синода: "...Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти самого Всероссийского монарха Государя нашего всемилостивейшего..." Эта присяга существовала до 1901 года. В то время как по делам церковным высшей властью является Собор, а здесь происходила подмена. "Духовный регламент": "Коллегиум правительственный под державой монарха есть и от монарха установлен", т.е. и факт установления, и правление под державой монарха. Все постановления Синода до 1917 года выходили со штемпелем: "По указу Его Императорского Величества". Также все гражданские законы, исходившие от Сената. Наименование в последующей практике РПЦ "Ведомством Православного исповедания" (наряду с военным, финансовым и другими ведомствами). Но самая большая опасность - проникновение в жизнь Церкви бюрократического духа. Церковь должна была отвечать за целый ряд государственных документов (при Крещении, Венчании и др.), кроме того духовенство должно было обязательно преподавать. Это всё отвлекало духовенство от чисто церковных пастырских задач. Каноническая ущербность с самого начала вызвала несогласия чад Церкви, и они аргументированно обосновывали, в чем эта ущербность заключается. В XIX веке несогласие и критика этого состояния были широко освещены не только в церковной, но и в светской печати. Всё это подготовило созыв при Временном Правительстве Поместного Собора 1917 года. Подготовка осуществлялась в период, когда у власти находился ещё Самодержец - начиная с 1904-1905 года. Когда встал вопрос об обновлении ВЦУ в 1904-5 годах, то при м. Антонии (Вадковском) и премьер-министре Витте был замысел: сама гражданская власть как можно быстрее должна созвать Собор, этим показать, что по её инициативе был учрежден Синод, и чтобы сама гражданская власть исправила свою ошибку. Но осуществлению этого замысла помешал обер-прокурор Победоносцев, внушив, что Церковь сама должна созвать Собор, и из акта покаяния высшая государственная власть была выведена. Так и получилось. Интересно, что подготовка Собора была - при Императоре, созыв Собора получился при Временном правительстве, а завершение работы - при советской власти - Собор проходил на стыке исторических эпох.


11.04.2000

Замышлялся Синод по образцу протестантскому, но в реальной действительности он постепенно стал органом Православной Церкви. Не только по замыслу императора Петра I это прослеживалось, но отмечалось это и раньше - в этом учреждении данного высшего церковного прослеживалась протестантской практики, но в чистом виде протестантскую практику было невозможно осуществить в конкретной реальности в нашей Церкви, и постепенно сглаживались острые углы, что проявлялось в переименованиях. Постепенно Синод становился малым Собором епископов, каковым он стал к ХХ веку. Восточные Патриархи дали согласие на эту реформу, дали Синоду статус постоянного Собора, но Соборы до этого были, в основном, архиерейскими, некоторые исключения только были. Здесь же были представители и низшего духовенства.

Наряду с положительными моментами, которые давали возможность укреплять разные стороны церковной жизни, организовывать внешние миссии, изнутри тесный союз и прочные объятия государственные имели стесняющее значение - инициатива Церкви не была полной, не было полной свободы изнутри в церковных вопросах, всё время нужно было предпринимать те или иные шаги с оглядкой, что скажет по этому поводу гражданская власть, в большинстве же случаев нужно было исходатайствовать разрешение на те или иные шаги у государственной власти, вплоть до избрания епископов - на избрание епископа необходимо было согласие императора.

По замыслу Петра I, обер-прокурор - лицо из офицеров "доброго нрава", функции обер-прокурора - быть оком государя в делах государственных в церковной сфере. Его цель - следить за юридической стороной дела - чтобы выполнялись государственные законы по делам Церкви. Но при обер-прокурорах XIX века (кн. Голицыне, Протасове, Победоносцеве) власть обер-прокуроров увеличивалась. Если по инструкции за обер-прокурором числилась функция контроля по делам юридическим, то постепенно из контролера обер-прокурор превращался на лицо, которое влияло на церковные дела посуществу. Особенно сильно было влияние при Победоносцеве.


Права и обязанности обер-прокурора.

1. Наблюдение за исполнением государственных законов по духовному ведомству и контроль за исполнением их.

2. Просмотр протоколов Синода до их исполнения

3. Представление докладов Синода Императору и объявление Синоду высочайших повелений (доклады делает не первенствующий член Синода, а обер-прокурор; очень важны бывают тонкости представления - как подать дело).

4. Присутствие на заседаниях Сената и Комитета Министров по делам Церкви - т.е. назначается не представитель Синода, а обер-прокурор.

5. Сношение Синода через обер-прокурора с правительственными учреждениями.

6. Просмотр предвательный дел Сената по церковной недвижимости.

7. Обер-прокурор - главное начальственное лицо для светских чиновников, состоящих на службе в церковных ведомствах.

8. С 1839 года у него собственная канцелярия, и у него появляется заместитель с титулом "товарищ".

9. Ему подчиняется канцелярия Синода. Весь этот перечень говорит о многом. Если взять долгое нахождение у должности Победоносцева (при Александре II и Николае I), то когда возникали вопросы в начале ХХ века о намечавшейся церковной реформе, то он настойчиво высказывал свои мнения, ссылаясь, что он, как ближайшее лицо при отце Императора, имел значение, к его голосу прислушивалось, и он надеется, что его мнение будет учитываться.

Должность обер-прокурора прекратила своё существование раньше Синода - 5 августа 1917 года. Последний - Львов, относился к Церкви отрицательно, и многих архиереев по политическим соображениям отстранил. Потом Собор пересматривал эти дела по отстранению целого ряда архиереев, и они восстанавливались в своем достоинстве - но кафедры от них отошли, как возвращать? Они находились на покое, а при удобном случае им вновь даровали кафедры.

Обер-прокурор был заменен "министром исповеданий" - первым был Карташев, труды которого мы знаем по истории Церкви.


Был организован ряд других учреждений.

В 1839 году было образовано хозяйственное управление во главе со своим обер-прокурором, который впоследствии стал именоваться "председателем" - последним был Осецкий, с которым был эпизод на 2-й сессии Собора, когда Собор сделал определение о передачи церковной власти от Синода ВЦУ-ю образованному на Соборе. Осецкий не согласился, потому что на этом определении не было резолюции Императора. Но Императора уже не было, и как Осецкий мыслил получить резолюцию Императора, было сказать трудно. После этого эксцесса св. Тихон издал указ об отстранении Осецкого от должности, она была передана другому лицу. Настолько в умах был запечатлен синодальный период - все церковные определения должны визироваться гражданской властью. Это же исповедует РПЦЗ.

Евгений Трубецкой (1918 год "Смысл своей жизни"): как бы ни были бурны внешние события, за этими событиями всегда нужно уметь усматривать лик Христов.

В 1867 году был образован Учебный Комитет и синодальные конторы - Московская и Грузино-Милети,нская (которые способствовали управлению Экзархатами).

В 80-е годы осуществляются региональные совещания архиереев (в СПб, Казани), усиливается надежда на созыв Поместного Собора и восстановление патриаршества. Особенно бурным стало обсуждение после Закона о веротерпимости 1905 года 17 апреля. По этому закону были предоставлены широкие права иноверцам и инославным, старообрядцам. РПЦ же по сравнению с ними перед законом оказалась в худшем положении, ибо РПЦ продолжала оставаться под излишней опекой государства. На эту сторону обратили внимание, и проводилась широкая дискуссия в печати. Отмечалось, что из этой ситуации может вывести только созванный Соборе. Возникают инициативные группы, например, группа "тридцати двух" в СПб.



<< предыдущая страница   следующая страница >>