prosdo.ru
добавить свой файл
1
Факультативное занятие (10 класс) на тему:


«Официально-деловой стиль»

Тема: Официально-деловой стиль.

Цели: 1) Расширить и закрепить знания учащихся о стилях речи, официально-деловом стиле; углубить знания об особенностях официально-делового стиля; сформировать представление об основных речевых ошибках в официально-деловом стиле; сформировать навыки грамотного написания основных деловых документов.

2) Совершенствование устной и письменной речи, развитие внимания, памяти, мышления; расширение словарного запаса учащихся.

3) Вовлечь учащихся в активную деятельность; формирование интереса к языку, культуру общения.

Оборудование: раздаточный материал.
Ход занятия


  1. Оргмомент.

  2. Объявление темы и целей занятия.

Тема нашего факультативного занятия: «Официально-деловой стиль».

Сегодня мы рассмотрим главные отличительные особенности официально-делового стиля, поговорим об основных речевых ошибках в официально-деловом стиле, об основных деловых документах и правилах их написания, о тематических группах слов, которые относятся к официально-деловому стилю.

  1. Актуализация знаний.

Ученикам раздаются памятки «Официально-деловой стиль».

- Назовите происхождение слова «стиль».

- Что вы понимаете вообще под словом «стиль»?

- Что собой представляет официально-деловой стиль?

- Какие 2 формы официально-делового стиля вы знаете?

- Назовите жанры, которые относятся к этим формам.

- Какие лексические средства официально-делового стиля вы знаете?

- Какие морфологические средства официально-делового стиля вы знаете?

- Какие синтаксические средства официально-делового стиля вы знаете?

  1. Определите стиль речи приведенных ниже текстов

Научный стиль


Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше. 
Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста(поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. 
Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов. 
Художественный стиль

Красавицей русских лесов называют люди березу. 
Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.
Публицистический стиль

Не раз уже писали о великой роли для нашего здоровья кедров, берез, осин, черемух, рябин, то есть самых привычных для северян деревьев и кустарников. 
Теперь фитотерапия властно вторгается в нашу жизнь, по возможности заменяя сонмы и сонмы химических таблеток. 

В основе уникального лекарственного средства — кедровые орехи, плоды и цветки боярышника, березовые почки и другие целебные травы и природные средства. 250-граммовый флакон стоит около 170 тыс. рублей, для неработающих пенсионеров и инвалидов почти недоступная цена! Почему же так дорого? Оказывается, сырье для производства эликсира заготавливается на Алтае и Дальнем Востоке! Мол, экологически чистое и все прочее!...Но сколько стоит только его железнодорожная перевозка! 


Официально-деловой стиль

Выписка из протокола.

Слушали Л.И. Ярович, начальника отдела отдела Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости .
Несчастный случай со смертельным исходом произошел с трактористом К. в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Красный Уралец» Чернушинского района Пермского края при выполнении лесосечных работ. 
При падении береза зацепила сухостойную ольху, которая разлетелась на части в разные стороны. При падении вершина ольхи ударила по голове тракториста К., находящегося в опасной зоне валки дерева без защитной каски, нанеся ему смертельную травму. 
Комиссия по расследованию несчастного случая установила, что лесосечные работы проводились без технологической карты, а также при отсутствии контроля и организационного руководства должностными лицами за их проведением рабочими, неподготовленными по профессии и не прошедшими обучение, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, выполнявшими лесосечные работы без защитных касок. 

Разговорный стиль

Внучка у меня вчера спросила, что за дерево такое - береза. Пришлось отводить девчушку в лес, показывать.

Ну, дерево самое что ни на есть обычное, в нашем лесу на каждом шагу встретишь. Нашли мы березку нашу русскую. Ствол, можно сказать, в горизонтальную полоску. Поэтому никогда не спутаешь березу с другим деревом. Постояли мы около березоньки да и домой пошли.

Пришли, а внучка-то не унимается! Притащила соковыжималку, в сарае поленце березовое отыскала и давай просить: «Сделай мне березовый сок!»

Что нам помогает определить стиль речи каждого из приведенных текстов?

Для чего нужно знание стилей речи и умение их различать?


  1. Упражнение 1.

Выполняется письменно в тетради.

Подберите синонимы к словам и словосочетанию.


Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, сообщение, ходатайство.


  1. Упражнение 2.

Ученикам раздаются карточки, задание выполняется в карточке (письменно).

Вместо пропусков подставьте соответствующие глаголы. Мотивируйте свой выбор.

  1. Стороны берут на себя обязательство ____________ в срок все поставки оборудования и строительных материалов.

  2. Торговый депозит – это сумма денег, которую необходимо ______________ в качестве особого залога на счет организации, у которой приобретаются товары.

  3. Особым распоряжением генерального директора необходимо ________________ в штат сотрудников еще одного консультанта.




  1. Работа по карточке.

Ученикам раздаются карточки, задание выполняется в карточке (письменно).

Прочитайте слова, какие из них преимущественно употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают? Составьте словосочетания из выбранных вами слов.

Удостоверять, взимать, лес, утро, нижеизложенный, красота, протокол, расследование, луг, инструкция, дирекция, травушка, резолюция, стихотворение, уведомление, учебник, аннулировать, солнце, конфискация, обоснование, объяснение, ругаться, опровержение, вечер, отказ, оценку, туман, поручение, разрешение.

  1. Охарактеризуйте данный фрагмент «Конвенции о правах ребенка» по следующему плану (пользуясь памяткой «Официально-деловой стиль»):

  1. Стиль речи;

  2. Задачи речи;

  3. Отличительные стилевые черты;

  4. Языковые особенности на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Статья 13
  1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.


  2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

А) для уважения прав и репутации других лиц;

Б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка или здоровья или нравственности населения.

Статья 14

  1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

  2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

  3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

(«Конвенция о правах ребенка»:

  1. Стиль речи.

  2. Языковые особенности на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

На лексическом уровне:

- широкое употребление слов и сочетаний, имеющих окраску официально-делового стиля: право, закон, государственная безопасность, общественный порядок, государства-участники, право ребенка, свобода мысли, совесть, религия, нравственность, обязанности.

- отсутствие диалектных, жаргонных, просторечных и эмоционально-окрашенных слов.

- употребление специальной лексики: в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом.

- наличие стандартных оборотов речи: согласующимся с развивающимися способностями ребенка, свобода исповедовать свою религию, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровье населения.


На морфологическом уровне:

- высокий процент имен существительных: ребенок, право, свобода, мнение, информация, идея, границы, государство и т.д.

- частое употребление инфинитивных форм глагола: искать, получать, передавать, подвергаться, исповедовать и др.

- минимальное количество наречий.

- частое употребление предлогов от, в, по, для, на и др.

На синтаксическом уровне:

- большое количество осложненных и сложных предложений.

- широкое распространение рубрикации частей сложной конструкции:

Осуществление этого права может подвергаться…

А) для уважения прав и репутации других лиц;

Б) для охраны государственной безопасности…

- доминирование повествовательных предложений, отсутствие восклицательных предложений).


  1. Задание: исправить и прокомментировать ошибки

Ученикам раздаются карточки, задание выполняется в карточке.

В приведенных предложениях исправьте ошибки:

1) Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.
2) Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения.
3) Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях.

4) Благодаря успешного стечения обстоятельств, мы успели выполнить задание в срок.

5) Об этом мы познакомим вас позже.

6) Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности.

7) Следствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно.

8) Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции.

9) Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке.

10) Участвовать на выборах.

11) Факты говорят за возможность использования резервов.

12) Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 


  1. Исправьте тексты документов.

(Работа в парах. Ученикам раздаются карточки, ученики исправляют ошибки. Комментируют.)

1) В бухгалтерию 

                                                                                                   автокомбината №17

                                                                         Скворцова Л. Л., слесаря


                                                         доверенность.


Я, Скворцов Л. Л. доверяю получить деньги, заработанные мною за октябрь месяц сего года (в размере 3000 рублей), моему товарищу и другу слесарю Глухарю И. П. в связи с плохим состоянием здоровья.

Прошу вас взять с него расписку в получении денег и принесении их мне.

2.11. с. г.                                                                                            Скворцов


2) Председателю профсоюзного бюро завода

                                                             «Путь к сознанию»

Уряшкину А. И. 

                                       руководителя ансамбля народных инструментов

                                                                                                   Кукушкина С. С.


                                                     объяснительная записка.

Довожу до Вашего сведения, что полученные мною музыкальные инструменты в количестве 2 шт. (балалайка и баян) возврату не подлежат. Первая — как пришедшая в негодность в результате поломки в результате давки в автобусе. А у баяна продавлены меха сапогом неопознанного гражданина по причине скопления народу и как следствие этого факта ремень был сорван, баян упал, понеся физические и моральные потрясения. Прошу не лишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт в подшефном совхозе. Нижеподписавшийся



13.1. с. г.                                                                                                        Кукушкин
3) Директору автобазы 
от Никифорова Л.Н.

заявление.

Господин директор, к Вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. 
по следующему вопросу:
очень прошу освободить меня на время от работы на дальних рейсах, потому 
что я сейчас прохожу лечение в поликлинике. Справку могу предоставить. Очень 
прошу не отказать мне в просьбе.

Никифоров Л.Н. 2 марта 2004г.

4) Заведующему бассейном «Мир»

Дзержинского района г. Харькова

Потапову В. В.

Ерёменко Юлии Сергеевны,

Проживающей по адресу:

Г. Харьков, ул. Шекспира, д. 11

Заявление.

Прошу принять меня разнорабочей в Ваш бассейнчик. Я окончила техникум, работать смогу.

15. 10. 2007 год. Ерёменко Ю.

5) Директору школы

Остапенко Г. Н.

От Бочарникова Д. а.

Заявление

Товарищ директор, к вам обращаюсь я, учитель художественной школы Бочарников Д. а. По такому вот вопросу.

Уважаемая, очень прошу вас освободить меня на время от работы в художественных кружках, которые проходят после обеда. Я прохожу лечение в поликлинике, справку потом принесу. Прошу вас не откажите в моей просьбе. Подписался сам лично Бочарников Д. а.

18 ноября 2007 г. Бочарников Д.


  1. Упражнение.

Образуйте существительные от данных глаголов. Выделите суффиксы. Составьте с несколькими словами небольшой текст (3-4 предложения) официально-делового стиля.

( Ученики делятся на 2 группы и получают соответствующие слова).


Довести

Доверить

Состоять

Выступить

Обжаловать

Затребовать

Заслушать


Вступить

Предоставить

Осуществить

Констатировать

Назначить

Приложить

Удовлетворить


  1. Итоги занятия.

  • Какой стиль речи мы сегодня рассматривали?

  • Чем официально-деловой стиль отличается от других стилей?

  • Где используется официально-деловой стиль?

  • В каких бумагах?

  • Надеемся, вам понравилось, как мы рассказывали про официально-деловой стиль.

  • Теперь вы знаете, как и где его употреблять!