prosdo.ru 1
Тезисы на круглый стол

Несмотря на то, что правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов производится с момента начала нормотворческой деятельности, ни в императорской России, ни в СССР, ни в Российской Федерации нет легального законодательного определения правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, не определены цели и задачи такой экспертизы, а также требования к ней. Вместе с тем в каждом государственном органе, в обязанность которого входит проведение такой экспертизы, накоплен большой фактический опыт их проведения, что позволяет выделить общее и частное.

Мы не рассматриваем муниципальные органы власти для сужения темы обсуждения.

Под экспертизой понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, требующих специальных познаний.

Следовательно, эксперт или специалист – это лицо, которое обладает специальными познаниями.

Требования к экспертам в государственных органах власти определяется законодательством о государственной службе, а также должностными регламентами, в которых содержатся более конкретные требования по каждой должности государственной службы.

Поскольку экспертизу в государственных органах власти проводят лица, находящиеся на государственной службе, они состоят в штате соответствующих органов государственной власти.

В Аппарате Совета Федерации в целях проведения правовой экспертизы образовано Правовое управление.

Если говорить об экспертах, проходящих государственную службу в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации, то экспертной деятельностью имеют право заниматься лица, замещающие должность федеральной государственной службы не ниже консультанта, то есть они должны иметь стаж работы на государственной службе не менее двух лет и высшее образование в области юриспруденции. В то же время в Правовом управлении работают и лица с экономическим образованием, образованием в сфере налогов и финансов, поскольку при экспертизе законопроектов бюджетного и налогового направления требуются и такие познания.


Результатом деятельности эксперта является проект заключения. Это обобщённое название результата экспертного исследования, потому что в зависимости от вида государственного органа и вида нормативного акта или его проекта заключение может называться по разному.

К примеру, в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Однако если заключение Правительства Российской Федерации на законопроект не требуется, Правительство Российской Федерации вправе отправить официальный отзыв.

В государственных органах власти принята специализация экспертов по различным отраслям права, в связи с чем по законопроекту, затрагивающему несколько областей права, может работать несколько экспертов.

Заключение экспертизы в таком случае составляется одним из экспертов с учётом мнения других экспертов, проверенных и подписанных руководителями структурных подразделений.

По процедуре оформления заключение экспертизы визируется руководителем структурного подразделения, в котором проходит государственную службу эксперт, составляющий проект заключения, подписывается соответствующим должностным лицом, после чего приобретает официальный статус.

Требования к экспертизе устанавливаются в зависимости от объекта экспертизы и её целей.

В зависимости от вида государственного органа объекты экспертизы и цели являются различными.

Для примера разберём Совет Федерации.

Совет Федерации является палатой Федерального Собрания.

В Правовое управление Аппарата Совета Федерации поступают для проведения правовой экспертизы рассмотрению следующие нормативные правовые акты или их проекты:


1. Принятые Государственной Думой федеральные законы. В таком случае составляется заключение, обязанность составления такого заключения установлена Регламентом Совета Федерации;

2. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу на рассмотрение. В данном случае составляется справка о соответствии концепции законопроекта действующему законодательству и пояснительной записке к самому законопроекту;

3. Законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении. В данном случае составляется справка, в которой высказываются замечания по тексту законопроекта и выдвигаются предложения и поправки, направленные на приведение законопроекта в соответствие с действующим законодательством и устранение выявленных нарушений юридической техники;

(примечание – пункты 1, 2 и 3 раскрываются по Порядку работы с законопроектам, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждённому распоряжением заместителя Руководителя Аппарата Совета Федерации – начальника Правового управления от 12 октября 2005 года № 6(с последующими изменениями и дополнениями).

4. Проекты постановлений Совета Федерации – в таком случае заключение не составляется, а предложения высказываются прямо по тексту проекта постановления;

5. Законопроекты, разработанные членами Совета Федерации или Советом Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы. В данном случае составляется заключение, однако здесь следует учитывать, что член Совета Федерации, Совет Федерации как субъект права законодательной инициативы не обязаны направлять свои законодательные инициативы на проведение экспертизы в Правовое Управление;

6. Иные проекты нормативных актов. В данном случае следует указать на консолидированные законодательные инициативы – это законодательные инициативы, предлагаемые субъектами Российской Федерации для совместного внесения в Государственную Думу с Советом Федерации. В этом случае составляются заключения.


Одной из сторон работы экспертов, составляющих проекты заключений, является обязанность на заседаниях Комитета Совета Федерации отвечать на вопросы членов Совета Федерации как по сути законопроекта, так и по содержанию заключений и справок, подготовленных Правовым управлением, давать иные устные консультации.