prosdo.ru
добавить свой файл
1
Тема 2. Экономическая публицистика в демократическом обществе.


Тезисы темы:

- Объект, предмет и задачи экономической публицистики и их специфика.

- Экономическая публицистика как важнейший институт демократии.

- Публицистика и демократия: взаимодействие, неразрывность связей.

- Принципиальная связь экономической демократии с политической.

- Экономическая публицистика как форма социальной критики.

- Экономическая публицистика в системе социального управления и контроля.

- Экономическая публицистика в государственных, партийных и независимых СМИ.

- Диалектика отражения общенациональных и групповых интересов в СМИ.

- Экономическая публицистика на экране телевизора и на газетной полосе: общее и особенное.
Экономическая публицистика – тематическое направление публицистики, предмет которого – социальные закономерности экономического развития общества и социальная эффективность экономических решений.

Интенсивное развитие экономической публицистики приходится на 70-80-е гг. ХХ в., когда уже более четко определилось ее место в системе массовой коммуникации, социального управления и контроля. Объектом публицистики является общество. Объект – это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется публицистикой. Предмет – это содержание, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом экономической публицистики понимается экономика и жизнь общества в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом экономической публицистики выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, динамическая картина общества, экономические отношения и проблемы.

В отражении сложных, порой противоречивых процессов современного периода, а также революционных достижений в построении основ общества с новыми производственными отношениями и реализации экономических реформ огромную роль играет экономическая публицистика, которая во все большей степени становится важнейшим институтом демократии. Экономическая публицистика активно способствует формированию складывающегося нового экономического сознания населения, «вербует» и множит ряды последовательных сторонников и участников радикальных реформ, проводимых в обществе.


В период формирования рыночных отношений ситуация резко меняется. Простое количественное увеличение публикаций на экономическую тему в период административно-командной системы управления народным хозяйством в настоящий момент перешло в качественно новое состояние – появление и не одного, а нескольких специальных экономических изданий, которые имеют весьма существенное влияние на характер политики, проводимой государственными органами. Дальнейший рост специализации, под которой раньше понималось закрепление за отдельными публицистами, органами средств массовой информации преимущественного права на освещение определенных проблем развития материального и духовного производства. Все большая специализация и последующее возникновение специализированных изданий обусловлены растущими общественными потребностями в ускорении хода перестройки всех сторон общественной жизни.

Возрастает роль социальной критики, поскольку экономические реформы все еще не принесли значительных результатов, а построение институтов гражданского общества находится только в начальной стадии.