prosdo.ru 1
КАРАВОН – ТРАДИЦИЯ, АНСАМБЛЬ И ФЕСТИВАЛЬ.


С.А. Трусов

«С утра до ночи в хороводы песни игрывал» А.Кольцов.

В современном русском языке слово "хоровод" наиболее распространено и привычно, хотя по отношению к действиям, представляемых этим словом - "cобранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе, для пляски с песнями" (по словарю В.И.Даля) и "Народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей участников какой-н. игры, танца" по словарю Ожегова С.И.,- применяются и другие термины в зависимости от географического месторасположения.

Так исследователь Е.Б. Берг в статье "Термины пляска, танец, хоровод в русских народных говорах" насчитал 16 разновидностей: " каравóд. [арх., влг., нижегор., новг., перм. - СРНГ, 14, 354]; [ворон., орл., ряз.  - Даль, 2, 90], [ОСГКО, 83], [ЯОС, 5, 20]; каравóн [ЯОС, 5, 20]; карагóд [Миртов, 131], ворон., орл., ряз. - Даль, 2, 90]; [СРГЮРКК, 131], [ОСГКО, 83]; караÓд [Васнецов, 103]; каревóд [влг., ворон. - СРНГ, 13, 85]; кареóд [СВГ, 3, 40]; каревóд [арх., влг. - ЛК ТЭ]; кароÓд [Васнецов, 103]; коровóд [акм., влад., влг., ворон., вят., зап.-брян., иркут., казан., калуж., кемер., колым., костр., куйбыш., моск., нижегор., новг., олон., перм., петерб., ряз., сарат., сиб., смол., твер., том., тул., ульян., урал., челяб., чкал., якут., яросл. - СРНГ, 14, 354], [СРГП, 126], [СРГСРКК, 138]; коровóн [влад. - СРНГ 14, 355], [ЯОС 5, 70]; коровóнт [казан., чебокс. - СРНГ, 14, 355]; корогвóд. [куйбыш. - СРНГ, 14, 358]; корог óд [белг., брян., в.-лук., ворон., дон., иркут., калуж., колым., курск., моск., орл., пенз., пск., ростов., ряз., сиб., смол., тамб., тул., чкал., якут. - СРНГ 14, 358]; корогóть [иркут. - СРНГ, 14, 359]; курогóд [Деул., 241]; харагóд [юж.  - Даль, 4, 561]."


А есть ещё и другие названия: "танок""круг","коло", "улица". Основное построение - круг и движение по солнцу с песней. Но у каждого из них помимо названий есть ещё и свои особенности, проявляемые в наборе движений и песен, манере и времени исполнения, костюме, дате проведения.

В селе Никольское Лаишевского района Республики Татарстан издавна существует понятие "Играть каравон". Само село часто называют Русское Никольское. Раньше оно называлось Караево и входило в состав Столбищенской волости Казанского уезда Казанской губернии. По видимому, - село существовало со времён казанского ханства, татарское население ушло отсюда вследствие прокатившейся по всему Поволжью моровой язвы(чумы) в середине 17 века. А через некоторое время - в конце семнадцатого века здесь появились русские переселенцы. Самая ранняя найденная ревизская сказка о составе населения датирована 1724 годом. К сожалению, неизвестно точно - из какой местности сюда прибыли русские. Попытки понять это по манере исполнения песен и традиций пока ни к чему не привели.

Престольный праздник в селе проводится 22 мая в честь главного престола храма святителя Николая-чудотворца, самого почитаемого святого на территории России. Жил он в 270-345 годах на территории юга современной Турции - в городе Мир Ликии Византийской империи. В 1087 году итальянскими купцами его мощи были похищены и перевезены в этот день в город Бар.

Никольщина – братчина, во время которой русский народ чествует Николу-Святителя. В XVIII веке Феофан Прокопович отмечал - русские люди «память святого Николая, выше Господских праздников ставят». В русских деревнях вплоть до XIX века Николины дни считались важнейшими днями после Пасхи. Никольщину всегда справляют в складчину (всем миром). Сначала в храм приносили Чудотворцу щедрые дары, а после праздничной службы, собирались за общим столом и начинали гулять не менее 3-4 дней. Обычай чествовать Николу пивом носил повсеместный и ритуальный характер, отсюда глагол «николить», т.е. пить, гулять, «наниколиться» - напиться, празднуя Николин день (В.И. Даль).


Данный православный праздник видимо, заменил более древний, языческий, связанный с поклонением богу Велесу и матери Сыра Земля.

В селе Никольское по воспоминаниям старожилов даже после закрытия церкви в 1930 году 22 мая ежегодно жители сходились"артелями", "беседками", а потом «после стада» вместе собирались на просторную лужайку "играть каравон"- своеобразный хоровод с тремя постоянными песнями, исполнявшимися три раза подряд в течение трёх дней: «Как по морю, морю синему», «При долу долочку», «Как по речке реченьке».

В круг вставали, взявшись мизинцами и плечо к плечу. Идти нужно было синхронно по солнцу «утиным» шагом» (как уточная нить) – правая нога идёт вперёд и ставится перед левой, которая подставляется к правой. Затем правая нога заносится назад за левую, которая опять возвращается к правой. Таким образом движущийся круг пульсирует – то сжимается, то расширяется. Внутри круга образуется определённая аура, позволяющая ощутить себя частью мироздания. Данный вид своеобразного хоровода мною пока нигде не встречался.

Каравон играли в основном молодые девушки и женщины, костюм которых состоял из следующих предметов:

1. Головной убор: - фатка (красный платок из шёлка или атласа, прошитый золотными нитями), для девушек лента вокруг головы, бант с бахромой (бахурмой) под косой и лента в косе;

- обруч или шишка под фаткой - плотный жгут вокруг головы для придания формы и обозначения обручённой, замужней женщины;

- кисейка, тисейка - полоска белой ткани с кружевом, выступающая не более сантиметра из-под фатки на лбу и завязывающаяся на затылке, служит для поддержки фатки и одновременно является элементом украшения головного убора;

- вязаная сетка украшенная бисером под фаткой на уложенных двух косах вокруг головы;

2. Рукава - белая рубаха с рукавами из набивной ткани, на запястьях - двухъярусные воланы из кружев(вязаных или проколок);

3. Хомут - четырёхъярусный кружевной воротник на плотной основе;


4. Борок - четырёхъярусное ожерелье из бус и бисера (раньше из речного жемчуга), прикреплённое на беечку (полоска из плотной красивой ткани вокруг шеи);

5. Сарафан- из штофа или атласа, из тонкой шерсти красного или синего цвета, подвязывающийся на талии поясом-оберегом с вышитыми молитвами;

6. Запон – передник поверх сарафана, подвязывающийся над грудью под мышками;

7. На ногах кожаные ботики или боты с ушками, позже чёрные туфли с ремешками;

8. Белый кружевной платочек в правой руке.

Каравон игрался во многих русских сёлах и деревнях вокруг Казани, только песни исполнялись разные. На территории Никольского сельского поселения в радиусе четырёх километров имеются ещё 5 русских сёл и деревень- Тарлаши, Пиголи, Сапуголи, Кунтечи , Беляково, а так же 2 «умершие», -Читаки и Степановка, где игрался каравон, но песни исполнялись везде разные, а при схожести текстов,-отличия имелись в исполнении. Да и время вождений разное – из-за разных престольных праздников.

На празднике молодые парни подбирали себе невест и заодно разрешали споры при возникновении конкуренции, порой в драках.

Данная традиция прервалась в середине 20 века, когда на волне хрущёвской борьбы с религиозным опиумом попал под запрет и престольный праздник с народным каравоном. Поздние весенние хороводы мешали посевной местному колхозу «Прожектор» и его соседям, чьи колхозники норовили в этот день приехать в Никольское и в 1955 году представители Столбищенского райкома партии под страхом ареста не разрешили никому встать в общий хоровод.

- После открытия в 1986 году нового здания Никольского СДК и активизации клубной жизни «перестройка» коснулась и пенсионеров.

Работники СДК решили собрать ветеранов труда и создать хор или любительское объединение. Выписали данные в сельском Совете на всех активистов и отправились по домам приглашать.

19 апреля 1988 года они собрались на посиделки в просторном фойе за чашкой чая поговорить о жизни и вспомнить старые песни, а в итоге приняли решение возобновить «играть каравон». Но для первого раза и большего резонанса решили сделать это в Троицу, так как в этот день в Никольское приезжают выходцы из него из разных уголков страны почтить память умерших предков на кладбище.


И 29 мая, спустя 33 года, достав из сундуков свои сохранившиеся сарафаны, бывшие молодыми девчатами во время запрета каравона, но помнившие все песни, переходящие из поколения в поколение, а нынче пенсионерки, снова встали в круг, сцепившись мизинцами, и запели «Как по морю, морю синему, по синёму, по Хвалынскому плывёт лебедь с лебедятами, со малыми, со дитятами»…

Осенью того же года во время посиделок и репетиций сложился коллектив из 22-х человек пенсионного возраста, называвший себя «Волжанкой». а с Через два года по предложению московского фольклориста Кабанова А.С. мы присвоили себе название праздничной традиции для её популяризации «Каравон». С 1993 года благодаря тесному сотрудничеству РНМЦ Министерства культуры РТ и общества русской культуры г.Казани, администрации Лаишевского района в с. Никольское стал проходить фестиваль русских фольклорных коллективов под названием «Никольский престол», в дальнейшем переименованный в более понятное, короткое и ёмкое – Каравон, доживший нынче до своего 20-летнего юбилея.

Теперь, говоря о каравоне, приходится подразделять – это и ансамбль, это нынешний фестиваль, и это праздничная традиция русских сёл вокруг Казани.

Из первого состава ансамбля дожило до сегодняшего дня 11 человек, старшим из них 85 лет. Правда, трое сильно болеют. Из второй волны прижилось в коллективе 7 человек. Есть группа среднего возраста из педагогов Никольской школы и две возрастные из школьников. В общей сложности коллектив может выступить в составе 45 человек. Основная проблема – сохранение традиций своеобразного пения старшего поколения. При отсутствии в селе ДМШ учим детей традиционно – просто с голоса, но другое дело, что детей с каждым годом в школе всё меньше, и фактически все бывшие школьницы выйдя замуж уезжают в Казань и бросают коллектив. Надеемся переломить данную ситуацию и в этом году начали сотрудничество с детским садиком, старшие воспитанники которого проявляют интерес к такому пению.

Последнее время коллектив регулярно принимает туристов и пропагандирует свои песенные традиции перед путешественниками из разных регионов России. При расширении площади музея истории каравона и соответствующем русской избе оформлением туризм мог бы стать основной деятельностью коллектива, так как выезжать за пределы села представителям старшего поколения становится всё сложнее.


Говоря о фестивале, который обретает всё больше сторонников, хотелось бы подчеркнуть следующее. Его ход, в принципе, устоялся и в этих рамках любой коллектив имеет возможность выступить на одной из сцен и хороводной поляне. Но он должен всё же остаться фестивалем русского фольклора, а не просто русским праздником, на котором можно всё. Главное сохранение и развитие всего лучшего в русской традиционной культуре. Считаю, что на основной сцене нужно не только показывать выступления коллективов, но и профессионально рассказывать о них, их манере исполнения, чем они отличаются от других. В какой то мере – рекламировать лучшие образцы.

Время проведения заключительного хоровода – каравона должно строго выполняться и оно не может быть позже 14 часов, так как автобусы уже в 16 часов уезжают в Казань.

Мне жаль, что перестала фактически функционировать молодёжная фольклорно-игровая площадка в районе хороводной поляны.

И хотелось бы в юбилейный фестиваль осуществить коллективное фотографирование хотя бы участников ансамблей в костюмах, может быть даже во время пролога или сразу после него в районе сцены. Выстроить полторы тысячи человек непросто, но возможно и зато останется в памяти.

Говоря о каравоне как о традиции, мне бы хотелось с помощью министерства культуры РТ зарегистрировать её как памятник нематериальной культуры РФ и ЮНЕСКО. Пока живы «носители» традиции бабушки из ансамбля «Каравон» - это возможно. Призываю всех выслушавших меня к тесному сотрудничеству в данном вопросе. Спасибо за внимание!

17.05.2012 г.