prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 32 33 34 35
152 Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе теорию диалектики. Отчуждение Гегель рассматривал как объективацию абсолютного духа. Применительно к человеку отчуждение, по Гегелю, выражает отношение человека к созданной им самим реальности буржуазного правового государства.

153 Перевод дан по: Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 31. (Примеч. отв. ред.).
154 Голем — глиняный великан-разрушитель, созданный человеком и оживляемый магическими силами. Легенда о нем существует издревле в еврейских преданиях.
155 Gillespie J. J. Free Expression in Industry. The Pilot Press Ltd. London, 1948. (Примеч. автора).
156 Ср. с интересной статьей: Huhn W. Der Bolschevismus als Manager Ideologie // Frankfurt V, 8 / 1954. (Примеч. автора) .
157 Друкер Петер (р. 1909) — американский социолог австрийского происхождения, специалист по проблемам управления.
158 Ср.: Peter F. Drucker. Concept of the Corporation. The John Day Company. New York, 1946. P. 8, 9. (Примеч. автора) .
159 Ср.: Berle A. A. and Means G. C. The Modern Corporation and Private Property. The Macmillan Company. New York, 1940. P. 66- 68. (Примеч. автора).
160Тамже. С. 70. (Примеч. автора).
161 Там же, с.94 и 114-117. (Примеч. автора).
162 Перевод дан по: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42. С. 150-151. (Примеч. отв. ред.).
163 Перевод дан по: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / / Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 25. (Примеч. отв. ред.).
164 Ср. употребление Теннисом (немецкий социолог, важнейшая работа которого носит название «Общность и общество») понятия «общность» — «Gemeinschaft» (community) в отличие от «общества» — «Gesellschaft» (society). (Примеч. автора).
165 Stouffer S. A. Communism, Conformity and Civil Liberties. Doubleday & Company Inc., Garden City. New York, 1955. (Примеч. автора).

166 Ср. мое описание рыночной ориентации в книге «Человек для самого себя» (Man for Himself. P. 67). Понятие отчуждения не тождественно понятию ориентации характера, обозначенных как воспринимающая (рецептивная), эксплуататорская, накопительская, рыночная и продуктивная ориентации. Отчуждение можно обнаружить во всех непродуктивных видах ориентации, но особенно близко оно к ориентации рыночной. В той же мере оно связано и с «извне ориентированной» личностью, описанной Рисменом, которая, «развившись из рыночной ориентации», тем не менее представляет собой понятие, отличающееся в существенных моментах. Ср.: Riesman D. The Lonely Crowd. Yale University Press. New Haven, 1950. P. 23. (Примеч. автора).

167 Ибсен Генрик (1828-1906) — норвежский драматург. Одно из известнейших его произведений — драматическая поэма «Пер Гюнт».
168 Смит Адам (1723-1790) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической буржуазной политэкономии, разрабатывавший трудовую теорию стоимости.
169 Перевод дан по: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 27. (Примеч. отв. ред.).
170 Ср.: критическую характеристику, данную К. Марксом человеку в капиталистическом обществе: «Время — все, человек — ничто; он, самое большее, только воплощение времени». (Примеч. автора).
Перевод дан по: Маркс. К. Нищета философии / / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 89. (Примеч. отв. ред.).
171 Бентам Иеремия (1748-1832) — английский философ, социолог, юрист. Родоначальник утилитаризма — направления в этике, согласно которому полезность признается основой .нравственности. Бентам отождествлял полезность с удовольствием.
172 Влияние калькуляции Бентама можно обнаружить во фрейдовском понятии принципа удовольствия, а также в его пессимистическом мнении о том, что в цивилизованном обществе страдание преобладает над удовольствием. (Примеч. автора).
173 Данные взяты из книги: Maurice Halbwachs. Les Causes du Suicide. Paris, Felix Alcan, 1930. P. 92 and 481. (Примеч. автора).
174 Дюркгейм Эмиль (1858-1917) — французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Рассматривал общество как целостность, состоящую из взаимозависимых частей. Нарушение взаимосвязи между ними чревато кризисом ценностей (аномия), одним из проявлений которого является, по мнению Дюркгейма, самоубийство.
175 Ср.: Durkheim E. Le Suicide. Paris, Felix Alcan, 1897. P. 446. (Примеч. автора).
176 Там же. С. 448. (Примеч. автора).

177 Все цифры свидетельствуют о том, что в протестантских странах процент самоубийств гораздо выше, чем в католических. Возможно, это обусловлено целым рядом особенностей, отличающих католическую религию от протестантской, таких, как более сильное влияние католической религии на жизнь ее последователей, применение католической церковью соответствующих средств воздействия на чувство вины и т. д. Однако следует принять во внимание и то, что в протестантских странах капиталистический способ производства дальше продвинулся в своем развитии и более полно сформировал характер населения, чем в католических странах, так что различие между теми и другими — это в значительной мере различие между разными стадиями развития современного капитализма. (Примеч. автора).

178 Приведенные ниже цитаты взяты из статьи: William Н. Whyte, Jr. The Transients. Fortune. May, June, July and August 1953. Copyright 1953. Time Inc. (Примеч. автора).
179 Курсив мой. — Э.Ф. (Примеч. автора).
180 Нивелирование (фр. niveler — выравнивать) — сглаживание, приведение к одному образцу.
181 «Волшебная флейта» — опера В. А. Моцарта.
182 Платон (428 или 427-347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа.
183 Дьюи Джон (1859-1952) — американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма. Критерий истинности сводил к полезности. Дьюи считается идеологом «американского образа жизни» и поборником буржуазного либерализма.
184 Интроверт (лат. intro — внутрь: verto — обращаю, поворачиваю) — человек, сосредоточенный на своих мыслях, на собственном внутреннем состоянии.
185 Остракизм (греч. ostrakismos от ostrakon — черепок) — изгнание, гонение. Термин ведет свое происхождение от принятого в древнегреческих городах (V1-V вв. до н. э.) обычая изгонять из города нежелательных лиц по решению народного собрания, на котором каждый, имевший право голоса, писал на черепке имя того, кто, по его мнению, был опасен для народа.
186 Искусственно составленное Фроммом слово по аналогии с матриархатом и патриархатом; приблизительное значение — «власть детей». (Примеч. перев.).
187 Курсив мой. — Э. Ф. (Примеч. автора). 18вКурсив мой. —Э. Ф. (Примеч. автора).
189 Ср.: статью В. Блумберга (Bloomberg Jr.'s. Warner. The Monstrous Machine and the Worried Workers, in «The Reporter», September 28, 1953) и его лекции в Чикагском университете (Modern Times in the Factory. 1934), стенограмму которых он мне весьма любезно предоставил. (Примеч. автора).
190 Детально современный промышленный труд будет проанализирован ниже. (Примеч. автора).

191 Шелер Макс (1874-1926) — немецкий философ-идеалист, один из основоположников философской антропологии. Констатировал кризис европейской культуры, источник которого видел в торжестве буржуазного духа с его культом выгоды и расчета.

192Бергсон Дьюри (1859-1941) — французский философ-идеалист, представитель философии жизни. Считал, что в современном ему обществе личность приносится в жертву коллективу, а истина — в жертву пользе.
193 Ср.: Huxley Aldous. Brave New World. The Vanguard Library. P. 196. (Примеч. автора).
194 Ср.: Dickson W. J. The New Industrial Relations. Cornet! University Press, 1948, и обсуждение вопроса Ж. Фридманом в «Ou va le Travail Humain?» Gallimard. Paris. P. 142 ff. А также Harrell H. W. Industrial Psychology. Rinehart & Company, Inc. New York, 1949. P. 372 ff. (Примеч. автора).
195 «Познай самого себя» — изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона, т. е. оракул (лат. oraculum, от ого — говорю, прошу) — предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами.
196 Тейлор Ф. У. (1856-1915) — американский инженер, предложивший научную систему организации производства, при которой за счет глубокого разделения труда и трудовых движений, а также рационализации достигается максимальное повышение интенсивности и производительности труда.
197 Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — один из величайших ученых и мыслителей древности, ученик Платона. Уделял большое внимание анализу жизнедеятельности государства как высшей формы общежития («Политика»),
198 «После нас хоть потоп» (франц.).
199 Золотое правило — одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в народных пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.
200 Убико Хорхе (1878-1946) — президент Гватемалы в I93I-I944 гг., установил режим диктатуры.
201 Time, August 23, 1954. (Примеч. автора).
202«1984 год» — роман Джорджа Оруэлла (1903-1950) — английского писателя и публициста. В романе-антиутопии «1984» (1949) будущее общество изображено как тоталитарный иерархический строй.

203 Ср. сходную точку зрения, изложенную А. Геленом, одним из основателей философской антропологии, в его исключительно вдумчивой и глубокой работе: «Sozialpsycholo-gische Probleme in der Industriellen Gesellschaft». I. С. В. Mohr, 1949. (Примеч. автора).

204 Секуляризованный (лат. saecularis — мирской, светский) — в данном случае освобожденный от церковного влияния.
205 Mills С. W. «White Collar». Oxford University Press. New York, 1951. P. 22р. (Примеч. автора).
206Вебер Макс (1864-1920) — немецкий социолог, историк, юрист. Определяющей чертой современной европейской культуры считал рациональность, наиболее полно представленную в капиталистической организации производства и сложившуюся под воздействием протестантизма, который обеспечивал воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.
207 Ср.: Druker Peter F. Concept of the Corporation. The John Day Company. New York, 1946. P. 179. (Примеч. автора).
208 Английское слово «employed» (нанятый, использованный), как и немецкое angestellt скорее относится к вещам, чем к человеческим существам. (Примеч. автора).
209 Проблема труда будет рассмотрена в гл. VIII. (Примеч. автора).
210 Чартистское движение (англ. charter — хартия) — массовое революционное движение английских рабочих (конец 30-х — начало 50-х годов XIX в.), боровшихся за осуществление «Народной хартии», требования которой касались демократизации государственного строя Англии.
211 Цит. по: Butler J. R. M. History of England. Oxford University Press. London, 1928. P. 56. (Примеч. автора).
212 РузвельтФранклин Д. (1882-1945) — президент США с 1933 г. от демократической партии (избирался на этот пост 4 раза подряд). Провел ряд реформ («Новый курс») в 1933— 1938 гг., позволивших ликвидировать последствия экономического кризиса в США в 1929- \ 933 гг. и смягчить противоречия капитализма за счет усиления государственного регулирования в экономике и в социальной сфере.
213Шумпетер Йозеф (1883-1950) — американский экономист, противник вмешательства государства в экономику.
214 Schumpeter Joseph A. Capitalism, Socialism, and Democracy. Harper and Brothers. New York and London, 1947. P. 250. (Примеч. автора).

215Там же, С. 261, 262. (Примеч. автора).

216Там же. С. 263. (Примеч. автора).
217 Там же. С. 269. (Курсив мой. — Э.Ф.).
218 Ср.: Crossman R. H. S. «The Party Oligarchies», in The New Statesman and Nation. London, August 21, 1954. (Примеч. автора).
219Уэллс Герберт Дж. (1866-1946) — английский писатель, классик научно-фантастической литературы. Связывал научно-технические проблемы с социальными и нравственными прогнозами.
220 Перевод дан по: Уэллс Г. Человек-невидимка; Война миров; Рассказы. Л., 1979. С. 422. (Примеч. отв. ред.).
221 Sullivan H. S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. W. W. Norton & Company, Inc. New York, 1953. P. 140. (Примеч. автора).
222 Там же. Р. 264. (Примеч. автора).
223 Freud S. Civilization and Its Discontents, loc. cit. P. 69. (Примеч. автора).
Перевод дан по: Додельцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. С. 44. (Примеч. отв. ред.).
224 Там же. С. 44-45. (Примеч. отв. ред.).
225 Freud S. «Civilization and Its Discontents». P. 21. (Примеч. автора).
226Sullivan H. S., loc. cit.. P. 246. (Примеч. автора.).
227 Там же. С. 246. Согласно другому определению любви, данному Салливаном, любовь начинается тогда, когда человек чувствует, что потребности другого человека столь же важны для него, как и его собственные; это определение менее окрашено рыночным отношением, чем вышеупомянутая формулировка. (Примеч. автора).
228 «Эгоизм на двоих» (франц.).
229 Более подробное обсуждение этого положения см.: Froram E. The Forgotten Language. Rinehart & Company, Inc. New York, 1952. (Примеч. автора).
На русском языке см.: Фромм Э. Забытый язык // Фромм Э. Душа человека. М., «Республика», 1992. (Примеч. отв. ред.).
230 Впечатляющим примером этой новой тенденции служит курс по литературе и философии для младшего управленческого персонала телефонной компании «Белл», прочитанный под руководством профессоров Морса Пекхема и Рекса Кроуфорда в Пенсильванском университете. (Примеч. автора).

231 Буркхардт Якоб (1816-1897) —швейцарский историк и философ культуры.

232 Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) — французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма. Выдвигал утопическую теорию переустройства общества, которое, по его мнению, должно было базироваться на мелкой собственности, не связанной с эксплуатацией чужого труда.
233 Бодлер Шарль (1821 -1867) — французский поэт, участник революции 1848 г. В сборнике «Цветы зла» (1857) нашли отражение его ненависть к буржуазному миру и анархистско-бунтарские настроения.
234Торо Генри Д. (1817-1862) — американский писатель и мыслитель. Широко известен его философский роман «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854) о жизни человека наедине с природой как возможности спасения личности от современной цивилизации «потребления».
235 Лондон Джек (1876-1916) — американский писатель. Его роман «Железная пята» содержит критику американского общества начала XX в.
236 J. Burckhardt's Briefe. Ed. F. Kaplan. Leipzig, 1935. Letters of April 26th, 1872; April 13, 1882: July 24. 1899. (Примеч. автора).
237 Инквизиция (лат. inquisitio — розыск) — в католической церкви ХШ-Х1Х вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересью. Судопроизводство велось тайно, часто с применением пыток.
238 Цит по: Е. Dollean's Proudhon. Gallimard. Paris. P. 96 ff. (Примеч. автора).
239 Разрозненные записи (фр.).
240 Технократия (греч. techne— искусство, ремесло, kratos — власть) — направление буржуазной общественной мысли, согласно которому общество может якобы полностью регулироваться принципом научно-технической рациональности, носителями которой являются техники-инженеры и ученые (технократы).
241 Каннибал — людоед.
242 Цит.по: Lowith К. Meaning in History. The University of Chicago Press, Chicago, 1949. P. 97, 98. (Примеч. автора).
243 Цнт.по: loc.cit.. P. 99. (Примеч. автора).
244 Опубликовано в: The Portable Thoreau. Ed. by Carl Bode. The Viking Press. New York, 1947. P. 631-655. (Примеч. автора).

245 Государство, республика (лат.), доел.: общее дело.

246Частное дело, частный интерес (лат.).
247 «Чтобы частное дело не потерпело ущерба» (лат.).
248 Инфрачеловеческий (лат. infra — ниже, под) — нечеловеческий, дочеловеческий.
249 Durkheim Emit. Le Suicide. Felix Alcan. Paris, 1897. P. 449. (Примеч. автора).
250 Там же. С. 445. (Примеч. автора).
251 Тони Ричард Г. (1880-1962) — английский специалист по экономической истории, один из влиятельнейших социальных критиков своего времени, сторонник общественных преобразований.
252 Tawney R. H. The Acquisitive Society. Harcourt Brace and Company, Inc. New York, 1920. P. 99. (Примеч. автора).
253 Там же. С. 106, 107. (Примеч. автора).
254 Ипохондрик (греч. hypochondria — букв, «подреберье») — человек, уделяющий чрезмерное внимание своему здоровью, испытывающий необоснованную тревогу за него, проявляющуюся от мнительности до бредовой убежденности в наличии болезни.
255TawneyR. H. The Acquisitive Society. P. 183,184. (Примеч. автора).
256 Мэйо Элтон (1880-1949) — американский социолог, один из основателей индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений».
257 Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. The Macmillan Company. New York, 1933. P. 125. (Примеч. автора).
258 Там же. С. 131. (Примеч. автора).
259 Там же. С. 159. (Примеч. автора).
260 Там же. С. 132. (Примеч. автора).
261 Там же. С. 169, 170. (Примеч. автора).
262 Там же. С.138. (Примеч. автора).
263Tannenbaum Frank. A Philosophy of Labor. Alfred A. Knopf, Inc. New York, 1952. p. 68. (Примеч. автора).
264 Мэмфорд Льюис (1895-1990)— американский философ, социолог. Выступал против научно-технического прогресса за возрождение ценностей средневековья («Техника и цивилизация», «Миф о машине»). Основную опасность для человечества усматривал в возможности его порабощения со стороны безличной Мега-машины, т. е. предельно рационализированной, технократической организации общества.

265 «Смерть коммивояжера» — пьеса американского драматурга Артура Миллера (р. 1915), содержание которой — крах «успеха» как мечты «маленького человека».

266Mumford L. The Conduct of Life. Harcourt. Brace and Company. New York, 1951. P. 14,16. (Примеч. автора).
267 Heron A. R. Why Men Work. Stanford University Press. Stanford, 1948. P. 121, 122. (Примеч. автора).
268 Швейцер Альберт (1875-1965) — немецко-французский мыслитель-гуманист, протестантский теолог и миссионер, врач. Исходный принцип мировоззрения — «преклонение (благоговение) перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества.
269 Эйнштейн Альберт (1879-1955) — выдающийся физик-теоретик, создатель теории относительности. Родился в Германии, с приходом нацизма к власти эмигрировал в США. Известен гуманистическими взглядами, выступлениями против фашизма, войны, а также против применения атомного оружия.
270 «...Такой же урок из Хиросимы, как наши деды из Магдебурга...» — имеется в виду разрушение немецкого города Магдебурга в 1631 г. в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648), сопоставимое, по мнению автора, с разрушением Хиросимы в 1945 г. в результате атомной бомбардировки.
271 Прокрустово ложе — в греческой мифологии ложе, на которое великан-разбойник Прокруст насильно укладывал путников: тем, кому ложе было коротко, обрубал ноги, а тех, кому оно было длинно, — вытягивал (отсюда имя Прокруст «вытягивающий»), В переносном смысле — искусственная мерка, под которую подгоняются явления.
272 Иезуиты — члены католического монашеского ордена «Общество Иисуса», основанного в 1534 г. В области воспитания отличались строгой регламентацией поведения, практиковали унизительные наказания учащихся, насаждали взаимный шпионаж, поощряли нетерпимость, допускали неразборчивость в средствах ради «славы Господней».
273 Вольтер [настоящее имя Мари Франсуа Аруэ] (1694— 1778) — французский писатель и философ-просветитель. Боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия, критически относился к феодально-абсолютистской системе, чем снискал себе славу вольнодумца.

274 Черчилль Уинстон Л. С. (1874-1965) — премьер-министр Великобритании в 1940-1945и 1951-1955 гг. Один из лидеров консервативной партии Великобритании. В годы второй мировой войны пошел на союз с СССР в рамках антигитлеровской коалиции. После войны — один из инициаторов «холодной войны» и установления «железного занавеса» между странами социалистической и капиталистической систем.

275 Манхеттенские-проекты— правительственная программа администрации США (с 1942 г.), направленная на создание атомной бомбы. Автор сравнивает с Манхеттенски-ми проектами исследования, результаты которых чреваты для человечества не менее тяжелыми последствиями, чем создание атомной бомбы.
276 Скополамин — алкалоид красавки, оказывающий успокоительное и снотворное действие.
277 Евгеника (греч. eugenes — породистый) — учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Однако идеи евгеники использовались для обоснования возможности улучшить «человеческую породу» по типу выведения новых пород скота с заданными свойствами, в также для оправдания расизма.
278 Бокановский — персонаж романа О. Хаксли «О дивный новый мир».
279 Сомапедия и гипнопедия — описанные в романе Хаксли способы обучения «людей будущего»: сомапедия (грея. soma — тело, paideia — обучение) — обучение двигательным реакциям, сходное с дрессировкой; гипнопедия (греч. hipnos — сон, paideia — обучение) — обучение во сне.
280 Huxley A. Brave New World. The Vanguard Library. London, 1952. P. 11-15. (Примеч. автора).
281 Голиаф и Давид — библейские персонажи: юноша-пастух Давид победил в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа, поразив его камнем из пращи, а затем отсек ему голову. После гибели царя Иудеи Саула Давид был провозглашен царем Иудеи.
282 Цит по: The Philosophy of Civilization, by Albert Schweitzer. The Macmillan Company. New York; A & С Black Ltd. London, England. (Примеч. автора).
283 Einstein A. Why Socialism. Monthly Review, Vol. 1, I, 1949. P. 9-15. (Примеч. автора).
284Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) — российский идеолог анархизма, ученый-географ. Принципиальный противник государства и частной собственности, он связывал свой идеал «анархического коммунизма», основанного на федерации свободных производственных общин (коммун), с «законом взаимной помощи», характерном, по его мнению, для всего живого мира.

285 Орало (древнеслав.) — плуг.

286 На иврите «шалом» означает и гармонию (завершенность), и мир. (Примеч. автора).
287 Клерикализм (лат. clericalis — церковный) — политическое движение, стремящееся добиться господствующего влияния церкви и духовенства во всех областях жизни общества.
а88Кондорсе Мари Жан Антуан (1743-1794) — французский философ-просветитель, математик, политический деятель. Разработал идею прогресса человечества, в основе которого лежит развитие разума и знаний.
289 Сен-Симон Клод Анри де Ревруа (1780-1825) — французский мыслитель, социалист-утопист. Движущей силой исторического развития считал прогресс науки, морали и религии. Основными чертами будущей «промышленной системы» полагал обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование, распределение «по способностям».
290 Конт Огюст (1798-1857) — французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Вслед за Сен-Симоном, секретарем которого он был, развил идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества — теологической, метафизической и позитивной, или научной.
291 Лессинг Готгольд Эфраим (1729-1781) — немецкий философ — просветитель и писатель. В статье «Воспитание человеческого рода» (1770) вплотную подошел к идее поступательного движения человечества к совершенству.
292 Откровение — в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий поведения человека и его познания.
293 Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) — представитель классической немецкой философии. Историю человечества представлял как процесс развития от состояния первоначальной невинности через всеобщее падение, характерное для современной ему эпохи, к царству разума.
294 Lowith К. Meaning in History. Tne University of Chicago Press. Chicago. 1949. P. 191 ff. (Примеч. автора).
295 Существующее положение (лат.).

296 Робеспьеровский террор — в период Великой французской революции 1793-1794 гг. жестокий террор по отношению к внутренней и внешней контрреволюции, названный по имени Максимильена Робеспьера (1758-1794) — одного из руководителей якобинцев — наиболее радикальной революционной силы того периода, установившей в июне 1793 г. якобинскую диктатуру. После поражения якобинцев в июле 1794 г. многие из них были казнены, в том числе и Робеспьер.

297 Люксембург Роза (1871-1919) — виднейшая представительница революционного марксизма, деятель германского, польского и международного рабочего движения. Доказывая закономерность революционных «катастроф», Люксембург расходилась с Лениным в вопросе государственного устройства после победы революции. Убита контрреволюционерами.
298 Ландауэр Густав (1870-1919) — деятель германского революционного движения, публицист. Сторонник утопического социализма с элементами анархизма. Для него характерны гуманистические и антиимпериалистические взгляды. Входил в правительство Баварской советской республики (1919 г.). Убит контрреволюционерами.
299 Оуэн Роберт (1771-1858) — английский социалист-утопист. Предлагал программу переустройства общества на основе самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества» без частной собственности, классов, эксплуатации, без противоречий между умственным и физическим трудом. Организовал опытные, коммунистические колонии в США и Великобритании, но они потерпели неудачу.
300 Кронштадтский мятеж — антибольшевистское восстание 1-17 марта 1921 г. в г. Кронштадте, беспощадно подавленное большевиками. Уроки Кронштадта выразились во введении новой экономической политики (нэп), которая покончила с военным коммунизмом.
301 Lincoln J. F. Incentive Management. Published by the Lincoln Electric Co. Cleveland, 1951. P. 113, 114. (Примеч. автора).
302 Там же. С. 117. (Примеч. автора).
303 Там же. С. 106,107. (Примеч. автора).
304 Там же. С. 108. (Примеч. автора).
305 Там же. С. 72, 89. (Примеч. автора).
306 Там же. С. 91. (Примеч. автора).
307 Там же. С. 99. (Примеч. автора).
308Там же. С. 101. (Примеч. автора).
309Там же. С. 109. (Примеч. автора).
310Там же. С. 109, 110. (Примеч. автора).
311 Там же. С. 111. (Примеч. автора).

312 Постольку премия делится между рабочими и администрацией, интересно знать, какая ее часть идет на заработную плату рабочего, а какая выплачивается высшему составу служащих и управляющих, а также относится ли сумма, указанная по «Дженерал электрик», только к рабочим или же и к высшим слоям администрации. (Примеч. автора).

313 Lincoln J. F. Incentive Management. P. 254. (Примеч. автора).
314 Эта связь тем не менее существует, поскольку курс акций поднялся с 2 долл. в 1933 г. до 8 долл. в 1941 г., а затем упал до средней цифры 6 долл. (Примеч. автора).
315 У многих предприятий, объединенных в Совет отраслей, работающих по принципу участия в прибылях, есть более или менее радикальные планы участия в прибылях. Принципы их деятельности изложены в следующих пунктах:
« 1. Совет определяет участие в прибылях как любую процедуру, при которой работодатель выплачивает работникам, кроме обычной ставки заработной платы, дополнительные суммы в виде текущих или отсроченных платежей, размер которых зависит не только от достижений индивида или группы, но и от экономического процветания компании в целом.
2. Совет считает человека существенным фактором экономической жизни. Свободная деятельность компании должна основываться на свободе возможностей для каждого достичь максимальных успехов в своем личном развитии.
3. Совет считает, что участие в прибылях — это наилучшее средство предоставить рабочим возможность участвовать в вознаграждении за их сотрудничество с капиталом и администрацией.
4. Полагая, что принцип участия в прибылях полностью оправдан сам по себе, Совет считает хорошо спланированное участие в прибылях наилучшим средством развития группового сотрудничества и повышения эффективности.
5. Совет считает, что широкое распространение принципа участия в прибылях могло бы способствовать стабилизации экономики. Гибкость компенсации, а также цен и прибылей дает наилучшую гарантию приспособления к изменяющимся условиям, независимо от того, меняются они к лучшему или худшему.
6. Совет считает, что стабильное процветание возможно лишь при правильном соотношении между ценами, зарплатой и прибылью. Он полагает, что для выживания свободной экономики управление должно взять на себя ответственность следить за поддержанием этого соотношения.

7. Совет считает чрезвычайно важным поддерживать истинный дух сотрудничества, который порождает здоровое участие в прибылях. Единственный путь решения производственных споров заключается в распространении этого духа. Основываясь на опыте своих членов, Совет убежден в том, что такой подход найдет отклик у большинства работающих по найму.

Совет посвящает свою деятельность всемирному практическому распространению принципа участия в прибылях. В то же время он не считает данный принцип панацеей. Никакая политика или план в области отношений на производстве не могут быть успешными, пока они как следует не приживутся, пока за ними не стоит искреннее стремление администрации к справедливости и ее вера в ценность, достоинство и ответную реакцию человеческого индивида» (Примеч. автора).
316 Бабёф Гракх (1760-1797) — представитель французского утопического коммунизма, сторонник уравнительности, которую он считал выражением естественного права каждого человека на использование благ природы.
317 Фурье Шарль (1772-1837) — французский социалист-утопист. Критикуя буржуазный строй, противопоставил ему план будущего строя «гармонии», в котором должны расцвести все человеческие способности и сформироваться всесторонне развитая личность. Первичной ячейкой общества будущего считал «фалангу», сочетающую промышленное и сельскохозяйственное производство.
318 См.: Fourier Charles. The Passions of the Human Soul, с введением H. Doherty, в перев. J. R. Morell, H. Bailiiere. London, 1851. (Примеч. автора).
319 Блан Луи (1811-1882) — французский социалист-утопист. Утверждал, что устранить недостатки капитализма можно путем создания общественных мастерских.
320 Цит. по: Dolleans E. Proudhon. Gallimard. Paris, 1948. P. 96, (Перевод мой. -Э. Ф.).
321 Письмо к Ж. Мишле (январь 1860 г.), цитируемое в работе Е. Dolleans, loc. cit. P. 7. (Примеч. автора).
322 Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. Принципиальный противник всякой государственности, будущее общество мыслил как строй ничем не ограниченной свободы и полного развития всех человеческих способностей. .
323 Цит. по: Buber M. Paths in Utopia. The Macmillan Company. New York, 1950. P. 48. (Примеч. автора).

Партия социалистов-революционеров в России придерживалась представлений о социализме, содержащих больше элементов, характерных для вышеупомянутых школ социализма, нежели для марксизма. См.: Steinberg I. N. In the Workshop of the Revolution. New York, 1953. (Примеч. автора).

324 Перевод дан по: Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 412. (Примеч. отв. ред.).
325См.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 125 и далее. (Примеч. отв. ред.).
326 Филистер (нем. Philister) — самодовольный мещанин, невежественный обыватель с лицемерными повадками.
327 Перевод дан по: Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 623. (Примеч. отв. ред.).
328Перевод дан по: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 162. (Примеч. отв. ред.).
329 Перевод дан по: Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. T.I. C.406. (Примеч. отв. ред.).
330 В данном вопросе я очень обязан Г. Фуксу за его комментарии и предложения. (Примеч. автора).
331 Перевод дан по: Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 494-495. (Примеч. отв. ред.).
332 Переводдан по: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 114-115. (Примеч. отв. ред.).
333 Парижская Коммуна — первая пролетарская революция и первое в истории правительство рабочего класса, просуществовавшее в Париже с 18 марта по 28 мая 1871 г. Жестоко подавлена.
334 Генеральный Совет Интернационала — руководящий орган I Интернационала (Международного товарищества рабочих) — первой массовой международной организации пролетариата, основанной К.Марксом и Ф. Энгельсом в Лондоне в 1864 г.
335 Перевод дан по: Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс.К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 343,345, 346. (Примеч. отв. ред.).
336 Бернштейн Эдуард (1850-1932) — политический деятель, один из лидеров оппортунистического крыла германской социал-демократии и II Интернационала, идеолог ревизионизма.

337 Buber M. Paths in Utopia. The Macmillan Company. New York, 1950. P. 95, 96. (Примеч. автора).

338 Керенский Александр Федорович (1881 -1970) — российский политический деятель, эсер. После Февральской революции (1917) вошел в состав Временного правительства, с сентября 1917 г. — Верховный Главнокомандующий. После Октябрьской революции 1917г. — организатор антисоветских выступлений. Белоэмигрант.
339 См. об этом мою статью в Zur Aufgabe einer Analytischen Sozialpsychologie // Ztsch. f. Sozialforschung. Leipzig, 1932, a также статью Шумпетера о марксизме в Capitalism, Socialism and Democracy. Harper and Brothers. New York, 1947. P. 11, 12. (Примеч. автора).
340 См. мой анализ этого взаимодействия в моей работе «Escape from Freedom» («Бегство от свободы»). Pinchart and Company. New York, 1941. (Примеч. автора).
341 Энциклопедисты XVIII в. — французские просветители, участвовавшие во главе с Д. Дидро в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (35 томов, 1751-1780).
342 Эрос (Эрот) — в древнегреческой мифологии бог любви. В психоанализе так принято обозначать влечение к жизни, цель которого — сохранение и развитие жизни, а также сплочение людей. Энергия Эроса — либидо, по Фрейду, входит в состав как сексуальных, так и разрушительных влечений, но в сексуальных преобладает.
343 Морган Льюис Г. (1818-1881) — американский историк и этнограф, исследователь первобытного общества. Первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества, обосновал положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным.
344 Засулич Вера Ивановна (1849-1919) — видная деятельница народнического, а затем российского социал-демократического движения.
345 Рецептивная ориентация — так Фромм называет социальный характер, ориентированный на постоянное получение как материальных, так и духовных благ исключительно извне.

Рыночная ориентация — так Фромм называет социальный характер, в основе которого лежит отношение и к другим людям, и к самому себе как к товару, стоимость которого определяется на рынке.

346 Рационалисты (лат. rationalis — разумный; ratio — разум) — представители рационализма — философского направления XVII—XVIII вв., признававшие разум основой познания и поведения человека. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения и теорий переустройства общества на основе разума.
347 Продуктивная ориентация, по определению Фромма, — это тип социального характера, ориентированного на развертывание человеком заложенных в нем возможностей, реализацию собственных творческих сил, в ходе которой человек ощущает себя и подлинным субъектом деятельности, и внутренне единым с другими людьми.
348 Оппортунизм — см. примеч. 336.
349 New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman, Turnstile Press. London, 1953. P. 31. (Примеч. автора).
350 Синдикалисты — последователи анархо-синдикализма, течения в рабочем движении, в котором высшей формой организации рабочего класса признавались профсоюзы (по-французски «синдикаты»).
351 Коул Джордж (1889-1959) — английским историк, экономист и социолог, реформист. С 1908 г. член Фабианского общества и один из его идеологов. Фабианское общество — созданная в Англии в 1884 г. организация английской буржуазной интеллигенции, названная по имени римского полководца Фабия Максима. Фабианское общество пропагандировало реформы, постепенное преобразование капиталистического общества в социалистическое. В 1900 г. после создания Лейбористской партии фабианцы вошли в ее состав.
352 Cole G. H. and Mellor W. The Meaning of Industrial Freedom, Geo. Alien and Unwin, Ltd. London, 1918. P. 3,4. (Примеч. автора).
353Там же. С. 22. (Примеч. автора).
354 Walker R. and Guest R. H. The Man on the Assembly Line. Harvard University Press. Cambridge, Mass., 1952. P. 142, 143. (Примеч. автора).

355 Там же. С. 144. Эксперимент с расширением сферы труда, проведенный IBM, ведущей американской компанией по производству компьютеров, дает сходные результаты. Когда один рабочий выполняет несколько операций, ранее бывших распределенными между несколькими, он получает чувство законченности своего труда и связанности с результатом труда, его производительность растет, а утомляемость уменьшается. (Примеч. автора).

356 См. обзор, опубликованный в Индексе общественного мнения по промышленности за 1947 г., цит. по: Viteles M. S. Motivation and Morale in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953. (Примеч. автора).
357 Там же, с.27. (Примеч. автора).
358 Там же. С. 49, 50. (Примеч. автора).
359 См.: Williams W. Mainsprings of Men. Charles Scribner's Sons. New York, 1925. P. 56, quoted in Viteles M. 5., loc. cit. P. 65. (Примеч. автора).
360 Эти данные взяты из работы: Friedmann G. Ou va le Travail Humain? Gallimard. Paris, 1950. P. 152. (Примеч. автора).
361 Там же. С. 319, 320. (Примеч. автора).
362Mills С. W. White Collar. Oxford University Press. New York, 1951. P. 229. (Примеч. автора).
363 Психогенные болезни — группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния).
364 Viteles M. S., loc. cit. P. 61. (Примеч. автора).
В главе «Конец «экономического» человека» Вайтельс приходит к следующему выводу: «В целом исследования вышеуказанного типа подтверждают выводы Мэтьюсона, сделанные им в результате наблюдений на заводе и опроса представителей администрации и гласящие следующее:
1. Сдержанность в работе есть широко распространенное явление, глубоко укоренившееся в привычках американского рабочего класса.
2. Наука об управлении не смогла разработать тот дух доверия между сторонами по трудовому договору, который сыграл такую большую роль для возникновения доброй воли в отношениях между сторонами в договоре купли-продажи.
3. Работа не в полную силу и сдержанность в труде — это проблемы более важные, чем перенапряженный и чрезмерный труд. Стремление управляющих заставить рабочих работать быстрее были сведены на нет изобретательностью рабочих, применяющих практику сдержанности в труде.

4. Управляющие были настолько заняты общим количеством продукции, выражаемой в человеко-часах, что уделяли лишь поверхностное внимание действительному вкладу рабочего в увеличение выработки или отсутствию такового. Попытки обеспечить увеличение выработки осуществлялись традиционными и ненаучными методами, тогда как рабочие придерживались проверенной временем практики самозащиты, которая предвосхитила исследование времени, систему премий и другие средства стимулирования производственных мощностей.

5. Независимо от того, насколько индивид хочет или не хочет работать в полную силу, его действительный опыт часто отучает его от хороших рабочих привычек» (Viteles M. S., loc. cit. P. 58, 59). (Примеч. автора).
365 Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. The Macmillan Co. 2-nd ed. New York, 1946; Roethlisberger F. and Dickson W. J. Management and the Worker. Harvard University Press. Cambridge, lOthed., 1950. (Примеч. автора).
366 Там же. С. 63. (Примеч. автора).
367 Обзор, опубликованный в Индексе общественного мнения за 1947 г., цит. по: Viteles M. S. Motivation and Moral in Industry. W.W. Norton/ Co. New York, 1953.P. 134. (Примеч. автора).
368 Viteles M.S., loc. cit. P. 138. (Примеч. автора).
369 Hewitt D. and Parfit J. On Working Morale and Size of Group. Occupational Psychology, 1953. (Примеч. автора).
370 Viteles M. S., loc. cit. P. 139. (Примеч. автора).
371 Mayo E. and Lombard G. F. F. Team Work and Labour Turnover in the Aircraft Industry of Southern California. Harvard Graduate School of Business. Business Research Series No. 32, 1944. (Примеч. автора).
372 Friedmann G. Ой va le Travail Human? Gallimard. Paris, 1950. P. 139; Machine et Humanisme. Galiimard. Paris, 1946. P. 329, 330,370 ff. (Примеч. автора).

373 Такую же направленность имеют эксперименты с «укрупнением технологических операций», проведенные IBM, главная цель которых состоит в том, чтобы показать, что рабочий чувствует себя гораздо более удовлетворенным, если чрезвычайное разделение труда, делающее его труд бессмысленным, заменить на одну операцию, объединяющую несколько до сих пор разделенных операций в одно осмысленное целое. Более того, эксперимент, проведенный Уолкером и Гестом, показывает, что рабочие автомобильного завода предпочитают такой метод труда, при котором они могли бы по крайней мере видеть собранные ими части. Эксперимент, проведенный на заводе «Харвуд мануфекчеринг», показал, что демократические методы управления и принятие решений рабочими экспериментальной группы привели к росту производительности труда в этой группе на 14%. (Ср. Viteles, loc. cit., 164-167). Эксперимент, проведенный П. Френчем (мл.) с операторами швейных машин, показал увеличение производительности труда на 18% в результате активизации участия рабочих в планировании и принятии решений. French J. R. P. Field Experiments, in J. G. Miller, (ed.) Experiments in Social Process. The McGraw-Hill Book Co. New York, 1950. P. 83-88. Тот же принцип был применен в Англии во время войны, когда пилоты приезжали на завод, чтобы объяснить рабочим, как их продукция применяется в настоящем бою. (Примеч. автора).

374 Коммунитарное движение — общественное движение, цель которого — создание трудовых общин.
375 Я следую здесь описанию трудовой общины, данному в книге: All Things Common, by Claire Huchet Bishop. Harper and Brothers. New York, 1950. Я считаю эту глубокую и содержательную работу одной из самых поучительных среди других книг, посвященных психологическим проблемам промышленной организации и возможностям будущего. (Примеч. автора).
376 Патернализм (лат. paternus — отцовский) — в области трудовых отношений благотворительность со стороны предпринимателя с целью улучшить положение трудящихся или хотя бы создать у них впечатление, что предприниматель заботится о них.
377 В 1940 г. Франция была оккупирована гитлеровскими войсками.
378 За исключением первой заповеди, касающейся не морали, а судьбы человека. (Примеч. автора).
379 Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 5, 6, 7. (Примеч. автора).
380Тамже. С. 12. (Примеч. автора).
381 Там же. С. 13. (Примеч. автора).
382 Там же. (Примеч. автора).
383 Там же. С. 14. (Примеч. автора).
384 Там же. С. 17, 18. (Примеч. автора).
385 Там же. С.18,19. (Примеч. автора).
386 Там же. С. 23. (Примеч. автора).
387 Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) — средневековый философ и теолог, монах-доминиканец.
388 Бромфильд Луи (1896-1956) — американский писатель.
389 Сартр Жан Поль (1905-1980) — французский философ-экзистенциалист, писатель и публицист.
390 Bishop С. Н., loc. cit. P. 35. (Примеч. автора).
391 Там же. С. 35-37. (Примеч. автора).
392Тамже. С. 134-137. (Примеч. автора).

393 Следует упомянуть попытку создать общинное движение в Италии, предпринятую А. Оливетти. Будучи владельцем крупнейшего в Италии завода по изготовлению пишущих машинок, он не только организовал свой завод на условиях, учитывающих самые передовые достижения как теории, так и практики, но и разработал целый проект устройства общества в виде федерации общин, основанных на принципах христианской и социалистической направленности. (См. его работу: L'Ordine Politico delle Communtta. Ronna, 1946). Оливетти основал несколько общинных центров в различных итальянских городах; однако главное отличие их от вышеописанных было в том, что завод Оливетти не был и не мог быть преобразован в трудовую общину, поскольку Оливетти не был его единственным владельцем, а также в том, что Оливетти составил проект организации всего общества, уделив, таким образом, больше внимания социальной и политической структуре, чем общинному движению. (Примеч. автора).

394 См. статью Kratu С, Fretz J. W., Kreider R. Altruism in Mennonite Life, in Form and Techniqes of Altruistic and Spiritual Growth, ed. by P. A. Sorokin. The Beacon Press. Boston, 1954. (Примеч. автора).

Меннониты и гуттериты — протестантские секты.
395 Такие курсы есть сейчас на многих крупных предприятиях. Опыт общин показал, что в рабочее время можно проводить не только технические, но и другие виды обучения. (Примеч. автора).
396 См. идеи, высказанные Ж. Фридманом в его замечательной работе: Machine et Humanisme. Gallimard. Paris, 1946. P. 371. Один из крупнейших социологов, выдающаяся личность нашего времени Альфред Вебер в своем глубоком исследовании «Der Dritte oder der Vierte Mensch» (Piper Co. Munchen) приходит к аналогичным выводам. Он подчеркивает необходимость совместного управления рабочих и служащих, а также уменьшения крупных предприятий до оптимальных размеров в сочетании с отменой получения прибыли в качестве стимула и введения социалистического соревнования. Однако внешних изменений недостаточно, «нам нужно, чтобы выкристаллизовался новый человек» (loc. cit. P. 91). (Примеч. автора).
397 Tannenbaum F. A Philosophy of Labor, loc. cit. (Примеч. автора).
398 Корпоративный дух (фр.).
399 Аутсайдер (англ. outsider — посторонний) — человек или организация, не входящие в данное объединение, посторонние для него.
400Самостоятельно, как таковой (лат.).
401 Grosland С. A. R. The Transition from Capitalism, in the New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman. Turnstile Press, Ltd. London. 1953. P. 66. (Примеч. автора).
402 Там же. С. 67. (Примеч. автора).
403 «New Fabian Essays». P. 72. (Примеч. автора).
404 Там же. С. 121,122. (Примеч. автора).
405 Там же. С. 129. 130. (Примеч. автора).
406 Тамже. С. 198. (Примеч. автора).

407 Albu A. The Organization of Industry, in the New Fabian Essays, loc. cit.. P. 121, and also Sturmthal A. Nationalization and Workers Control in Britain and France. The Journal of Pol. Economy. Vol. 61, 1. 1953. (Примеч. автора).

408 P. Моули, американский журналист и общественный деятель, руководитель так называемого «мозгового треста» при президенте Ф. Рузвельте, очень ясно высказался по этому поводу, написав в журнале «Ньюсуик» о расходах на новые модели автомобилей 1955 г., он утверждал, что капитализм хочет сделать людей несчастными и недовольными тем, что они имеют, чтобы они захотели купить новые вещи, в то время как при социализме должно бы быть все наоборот. (Примеч. автора).
409 См. высказывание Кларка в статье «Условия экономического прогресса»: «Одна и та же сумма дохода при сравнительно равномерном распределении создает относительно больший спрос на промышленные товары, чем при неравномерном ее распределении» (цит. по: Foote N. N. and Hatt P. К. Social Mobility and Economic Advancement. The American Econ. Rev., XLII, May, 1953). (Примеч. автора).
410 См. Brown H. The Challenge of Man's Future. The Viking Press. New York, 1954. P. 245. Я знаю немного книг, в которых на основе неоспоримых фактов и неопровержимой аргументации так ясно была бы представлена альтернатива между здоровым и больным современным обществом, между прогрессом и разрушением. (Примеч. автора).
411 Там же. С. 247, 246. (Примеч. автора).
412 Д-р М. Шапиро обратил мое внимание на тот факт, что Бертран Рассел сделал аналогичные предложения в книге: Proposed Roads to Freedom. Blue Ribbon Books. New York. P. 86. (Примеч. автора).
413 По проблеме групп, имеющих личный контакт, см.: Nisbet. Robert A. The Quest for Community. Oxford University Press. New York, 1953. (Примеч. автора).
414Хатчинс Роберт (1899-1987) — американской педагог, выступавший с критикой чрезмерной специализации в процессе обучения и стремившийся к сбалансированной системе образования.
415 Праздник 4 июля — День независимости США.
416 Рисмен Дейвид (Дэвид) (р. 1909) — американский социолог, специалист по социальной психологии и культуре США.

417 Ваал (Баал). —древнее общесемитское божество плодородия, воды и войны. Астарта— в древнефиникийской мифологии богиня плодородии, материнства и любви.

418 Аналогичные предсказания о появлении новой гуманистической религии были сделаны Дж. Хаксли в работе «Evolutionary Humanism», in The Humanist. Vol. XII, 5, 1953. P. 201. (Примеч. автора).
419 Гераклит (кон. VI — нач. V в. до н. э.) — древнегреческий философ-диалектик.
420 Менталитет (англ. mentality— способность мыслить) — умонастроение, склад ума, особенности сознания.
421 Конвергенция (лат. сonverge — приближаюсь, схожусь) — экономическое, политическое и социально-психологическое сближение двух систем, их врастание друг в друга.
422 Неточная цитата из Библии. См.: Второзаконие, 30, 19. (Примеч. отв. ред.).

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru




<< предыдущая страница