prosdo.ru
добавить свой файл
1
УДК 316.622


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПАТТЕРНОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ1

Гордеева Светлана Сергеевна

Пермский государственный национальный исследовательский университет

ssgordeyeva@mail.ru
В статье рассматривается категория паттерн потребления применительно к употреблению алкоголя. Показаны особенности формирования личной и социальной идентичности посредством потребления. Определены понятия паттерн поведения, паттерн потребления. Представлены особенности российского паттерна потребления алкоголя.
Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий является важным направлением социологических исследований. В массовом сознании россиян умеренное потребление алкогольных напитков выступает как социальная норма, как часть бытовой культуры и образа жизни. В настоящее время модели (паттерны) потребления алкоголя свойственны для всех половозрастных групп населения, начиная от раннего детского возраста и заканчивая старостью. Массовое употребление алкоголя приводит к тяжелым социальным последствиям, угрожает безопасности человека, государства, общества в целом.

На Западе в 1980-е гг. появляется особая отрасль социологических знаний - социология потребления. В центре внимания социологии потребления находится осознанная деятельность людей по конструированию собственной идентичности посредством потребления. Формирование идентичности связано с одной стороны, с конструированием неповторимой индивидуальности (речь идет о личной идентичности), с другой стороны формированием себя как члена той или иной социальной общности (в этом случае говорят о социальной идентичности). Так, принимая решение быть здоровым, индивид ведет здоровый образ жизни, потребляет здоровую пищу, занимается физической культурой. В тоже время индивиду важно ощущать свою принадлежность к определенному слою людей, увлекающихся например, большим теннисом или горными лыжами.


Индивид, подчиняясь нормам и ценностям определенной социальной группы, тем самым воспроизводит не только себя, но и внешнюю среду. Роль индивида в формировании внешней среды, наиболее явно прослеживается в малых социальных группах (семье, компании друзей, профессиональном коллективе). Именно в малых группах интересы, увлечения, вкусы одних членов группы влияют на других ее членов. Так, злоупотребление алкоголем родителями является фактором риска инициации потребления алкоголя среди подростков [1, 2, 3].

Социальное сравнение не ограничивается теми социальными группами, с которыми индивиды имеют непосредственный контакт, зачастую источниками социального сравнения могут быть коммуникационные сообщения, передаваемые СМИ. Исследования воздействия различных форм маркетинга алкоголя показали небольшое, но значимое воздействие как на общее потребление алкоголя молодыми людьми, так и на возможность чрезмерного употребления ими алкоголя [4].

Значимой категорией в социологии потребления является понятие паттерн поведения.

Паттерн - (англ. pattern от лат. patronus - модель, образец для подражания, шаблон, стиль) - набор стереотипических поведенческих реакций или последовательностей действий [5].

Паттерны потребительского поведения формируются внутри отдельных социальных групп и обусловлены набором специфических норм и правил (демографических, социальных и иных нормах и потребительских привычках). Так, например, молодежная субкультура предполагает потребительские паттерны, существенно отличающиеся от паттернов людей зрелого и пожилого возраста в покупке питания, алкоголя и пр.

По-нашему мнению, паттерн поведения в отношении алкоголя это последовательность элементов поведения, обусловленная личным выбором индивида и его адаптацией к внешней среде, совокупностью специальных нормам и правил поведения в отношении алкоголя.

Еще одной значимой категорией социологии потребления является категория паттерн потребления.


Паттерны потребления отражают сформировавшиеся в течение длительного времени культурные традиции [6]. В исследованиях, затрагивающие проблемы алкогольного поведения, большое внимание уделяют изучению паттернов потребления алкогольных напитков. Изучение паттернов потребления спиртного - один из доминирующих в современной социологии подходов к исследованию употребления алкоголя.

Выделяют два основных паттерна потребления: южный и северный. Северный тип характеризуется потреблением крепких высокоградусных напитков, сопровождается тяжелой интоксикацией и агрессивным поведением [6, 7]. К странам с северным паттерном потребления относят Финляндию, Швецию, Норвегию, Шотландию, Россию. Для южного типа потребления характерно частое потребление алкоголя, преимущественно вина или пива, в небольших дозах [6, 8].

Специфическими особенностями российского паттерна потребления алкогольных напитков являются эпизодический прием больших доз алкоголя, предпочтение крепких напитков слабоалкогольным, сравнительно низкой долей абстинентов в популяции и сравнительно высокой долей пьянствующих [4, 7]. Женский алкоголизм – новый прогрессирующий паттерн потребления алкогольных напитков в России. Он протекает также тяжело, как у мужчин, но развивается намного быстрее, и сложнее поддается излечению. В настоящее время женский паттерн потребления все больше приближается к мужскому. Женщины «догоняют» мужчин по ряду показателей алкогольного поведения (возраст начала алкогольного потребления, частота потребления) [9].

По мнению Горячевой Н.В., исследования паттернов потребления алкоголя затруднено отсутствием универсальных показателей измерения. Эти универсальные показатели должны одинаковым образом восприниматься представителями всех культур [6].

Выделяют основные показатели паттернов потребления: доля абстинентов, распределение потребления в разных половозрастных группах, типы предпочитаемых напитков, частота и дозы алкогольного потребления, частота и характер интоксикации, агрессивность в состоянии опьянения, доля тяжело пьющих, характеристики ситуации потребления (место, время, причины и т.п.)[6, 9].


Таким образом, изучение паттернов потребления алкоголя является важным направлением социологических исследований, направленных на изучение характера потребления спиртного, взаимосвязи потребления алкоголя и стилем жизни различных социальных групп населения, обусловленных культурными традициями общества. Исследование паттернов потребления позволяет понять характер потребления спиртного в конкретной стране, выявить и описать существующие варианты «нормального», характерного для данной культуры, употребления спиртного, отражают традиции и нормы потребления.

Библиографический список


  1. Моисеева В.В.Основные тенденции и факторы риска в алкогольном поведении молодежи: связь с девиацией // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/224/30/ (Дата обращения: 13.09.2010).

  2. Рыбакова Л.Н., Чекинева Т.В. Модели потребления алкоголя в молодёжной среде // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/224/30/ (Дата обращения: 02.12.2010).

  3. Позднякова М.Е. К проблеме социального контроля над алкопотреблением в семьях «тяжелых» пьяниц и алкоголиков // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/224/30/ (Дата обращения: 01.07.2010).

  4. Денисова И. Потребление алкоголя в России: влияние на здоровье и смертность // Серия «Аналитические расчеты и разработки». 2010. № 31. 40 с.

  5. Скуратова А. В. Социально и личностно-значимые паттерны поведения у тревожных детей младшего школьного возраста // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). С. 214-221.
  6. Горячева Н.В. Сравнение паттернов потребления спиртных напитков в России и северных странах Европы // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2004. № 18. С. 45-59.


  7. Одинокова В.А. Историческая устойчивость российского паттерна алкоголизации: пример студентов СПБГУ // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №3(11).

  8. Немцов А. В. Потребление алкоголя и смертность в России // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 113—116.

  9. Шурыгина И.И. Изменение гендерных особенностей алкогольного поведения // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/224/30/ (Дата обращения: 01.07.2010).


SOCIOLOGICAL ANALYSIS

OF THE ALCOHOL CONSUMPTION PATTERNS

Svetlana Sergeyevna Gordeyeva

Perm State National Research University, 15, Bukireva str., Perm, Russian Federation, 614990; e-mail: ssgordeyeva@mail.ru
The article covers the category of consumption pattern as applied to the alcohol consumption. Specific characteristics of personal and social identity formation by means of consumption are revealed. The notions of behaviour pattern and consumption pattern are defined. Peculiarities of the Russian alcohol consumption pattern are presented.


1 Публикация подготовлена в рамках научно-исследовательских работ ФБГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», проводимых в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ в 2012 г. (проект № 6.4216.2011, рук. Е.Б. Плотникова).