prosdo.ru 1

Театр - понятия и жанры

Виды и жанры театрального искусства

    ВОДЕВИЛЬ — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности. 
    ДРАМА — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию. 
    КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в высмеивании пороков общества. В разных странах возникали свои варианты комедии. Известны «ученая» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская классицистская комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического — юмористическими, сатирическими. 
    МЕЛОДРАМА — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в. 
     МИМ — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера. 

        МЮЗИКЛ — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в. 

        ПАСТОРАЛЬ — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни. 
        ТРАГЕДИЯ (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В античности отображал непосредственную жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени; наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя. 
    ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в. 



 

Основные понятия


    АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу. 
    АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой). 
     АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие. 
    АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей. 
     АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера. 

    АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером. 

    АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах. 
     АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, 
    концертах.АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест. 
     АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта. 
    АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного 
    театра.АНТРЕПРИЗА — частный театр. 
     АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы. 
    АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы. 
    АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены. 
     БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.). 
    БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах. 
    БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале. 
    БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра. 
     БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера. 
    БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в. 
     БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене. 
    БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор. 
    БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках. 

     БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы. 

    БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей. 
    ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой. 
     ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала. 
    ГАСТИОН — актер в Древнем Риме. 
    ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра. 
     ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле. 
    ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом. 
    ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам. 
    ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы. 
    ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования. 
     ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров. 
    ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров. 
    ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт. 
    ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух. 
    ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля. 
     ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки. 
    ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю. 
    ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений. 

    ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения. 

     ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев. 
    ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки. 
    ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена. 
    КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины. 
     КАРТИНА — часть акта в драме. 
    КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера. 
     КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки. 
    КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций. 
     КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли. 
    КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя. 
    КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста. 
    КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены. 
     ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи. 
    ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси. 
    ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами. 
    МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. 
    МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры. 
     МИМ — актер пантомимы. 
    МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица. 
    МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому 

    себе.МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в. 

    НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.). 
    НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности. 
     ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки. 
    ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики. 
     ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены. 
    ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий. 
    ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии. 
    ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в. 
    ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена». 
    ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль. 
    ПРЕМЬЕР, премьерша — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли. 
    ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля. 
    ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли. 
    ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека. 
     РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом. 
    РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой. 

    РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора. 

     РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные 
    суждения.РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках. 
    РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального 
    представления.РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре. 
     РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого. 
    СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции. 
     СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле. 
    СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху. 
    СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др. 
     СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов. 
    СУБРЕТКА — роль находчивой служанки. 
    СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли. 
    ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. 
     ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. 
    ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи). 
    ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. 
     ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы. 
    ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков. 

    ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли. 

     ТРУППА — актерский состав театра. 
    ТРЮМ — помещение под сценой. 
    ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых). 
    ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист. 
    ФИНАЛ — завершающая часть спектакля. 
    ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций. 
    ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра. 
    ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники. 
    ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.