prosdo.ru 1
ТЕМА 9. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ


Система цен – это взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены. Так и определенные их группы.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т.д.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

* оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

* закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

* цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

* розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

* тарифы грузового и пассажирского транспорта;

* тарифы на платные услуги населению;

* цены обслуживающие внешнеторговый оборот;

* трансфертные цены, по которым внутренние подразделения или филиалы интегрированной фирмы обмениваются между собой факторами производства и продуктами.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции.

Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты и получить прибыль.


Состав затрат по производству и реализации продукции определен гл. 25 НК РФ и ПБУ 10 / 99. Для целей бухгалтерского учета состав затрат определяется по полному кругу затрат, который и является нижней границей цены предложения товара. Для целей налогообложения используют так называемые откорректированные затраты, в состав которых отдельные виды расходов (например , представительские расходы, расходы на рекламу, обучение, страхование и др.) включаются в пределах норм. Утвержденных в установленном порядке.

Факторы, влияющие на уровень цен.

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:

* спрос на продукцию;

* государственное регулирование цен;

* издержки по производству и реализации продукции;

* инфляция;

* конкуренция;

* другие факторы.

Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.

Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании.

Различают рыночные и регулируемые цены.

Рыночные цены товара – цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Свободные цены – рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольная цена - рыночная цена. Складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. (РАО «Газпром», «ЕЭС России»», МПС) .

Демпинговая цена – розничная цена, сознательно заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем цен. Используется как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. Критерии определения демпинговых цен различны. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.


Регулируемые цены – цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные цены.

Фиксированная цена - регулируемая цена твердо установленной величины.

Предельная цена – регулируемая цена, ограниченная нижним или верхним пределом.

К государственным методам регулирования цен относятся также предварительное уведомление об изменении цен, а также их декларирование.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования.

Элементы цены

Себестотоимость проиоизводс-водства и реи реализации

Прибыль производителя

Коссвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

Акциз

ндс

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки торговли

Прибыль торговли

Ндс торговли

Оптовая цена изготовителя








Оптовая отпускная цена







Оптовая цена закупки




Розничная цена

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товара от производителя к потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены на последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товара (услуги) может быть представлено схематично (рис. )

Оптовые цены изготовителя формируются на стадии производства товара ( услуг) , носят промежуточный характер и призваны:

А) компенсировать затраты производителя на производство и реализацию;

Б) обеспечить предприятию планируемую прибыль.

Оптовые отпускные цены включают косвенные налоги – акцизы и налог на добавленную стоимость. Оптовые отпускные цены обеспечивают начисление косвенных налогов, составляющих важнейшие статьи доходов федерального бюджета.

Оптовые цены закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закпки включает посреднические надбавки. Оптовая цена закупки обеспечивает необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена. Посредническая надбавка в российской экономической практике может иметь различные названия, но в любом случае это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.

Розничные цены формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые надбавки. Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.


Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене.

Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены. В современной практике ценообразования применяется система цен «франко». ( Схема 2).

Виды расходов включаемых в цену продукции

Цена продукции на складе поставщика

Расходы по доставке продукции на станцию отправителя

Расходы по погрузке про-дукции в ваго-ны на станции отправителя

Расходы по транспортировке до станции назначения

Расходы по выгруз-ке продук-ции из ва-гонов

Расходы по дос-таке от станции до склада

Франко –склад поставщика
















Франко – станция отправителя













Франко-вагон станция отправления








Франко – вагон станция назначения







Франко станция назначения




Франко – склад потребителя

Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете специфики этой информации. Различают цены фактических сделок которфе содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров на рынке. Они фиксируются в специальных коммерческих документах – контрактах и счетах, отражают реальные условия сделки, которые согласуются между реальными продавцами и покупателями.

Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве надежного индикатора реального состояния того или иного рынка товаров и услуг. Однако получение информации по этим ценам затруднено из-за того, что они составляют коммерческую тайну фирмы. Кроме того, весьма затруднителен анализ этих цен из-за значительной их дифференциации в зависимости от специфики реальных сделок.

Аукционные цены информируют участников рынка о возможностях покупки или продажи товара на аукционе. Аукционные торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены. В качестве начальной цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Уровень стартовой цены содержит информацию о стоимости и качестве товара, соотношении конкурентных сил продавцов и покупателей.

Биржевые цены содержат информацию о результатах биржевых торгов. Цены биржевой торговли информируют в основном о состоянии спроса и предложения на данный товар. Обычно товары на биржах продаются и покупаются без их предъявления и осмотра. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и сроки поставки.


Цены биржевой торговли распространяются в основном на массовые сырьевые и продовольственные товары.

Справочные цены информируют покупателей об условиях продажи товаров производителя (продавца). Они отражают в основном интересы продавца, носят ориентировочный характер и могут заметно отклонятся от цен фактических сделок. Для поставщиков справочные цены являются базой для определения цены предложения.

Ценовые индексы это информационные показатели динамики цен за определенный период. Индивидуальный индекс цен информирует о динамике цен отдельных товаров и рассчитывается как отношение цены отчетного периода к цене периода, принятого за базу для сравнения.

Ценообразование

Ценовые методы – это способ формирования цен на товары и услуги. Они могут быть представлены в виде следующей системы.

Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические методы ценообразования – на учете технико –экономических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка строится на использовании всей совокупности ценовых методов.

Ценовой метод полных издержек - способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия..

Метод применяется предприятиями, предложение которых близко к монопольному, и сбыт их продукции практически гарантирован. Преимущества метода полных издержек состоит в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль. Кроме того данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.

Однако метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени на рыночный спрос. Во- вторых, использование метода простого отражения затрат как в учете и анализе, так и в ценообразовании не позволяет выявить резервы снижения затрат, а также в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.


Ценовой метод стандартных издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.

Ценовой метод стандартных издержек в отличие от простого отражения затрат дет возможность их пофакторного анализа. Отклонения от стандарта обычно анализируются исходя из вызвавших их причин (как минимум в результате изменения цен и количественных отклонений от норм).

( Привести пример, когда растут цены на сырье, но снижаются нормы расхода этого сырья).

Преимущество метода состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносится с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.

Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей.

Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемым рынком, и т.п.

Ценовой метод прямых издержек – способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от условий выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки производства относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия на другое, ни при изменении масштабов производства (в определенных пределах). Поэтому чем выше разница между ценой изделия и совокупными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а следовательно – рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные затраты игнорируются при формировании цены. В целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.


Ценовой метод прямых издержек можно использовать и для решения некоторых других задач, например для:

- выбора различных методов производства и технологий;

- оценки необходимости и последствий капитальных вложений;

- принятия решений относительно того, следует ли производить комплектующие изделия, некоторые виды оборудования на предприятии или их лучше закупить на стороне;

- определения объема продаж, необходимого для получения приемлемого дохода в критической точке производства, а также наилучшей ассортиментной структуры производства;

- определения влияния изменений в объеме производства на доход.

Метод стандартных прямых издержек является разновидностью ценового метода прямых издержек который совмещает преимущества методов стандартных и прямых затрат.

Практическое занятие по теме «Цены и ценообразование на продукцию предприятия строительной индустрии»

Цель занятия:

понять принципы ценообразования на совершенном рынке; получить практику расчета покрытия затрат исходя из рыночной цены.

Форма проведения: практическое занятие

При любой ценовой политике, как правило, целью первого порядка является достижение максимальной прибыли от продаж новой продукции. Если решение о производстве новой продукции принять, то при определении цены решаются две ключевые проблемы:

1. Определение максимальной цены и максимального спроса на продукцию и зависимости объема продаж от цены.

2. Определение затрат на производство продукции, минимальной цены, обеспечивающей рентабельность производства.

Задача 1. Цена изделия, составляющая в первом квартале 200 руб., во втором квартале повысилась на 10 %. Постоянные издержки составляют 200 000 руб. Удельные переменные издержки – 60 руб.

Рассчитайте, как изменение цены повлияет на критический объем.

Решение.


Влияние изменения цены на критический объем можно определить по формуле:

q к = C [(1/ Z1 – v ) – ( 1/ Z2 – v )]

где qк – критическое количество выпущенной продукции в натуральном выражении;

C- Общие постоянные издержки;

Z1 и Z2 – прежняя и новая цена единицы продукции;

v - удельные переменные издержки;

1. Цена изделия после 10 % повышения

Z1 = 1,1 * Z2 = 1,1 * 200 = 220 руб.

2. Влияние повышения цены на изменение критического объема:

qк = 200 000 *[ (1/ 220 – 60) – (1 / 200 – 60)] = - 178 изд.

Таким образом, повышение цены на 10 % уменьшило критический объем продукции на 178 изделий.

Задача 2. Определить максимальный уровень цены закупки сырья (сахарная свекла) в соответствии с расчетными данными таблицы.



п/п

Показатели

Ед. измерения

Численное значение

1

2

3

4

5

6

Розничная цена товара (сахар)

Торговая надбавка

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Рентабельность продукции

Издержки производства и реализации про-дукции без учета стоимости сырья

Удельный расход сырья на единицу готовой продукции


Руб./т

%

%

%

руб./т

т/т

8316

12

10

25

1080

15


  1. Сбытовая цена (с учетом НДС). руб /т: = 8316 / 1,12 = 7425.




  1. Оптовая цена предприятия, руб /т. = 7425 / 1,10 = 6750



  1. Полная себестоимость и реализация продукции, руб /т. =

= 6750 / 1,25 = 5400

4. Стоимсть сырья в себестоимости единицы продукции, руб /т. =

= 5400 – 1080 = 4320

5. Цена покпки сырья, руб /т. = 4320 / 15 = 288.

Задача 3. Определить оптовую (отпускную) цену на товар, если себестоимость его выпуска – 600 руб. за единицу, приемлемая для производителя рентабельность – 20 % к затратам, ставка акциза – 15 %. Ставка НДС –20 %.

Решение.

Прибыль = затраты * рентабельность = 600 * 0,2 = 120 руб.

Цена изготовителя = себестоимость + прибыль = 600 + 120 = 720 руб.

Цена оптовая без НДС (115 %) = цена изготовителя (100 %) + акциз (15 %) = 720 * 1,15 = 828 руб.

Цена оптовая с НДС (120 %) = цена оптовая без НДС (100 %) + НДС (20 %) = 828 * 1,2 = 993,6 руб.

Задача 4. Определить эффективность производства пива, если розничная цена составляет 8 руб. за 0,5 литра. Производитель поставляет товар в организацию розничной торговли, которая применяет торговую скидку в размере 25 %. Товар облагается акцизом по твердой ставке 72 коп. за 1 л. Издержки производства составляют 4,1 руб. на 0,5 л.

Решение

Отпускная цена с НДС = розничная цена – торговая скидка= 8 – 8 * 0,25 =8 –2 = 6 руб.

Отпускная цена без НДС = отпускная цена с НДС – сумма НДС = 6 – 6* 0,1667 = 6-1 =5 руб.

Цена изготовителя = отпускная цена без НДС – акциз = 5 – 0,72 /2 = 5 – 0,36 = 4,64 руб.

Прибыль изготовителя = цена изготовителя – издержки производства = 4,64 – 4,1 = 0,54 руб.

Рентабельность = прибыль / издержки производства = 0.54 / 4,1 = 13,17 %.

Домашнее задание

1. решить задачи:

Задача. Подрядный коллектив, работая с 1 января по 1 апреля, выполнил работ на общую сумму 25 000 тыс. руб. (включая НДС). По условиям договора подрядный коллектив вправе распоряжаться 90% общей суммы расчетов с заказчиком, включая все налоги и платежи, предусмотренные законодательством.


В процессе выполнения работ подрядный коллектив, используя средства коммерческой организации, приобрел и израсходовал материалы за наличный расчет на сумму 2000 тыс. руб. и по безналичному расчету на сумму 6000 тыс. руб. Кроме того в свете предстоящих расчетов были приобретены спецодежда и инструмент в личное пользование на общую сумму 250 тыс. руб.

По данным бухгалтерского учета затраты, списываемые на производство в связи с работой подрядного коллектива, составили:

На 1 февраля – 290 тыс. руб.

На 1 марта - 700 тыс. руб.

На 1 апреля - 2600 тыс. руб.

Рассчитать сумму оплаты труда, начисленную подрядному коллективу, и сумму заработной платы, подлежащую выдаче на руки. Решение свести в таблицу. Определить цену реализации произведенной продукции.

Задача. Производственная себестоимость изделия равна 290 тыс.руб, непроизводственные расходы – 5 %, плановый уровень рентабельности – 16 %, НДС – 18 %.

Определить:

1) полную себестоимость единицы продукции;

2) расчетную цену предприятия;

3) отпускную (оптовую) цену предприятия.

Задача. Рыночная цена товара – 495 руб., розничная надбавка в цене 25 %, наценка сбытовой организации – 10 %, налог на добавленную стоимость – 18 %, полная себестоимость продукции предприятия – 250 руб.

Определить:

1) прибыль предприятия (руб.);

2) рентабельность продукции ( % ).

Задача. Рыночная цена на товар предприятия составляет 6000 руб, объем товарной продукции – 40 шт., полная себестоимость единицы товара – 4500 руб., в том числе оплата труда – 2000 руб.

Определите:

1) рентабельность продукции (% );

2) валовой доход предприятия ( тыс. руб. );

3) если налог на прибыль составит 30 %, то какими будут: цена, объем реализации, чистая прибыль.

Задача. Оптовый посредник приобрел на заводе-изготовителе партию телевизоров в количестве 300 шт. и продал их в розничную торговую сеть, выручив при этом 1 600 000 руб. Себестоимость изготовления одного телевизора 3000 руб., рентабельность – 25 % к затратам. Товар облагается НДС по ставке 18 %. Определите сумму НДС, уплаченную посредником.


2. решить тестовые задания с письменным обоснованием ответов.

1. Назначение классификации затрат на производство по экономическим элементам затрат:

1) расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции;

2) основание для составления сметы затрат на производство;

3) исчисление затрат на заработную плату;

4) установление цены изделия.

2. Назначение классификации по калькуляционнным статьям расходов:

1) определение цены за заготовку деталей, узлов;

2) исчисление прямых и косвенных расходов;

3) расчет себестоимости конкретного вида продукции;

4) составление сметы затрат на производство.

3. Издержки и прибыль торгующих организаций включается в:

1) закупочную цену;

2) оптовую цену предприятия;

3) розничную цену;

4) оптовую цену промышленности;

5) сдаточную цену.

4. Стратегия дифференцированного ценообразования основана на:

1) неоднородности покупателей;

2) продажи одного и того же товара по разным ценам;

3) сопряженных или взаимозаменяемых товаров;

4) учете конкурентоспособности фирмы.

5. Стратегия конкурентного ценообразования стоится на:

1) неоднородности покупателей;

2) возможности продажи одного и того же товара по разным ценам;

3) учете конкурентоспособности фирмы посредством цен.

6. Стратегия ассортиментного ценообразования строится на:

1) ценовой стратегии «набор»;

2) ценовой стратегии «выше номинала»;

3) ценовой географической стратегии.

7. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания включает следующие виды цен:

1) оптовые цены на продукцию промышленности;

2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;


3) регулируемые цены;

4) монопольные цены;

5) цены франко-склад потребителя.

8. Затратные методы ценообразования – это:

1) Метод полных издержек;

2) метод прямых издержек;

3) метод регрессии.

9. Параметрические методы ценообразования – это:

1) метод прямых стандартных издержек;

2) метод удельной цены;

3) метод баллов;

4) метод регрессии.

10. Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает:

1) формирование цены изготовителя;

2) отпускные оптовые цены;

3) оптовые цены закупки;

4) розничные цены;

5) транспортные расходы.

11. Что входит в структуру цены?


  1. себестоимость (издержки производства)

  2. косвенные налоги

  3. прибыль

  4. рентабельность