prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 31 32 33 34 35
68 Маори — народ, составляющий коренное население Новой Зеландии.

69 Эхнатон (Аменхотеп IV) — фараон Египта (1419— 1400 гг. до н.э.). Реформировал религию, введя новый государственный культ бога Атона, в связи с чем поменял имя. Эхнатон — буквально: «угодный Атону».
70 Моисей — согласно Ветхому Завету, вождь и законодатель еврейского народа, которому Бог приказал вывести евреев из Египта. Он же, согласно Библии, получил от Бога и написал свод законов (Завет).
71 Просматривая эту рукопись, я нашел у Альфреда Вебе-ра, немецкого экономиста и социолога, в книге: Der Dritte oder der Vierte Mensch. R. Piper Co. Munchen, 1953. P. 9 ff, схему исторического развития,, имеющую определенное сходство с той, которую я привожу в настоящей книге. Он предполагает существование «хтонического периода» (4000-1200 гг. до н. э.), отличительной чертой которого являлось закрепление на земле народов, занимавшихся земледелием. (Примеч. автора) .
72 Конфуций — Кун-цзы (ок. 551 -479 гг. до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. В центре внимания Конфуция — нравственное самоусовершенствование на основе человечности (жень) и соблюдение норм этикета (ли). Конфуций рассматривал общество как иерархическую систему, опирающуюся на принцип сяо — сыновней почтительности и уважения к старшим.
73 Лао-цзы (Ли Эр) (VII—VI вв. до н. э.) — древнекитайский мыслитель, легендарный основатель даосизма: Основное понятие даосизма — дао — означает естественный путь возникновения и уничтожения всех вещей, а также основу их существования. Образ действия, определяемый дао, — недеяние (увэй), т. е. подчинение естественности, гармония с дао.
74 Будда (санскр. — просветленный) — в буддизме (см. примеч. 102) существо, достигшее состояния высшего совершенства и освобождения (нирваны). Под именем Будды обычно фигурирует основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.)( хотя считается, что любой человек в принципе способен достичь нирваны и стать буддой.

75 Стоицизм (греч. stoa — портик) — школа древнегреческой философии, получившая название от портика в Афинах, где она была основана Зеноном. Особой известностью и влиянием пользовалась этика стоицизма, согласно которой счастье состоит в добродетельной жизни, т. е. жизни, согласующейся с природой и опирающейся на знание о добре и зле. Этический идеал стоиков — мудрец, достигший бесстрастия, т. е. не зависящий от внешних обстоятельств и добровольно подчиняющийся судьбе. Стоический — мужественный, терпеливый, стойкий в жизненных испытаниях.

76 В этой нетрадиционной датировке я основываюсь на работах Лоретты Сежурне (ср.: Sejourne Laurette. El Mensaje de Quetzalcoati». Cuademos Amerikanos, V, 1954) и личных контактах с ней. (Примеч. автора).
77 Мухаммед (ок. 570-632 гг.) — основатель ислама, в 630- 631 гг. — глава первого мусульманского теократического (см. примеч. 79) государства (в Аравии). Почитается как пророк Аллаха.
78 Теллурический (лат. tellus — род: telluris —земля) — земной.
79 Теократическое государство (греч. theos — бог; kra-tos — власть) — форма, правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно и его религиозным главой.
80 Ханаан — древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии.
81 Мессианское время — время ожидаемого прихода Мессии (древнеевр. машиах — помазанник) — Посланника Бо-жия, Спасителя, который должен навечно установить Царство Божие.
82 Афина Паллада — в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении из его головы.
83 Зевс — в греческой мифологии верховный бог.
84 Полис — древнегреческий город-государство.
85 Католическая церковь — одна из христианских церквей, отличающаяся строгой централизацией и иерархией; монархический центр — папство, глава — папа римский, резиденция которого — Ватикан. Для католической церкви характерны резкое различие между мирянами и духовенством, целибат (обет безбрачия для священников).

86 Изменение социальной роли и функции христианства было связано с глубокими изменениями его духа. Церковь стала иерархической организацией. Акцент все больше перемещался с ожидания второго пришествия Христа и установления нового царства любви и справедливости на факт его исторического появления и апостольской миссии спасения человека от присущей ему греховности. С этим было связано еще одно изменение. Первоначальное представление о Христе содержалось в адопционистском догмате, согласно которому Бог усыновил человека Иисуса, т. е. человек, неимущий и страждущий, стал Богом. В этом догмате нашли свое религиозное выражение революционные чаяния и устремления бедных и угнетенных. Год спустя после провозглашения христианства официальной религией Римской империи был официально принят догмат, утверждавший, что Бог и Иисус тождественны, едины по сути своей и что Бог лишь явил себя во плоти человека. В этом новом понимании революционная идея возвышения человека до Бога была заменена Божественным актом любви, когда Бог как бы нисходит к человеку и тем самым спасает его от порочности. (Ср.: Fromm E. Die Entwick-lungdes Christus Dogmas. Psychoanalytischer Verlag, Vienna, 1931). (Примеч. автора).

87 Возрождение (Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах — XV — нач. XVIII в.), характеризующийся обращением к культурному наследию античности, как бы «возрождением» его (отсюда название), антифеодальными настроениями, развитием гуманистического мировоззрения, расцветом науки, искусства, пафосом раскрепощения духа.
88 Естественное право — понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, якобы вытекающих из природы человека независимо от социальных условий.
89 Реформация — см. примеч. 15.
90 Протестантизм и кальвинизм — см. примеч. 15.
91 Ср. с блестящим детальным анализом этих проблем в книге Roy M. N. Reason, Romanticism and Revolution. Renaissance Publishing Co. Calcutta. 1952. (Примеч.автора).
92 Просвещение — политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества (XVII — нач. XIX в.).
93 Абсолютизм (абсолютная монархия) — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная централизованная верховная власть.
94По проблеме национализма ср. с глубоким и исчерпывающим исследованием Р. Рокера: Rocker R. Nationalism and Culture. Rocker Publ. Comm. Los Angeles, 1937. (Примеч. автора).
95 Сеньор (лат. senior — старший) — в Средние века — феодальный земельный собственник.
96 Декарт Рене (1596-1650) — французский философ, математик, физик, физиолог. В основе философии Декарта — дуализм души и тела, мыслящей и протяженной субстанций, причина движения которых — Бог. Безусловное основоположение знания, по Декарту, — непосредственная достоверность сознания («Я мыслю, следовательно, существую»). В учении о познании Декарт — рационалист, сторонник учения о врожденных идеях.
97 Авторитарный (лат. auctoritas — власть) — свойственный авторитаризму — системе политического правления, опирающейся на полновластие одного лица.

98 Конформизм (лат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, некритическое следование расхожему образцу поведения.

99 Пиранделло Луиджи (1867-1936) — итальянский писатель, драматург.
100 Рационализация (лат. ratio — разум) — в психоанализе бессознательное оправдание поведения, при котором неприемлемые для сознания мотивы бессознательно заменяются ложными, но как бы разумно обосновывающими такое поведение причинами, допустимыми для сознания.
101 Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — вера в существование душ и духов. Анимизм — древнейшая основа возникновения религии и элемент всякой религии.
102 Буддизм — религия, возникшая в VI-V вв. до н. э. (см. примеч. 74). Отличительной особенностью буддизма является отсутствие в нем понятия бога, хотя в ходе развития буддизма в нем сложился культ Будды. В центре буддизма — учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, возможность освобождения и путь к нему. Освобождение (нирвана) — это состояние несвязанности с внешним миром, блаженного покоя и отсутствия желаний.
103 Монотеистические религиозные системы (греч. mono — один; theos — бог) — системы религиозных верований, основанные на представлении о едином Боге (единобожие) в отличие от политеизма — многобожия.
104 Для более широкого рассмотрения данной проблемы см. мою работу: Psychoanalysis and Relegion. Yale University Press. 1950. (Примеч. автора). На русском языке см.: Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть? М., «Прогресс», 1990. С. 218-308. (Примеч. отв. ред.).
105 Исайя — один из ветхозаветных пророков.
106 Сократ (ок. 470-399 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода установления истины. Утверждал, что цель философии — самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетелью считал знание или мудрость. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).
107 Соматический (греч. soma — тело) — телесный.
108 Субстрат — общая основа процессов и явлений.

109 Апологет (греч. apologeomai — защищаю) — приверженец, защитник какой-либо идеи, направления.

110 Strecker E. A. Their Mothers' Sons. J. В. Lippincott Co. Philadelphia and New York, 1951. P. 211. (Примеч. автора).
111 Гоббс Томас (1588-1679) — английский философ-материалист. В работе «Левиафан» он уподоблял государство библейскому чудовищу Левиафану. Гоббс считал, что государство есть результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех».
112 Freud S. Civilization and Its Discontent. The Hogarth Press Ltd. London, 1953. P. 69. (Примеч. автора).
Перевод дан по: Додельцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. М., «Знание», 1989. С. 44. (Примеч. отв. ред.).
113 Перевод дан по: Додельцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. С. 47.
114 Руссо Жан Жак (1712-1778) — французский писатель и философ. Осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Считал частную собственность причиной социального неравенства. Отмечая противоречивость прогресса буржуазной цивилизации, идеализировал «естественное состояние» человечества.
115 Перевод дан по: Додельцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. С. 55.
116 Человек человеку волк (лат.).
117 Додельцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. С. 52.
118 Там же. С. 54.
119Рикардо Давид (1772-1823) — английский экономист, один из крупнейших представителей классической буржуазной политэкономии. Сторонник трудовой теории стоимости.
120Манчестерская школа (фритредерство от англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории и политике, сложившееся в Великобритании в последней трети XVIII в. Основные принципы — требование свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.
121 «Человек экономический» (лат.).
122 «Человексексуальный» (лат.).

123 При написании следующих страниц я использовал свою статью: Psychoanalytic Characterology and its Application to the Understanding of Culture», in Culture and Personality, ed. by G. S. Sargent and M. Smith, Viking Fund, 1949. P. 1 -12. Впервые понятие социального характера было разработано в моей статье: Die Psychoanalytische Gharakterologie in ihrer Anwendung fur die Soziologie, in Zeitschrift fur Sozialforschung, I, Hirschfeld, Leipzig, 1931. (Примеч. автора).

124 Предположение, согласно которому методы воспитания детей сами по себе обусловливают специфическое формирование культуры, — это слабое место в позиции Карди-нера, Горера и других, чья работа основана в этом отношении на ортодоксальных фрейдовских посылках. (Примеч. автора).
125 Дефо Даниель (ок. 1660-1731) — английский писатель и политический деятель, автор романа «Робинзон Крузо». В публицистике пропагандировал буржуазное здравомыслие и практицизм, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.
126 Приведенные здесь описание и примеры взяты мной из книги: Sombart W. Der Bourgeois. Munchen and Leipzig. 1923. S. 201 ff. (Примеч. автора).
127 Там же. С. 206. (Примеч. автора).
128 Кольбер Жан Батист (1619-1683) — министр финансов Франции с 1665 г. Экономическая политика Кольбера заключалась в стремлении увеличить доходы государства путем создания крупных мануфактур, повышения вывоза и сокращения ввоза промышленных изделий.
129 Монтескье Шарль Луи (1689-1755) — французский просветитель, философ, правовед, основоположник географической школы в социологии.
130 Карнеги Эндрю (1835-1919) — американский промышленник, прославившийся филантропической деятельностью.
131 Здесь мы видим разницу, аналогичную той, которая существует между физическими желаниями, с одной стороны, и стремлениями, не связанными с телесными потребностями, — с другой; например, мое желание есть регулируется самой моей физиологической конституцией и лишь в патологических случаях не зависит от физиологического состояния насыщения. Честолюбие, жажда власти и т. п., корни которых лежат не в физиологических потребностях организма, не имеют таких механизмов саморегуляции, и это служит причиной их безостановочного роста и особой опасности. (Примеч. автора).

132 Анальный характер — в психоанализе характер, сложившийся под влиянием фиксации (см. примеч. 46) на анальной стадии психосексуального развития ребенка, характеризующейся особой возбудимостью области анального (заднепроходного) отверстия. Одним из последствий такой фиксации, по мнению психоаналитиков, может стать чрезмерное стремление к накопительству.

133 Ср.: Fromm E. Man for Himself. P. 114. (Примеч. автора).
На русском языке см.: Фромм Э. Психоанализ и этика. С.98. (Примеч. отв. ред.).
134 Ср. рассмотрение этого вопроса: Tawney R. M. The Acquisitive Society. Harcourt Brace & Company. New York, 1920. P. 99. (Примеч. автора).
135 Однако, как показывает пример России и Германии, бегство от свободы и в XX в. может принять форму полного подчинения явной иррациональной власти. (Примеч. автора) .
136 Следует добавить, что приведенное выше описание верно главным образом по отношению к среднему классу XIX в. Рабочие и фермеры отличались во многих важных отношениях. Как раз одним из элементов развития общества в XX в. и является почти полное исчезновение различий в характере разных классов, особенно среди городского населения. (Примеч. автора).
137 Анархизм (греч. anarchia — безвластие) — мелкобуржуазное общественно-политическое движение, выступающее за немедленное уничтожение всякой государственной власти и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей.
138 Из речи Э. Стивенсона (один из лидеров Демократической партии США, дипломат) в Колумбийском университете, 1954 г. (Примеч. автора).
139 Ср. Carskadom Th. and Modley R. USA. Measure of a Nation. The Macmillan Company. New York, 1949. P. 3. (Примеч. автора).
140 Ср.: Berle A. A., Jr., and Means G. C. The Modern Corporation and Private Property. The Macmiilan Company. New York, 1940. P. 27,28. (Примеч. автора).
141 Там же. С. 32, 33. (Примеч. автора).
142 Эти цифры взяты из кн.: Mills С. W. White Collar. Oxford University Press. New York, 1951. P. 63 f. (Примеч. автора).
143 Mills C.W., loc. cit.. P. 63. (Примеч. автора).
144 Эти и следующие данные взяты из работы Берля и Минза. (Примеч. автора).
145 Berle and Means, loc. cit. P. 52. (Примеч. автора).

146 Как увидит читатель, знакомый с понятием рыночной ориентации, раскрытым в книге «Человек для самого себя», явление отчуждения носит более общий характер и лежит в основе более конкретного понятия «рыночная ориентация». (Примеч. автора).

147 Стайн Гертруда (1874-1946) — американская писательница.
148 Эйзенхауэр Дуайт Д. (1890-1969) — президент США (1953-1961).
149 Из журнала «Colliers», 1953. (Примеч. автора). 150Журнал «Time», 1954, 25 oct. (Примеч. автора).
151 Референтная система (лат. refero — отношу, связываю) — понятие социологии, социальной психологии и психологии, обозначающее социальную систему или группу (экономическую, политическую, профессиональную культурную и др.), к которой индивид себя сознательно относит и которая выступает для него эталоном. Может совпадать с группой или системой, в которую реально включен индивид, а может и не совпадать.




<< предыдущая страница   следующая страница >>