prosdo.ru
добавить свой файл
1
ТЕАТР АРХЕТИПОВ: РОЛИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ


Беседовала Снежана Манакова,

Начальник отдела по связям с общественностью и рекламе

Департамент по Маркетингу,  Москва

Alliance Healthcare Russia

Когда болит зуб, мы идем к стоматологу, если стреляет ухо – к лору. Для каждого органа – свой врач, для каждой болезни – свое лекарство. А если болит душа? Если жизнь вдруг вышла из колеи, словно сбились часы внутренней гармонии? А может, и зуб, и ухо заболели совсем не потому, что посидели на сквозняке… Наша душа чутко откликается на все, что происходит в теле, а тело чувствует любую дисгармонию внутреннего мира.

Сегодня люди все больше приходят к пониманию того, что отказ от решения психологических проблем, как и от лечения болезней тела, может серьезно ухудшить качество жизни во многих ее проявлениях. Беседы «за жизнь» с друзьями и слезы в жилетку подругам – тоже своего рода психотерапия. Но она приносит лишь временное облегчение на уровне эмоций, не решая глубинных, или, как выражаются специалисты, системных задач.

Побывать в театре своей жизни

В цейтноте будней мое первое знакомство с Ириной Чегловой состоялось в интерактивном пространстве Skype. Набирая номер, я просматривала информацию о собеседнице: кандидат медицинских наук, доцент, редактор журнала «Психотерапия», вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги РФ. Испытав легкое волнение, я еще раз проштудировала листок с заранее заготовленными вопросами. Но стоило нам начать разговор, как все регалии, волнение, листки растворились в пространстве удивительно комфортной беседы, свободного человеческого диалога. И уже через несколько минут я поняла, что главные звания Ирины Алексеевны - это Профессионал и Женщина.

Ирина Чеглова – психотерапевт, проводит личное консультирование и групповые тренинги. Один из ее инструментов – авторская методика «Театр архетипов (или жизненных ролей)». С ее помощью можно найти решение любой, даже самой сложной, жизненной проблемы в балансе пяти базовых ролей – архетипов – и соответствующих им ипостасей человеческой души: Принц, Воин, Король, Маг и Шут.


Ежедневно мы играем десятки и сотни разнообразных ролей. Поэтому, по словам Ирины Чегловой, ее методика призвана не разделить людей по типам, навесив ярлыки, а сформировать «меню возможностей» конкретного человека. Или, вернее, систему координат, позволяющую ему четко видеть и оперативно изменять направление сил и внимания в значимых ситуациях.

Методика служит для разрешения внутренних конфликтов и трудностей в отношениях, для наработки социальной успешности путем ролевого тренинга в специально организованном пространстве.

- При ее разработке – говорит Ирина Алексеевна, - мы исходили из убеждения, что успехи в деловой сфере (карьерный рост, построение бизнеса) не должны оплачиваться ухудшением здоровья и разрывом личных отношений.

А теперь вспомните, как часто мы проигрываем в жизненной борьбе лишь от того, что не можем вовремя переключиться на нужную волну, проявить гибкость, разрядить обстановку шуткой или взять ситуацию под жесткий контроль. Частая причина – застарелые стереотипы, штампы мышления и поведения. Они сковывают, как заржавевшие рыцарские латы, и мешают действовать точно и эффективно. Каков же выход? Вернее – вход. В Театр собственной души.

Дизайн сцены и парад ролей

Работая с «Театром…», в четырех углах кабинета (сцены) располагают Дома Принца, Воина, Мага, Короля. Дом Шута - в центре. При этом клиенту сообщаются типичные для каждой роли модели поведения. Чтобы в эти рамки он мог поместить, бережно осознать и, если нужно, скорректировать собственные убеждения и действия. Архетипы помогают сделать это легко и естественно, поскольку имеют свойство объединять в одном смысловом поле – Доме – все виды противоположностей – позитив и негатив, силу и слабость, сакральное и профанное, а также мужское и женское начала.

Принц – наследник ценностей и продолжатель традиций своей семьи, рода, страны. И - искатель новизны. Его задача в развитии души – наработка эмоций и впечатлений для постройки внутреннего образа мира. Отказ от ценностей предков превращает его в безродного Бродягу, а жесткая привязанность – в зависимого Маменькиного сынка. Самое болезненное чувство – обида.


Дело Воина – достижение четко поставленной цели. Реализация: экспансия, защита, производство. Ценности – эффективные навыки и технологии. Основная задача – обуздать собственную агрессивность. Воин всегда на границе: перед ним – цель, позади - ценность, которую он защищает. Фиксируясь лишь на цели, он может стать Убийцей, исключительно на ценности – «пушечным мясом» в чужой войне. Самое болезненное для него – несправедливость…

Король – созидатель и хранитель системы, гарант ее стабильности и развития. Семья ли это, бизнес или государство. Он устанавливает ее границы и правила, распределяет ресурсы. Задача – объединять других, создавая условия для жизни. Ценности – зрелая любовь, ответственность, забота о развитии. Слабость – в чрезмерном отождествлении себя с системой и забвении законов более высокого уровня, ограничивающих его власть и, одновременно, делающих ее возможной. Если это происходит, расплата в виде отставки с должности или развода в семье может стать фатальной. Самое страшное для Короля – предательство. А ролевые противоположности – Марионетка и Диктатор.

Дом Мага – место уединенного созерцания. Маг хранит знания о прошлом, анализирует настоящее и моделирует будущее. Озарения открывают перед ним базовые законы жизни и перспективы системы, в которой он живет. В этой роли человек эмоционально отстранен от происходящего вокруг. Не понятый окружением, может стать изгоем. Или злодеем, если использует свое интеллектуальное превосходство для мести. Отвращение, тревога и зависть, искажающие интуитивное вИдение – самые неприятные эмоции здесь.

Шут – регулятор психического напряжения. Не боясь «потерять лицо», выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Черную ипостаси. Белый – служит человеку и обществу, Черный – на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута – переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером – без собственной позиции и, в общем, без судьбы.


Итак, в театре архетипов клиент исследует свою проблему из разных Домов, с разных точек зрения. И учится тонко регулировать очередность и точность включения в различные роли. Осознанно опираясь на свои силы и компенсируя слабости. И тогда его Воин отважно защищает Принца, Король ставит перед Воином реальные достижимые цели, вовремя отличает его и награждает, Маг раскрывает перед Королем перспективы и предупреждает об опасности. Шут не дает Принцу скучать, Воину тупо упираться в свои цели, Королю – закоснеть в мнимом всемогуществе, Магу – отлететь от реальности.

Так, играя на сцене собственной души, человек решает серьезные жизненные задачи, как профессиональные, так и личные, на четырех уровнях – ощущений, эмоций, мыслей и – реальных действий.

Снять корону или сложить оружие? Ответы на женские вопросы

Запросы профессиональной и социальной эффективности равно присущи и мужчинам, и женщинам. Однако для праздничного мартовского номера я не могла не спросить Ирину Алексеевну о специфических женских задачах, решаемых в Театре архетипов. Оказалось, что их довольно много.

И первая, конечно, выйти замуж. Как встретить своего мужчину и достойно войти с ним в Дом Короля и Королевы. – Если речь идет о девушке, которая не была еще замужем, - продолжает рассказ доктор, - мы часто сталкиваемся с убеждениями, которые удерживают ее в Доме Принцессы. Это подсознательных страхи, «подхваченные» в детстве в родительской семье, запуганность негативными примерами из давнего прошлого: страх интимной близости, родов, ответственности за жизнь детей. Иногда обнаруживается ролевая путаница. Женщина подсознательно сравнивает всех потенциальных партнеров со своим отцом или дедом, и тогда получается, что место в ее сердце уже занято… В Доме Воина женщину удерживает уже не страх, а ненависть и враждебность к мужчинам, убеждение, что все они слабаки и ничтожества. А она ищет того, кто сильнее. И за слабость принимает порой – саму способность любить. Но у нее есть шанс осознать, что действительно сильный мужчина не будет с ней сражаться. И просто полюбит. И ей придется учиться эту любовь принимать…


Если женщина уже была замужем, и у нее есть ребенок, то часто на место Короля она неосознанно помещает его, сама оставаясь в Домах Принца или Воина, принося себя ему в жертву и тем самым возлагая на детские плечи невыносимую тяжесть. В этом случае важно, чтобы ребенок занял подобающее ему место (лучше в доме Принца), у женщины по возможности восстановились уважительные отношения с его отцом, и тогда место Короля рядом с ней будет действительно свободным.

Запросы Дома Королевы. Первый - построение отношений с супругом. Здесь изучается разница моделей жизни в родительских семьях мужа и жены, да и просто различия их характеров и жизненных целей на данный момент. Идет поиск способов жизненного со-творчества. Ведь Королевский Дом – пространство зрелой любви, которая не ослеплена уже страстью или жаждой самоутверждения, и не загоняет партнера в рамки своего идеала, а готова кропотливо работать ради отношений на базе уважения и принятия.

Еще один запрос связан с желанием женщины реализоваться. Не только как жена, мать и сотрудник, но как личность. Как сбалансировать все эти интересы, что делать с чувством вины за свое желание жить и для себя тоже? И этому можно научиться через познание и умелое использование базовых ролей.

Развод. И непростые вопросы. Как пережить разорение гнезда, которое строила с такой любовью и самоотдачей, как не сойти с ума от боли и жалости к себе, как удержаться от непродуктивной ярости… Как продуктивно воспользоваться ресурсами своей души, и заново выстроить жизнь? Как организовать все так, чтобы дети смогли сохранить для себя и маму, и папу?

А если все шло своим чередом, просто судьба неотвратимо завершила один жизненный цикл, и начала другой. Дети выросли, их уже не нужно нянчить. А так хочется… И возникают конфликты с ними. И страшно потерять красоту и силу молодости, чувство нужности и полезности… Подступает леденящий ужас одиночества, особенно после ухода из жизни супруга… И здесь Королеве на помощь придут роли Мага и Шута. Через них можно найти массу интересного в своей жизни, новые увлечения и удовольствия, новые перспективы. Понять, что не только бархатистая кожа и роскошная фигура составляют обаяние Принцессы. И не только физическая сила и выносливость – достоинство Воительницы. Но лучистая улыбка, чувство радости творчества и красота души, и – воля к жизни, к реализации, к новым целям и новым победам. А это – никуда не уйдет с годами.


В моей практике множество примеров, - говорит Ирина, - когда освоение новых ролей помогало женщинам обретать новую жизнь.

Рецепт счастья от Ирины Чегловой

В продолжение женской темы я не удержалась и задала собеседнице вопрос: Кто она, счастливая женщина, глазами Ирины Чегловой?

И вновь, вопреки ожиданию пространного образа, получила четкий и лаконичный ответ:

- Это женщина, которая, следуя глубинной мудрости естества, являет миру свой Божий дар. Во всех ипостасях.

- Браво, Ирина Алексеевна! – только и вырвалось в ответ…

P.S. Общаясь с интересными людьми, я часто интересуюсь их личной судьбой. Мое женское любопытство заставляет меня задавать себе вопрос: счастливы ли они сами в тех сферах, в которых помогают другим?

Ирина Алексеевна Чеглова - пример удивительной гармонии, безграничного обаяния и женской мудрости. С любимым мужем Вячеславом Петровичем она недавно отметила 20-летие семейной жизни. Супруг – кандидат экономических наук, управляющий объектами одной из лидирующих на рынке торговых сетей, в настоящий момент готовится к защите докторской диссертации. Сын Чегловых Александр с удовольствием учится в Московской государственной юридической академии. Кроме взаимного уважения и привязанности семью объединяет страсть к театру, путешествиям и кошкам. Их в доме две – русско-сиамская парочка… Красивая история семьи, в которой любящие люди идут вместе по жизни, открывая себе и друг другу удивительные грани огромного, прекрасного, непостижимого мира, развивая творческие возможности. Ирина Алексеевна признает, что и в ее собственной жизни, и в их семье есть проблемы и трудности. Их важно решать, превращая в задачи для размышления. И творчески находить путь гармонизации личного и общего пространства. Вообще свою жизнь Ирина Чеглова считает производственным романом с легким оттенком фэнтези. Что ж, возможно потому, что этот роман пишут с любовью и вдохновением, и в нем всегда есть место светлой вере в чудо…