prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 ... 6 7

Ситуационная школа (1980-е наст, время) М. Фоллет, Р. Стогдилл

Главное в ситуационном подходе в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т. е. конкретного набора обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время.

Суть рекомендаций состоит в требовании решать конкретную органи­зационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся условий, в которых эта цель должна быть достигнута.

Положительные черты:


  • воспитывает личные качества и умение контролировать ситуацию;

  • использование нестандартных методов обучения;

  • в центре внимания ситуация — набор обстоятельств, непосредственно
    влияющих на организацию;

  • использование конкретных приемов управления в связи с конкретной
    ситуацией;

  • наличие общего подхода для решения стандартных проблем и ис­пользование различных методов управления;

  • попытка варьировать многообразие частных подходов.

Отрицательные черты:

• отсутствие возможности выделить факторы, непосредственно влияю­щие на успех организации, и рассмотреть только их.


13. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие:

  • принцип единства политики и экономики;

  • научность;

  • системность и комплексность;

  • принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
  • принцип централизации и децентрализации;


  • принцип пропорциональности в управлении;

  • принцип единства распорядительства в управлении;

  • принцип экономии времени;

  • принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

  • принцип делегирования полномочий;

  • принцип обратной связи;

  • принцип экономичности;

  • принцип эффективности;

  • принцип мотивации.

К некоторым современным принципам менеджмента относят:

  • ориентация на потребителя;

  • ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;

  • обостренное чувство ответственности за дела организации;

  • ориентация на конечные результаты деятельности;

  • стремление к нововведениям;

  • ориентация на лидеров;

  • энтузиазм персонала;

  • развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;

  • опора на общечеловеческие ценности;

  • высокие стандарты деятельности;

  • опора объективные законы и реальности рыночных отношений;

  • решение новых проблем новыми методами;

  • возрастание роли неформальной организации.

  • свобода и жесткость одновременно;

  • постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;

  • поступки должны быть решительными, но взвешенными;

  • концентрация своей деятельности на приоритетных программах.


14. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА УПРАВЛЕНИЕ

(НОВАЯ ПАРАДИГМА).

Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине текущего века страны-лидеры констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т. е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70–80-е годы.


Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.)

Новая (Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Дракер и др.)

1. Предприятие — это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны

1. Предприятие — это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды

2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентос-пособности

2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей

3. Рациональная организация производства, эффективное исполь-зование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана

4. Главный источник прибавочной стоимости — производственный рабочий и производ-ть его труда

4. Главный источник прибавочной  стоимос-ти  — люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала

5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятель-ности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и прави-лах выполнения работы


5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства




15. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

Организация – это группа, которая состоит из двух или более людей, которые работают вместе для достижения общей цели или целей. За количеством целей организации делятся на простые и сложные. Простые организации ставят перед собой одну цель, сложные – две и больше.

По форме взаимодействия участников организации делятся на формальные и неформальные.  Формальная организация – являет собой систему узаконенных безличностынх требований и стандартов поведения, а также регламентированных и жестко закрепленных ролевих указаний.

Неформальные организации или группы - возникают спонтанно на основе определенных общих характеристик участников группы. Неформальные организации или группы существуют почти во всех формальных организациях, за исключением, очень малых. Все сложные организации также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

1. НАЛИЧИЕ РЕСУРСОВ. Ресурсы — это средства, которые позволяют с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. К основным ресурсам, которые используются организацией принадлежат люди, капитал, сырье, технология и информация.

2. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Организации полностью зависимы от окружающей среды – как относительно своих ресурсов, так и относительно последующей реализации продуктов их переработки.

3. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Дробление всей работы на составные компоненты.

4. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. Подразделения являют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.


5. ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Отделение работы по координации действий от самих действий.

6. НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.

 

16 . ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Среда прямого воздействия: конкуренты, трудовые ресурсы, поставщики, законы и учреждения государственного регулирования, потребители. Среда косвенного воздействия: международные события, политические, социокультурные факторы, состояние экономики, НТП.

К характеристике внешней среды относятся:

- взаимосвязанность факторов;

- сложность;

- подвижность;

- неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них. Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение в окружении организации. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации.

Внешняя среда организации прямого воздействия: поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы; государственные органы; потребители; конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке; трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.

Внешняя среда косвенного воздействия: технология - совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; состояние экономики; социокультурные факторы - установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию.


Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным внутри организации относятся цели, структура, задачи, технология и люди. Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки.


17. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.

Горизонтально разделение труда – это разделение всей работы на составляющие компоненты, те  есть расчленение общего  трудового  процесса  на различные частные,  непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей.

Горизонтально разделение труда осуществляется, как правило, по функциональному и квалификационному признакам.

Функционально разделение труда – это специализация работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции  и выделяются соответствующие работники для их выполнения (менеджер по рекламе PR, менеджер транспортного отдела и др.)

Квалифицированное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ  и необходимой для их выполнения квалификации.

Вертикальное разделение труда – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при  наличии нескольких уровней управления.

В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

Общее руководство – выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности предприятия;

Технологическое руководство – разработка и внедрение прогрессивных технологий;


Экономическое руководство – стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, обеспечение рентабельной работы организации;

Оперативное управление  - составление и доведение до исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса;

Управление персоналом – подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

Общую классификацию уровней и выполняемые обязанности менеджеров в зависимости от уровня управления можно представить в следующем виде



18. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ ТИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Различают связи: - линейные (административное подчинение), - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: - линейная; - функциональная; - линейно-функциональная; - матричная; - дивизиональная; - множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.


Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя .

Дивизиональная (филиальная структура) . Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную. Матричная структура управления, ориентированная на продукт. Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

19. Документы, регламентирующие организационные аспекты управления предприятием.

Устав - правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок работы. Содержание устава должно включать: наименование учреждения, организации, предприятия, его вид; местонахождение (почт. адрес); предмет и цель деятельности; порядок образования имущества; порядок распределения прибыли; порядок образования учреждения; порядок управления и прекращения деятельности; органы управления. Текст устава содержит следующие разделы: Общие положения; Уставной фонд; Порядок деятельности; Управление; Учет и отчетность; Распределение прибыли; Прочие накопления; Прекращение деятельности; Устав оформляется на общем бланке с указанием реквизитов: наименование организации – автора документа (с указанием министерства, ведомства вышестоящей организации); наименование вида док-та – УСТАВ; дата; регистрацион. номер, место издания; гриф утверждения; текст; подпись.


Положения – правовые акты, определяющие порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию работы учреждения, структурного подразделения. Положения могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и используются при разработке индивидуальных. Различают: положения об организациях, структурных подразделениях, о коллегиальных и совещательных органах, о временных органах (комиссиях, советах). Положения оформляют на общем бланке организации с указанием реквизитов: наименование организации, структурного подразделения, вид документа, а также дата и гриф утверждения, регистрационный номер, место издания, заголовок к тексту, текст, подпись, гриф согласования или визы согласования. Текст положения включает след. разделы: Общие положения; Цели и задачи; Функции; Права и обязанности; Руководство; Взаимоотношения с другими подразделениями. Положения подписывают должностные лица, являющиеся разработчиками, визирует юридическая служба, утверждает руководитель. Положение вступает в силу с момента утверждения.

Инструкция – правовой акт, содержащий правила, регулирующий организационные, технологические, финансовые и иные стороны деятельности организаций, (их структурных подразделений), должностных лиц. Оформляется на общем бланке организации и содержит реквизиты: наименование организации; наименование вида документа; дата; место издания; заголовок к тексту; текст; подпись; гриф утверждения; гриф согласования или виза согласования. Текст инструкции разбивается на разделы, кот. нумеруются арабскими цифрами, а кол-во разделов определяется разработчиками. Подписывается инструкция руководителем того подразделения, кот. ее разработало, а утверждается руководителем организации. Инструкции бывают: должностные; по безопасности труда и др. Должн. инструкц. определяют функции, права и обязанности сотрудников организации и разрабатываются на все должности, предусмотренные штатным расписанием. Текст должн. инструкции состоит из след. разделов: Общие положения; Должностные обязанности; Права; Ответственность; Взаимоотношения.


Штатное расписание – документ, закрепляющий должностной и численный состав предприятия, указывающий фонд заработной платы. Форма штатного расписания оформляется на общем бланке организации с указанием реквизитов: наименование организации; наименование вида документа; дата; место издания; гриф утверждения; текст; визы согласования; подпись; печать. Текст оформляется в виде таблицы, указывается перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавок и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание визирует главный бухгалтер, юрист подписывает начальник отдела кадров, утверждает руководитель организации, подпись которого заверяется печатью.




<< предыдущая страница   следующая страница >>