prosdo.ru 1

Кокин Глеб Александрович, МГИМО (У) МИД России (26.12.2011)


Сравнение

ФЗ №129 «О бухгалтерском учете» (1996 г.) и

ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» (2011 г.)
Целью настоящего анализа является поверхностное сравнение изменений текстов законов без предоставления каких-либо профессиональных комментариев.

Содержание


Содержание 1



Общие замечания

Основным новшеством закона 2011 г. является введения понятия федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерской отчетности, введение рекомендаций в области бухучета, применяемых на добровольной основе [аналогия с техническим регулированием], а также признание субъектом регулирования бухучета помимо Минфина и ЦБ саморегулируемых организаций.

При этом федеральные и отраслевые стандарты направлены на унификацию и централизацию регулирования, они, в том числе, устанавливают:

  • определения и признаки объектов бухучета;

  • порядок пересчета стоимости объекта, выраженной в иностранной валюте;

  • требования к учетной политике;

  • план счетов бухучета;

  • упрощенные способы ведения бухучета.

Закон 1996 г. действовал в отношении организаций и филиалов/представительств иностранных организаций. В законе 2011 г. понятие организации заменяется понятием экономического субъекта, определяемым через следующий перечень:

  • коммерческие и некоммерческие организации;

  • госорганы, органы МСУ, органы управления гос. и терр. внебюджетных фондов;

  • ЦБ;

  • ИП, адвокаты (для адвокатских кабинетов), нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой;
  • филиалы и представительства иностранных организаций (созданы по зак-ву иностранного государства), а также международные организации с их филиалами и представительствами.



Исчезает деление счетов на синтетические и аналитические. Понятие «инвентаризация имущества и обязательств» заменяется на понятие «инвентаризация активов и обязательств».
Цели законодательства о бухгалтерском учете

Если в законе 1996 г. таковыми являлись обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозопераций, а также составление и предоставление информации о положении организации для пользователей отчетности, то закон 2011 г. устремлен на установление единых требований к бухгалтерскому учету и на создание правового механизма регулирования такого учета.
Определение бухгалтерского учета

Закон 1996 г. определяет бухучет как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежно выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций.

Закон 2011 г. более лаконичен: бухучет — формирование документированной систематизированной информации об объектах (уст. настоящим ФЗ) в соответствии с требованиями (уст. настоящим ФЗ) и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объекты бухгалтерского учета

В законе 1996 г. это имущество, обязательства и хозяйственные операции. Закон 2011 г. дает более подробный перечень, вводя понятие факта хозяйственной жизни как сделку, событие, операцию, которая оказывает или способна оказать влияние на финансовое положение эк. субъекта, финансовый результат его деятельности и/или движение денежных средств:

  • факты хозяйственной жизни;

  • активы;

  • обязательства;

  • источники финансирования деятельности;

  • доходы;

  • расходы;

  • иные объекты (уст. федеральными стандартами).


Первичные учетные документы

Если по закону 1996 г. такие документы фиксировали хозяйственные операции, то по закону 2011 г. в них должен будет фиксироваться каждый факт хозяйственной жизни.


В новом законе указывается, что такие документы могут быть составлены как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Однако если законодательство предусматривает предоставление учетного документа определенным пользователям в бумажной форме, то такая бумажная форма должна быть соблюдена.

Исчезла норма о том, кем могут быть изъяты первичные учетные документы, и о том, что главный бухгалтер вправе снять копии с изымаемых документов.
Состав бухгалтерской отчетности

По закону 1996 г. это:


  1. баланс;

  2. отчет о прибылях и убытках;

  3. приложения к ним;

  4. аудиторское заключение;

  5. пояснительная записка.

Закон 2011 г. дает более краткий перечень:

  1. баланс;

  2. отчет о финансовых результатах;

  3. приложения к ним.

Вводится понятие обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, который должен направляться в орган госстатистики [сейчас такой экземпляр также направляется, просто у него нет официального названия].

Устанавливаются некоторые особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица.

Исчезают нормы о публичности бухгалтерской отчетности [то, что устанавливалось по закону 1996 г. в отношении АО, страховых, кредитных и иных организаций].
Режим коммерческой тайны

Закон 1996 г. устанавливает режим коммерческой тайны в отношении регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности. Закон 2011 г. указывает на то, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен такой режим.
Хранение документов бухгалтерского учета

Минимальный срок хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности не изменился (не менее пяти лет), однако появилось уточнение, с какого момента отсчитывать эти пять лет — «после отчетного периода».