prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8


Оглавление


Раздел 1.Экономическая теория как наука 3

Тема 1.1.Экономическая теория: предмет и метод, функции экономики. 3

1.1.1.Экономическая теория – наука общественная. Это значит, что наряду с 3

1.1.2.Методы экономической теории 3

1.1.3. Функции экономической теории 4

1.1.4. Структура экономической теории. 4

1.1.5. История развития экономической теории. 4

Тема 1.2. Производство и экономика. 7

1.2.1. Понятие производства. 7

1.2.2.Товар, его характеристика. 8

1.2.3 Воспроизводство. 10

1.2.4.Понятие потребности. 10

1.2.5. Ресурсы и факторы производства. 12

1.2.6. Экономических системы, их основные типы. 14

1.2.7. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики. 15

1.2.8. Собственность как основа производственных отношений. 18

Раздел 2. Микроэкономика. 21

2.1. Рынок, его механизм и условия формирования 21

2.1.1. Рынок: понятие, функции сущность рыночных отношений. 21

2.1.2.Причины возникновения рынка 22

2.1.3.Субъекты рынка 22

2.1.4. Классификация рынков 23

2.1.5.Инфраструктура рынка 23

2.1.6. Элементы рынка. 24

2.1.7.Принцип «невидимой руки» рынка 24

Тема 2.2. Теория спроса и предложения 24

2.2.1. Спрос. 24

2.2.2.Предложение 28

2.2.3.Рыночное равновесие, равновесная цена 30

2.2.4. Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения 31

2.4.5.Эластичность спроса и способ ее измерения 33

2.4.6. Перекрестная эластичность спроса. 34


2.4.8.Прикладное значение изучения эластичности спроса и предложения 35

Тема 2.3. Теория потребительского поведения 36

2.3.1. . Понятие предельной полезности и сущность закона убываю­щей предельной полезности, его значение 36

2.3.2. Кривая безразличия и бюджетное ограничение. 37

2.3.3.Сущность точки потребительского равновесия, ее значение 39

2.3.4. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретаемых благ 40

Тема 2.4. Рыночные структуры и роль конкуренции в экономическом механизме 41

2.4.1.Понятие рыночных структур и их типы (совер­шенная и несовершенная конкуренция). 42

2.4.2. Понятие «монополия», причины их возникновения. Основные формы монополий 44

2.4.3.Антимонопольная политика 46

Тема 2.5. Рынок факторов производства (ресурсов) 47

2.5.1. Рынок труда. 47

2. 5.2.Рынок капитала 50

2.5.3.Рынок земли 52

Раздел 1.Экономическая теория как наука


Экономика – величайшее открытие человечества,

которое привело к колоссальным возможностям

изменения всех сфер жизни в лучшую сторону.

Джон Милтон

Тема 1.1.Экономическая теория: предмет и метод, функции экономики.




      1. Экономическая теория – наука общественная. Это значит, что наряду с

другими аналогичными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Вместе с тем, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т.е. хозяйственные связи и отношения и экономическое поведение людей. Если конкретизировать, то экономическая наука занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица и многими другими проблемами общественных отношений в процессе производства, распределения и потребления благ.


Все эти вопросы, однако, являются отражением главной экономической проблемы – проблемы получения достаточного количества благ при минимуме производственных затрат.

Отсюда в центре внимания ученых – экономистов – поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей. Это и составляет главный предмет экономической теории.

1.1.2.Методы экономической теории


Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т.е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из этих методов являются:

  • Наблюдение, сбор фактов – восприятие экономических процессов в их реальном виде;

  • Эксперимент- проведение искусственного научного опыта;

  • Моделирование- изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу;

  • Метод научных абстракций - используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий – так называемых абстракций (таких как цена, деньги, дешевый, дорогой и т.п. или при анализе различных товаров абстрагируемся какая одежда – мужская, женская, а – просто «Одежда»);

  • Метод анализа и синтеза - предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез);

  • Системный подход - позволяет использовать и сочетать анализ и синтез, как комплекс;

  • Метод индукции и дедукции - движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, или обобщение; А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называется дедукцией;

  • Исторический и логический метод - предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями;
  • Графический метод - основан на использовании различных чертежей и рисунков – схем, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.

1.1.3. Функции экономической теории


Можно выделить четыре основные функции экономической теории: познавательную, методологическую, образовательную, практическую.

    1. познавательная – состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономику общества и представлять полученные знания в теоретическом виде, т.е. обобщенно и систематизировано.

    2. методологическая – проявляется в том, что экономическая теория служит теоретической базой для всей системы экономических наук.

    3. образовательная – благодаря ей многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой.

    4. практическая – заключается в разработке конкретных принципов и способов рационального хозяйствования.



1.1.4. Структура экономической теории.



С методом анализа и синтеза логически связано деление эко­номической теории на микро- и макроэкономику, которые пред­полагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных сис­тем.

Так, микроэкономика имеет дело с ОТДЕЛЬНЫМИ элемен­тами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей; производство или цену отдель­ного продукта и т. п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от вышерассмотренного метода макроэкономи­ка исследует хозяйственные системы в ЦЕЛОМ, или так на­зываемые агрегаты, т. е. совокупность экономических еди­ниц. К таким агрегатам относятся мировая экономика,

национальное хозяйство, а также крупные подразделения последне­го - государственный сектор, домохозяйства, частный сектор и пр.

Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, опери­рует обобщающими, агрегатными показателями, такими, как ОБЩИЙ объем продукции, НАЦИОНАЛЬНЫЙ доход, СУММАРНЫЕ расходы и т. п.

Образно говоря, если микроэкономика изучает деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес.


В то же время деление экономической науки на микро- и мак­росферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономи­ка тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделять. Мно­гие вопросы и темы экономической теории входят в обе сферы.

1.1.5. История развития экономической теории.


Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н.э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Наиболее значительные из них:

Меркантилизм – первая теория в области экономики. Основоположником теории был Томас Манн (1551-1611). Основной период развития теории 16-18 века. Основные идеи меркантилизма можно свести к следующему:

  • главное богатство общества – деньги (золото, серебро);

  • источник этого богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот);

  • государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.


Со временем экономика все усложнялась, и наука перешла от анализа обмена и торговли к анализу производства. В результате чего возникла школа физиократов, ярким представителем которой являлся Франсуа Кене, развивалась в 18 веке.

Физиократия означает власть природы. Основные идеи теории:

  • источник богатства общества – производство, а не обращение;

  • источник богатства – именно сельскохозяйственное производство;

  • промышленность – это «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукты природы и земледелия;


Ограниченность подхода школы физиократов преодолела классическая школа,

представленная Адамом Смитом и Давидом Риккардо, развивалась в 17-19 веках.


В отличие от физиократов они полагали, что:


  • всякое производство (а не земледелие) увеличивает богатство общества, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства в нее государства.

На базе теоретического наследия классической школы возникли два противоположных учения: марксизм и маржинализм.

Марксистская (пролетарская) политическая экономия ( с середины 19 века) – основоположник этой теории немецкий экономист и социолог Карл Маркс, его соратник Фридрих Энгельс и их последователи полагали, что социальные науки вообще не могут быть беспристрастными. Они открыто заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса.

  • Капиталистическое производство несостоятельно; трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм (с его частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и построить социализм с общей собственностью и государственным руководством экономикой во благо всего общества.


Маржинализм – это экономическая теория, возникшая во второй половине XIX в. и с противоположных марксизму позиций оценившая наследие классической школы (пред­ставители: Уильям Джевонс (1835—1882), Карл Менгер( 1840—1921), Фридрих фон Визер (1851—1926), Евгений фон Бам-Баверк (1851—1914).
Неоклассическая школа (основоположник — Альфред Маршалл (1842—1924)), развивая маржинализм, увязала его идеи с классической школой, за что и получила свое

название. Используя механизмы спроса-предложения и ры­ночного ценообразования, Маршалл соединил воедино производство и обмен, не противопоставляя их друг другу.

XX в. принес в мировую экономику огромные измене­ния, нашедшие отражение в рождении двух новых школ — кейнсиапства и институционализма.

Кейнсианская школа сложилась в 30-е гг. XX в. на осно­ве идей Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946) и развива­ется до сегодняшнего дня. Особенность учения заключает­ся в том, что:


а) идеи неоклассиков перенесены на уровень всей национальной экономики (макроэкономики);

б) обо­снована роль государства в регулировании рынка.
Институционализм — научная школа, введшая в научный анализ, помимо рынка, различные институты — корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенно­сти, традиции и т.д. Его представители — Торстейн Веблен (1857—1929), Уэсли Митчел (1874—1948).
Экономическая теория продолжает развиваться, появляются новые экономические учения. Современными взглядами на экономическую теорию являются:

1. Теория постиндустриального общества и конверген­ции, выросшая из институционализма (представители: Джон Гэлбрейт, Уолт Ростоу (США), Ян Тинберген (Ни­дерланды)). Главная идея: под воздействием НТР во вто­рой половине XX в. возникает смешанное общество, при­ходящее на смену социализму и капитализму.

2. Монетаризм как ответвление неоклассики, ставящее во главу анализа экономики денежные отношения, считая их решающим фактором в экономике (основоположник — Милтон Фридмен (США)).

3. Экономический либерализмтечение, идущее от классической школы (представители: Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек (Германия). Главная идея: минималь­ное воздействие государства на экономику, неограниченная свобода предпринимательства.

4. Теория рациональных ожиданий, исходящая из того положения, что современная экономическая деятель­ность невозможна без прогнозирования, предвидения основных путей развития (основоположник — Роберт Лукас (США)).

5. Теория неоклассического синтеза стремится объеди­нить основные идеи неоклассической школы и кейнсианства на путях анализа общего экономического равновесия, экономического роста и налогообложения (представители: Джон Хикс (Великобритания), Пол Самуэльсон (США).

Российская экономическая наука имеет своих представителей практически во всех перечисленных школах, начиная с А.А. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова, современников Петра I, ставших основателями россий­ского меркантилизма, и до


М.Н. Туган-Барановского (1865—1919), стремившегося объединить марксизм и маржинализм.

Мировую известность получила теория длинных волн в экономике Н.Д. Кондратьева (1892—1938), труды теорети­ка аграрной сферы А.В. Чаянова (1882—1937). Во второй половине XX в. советские экономисты В.В. Новожилов (1892—1970), В.С. Немчинов (1894—1964), Л.В. Канторо­вич (1912—1986) внесли крупный вклад в применение эко­номико-математических методов.




следующая страница >>