prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
  1. СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «УПРАВЛЕНИЕ» И «МЕНЕДЖМЕНТ».


Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • среда (система управления);

  • средства (механизм управления);

  • действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

Менеджмент - это:

  1. способ, манера общения с людьми;

  2. власть и искусство управления;

  3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

  4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены на рисунке1.



Подходы к определению сущности менеджмента

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

2.Основные признаки рыночной экономики.

Выделяют 5 основных черт рыночной экономики: 1.Свобода предпринимательства, разрешается все, кроме запрещенных законом сфер. 2.Конкуренция, ограждаемая законом. 3.Движение капитала в целях получения максимальной прибыли в соответствии с изменением спроса. 4.Рыночная деятельность, кот. должна базироваться на всесторонней и объективной информации. 5.Автономное принятие решения хозяйствующими субъектами рынка.


Элементы рыночной экономики: 1.экономические законы, 2.рыночный механизм, 3.участников рынка, 4.комплексный рынок, 5.рыночную психологию.

Рыночный механизм состоит из: рыночных инструментов (цена, спрос, предложение) и рыночных регуляторов (налоги, сборы, тарифы и т.д.).

3. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.

Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.  Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления. Наиболее общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА. Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно или другими работниками (не управляющими). РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по свей численности, и по своей значимости. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране или директор филиала. РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА. Высший организационный уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленней других. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. 


Субъект управлениясубъект (личность, группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему  для достижения поставленных целей. Субъект управления через прямой канал передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние. Управляющее звено может представлять собой как должностное лицо (начальникдиректорменеджер) так и органы управления (министерстводепартамент). То есть представлять собой либо верхнее, либо промежуточное звено в структуре управления.

Объекты менеджмента -- весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п. ).

4. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Социальное управление, менеджмент рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации.


Самостоятельным предметом социального управления является управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, её построения, функционирования и развития. Наука социального управления изучает окружающий мир в целостной системе воздействия на все его отрасли для достижения главной цели общества - повышения качества жизни его членов.

Система социального управления включает в себя различного рода специалистов, обеспечивающих социальное управление, методы управления и средства вычислительной техники, а также объём различной информации, помогающий осуществить связь между объектом и субъектом управления.

Сейчас становится необходимым включать в современное социальное управление творчески одарённых людей, которые благодаря своему интеллекту и творческому потенциалу, способны создать условия для выполнения главной цели общества - повышение качества жизни его граждан. Поэтому в социальном управление является главным не только достижение целей, но и поддержание целостности любой сложной социальной системы, и побуждение её к саморазвитию

В систему управления входят социальные организации, следящие за исполнением управленческих решений и обеспечивающие обратную связь. Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным.

Для эффективного социального управления необходимо использовать законы и закономерности управленческого воздействия, построение моделей управляемых объектов и субъектов, обеспечение системного подхода и целостности в социальном управлении.

Итогом деятельности системы социального управления является принятие и воплощение в жизнь управленческих решений.

  1. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕ­РИОДЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.


Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в резуль­тате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие - управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно склады­вались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционе­ров, по сути, в менеджеров. Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную нишу для его существования.

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в 3 тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.


Выделяются четыре периода развития теории и практики менедж­мента:

Первый период — древний (с 9-го тысячелетия до н. э. и до при­мерно XVIII в.). Это период накопления знаний: переход от при­сваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производству; первый опыт в области управления (Ближний Восток); развитый государственный аппарат (Древний Египет). Второй период — индустриальный (1776—1830). Начало форми­рования научных направлений и школ менеджмента. Период систематизации (1856—1960). Формируются новые на­правления, школы, течения в управлении. В период промышлен­ной революции в XIX в. в связи с необходимостью управления работой больших групп людей владельцы отошли от непосред­ственного наблюдения за деятельностью работников. Появились первые менеджеры. С течением времени менеджеры переключи­лись на изучение способов управления, на поиск систематизиро­ванных на основе опыта подходов к управлению, сложились ос­новные научные школы управления.

Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опираю­щихся на использование математического аппарата, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъек­тивных решений менеджеров.

6. ШКОЛА НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

(1885—1920) Фредерик У. Тейлор, Франк и Лилиан Гилберт, Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд, Генри Гантт

Главная заслуга Ф. Тейлора в том, что он как основатель школы «на­учного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих, начал революцию в области менеджмента.

Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте. Среди них:

  • научный подход к менеджменту и его принципам;


  • анализ содержания работы и способов ее выполнения;

  • нормирование труда;

  • работа с кадрами (отбор, переквалификация и т. п.);

  • мотивация труда работников.

Положительные черты:

  • отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их проф­отбор и обучение;

  • специализация функций в производстве, выполнение каждым сотруд­ником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение;

  • система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности;

  • учет и контроль проводимых работ;

  • разделение административной и исполнительной работы; введение института мастеров, руководящих работниками;

  • сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений;

  • равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами;

Отрицательные черты:

  • сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных
    потребностей людей;

  • механический подход к управлению: сведение менеджмента к препо­даванию промышленного инжиниринга.





7. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК

(1930-е — наст, время) Абрахам Маслоу, Мери Паркер Фоллет, Элтон Мэйо,

М. Паркер, Р. Лайкерт, Д. Мак- Грегор, Ф. Герцберг

Основной акцент в школе «человеческих отношений» делался на за­боте о людях, а в школе «научного управления» — на заботе о производ­стве.

Идея состояла в том, что простое проявление положительного внима­ния к людям оказывает очень большое влияние на повышение производи­тельности труда.

Таким образом, речь шла о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880 - 1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название "хортонские эксперименты". Опыты в Хортоне на предприятиях фирмы "Вэстерн электрик" продолжались с 1927 по 1939 г. и не имели аналогов. Целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет. Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему "человеческих отношений").


Концепцию управления с позиции науки о поведении (бихевиорист­ская школа) развивали К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, М. Вебер и др.

Основными аспектами изучения управления учеными данной шко­лы были:


  • социальное взаимодействие в производственном коллективе;

  • мотивация к труду;

  • авторитет и лидерство в коллективе;

  • формальные и неформальные организации;

  • коммуникации в организациях;

  • изменение содержания работы и качество трудовой жизни.

Главным выводом создателей школы «поведенческих наук» было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности труда как отдельного работника, так и организации в целом.

Положительные черты:

  • выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы;

  • формулирование основных требований для отбора людей на руково­дящие должности;

  • руководитель ориентируется на своих сотрудников;

  • стремление помочь работнику в осознании собственных возможно­стей;

• идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной моти­вации и учете интересов всех заинтересованных лиц.

Отрицательные черты:

  • отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета;

  • приемлемость других методов в управлении, кроме как применения
    науки о поведении.

8. ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА (КЛАССИЧЕСКАЯ).

(1920—1950) Анри Файолъ, Линдалл Урвик, Джеймс Муни, А. Рейли, Алфред Слоун, А. Гинсбург, М. Вебер

Внимание этой группы исследователей привлекли общие функции и принципы управления, функции менеджеров, определение об­щих характеристик и закономерностей организаций.

Суть разработанных ими принципов управления сводится к следую­щему:


  • разделение труда;

  • авторитет и ответственность власти;

  • дисциплина;

  • единство руководства;

  • единство распорядительства;

  • вознаграждение за труд;

  • порядок;

  • справедливость;

• инициатива.

Положительные черты:

  • вопрос о необходимости выделения собственной управленческой дея­тельности в особый объект исследования;

  • необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера;

  • разработка целостной системы управления организацией;

  • структура управления и организации предприятия работниками на
    основе принципа единоначалия.

Отрицательные черты:

  • невнимание социальным аспектам управления;

  • невнимание человеческому фактору на предприятии;

  • освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с приме­нением научных методов.



9.Управленческие концепции (40-60-е годы)

Эмпирическая (прагматическая) школа управления

В основе теории этой школы лежало изучение и последующее распространение конкретного опыта управления фирмами, правительствами, военными организациями в качестве наиболее полезного способа совершенствования менеджмента. Отсюда и название школы - эмпирическая (эмпирия - опыт). Её представляют Э. Петерсен, Г. Саймон, П. Друкер, Р. Девис, А. Чандлер и др.

Возникновение эмпирической школы являлось определённой реакцией на недостаточную практическую применимость ряда положений научного менеджмента и школы человеческих отношений. Сторонники эмпирической школы не отрицали значения теоретических принципов, но считали самым важным анализ непосредственного опыта управления. Были разработаны специальные методологии обучения управлению на основе конкретных управленческих ситуаций.

Эта школа внесла существенный вклад в практику внутрифирменного менеджмента.


Она дала большое число ценных рекомендаций по управленческим структурам, по организации функциональных служб, линейных служб и пр. Большая работа была проведена по исследованию и внедрению в практику новых, эффективных приёмов обучения менеджеров.

Представители эмпирической школы выдвинули и предприняли попытку разработать ряд проблем, которые стали особенно актуальными в последующие 70-80-е гг. Среди них можно назвать следующие:

1. Школа уделяла значительное внимание вопросам централизации и децентрализации

управления;

2. Школа способствовала введению целевого упра­­­­­­­­­­­­­­­­­­­вления;

3. Школа занималась проблемами классификации функций управления, организации труда руководителей.

Её исследователи утверждали профессионализацию менеджмента, т. е. превращение труда по управлению в особую профессию. Первая особенность такого профессионального управления - умение менеджера из всех имеющихся ресурсов создать целое единство. Вторая особенность - необходимость при принятии решений ориентироваться на перспективы развития организации. С работами учёных этой школы связано широкое распространение самих терминов «менеджмент», «менеджер» в теории и практике капиталистического управления. Понятие «менеджмент» в исследованиях представителей эмпирической школы рассматривается в 2-х значениях: в широком и узком. В широком смысле, с социальной точки зрения, менеджмент является техникой или методом, развиваемым в результате свойственной человеку тенденции к формированию группы. Менеджмент может иметь и более узкое значение. Это принципы теории и практики управления именно предприятием (фирмой). И в том, и в другом случае менеджмент и менеджерский корпус рассматривались представителями эмпирической школы как всесильный фактор развития и эффективности организации (производства).

10. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами явля­ются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, оценку внешней и внутренней среды ор­ганизации, поддержание лидерства в коллективе и др.



11. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ

рассматривает все процессы и явления в виде оп­ределенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функ­циями, не присущим составляющим ее элементам. Простая система ори­ентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимоувязанных целей. В настоящее время сис­темный подход можно считать универсальной методологией менеджмен­та, сутью которой является формирование образа мышления, рассматри­вающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Этот метод получил широкое распространение в современной теории менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия предприятие работает успешно, это является пози­тивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутст­вия менеджера высшего звена деятельность предприятия становится ме­нее эффективной. Это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие предприятия), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их менеджерам среднего звена.

Сущность системного подхода к управлению — мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структу­ра организации, персонал, техника, технология), предвидение положи­тельных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

Системная школа (сер. 1970-х наст, время) Л. Берда-Ланфи, Розенберг, Каст

Главная идея системной теории: ни одно действие не предпринимает­ся в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Такой подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

Положительные черты:


  • применение принципа соотношения количества и качества потреб­ляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улуч­шения результатов управления предприятием;

  • формирование нового образа мышления, построенного на единстве
    всех явлений внутренней и внешней среды;

  • рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем;

  • ориентирование систем на достижение конкретных целей.

Отрицательные черты:

  • теория системной школы не определяет конкретных факторов, влияю­щих на функцию управления;

  • невнимание влиянию окружающей среды на управленческую дея­тельность и результаты функционирования организации;

  • не выделяет элементы системы, необходимые для создания пред­приятия.



12. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

так же как и системный, скорее способ мышления, чем набор конкретных действий.

Этот метод разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и пред­лагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Си­туационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуационного мышления (приближенного к прак­тике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

Если процессный и системный подходы целесообразнее применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности, то си­туационный подход чаще используется в нестандартных и непредви­денных ситуациях. Ситуационный подход носит не шаб­лонный характер, он воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Этот подход подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестан­дартных ситуациях.

В настоящее время в развитии менеджмента просматриваются три наиболее важные тенденции. 1) Во-первых, некоторый возврат к прошлому — осознание значения материальной, технической базы современного производства. Это вызва­но усилением влияния технического прогресса на достижение целей предприятия, роли производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе. 2) Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, к раз­личным формам демократии, участие рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. 3) В-третьих, усиление международного характера управления.



следующая страница >>